№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Дизайн


 Юрин Андрей Сергеевич

магистрант кафедры индустриального дизайна.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия".
Екатеринбург, Россия, e-mail: Yurin_sysert@mail.ru

ДИЗАЙН И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА


Ключевые слова: технологии дизайна, проблема потребления


Самоактуализация как воплощение своих внутренних потенций или желаний является важной составляющей полноценной личности. Полное отсутствие желаний, если и возможно, то недолговечно, а удовлетворение одного желания ведет к появлению другого. Удовлетворение желаний – потребность человека, которая, как предположил А. Маслоу, является врожденной. Самоактуализация – мотив, тенденция к актуализации, которая представляет собой свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранить и развивать личность [5]. Таким образом, важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, т. е. сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы, что включает развитие способностей, чтобы люди могли стать тем, кем могут стать, а значит – жить осмысленно и совершенно. Самоактуализация – это творческая тенденция человека, присущая ему от рождения, т.е. обусловленная самой его сущностью. О самоактуализации человека через вещи и среду можно говорить потому, что человеческое поведение тесно связано с физической организацией среды [6]. Вещь, кроме утилитарной, адаптивной и результативной функций, связанных, в основном, с физической организацией пространства, обладает еще и знаковой и коммуникативной функциями, влияющими на человека на психологическом уровне.

Самоактуализация человека через окружающие предметы может осуществляться через их (предметов) разрушение, потребление и созидание, однако следует понимать, что грань между этими формами достаточно условна, и в реальном взаимодействий человека с вещью могут сочетаться все формы, но одна из них будет доминировать. Самореализация через разрушение есть проявление своей «самости» через уничтожение «самости» другого, или порче предметов других. Такая самореализация вредна для общества, поэтому многие ее аспекты законодательно запрещены, например вандализм, эта форма самореализации в основном проявляется при неустойчивости в обществе. Большинство предметов, выпускаемых промышленностью, ориентируют человека на самоактуализацию через потребление. Под потреблением в данном случае понимается символическое потребление, т. е. средство демонстраций социального статуса, принадлежности к культуре (субкультуре) и т. п. Обладание или потребительство в настоящее время является распространенной жизненной стратегией, именно на эту стратегию направлено большинство разрабатываемых предметов. Дизайн в этом процессе играет ключевую роль. С его помощью задаются критерии модности, престижности, которые сокращают срок жизни вещей и стимулируют быстрое их обновление. Дизайн способствует тому, что человек, «отставший от моды», чувствует себя символически бедным. Так дизайн активно способствует самоактуализации через потребление, или потребительству.

Самореализация через потребление это копирование готовой «самости», ее воспроизводство по чужому сценарию [7]. Такое потребительство ведет как к социально-психологическим проблемам, например фрустрации, стрессу, и как результат – агрессии, апатии, депрессии, появлению таких понятий, как одноразовая культура, так и к экологическим проблемам – огромному количеству мусора и истощению ресурсов [4].

Самоактуализация через созидание наиболее полезна индивиду. В созидании человек сам ставит цели и достигает их, активно конструирует свою «самость», руководствуясь «индивидуальной меркой». В результате он выполняет свою роль творчески, не отчуждается от своей «самости», поскольку является автором этой «самости» [7].

Проблема превалирования потребления уже осознана. Одним из первых об этой проблеме заговорил Тоффлер в книге «Шок будущего», продолжают развивать это направление Бодрийяр («Общество потребления»), Грааф и др.

Дизайн обладает потенциалом для решения проблемы превалирования потребления. Появляются методики проектирования и технологии, которые могут мотивировать человека к самоактуализации через созидание. Безусловно многие из этих методик направлены на получение дополнительной прибыли от продажи, однако они имеют дополнительно гуманный потенциал. Одна группа методик – это активное участие пользователя в созданий объекта. В нее входят ориентированное на пользователя проектирование, которое в отличие от других методов проектирования пытается оптимизировать продукт так, как пользователи могут или хотят его использовать, вместо того, чтобы вынудить пользователей изменить свое поведение для приспособления к продукту.

Другая технология – это технология кастомизаций, как адаптирование имеющегося продукта под конкретного потребителя, через его комплектацию дополнительными элементами или принадлежностями. Например, сервис Customize your 2012 Mustang [1], позволяющий собрать уникальный по внешнему виду автомобиль из комбинаций стандартных частей, или сервис NIKEiD фирмы Nike [3]. Эти способы позволяют пользователю минимально участвовать в созданий продукта, исполняя свою роль творчески, конструируя свою «самость». Другая группа методик – это проектирование предметов, помогающих самоактуализации через увлечения, хобби и т. п. Например, проект Global Chef финалиста Electrolux Design Lab 2013 Давида Давода: «Людям интересно готовить, и они хотят развиваться и делиться своим опытом, а этот кулинарный помощник с возможностью связи позволяет создавать сообщества и стимулирует процесс творчества» [2]. Можно предположить, что такие предметы должны развивать черты самоактуализированной личности – непосредственность, простоту, естественность, ориентацию не на себя, а на решение проблемы, ответственность, удивление по отношению к действительности, общность, изобретательность. Такие вещи должны воспитывать, прививать человеку такие качества, как самопознание, общение, единение с природой, ее защита, приоритет духовного над материальным или их гармония.

Требуется дальнейший поиск методик и технологии, которые обеспечивают внедрение названных качеств в предметы, позволяют человеку самоактуализироваться через вещи или их «созидание», делая среду более гуманной.


Библиография

  1. Customize your 2012 Mustang: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ford.com/cars/mustang/customi-zer/
  2. Electrolux Design Lab: [Электронный ресурс]. – URL: http://electroluxdesignlab.com/en/submission/global-chef/
  3. NIKEiD Customize Shoes and Accessories: [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nike.com/us/en_us/c /nikeid
  4. Ванн, Д., Граф, Дж., Нейлор, Т. Х. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру /Д. Ванн, Дж. Грааф, Т. Х. Нейлор. – Екатеринбург: Ультра-Культура, 2005. – 392 с.
  5. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 1997. – 608 с.
  6. Черноушек, М. Психология жизненной среды / М. Черноушек. – М., 1989. – 174 с.
  7. Фромм, Э. Иметь или быть? / Э.Фромм. – М.: АСТ, 2000. – 448 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017