№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Дизайн


 Гостяева Мария Андреевна

магистрант.
Научный руководитель:
кандидат искусствоведения, профессор Н. П. Гарин,
ФБГОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург, Россия, e-mail: mag_008@bk.ru

САКРАЛЬНЫЕ ПРОСТРАНСТВА В СЕВЕРНОМ ТУРИЗМЕ: ДИЗАЙН-ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ОСНОВА РАСКРЫТИЯ РЕСУРСА ВПЕЧАТЛЕНИЙ


Ключевые слова: дизайн туристических маршрутов, северный туризм, сценарий маршрута


«Подлинные открытия – это не поиск новых земель,
а обретение нового видения»
 
Марсель Пруст

Пресыщение ценностями индустриальной культуры – закономерная тенденция любого полиэтнического общества. В бурлящем потоке технологизации все сложнее становится отыскать твердый берег «духовности», который начинается не с предметов, не с артефактов, а с идей, и с рожденных этими идеями сакральных пространств. Именно поэтому для обновления жизненной силы все большее количество людей возвращается к колыбели своих предков, к сакральным местам – неиссякаемому источнику силы, месту приобщения к священной тайне [5].

Этнический Север – это terra incognita, завораживающая своей таинственной красотой культура людей, которые живут в абсолютной гармонии с Природой [1]. Цельная синкретичная культура коренных народов Севера не отделяет «мир священный» (сакральный) от «мира обыденного» (профанного). Стремление к «глобальной сакрализации жизни» вносит символичность не только в предметы культово-ритуальной практики, но и в самые обычные повседневные вещи и природные объекты, насыщая их определенным содержанием, одухотворяя и преображая. Как следствие – мифологическое мировоззрение диктует правила поведения, нормы этикета и морали, а все предметное окружение одухотворено и наполнено глубоким сакральным значением. Таким образом, каждая вещь отражает смысл структуры целого (Вселенной).

В последнее время наблюдается заметный подъем в развитии этнографического, экологического и религиозного туризма, направленного на использование, в первую очередь, именно сакральных объектов [5].

Интерес к сакральным пространствам обусловлен прежде всего ценностью духовного насыщения и эмоционального опыта, переживаемых туристом «за пределами привычного». Таким образом, важнейшей составляющей сакрального путешествия является чувство единения с высшими космическими силами и приобщения к священной тайне. Однако глубина такой «сопричастности» зависит от степени осознания туристом всего смыслового наполнения, ведь в практике сакральных путешествий человек не только передвигается в физическом пространстве лесов, гор и рек, он также перемещается в сакральном пространстве символов, архетипов и смыслов, лежащих в системе мифологического мировоззрения традиционной культуры.

Однако турист – это носитель совершенно другой культуры, образа жизни и мировосприятия. Поданная в чистом виде вековая культура коренных народов будет для него не более чем «разговором на незнакомом языке», а многие существенные сакрально-семантические аспекты останутся либо незамеченными, либо непонятыми.

Таким образом, туризм выступает как своеобразная форма «встречи» человека (туриста) с другой культурой, средой. Особенностью этой формы соприкосновения является необходимость создания определенных условий для «диалога культур» [4]: проникновения в систему ценностей иной культуры, преодоления стереотипов и, главное, взаимного обогащения.

Для этого важно избежать «лобового» столкновения туриста с культурой коренного населения, сместив акцент с поверхностной «демонстрации» на осмысленную «интерпретацию». Цель такой интерпретации – «раскрытие смысла объекта или предмета культурного наследия, установление контакта между посетителем и объектом, который делает возможным новое понимание, основанное не только на знании, но и на духовном и эмоциональном опыте» [3].

Сакральное пространство – это то, что не материализовано. Но есть и своеобразные «тени» этого пространства – мифы, легенды, обряды, предметы культово-ритуальной практики. Они одухотворены и одновременно выступают как символы, знаки [1]. Предметная реальность как материальная оболочка сакрального пространства может стать своеобразным транслятором внутреннего содержания (символического наполнения). Таким образом, показать сакральное пространство – значит создать атмосферу, фантастическую, нереальную, передав суть через «опредмеченную» историю, рассказанную на понятном для туристов «языке».

Кроме того, большинство сакральных локусов в природном окружении коренных народов Севера отражают идею упорядочения и гармонизации отношений между человеком и природой. С сакральными объектами связан огромный пласт социального поведения (различные промысловые запреты, правила посещения святилищ и т. д.), что, в свою очередь, предполагает соблюдение этих правил и норм туристами, зачастую не владеющими подобной информацией. Поэтому организация предметно-пространственной среды, помимо символической и эстетической нагрузки, должна нести информацию об этической составляющей сакрального пространства.

Такая концепция туризма, без сомнения, предполагает интегративность и многослойность; и путь реализации этой концепции очевиден – через дизайн [4]. Задача дизайнера – обеспечить богатство впечатлений через предметную реальность (дизайнер как рассказчик «опредмеченных» историй, как «творец впечатлений»). Джон Хенч, главный имаджинер (англ. imaging+engineer – инженер воображения) Walt Disney Corp., говорил: «Как дизайнеры мы, имаджинеры, создаем Места – регулируемые переживания, осуществляемые в тщательно структурированных средах, давая нашим гостям видеть, слышать, даже обонять, касаться и испытывать ощущение вкуса неким иным образом… Мы усиливаем воображение гостей, выводя их за рамки повседневной рутины» [2].

Данный концептуальный подход к организации туризма находит развитие в проектировании туристского маршрута по р. Тром-Аган (Сургутский район, Ханты-Мансийского автономного округа).

Тром-Аган (хант. Торум-Явэн – Божья река). В традиционной культуре ханты река занимает особое место. Тром-аганские ханты из поколения в поколение передают легенду о рождении на их реке Верховного Бога Торума. Кроме того, на реке расположено возвышенность-святилище Эвэт рап – «дом обитающих духов».

Река Тром-Аган и ее обитатели с их уникальной культурой, мировоззрением и образом жизни являются основой маршрута. Предлагаемая концепция позволяет «воспроизвести» в рамках одного маршрута самые примечательные (привлекательные) объекты, события и явления реки Тром-Аган, а также культуру и быт ее коренного населения. Философская дизайн-концепция маршрута выстраивается на основе хантыйских мифологем, система которых отражает основные черты, специфику их идеологии, восприятия мира и принципы устройства жизни.

Создаваемое действенно-тематическое пространство маршрута неоднородно, в нем есть усиленные зоны «демонстрации культурных и природных достопримечательностей». Во время путешествия происходят смысловые «всплески» и, наоборот, «затишья». Культура, природные явления, мифы сменяют друг друга на «сцене» маршрута.

Праздник около святилища Эвэт рап – кульминация маршрута, центр напряжения и энергетический пик, в котором все чудеса реки Тром-Аган находят свое отражение. Благодаря предшествующей программе туристы смогут не только понять все составляющие этого праздника, но и прочувствовать его северную магию, таинственность и сакральность.

Таким образом, маршрут – это насыщенный «экстракт», цель которого – позволить туристам «прочувствовать» со всей глубиной и осмысленностью уникальность тром-аганской культуры и ландшафта.


Библиография

  1. Быстрова, Т.Ю. Оставляя только суть: интервью с Николаем Петровичем Гариным // Т. Быстрова. – URL:http://www.taby27.ru/tvorcheskie_raboty/intervju/garin_interview.htm
  2. Глазычев, В. Л. Дизайн как он есть / В. Л. Глазычев. – М.: Европа, 2010. – 320 с.
  3. Краснова, Е.М. Интерпретация культурного наследия как фактор развития туризма: международный опыт и перспективы развития в Беларуси / Краснова Е.М. // Туризм и региональное развитие. Вып. 4. – Смоленск: Универсум, 2006. – 640 с.
  4. Усенюк, С.Г. Дизайн-модель транспортной системы северного туризма (на примере Западно-Сибирского региона): дис. … магистр дизайна. Специальность 530402 – Промышленный дизайн / С.Г. Усенюк. – Екатеринбург: УралГАХА, 2007.
  5. Шубницина, Е.И. Сакральное пространство Урала и современное природопользование / Е.И.Шубницина [Электронный ресурс] – URL:http://www.pandia.ru/text/77/156/19707.php


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017