№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Архитектура


 Найданова-Каховская Екатерина Александровна

аспирант.
Научный руководитель:
доктор архитектуры, профессор С.В. Семенцов.
ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет",
Смоленск, Россия, e-mail: thesecretgarden@mail.ru

А БЫЛ ЛИ ГЕНПЛАН? (МЕХАНИЗМЫ КОРРЕКТИРОВКИ УЛИЧНО-ДОРОЖНОЙ СЕТИ ГОРОДА В ПОЛЬЗУ ЧАСТНОГО ЗАСТРОЙЩИКА)


В работе рассматривается беспрецедентная корректировка проектов планировки застроенных территорий без корректировки генерального плана города на основе волеизъявления муниципальных властей без учета мнения жителей города. Ключевые слова: документы территориального планирования, генеральный план города, проект планировки застроенных территорий города, улично-дорожная сеть, ИСОГД.

Ключевые слова: генеральный план города, улично-дорожная сеть, ИСОГД, территориальное планирование


В настоящее время практически все муниципальные образования Российской Федерации имеют разработанные и утвержденные документы территориального планирования. Населенные пункты – областные центры за временной отрезок в 5-10 лет успели не только разработать указанные документы территориального планирования, но и несколько раз откорректировать. В областных центрах существуют также информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД).

В ст. 57 п. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) [1, 2] напрямую указано, на кого возложено ведение ИСОГД, необходимой для ведения и осуществления градостроительной деятельности. Следовательно, такой документ территориального планирования, как генеральный план города, должен отражаться в ИСОГД. Кроме того, он должен соблюдаться и дополняться информацией из разработанных проектов планировки территорий города. Особенно актуально в настоящее время отображение в ИСОГД разработанных и утвержденных красных линий для устранения несоответствия и корректировки правил землепользования и застройки и генеральных планов городов.

В одном областном центре субъекта Российской Федерации сложилась практика разработки проектов планировки застроенных территорий с отображением основных положений генерального плана города.

В соответствии с требованиями статьи 65 ГрК РФ проекты планировки проходят публичные слушания. И тут случилось непредвиденное: частный застройщик захотел застроить (ликвидировать) проектную магистральную улицу общегородского значения регулируемого движения. И органы местного самоуправления города решили пойти ему на встречу. При этом генеральный план города как основной документ территориального планирования корректировать не предполагается. А вся ответственность как частного застройщика, так и органов местного самоуправления города за принятое решение перекладывается на разработчика документации по планировке территории. Причем публичные слушания по первому варианту – с улицей по генеральному плану – проводились с решением по утверждению проекта планировки.

После разработки варианта планировки территории «без улицы» опять будут проводиться публичные слушания. Следует ожидать, что административным ресурсом этот вариант планировки «без улицы» на публичных слушаниях будет утвержден еще быстрее.

Возникает вопрос: «А был ли генплан?». Нужен ли он в современном градостроительном поле, когда повсеместно идет нарушение ГрК РФ, так называемая «точечная застройка» территории городов, и самое страшное – нарушение требований пожарной безопасности?

Механизмы корректировки улично-дорожной сети города в пользу частного застройщика:

  • желание извлекать прибыль от застройки улично-дорожной сети без прогнозирования и градостроительного планирования;
  • теневые механизмы воздействия на органы местного самоуправления;
  • абсолютное нежелание видеть в потребителе градостроительной среды человека, которому необходимо гарантировать безопасную и комфортную среду обитания и жизнедеятельности;
  • отрицательное отношение к устойчивому развитию территорий.

В соответствии со ст. 1 п. 3 ГрК РФ устойчивое развитие территорий – обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений [1, 2].

Автор ставит под сомнение узаконенную застройку улично-дорожной сети как одно из условий устойчивого развития территорий. Поэтому вопрос «А был ли генплан?» особенно актуален в непрекращающейся «точечной застройке» территории городов. Генплан может стать средством сдерживания «точечной застройки» только в том случае, если администрация муниципального образования не будет принимать решений о «точечной застройке», не будет согласовывать «точечную застройку» улично-дорожной сети застройщикам и не будет вносить в проекты планировки и документы территориального планирования (генеральный план) корректировки по любому удобному им поводу.

В заключение хотелось бы добавить, что автор надеется на изменение к лучшему как в градостроительном законодательстве, так и в сознании людей (частных застройщиков, горожан и пр.), потому что мы все являемся потребителями качественной и некачественной градостроительной среды.


Библиография

  1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 28.07.2012) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=133425
  2. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2005 №210-ФЗ (ред. от 20.03.2011) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=111882;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.14783629972873297;from=57438-0  


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017