№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 50 - Приложение Август 2015

Архитектура


 Трифонкина Дарья Сергеевна

соискатель, ассистент.
ФГБОУ ВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет»,
Самара, Россия. dashat063@gmail.com

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ЦЕНТРОВ


На сегодняшний день все организации, занимающиеся научной деятельностью, можно условно разделить на две большие группы по их ведомственной принадлежности: это собственно научные объекты-комплексы (академические и корпоративные) и научно-исследовательские объекты при образовательных учреждениях (в частности, при вузах). В каждую из групп входят объекты, которые отличаются функциональной направленностью, организацией, размерами, специализацией научной деятельности [1].

В настоящее время в мировой практике научные объекты инновационной инфраструктуры представлены следующими наиболее распространёнными типами зданий: 
- научно-производственные центры; 
- научно-исследовательские центры; 
- центры развития; 
- лаборатории; 
- научные станции.

Наиболее крупными образованиями, как по размеру, так и по функциональному составу, можно считать научно-производственный центры – учреждения, в которых научные исследования проводятся наряду с опытно-конструкторскими разработками, экспериментальным производством и выпуском продукции (рис.1).

Рис. 1. Примеры научно-производственных центров

Научно-исследовательские центры (НИЦ) – учреждения, которые создаются специально для проведения научных исследований и опытно-конструкторских разработок. НИЦ – самая развитая архитектурно-типологическая группа зданий научной сферы (рис. 2).

Рис. 2. Примеры научно-исследовательских центров

Центры развития – научные учреждения с инновационным направлением. Здесь основой являются исключительно приоритетные на сегодняшний день инновационные разработки (рис. 3).

Рис. 3. Примеры центров развития

Лаборатории – важнейшие элементы инновационной сферы, в которых проводятся эксперименты и научные исследования. Они могут размещаться как в отдельных помещениях, так и в специально построенных зданиях-комплексах.

Одной из разновидностей лабораторий являются научные станции. Они представляют собой научно-наблюдательные пункты, предназначенные для проведения исследований и наблюдений в естественной среде (рис.4).

Рис. 4. Примеры лабораторий и научных станций

В зарубежных вузах разнообразные объекты для научных исследований представлены следующими распространёнными типами зданий: 
- инновационные центры развития; 
- научно-исследовательские центры; 
- лаборатории и мастерские; 
- испытательные центры; 
- научно-информационные центры.

Самые крупные объекты – инновационные центры развития. Это научно-технологические образовательные объекты, основным направлением деятельности которых является разработка и внедрение инноваций. В них зачастую объединяются учебная и научно-исследовательская зоны, которые в современных исследовательских университетах представляют собой единое целое. Такие центры ориентированы, прежде всего, на молодых ученых, начинающих заниматься научной деятельностью при вузе (рис. 5).

Рис. 5. Примеры инновационных центров развития при университетах

Следующими по размеру являются научно-исследовательские центры. Это подразделения вуза, создаваемые для проведения научных исследований и инновационной деятельности. В такие объекты в зависимости от потребностей вуза могут включаться и учебные помещения, доля которых может быть различной (рис. 6).

Рис. 6. Примеры научно-исследовательских центров вузов

Важнейшим элементом инфраструктуры для научных исследований в вузах, как и в научной сфере в целом, являются лаборатории, которые могут располагаться как в специально оборудованных зданиях, так и в отдельных помещениях университетских комплексов.

Испытательный центр – это одна из разновидностей лабораторий. Он предназначен для проведения испытаний образцов или моделей на соответствие определённым эксплуатационным качествам. Здесь учёные вуза получают возможность заниматься экспертизами, сертификационной и иной деятельностью в соответствии с научным и образовательным профилем (рис. 7).

Рис. 7. Примеры лабораторий и испытательных центров вузов

Научно-информационный центр – это объект, в котором обеспечивается формирование библиотечного фонда университета и осуществляется информационная поддержка учебной и научной деятельности. Современный научно-информационный центр является сложным технически оснащённым связующим звеном всех подразделений университета (рис. 8) [3].

Рис. 8. Примеры университетских научно-информационных центров

Панорама современных примеров проектирования и строительства объектов инновационной инфраструктуры, датируемых началом XXI века (40 научных объектов-комплексов и 50 объектов при вузах), позволил выявить следующие общие классификационные признаки, которые определили предложения по их типологическому структурированию: подчиненность (форма собственности, статус учредителя); градостроительные условия; мощность (вместимость, пропускная способность); функциональная интеграция; разнообразие предоставляемых форм услуг (в пределах основных функций); конструктивная схема; материалы ограждающих конструкций; степень компактности объемно-планировочной структуры; соответствие стандартам экологического строительства.

Так как в России в настоящее время актуализировалась проблема модернизации экономики на основе технологических инноваций [2, 4], формирование инфраструктуры сектора исследований и разработок на основе диверсифицированной архитектурной типологии является одним из самых перспективных направлений.


Библиография

1. Пучков, M.В. Архитектура университетских комплексов: монография / М.В. Пучков. – Екатеринбург: Вебстер, 2010. – 170 с.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. NQ 2227-р. – М., 2011. – 108 с.

3. Трифонкина, Д.С. Инфраструктура для научных исследований в университетах как гарант образования в интересах устойчивого развития / Д.С. Трифонкина, Т.Я. Вавилова // Инновации в архитектурном образовании : материалы междунар. науч. - метод. конф. / АзАСУ. – Баку, 2014. – С. 238-241.

4. Управление инновационными проектами и программами: учебное пособие / В.В. Быковский, Е.С. Мищенко, Е.В. Быковская и др. – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2011. – 104 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017