№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 46 - Приложение Август 2014

Архитектура


 Демехин Роман Игоревич

студент.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, ст. преподаватель А.В. Шадрина.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия".
Екатеринбург, Россия, e-mail: roman_demehin@mail.ru

АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ТЕРРИТОРИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ


Ключевые слова: стратегии позиционирования, развитие территорий, муниципальное образование, архитектурно-градостроительный анализ


В настоящее время выбор и проведение точной стратегии позиционирования [1] – одна из главных и наиболее сложных задач развития муниципального образования. Суть работы заключается в том, чтобы сделать отличительные особенности муниципального образования понятными и узнаваемыми за счет широкого изучения не только исторической составляющей исследуемого объекта, но и его конкурентоспособности, привлекательности с точки зрения как проживания, так и туризма, безопасности, универсальности, индивидуальности.

В современном обществе муниципальное образование – город или его часть выступает как развивающаяся среда с комплексом взаимосвязанных процессов. Само же современное общество, проживающее в черте города, постоянно подвергается воздействию факторов окружающей среды. Формат воздействия не ограничивается только природными явлениями, в городе человек испытывает на себе все отрицательные техногенные факторы: газ, шум, пыль, световое и информационное загрязнение.

Городская среда все больше становится разрозненной. Генеральные планы развития не всегда отображают пути решения той или иной проблемы, а нормы, разработанные еще в Советском Союзе, все так же не могут дать нам ответ на единственно важный сейчас вопрос: как проектировать правильно? Несмотря на соблюдение в проектах действующих норм, все чаще в городской среде появляются проблемы уже после сдачи объекта.

Ввиду сложности анализа конкретной территории, а также ее собенностей предлагается универсальный способ разделения проблем на своеобразные кластеры. Далее предлагается пошаговый алгоритм анализа территории для формирования стратегии ее развития и позиционирования.

Шаг 1. Исследование территории

Для изучения территории выбраны следующие параметры, которые предлагается извлекать не только традиционными способами архитектурно-градостроительного анализа, но и в процессе взаимодействия с потребителями (жители, гости города):

1. Композиция

Синонимом данного параметра можно назвать общую визуальную эстетику. Композиция отвечает на вопрос: «Насколько мне приятно то, что я вижу?». При проведении анализа еще один вопрос: «Что бы мне хотелось здесь видеть?». Анализируется психологическое восприятие и воздействие не только композиционного, но и колористического решения территории (куда входят световые инсталляции, реклама). Этот параметр глобален в том смысле, что он уже соединяет в себе практически все изложенные далее. После анализа формируется почти полная картина того, как люди, жители и гости изучаемой территории представляют ее. Здесь же появляются возможные пути развития и решения существующих проблем.

2. Важность

Данным параметром предлагается определить степень важности территории для населенного пункта. Если исследуемых территорий несколько, необходимо рационально выделить территории, работа с которыми наиболее важна по сравнению с остальными. Важными и особо важными территориями предлагается считать наиболее посещаемые территории, центры притяжения, а также территории с жилой застройкой, включающей не только дворовые, открытые и закрытые пространства, но и транспортные пути. При исследовании данный параметр может напрямую взаимодействовать со всеми перечисленными далее и включать их в свое содержание. Категория важности присваивается со ссылкой «параметр № 1», т. е. с учетом общественного мнения, истинного «потребителя» [5] территории.

3. Транспорт

Анализируется транспортная загруженность. По окончании анализа по данному параметру необходимо получить полную характеристику транспортного узла.

4. Безопасность

Отвечает на вопрос: «Насколько безопасна территория для разных групп населения?». Включает такие параметры, как естественное и искусственное освещение, безопасность пешехода, криминальная опасность и другие. Анализируются «дыры в безопасности». Результаты исследования по данному параметру сводятся в единую таблицу, где выделяются смежные проблемы.

5. Наполнение

Напрямую относится к параметрам № 1, 3, 6. Анализируется степень насыщения территории с точки зрения ее замкнутости/открытости, избытка или недостаточности малых архитектурных форм, ограждений, образовательных и медицинских учреждений, озеленения, транспорта, мест отдыха. Исследование по данному параметру направлено на поиск негативного психологического воздействия территории на человека. Параметр призван обнаружить причины этого воздействия, если таковое присутствует.

6. Комфорт [3]

Ощущение комфорта весьма абстрактное понятие, ведь для каждого человека комфорт индивидуален. Однако благодаря социальным исследованиям и тестированию населения по данному параметру появляется возможность определить «точки соприкосновения» общественного мнения и вывести критерии комфорта, которые и станут ответом на исследование.

7. Навигация [3]

Категория навигации анализирует территорию на наличие навигационной системы с использованием пиктографики. Кроме того, «навигация» может быть объединена с «композицией».

Фиксацию указанных параметров и их последующий анализ предлагается проводить с подключением организаций, занимающихся социальными исследованиями [2]. Каждый из перечисленных параметров характеризует ту или иную проблему, которая присутствует на любой исследуемой территории.

Параметры анализа территории могут быть изменены, исключены или добавлены в зависимости от особенностей анализируемой территории.

Шаг 2. Составление матрицы-шаблона типовых проблем территории в исследуемом муниципальном образовании.

Шаг 3. Предложение максимального количества вариантов решений той или иной проблемы.

Шаг 4. Разработка проекта и реализация одного или нескольких решений на проблемной территории.

Таким образом, все сводится к достаточно простому алгоритму действий:

1. В исследуемом муниципальном образовании на основе социальных опросов формируется список наиболее проблемных территорий.

2. Территории анализируется по перечисленным параметрам. Формируется матрица-шаблон проблем.

3. Выбирается необходимое и наиболее рентабельное решение по каждой проблеме и применяется на территории.

Данный алгоритм позволит проводить позиционирование и построение стратегии развития территории муниципального образования с наибольшей возможной эффективностью, поскольку задействуются не только объективные характеристики пространства, но и его субъективное восприятие. Учет мнения потребителя территории важен, если мы намерены создавать пространства, действительно удобные, приятные для человека – например, если мы позиционируем весь город как «город для человека» [4].


Библиография

  1. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент: Экспресс-курс / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с: ил. – (Сер. Деловой бестселлер).
  2. Малхотра Нэреш К. Маркетинговые исследования: практическое руководство: пер. с англ. – М.: Вильямс, 2002. – 960 с.
  3. Позиционирование территории/города, района, региона [Электронный ресурс] – Режим длступа: URL: http://www.Rian.ru/  
  4. Стратегический план развития Екатеринбурга до 2015 года [Электронный ресурс] : [утвержден 06.2003 ; пролонгирован до 2020 года Постановлением Главы города Екатеринбурга от 1.11.2008] / Администрация г. Екатеринбурга. – Разд. 3. Стратегические направления и программы, напр. 8. Генеральный план Екатеринбурга – город для человека [Электронный ресурс] – URL: http://www.ekburg.ru/officially/strategy_plan/strat_text/razdel3/napravlenie_8/
  5. Траут, Д., Райс, Э. Позиционирование. Битва за узнаваемость / Джек Траут, Эл Райс. – СПб. : Питер, 2001. – 256 с. (Сер.: Деловой бестселлер)


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017