№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 50 - Приложение Август 2015

Архитектура


 Батуева Анастасия Евгеньевна

cтудент 3 курса
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург, Россия, e-mail: Nastasya.batueva@mail.ru

РАЗРАБОТКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ ПРО-БИЗНЕС-ПАРКА В ЕКАТЕРИНБУРГЕ


Градостроительная концепция развития территории, прилегающей к индустриальному парку «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК», разрабатывалась в рамках закрытого студенческого конкурса. Инициатором проведения конкурса являлось ЗАО Управляющая компания «ПРО-БИЗНЕС-ПАРК».

 Территория, определенная заданием на проектирование, находится в южной части Екатеринбурга, в районе магистральной автодороги Екатеринбург-Полевской и представляет собой свободные от застройки земли, выведенные из сельскохозяйственного оборота. Участок ограничен: с северо-востока и севера газопроводом «Бухара-Урал»; с северо-запада и запада – коридором ВЛ 110 КВ и 220 КВ, с востока – дорогой регулируемого движения «Полевской тракт»; с юга и юго-востока – территорией ПРО-БИЗНЕС-ПАРКа, парком развлечений DREAM WORKS и участком ЕКАД.

В ближайшем окружении данной территории находятся пойма малой реки Камышенка, линия магистральной железной дороги Екатеринбург – Уфалей, линии электропередач, АГНКС «Газпром трансгаз», газовая распределительная станция №3 «Уралтрансгаз».

Участок представляет собой территорию с небольшим уклоном с юго-запада на северо-восток, с сетью дренажных канав, соединенных с р. Камышенкой, которая на северо-западе соединяется с рекой Патрушихой.

Общая площадь участка – 180 га. Непосредственно на самой территории для проектирования находятся две скважины, пойма р. Камышенки, и дренажная система.

Рассматриваемый участок выделен для комплексного освоения в целях развития жилищного строительства и коммерческо-логистической зоны. Целью разработки градостроительной концепции являлось предложение возможностей заданного использования территорий, формирования комфортной среды обитания населения и возможностей ведения бизнеса, а также обеспечения устойчивого развития территории, выделения планировочной структуры, установления параметров элементов планировочной структуры.

В ходе разработки идеи зонирования данной территории были предложены несколько вариантов планировочного решения территории, отличающиеся друг от друга зонированием, организацией улично-дорожной сети, подходами к планировочному формированию жилых и общественных зон.

1. Складская зона размещается на юго-западной части территории, общественно-деловая зона формируется вдоль скоростной магистрали. Планировочное решение улично-дорожноц сети (УДС) решетчатое. Главные дороги, проходящие через район, дополняются бульварами, соединяющими центральную территорию с рекреационной зоной. Особенностью варианта является предложение по организации в пойме р. Камышенка жилых территорий малоэтажной застройки и парка «Старый Екатеринбург» с имитацией городского пруда и завода (рис. 1).

2. В данном варианте предлагается общее планировочное решение в виде креста из главных улиц и бульваров, широтное планировочное направление соединяет общественный центр и проектируемую территорию с поселком Солнечный. Меридиональное планировочное направление дополняется парком и соединяет жилую территорию с проектируемым торговым центром в коммерческо-логистической зоне. Жилая зона имеет 5 планировочных элементов, которые располагаются вдоль главных улиц. Полукольцевая улица соединяет складскую зону со всеми объектами инфраструктуры территории (рис. 2).

Рис.1 Рис.2

 

3. Планировочное решение предполагает организацию относительно самостоятельных функциональных зон, разделенных широтной магистральной дорогой, проходящей вдоль северной границы коммерческо-логистической зоны. Основной центр формируется на границе со складской зоной на юге территории. Основные направления улиц соединяют жилые образования с центром и местами приложения труда. В центре жилой зоны формируется бульвар, выходящий к рекреационной зоне, где размещается спортивно-оздоровительный комплекс (рис. 3).

4. Данный вариант является интерпретацией второй модели. Главные улицы пересекаются, одна из которых ведет в поселок Солнечный. Складская зона на юго-западе территории отделена от жилой зоны парком. Формируется единый блок центра. Развит бульвар с юга на север (рис. 4).

Рис. 3 Рис. 4

 

5. Данный вариант имеет измененную радиально –кольцевую систему. Единый центр района, расположенный на юге, включает в себя общественно-деловой центр района и управленческий центр коммерческо-логистической зоны. По бокам от него располагается складская зона. Планировочная структура жилой зоны пластична, что позволяет создать сложные индивидуальные пространства жилых кварталов и микрорайонов (рис. 5).

Окончательная модель, представленная комиссии на защите данного проекта, отображает совмещение двух концептуальных решений, упомянутых выше (первого и второго), и включает лучшие их решения. (рис. 6)

Рис. 5 Рис. 6

От первого варианта взяты:
• модульная система
• «Старый Екатеринбург» как место идентификации района.
• деление планировочных элементов от мелкого к крупному

От второго:
• идея крупного центрального сквера
• пластичное начертание УДС.

Общее планировочное пространство в виде креста из главных улиц и бульваров района, одна из которых соединяет проектируемую территорию с поселком «Солнечный», другая, идущая с севера на юг, соединяющая школу (на севере) и рынок (на юге), дополняется просторным парком. В северо-западной части решено создать подобие центра Старого Екатеринбурга – «плотинку», к которой примыкают мелкие планировочные элементы, переходящие затем в крупные.

Улично-дорожная сеть представляет собой пластичную кольцевую структуру внутри проектируемой территории, соединяющую часть ПРО-БИЗНЕС-ПАРКа с новой территорией.

Жилая застройка имеет периметральную конфигурацию кварталов, дополненных внутриквартальными малоэтажными домами, развивающихся по извилистой пластичной системе.

Из расчета на численность население встала необходимость организация детских садов и школ – на данном, окончательном, варианте установлены 7 детских садов и одна большая школа [1, с 47].

Также предусмотрено подключение системы УДС проектируемой территории в надсистему УДС Екатеринурга, что позволяет населению, проживающему здесь, иметь два выезда в центр города и за его пределы по планируемым скоростным дорогам. Предложено размещение железнодорожной станции рядом с которой и по всей главной улице предусмотрены автобусные остановки.

Данный планировочный район имеет несколько центров, обладающих разными функциями, например, физкультурно-оздоровительный центр, расположенный на севере территории, или система КБО, распространенная вдоль главных улиц. Главным центром рекреации является зона «плотинки» на северо-западе района – зона «старого Екатеринбурга». Это позволяет распределить «центральные» качества городской среды на значительную территорию района.

«Входные» зоны в проектируемый район оформлены привлекательно для восприятия приезжего и местного населения как со стороны Полевского тракта (торгово-развлекательный центр), так и со стороны пос. Солнечный – организованная рекреационная зона с водной гладью и системой развлечений. Архитектурное и ландшафтное решение основных улиц и бульваров предполагает формирование привлекательных точек восприятия на всем протяжении территорий общего пользования.


Библиография

1. Авдотьин, Л.Н., Лежава, И.Г., Смоляр, И.М. Градостроительное проектирование / Л.Н. Авдотьин, И.Г. Лежава, И.М. Смоляр. – М.: Стройиздат, 1989. – 436 с.

2. СНиП 2.07.01-89*, «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

3. СНиП 31-06-2008, «Общественные здания и сооружения».

4. Яргина, З.Н., Косицкий, Я.В. Основы теории градостроительства/ Я.В. Косицкий, З.Н. Яргина. – М.: Стройиздат, 1986. – 326с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017