№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 50 - Приложение Август 2015

Архитектура


 Прокудина Рузанна Равилевна

ассистент.
ФГБОУ ВПО "Тюменский государственный архитектурно-строительный университет".
Тюмень, Россия, e-mail: rnna.brr@yandex.ru

ПРЕИМУЩЕСТВА АРХИТЕКТУРНОГО РИСУНКА


В современном мире в эпоху цифровых технологий устоявшиеся традиции рисунка находятся в состоянии кризиса, который показывает глубокие противоречия в проектной деятельности архитекторов, а также в системе архитектурного образования. Данная проблема сформировалась в результате переориентации проектной практики с ручного эскизирования на компьютерную графику.

Нельзя отрицать, что при помощи компьютера выполнять проектные задачи становится проще и быстрее, так как компьютерные программы большинство процессов выполняют автоматически, и это в значительной степени ускоряют сам процесс проектирования, поэтому студенты и опытные архитекторы все чаще пренебрегают ручными зарисовками в пользу компьютерной графики.

Специфической особенностью архитектора (дизайнера) является создание предметов в соответствии со своим внутренним образом-представлением. Это качество включает в себя развитие творческого мышления архитектора, когда происходит сотворение образа несуществующего предмета, где изначально включается фактор воображения, а после - изображения, с помощью бумаги и карандаша, в этом случае архитектор ограничен только собственной фантазией. Такое свойство дает возможность придумывать большее количество эскизов, не привязываясь к ним, что позволяет нам в любой момент отказаться от идеи и начать работу сначала. В то время как на компьютере при проработке огромного количества идей свобода мысли архитектора ограничивается сложностью инструментария компьютерных программ, то есть принципиальное различие ручного эскизирования от компьютерного в наборе инструментов, которые помогают выразить авторскую задумку архитектора. Также к отличительным особенностям относится качество подачи, где компьютерная графика будет выглядеть намного профессиональней. Но архитектурный эскиз, на начальном этапе формирования концепции, и не претендует на высокое качество представления авторской задумки, его целью является более обобщенное изображение архитектурных идей и передачи индивидуального почерка автора через графические материалы (карандаш, мягкие мат. и т.д.).

Способность эскизировать остается важным аспектом деятельности архитектора, даже в эпоху, когда традиционные способы архитектурной презентации уступают информационным технологиям. В настоящее время современное направление в архитектуре, провозгласив примат компьютерной графики, отодвинула архитектурный рисунок на второй план. При этом существует множество публикаций, появившихся в эпоху развития компьютерной графики, авторы которых настаивают на том, что ручная подача имеет много преимуществ. Эти исследования как правило отражают различные авторские точки зрения на данную ситуацию, и мало кто из исследователей пытается дать основанное на эмпирических экспериментах системное описание преимуществ ручной архитектурной графики перед компьютерной.

Таким образом, существует очевидная необходимость упорядочить разрозненные исследования преимуществ архитектурного рисунка, процесса проектирования, в котором, так или иначе задействуется ручная графика архитектора.

Достоинства ручного эскизирования в сравнении с компьютерным моделированием описываются во многих работах современных теоретиков и практиков архитектуры. О.Г. Максимов раскрывает преимущества архитектурного рисунка перед цифровыми технологиями через анализ творчества ведущих мастеров архитектуры. В своей работе Е.В. Кокорина, проводит исследования архитектурного рисунка с точки зрения психологии [6].

В книге Брайана Эдвардса «Understanding Architecture Through Drawing», исследуется практика рисунка путем изучения примеров прошлой и современной архитектурной практики, используя рисунок от руки в качестве основного аналитического инструмента по ряду конкретных примеров практических эскизов. В своих лекциях архитектор Сергей Кузнецов (главный архитектор г. Москвы) отмечает важность рисунка для проектирования как одного из «ключевых элементов формирования и совершенствования профессионального мышления архитектора. Рисуя с натуры…, архитектор учится чувствовать и использовать широкий диапазон пластических и выразительных средств, ощущать и применять детали, оценивать пространственные решения и пропорции зданий» [7]. Также через примеры ведущих архитекторов М. В. Дуцев описывает свойства эскиза через авторскую идентичность, воплощающую индивидуальность мастера [2].

Изучение авторами преимуществ рисунка, главным образом, рассматривалось с позиции развития идеи проекта и при этом экспериментальное доказательство приводилось только в одной работе - Кокориной Е.В. по одному из пунктов (развитие концептуально-интуитивной идеи проекта) При этом никто из рассмотренных нами авторов не пытался дать конкретное системное описание преимуществ и недостатков архитектурного рисунка, основываясь на экспериментальных данных. При ближайшем рассмотрении полученных указанным образом данных оказалось, что отмеченные авторами достоинства можно сгруппировать в следующие пять пунктов преимуществ:

1. развитие объемно-пространственного воображения;
2. развитие индивидуального почерка творца;
3. развитие культуры архитектурной презентации;
4. развитие концептуально-интуитивной идеи;
5. развитие визуальной грамотности.

Все эти преимущества архитектурной графии перед компьютерной многократно упоминаются в работах по исследованию роли архитектурного рисунка в творческом процессе проектирования, однако на сегодняшний день это перечень воспринимается профессиональным сообществом как само собой разумеющийся и никто не пытается дать ему экспериментальных доказательств.

Поскольку основные преимущества архитектурного рисунка, формулируемые исследователями, и упорядоченные нами относятся главным образом к области психологии творчества, мы предполагаем, что экспериментальное доказательство этих преимуществ должно строиться на основе принятых в психологии методик. В частности, в экспериментах такого рода могут быть использованы методики, аналогичные использованным в гештальтпсихологии [10].

В ходе исследования нами была сформулирована проблема отсутствия, основанных на эмпирических экспериментах системного описания преимуществ ручной архитектурной графики перед компьютерной, поставлена задача упорядочить разрозненные исследования преимуществ архитектурного рисунка, процесса проектирования, в которых задействуется ручная графика архитектора. Для решения которой была выбрана методика организации информации при помощи таблицы. Полученные результаты показывают, что экспериментальное подтверждение достоинств архитектурного рисунка может быть получено путем применения методик психологии творчества.

Список литературы 1. Аалто, А. Архитектура и гуманизм: сб. ст.: [пер. с фин., англ., фр., нем.] / Алвар Аалто ; сост., вступ. ст. и коммент. А.П. Гонзак. - М.: Прогресс, 1978. - 221 с., [8] л. цв. фот. фот. портр. – Библиогр.: с. 219. 2. Дуцев, М. Авторские методы в архитектуре. От эскиза к произведению [Электрон. ресурс] / М. Дуцев - 2010г. – Режим доступа: http://www.archiludi.ru/ 3. Ермолаев, А.П. Основы пластической культуры архитектора – дизайнера: учебн. пособие / А.П. Ермолаев, Т.О. Шулика, М.А. Соколова – М.: Архитектура – С, 2005 – 464 с., ил. 4. Зайцев, К.Г. Графика и архитектурное творчество/ К.Г. Зайцев. – М.: изд. Стройиздат, 1979. - 160с. 5. Калатрава Сантьяго. В поисках движения/ Сантьяго Калатрава - С.-Петербург, Изд-во Государственного Эрмитажа, 2012. - 264 стр. 6. Кокорина, Е.В. Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. архитектуры: 05.23.20 / Е.В. Кокорина. – Нижний Новгород: 2011. – 23с. 7. Кузнецов С. Архитектурный рисунок и его роль в работе архитектора\ С. Кузнецов – 2013г. Режим доступа: http://moscowarch.ru/news/lekciya-sergeya-kuznecova-arhitekturnyy-risunok 8. Максимов, О.Г. Рисунок в профессии архитектора: дис. д-ра архитектуры: 18.00.01 – М.: Стройиздат, 1999. - 400с.: ил, - М 17 ISBN 5-274-02258-8 9. Edwards, B. Understanding Architecture through Drawing: Second Edition/ B. Edwards. - Edinburgh: 2008, -273р.: ill. - ISBN13 978-0-415-44414-9 (pbk) 10. Gregory, R. L. Разумный глаз/ R. L Gregory. - Edinburgh: 2003, 47p.: 5-354-00342-3


Библиография

1. Аалто, А. Архитектура и гуманизм: сб. ст.: [пер. с фин., англ., фр., нем.] / Алвар Аалто ; сост., вступ. ст. и коммент. А.П. Гонзак. - М.: Прогресс, 1978. – 221 с., [8] л. цв. фот. фот. портр. – Библиогр.: с. 219.

2. Дуцев, М. Авторские методы в архитектуре. От эскиза к произведению [Электронный ресурс] / М. Дуцев – 2010. – Режим доступа: http://www.archiludi.ru

3. Ермолаев, А.П. Основы пластической культуры архитектора – дизайнера: учебн. пособие / А.П. Ермолаев, Т.О. Шулика, М.А. Соколова. – М.: Архитектура – С, 2005 – 464 с.: ил.

4. Зайцев, К.Г. Графика и архитектурное творчество/ К.Г. Зайцев. – М.: Стройиздат, 1979. – 160с.

5. Калатрава С. В поисках движения / С. Калатрава – СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2012. - 264 стр.

6. Кокорина, Е.В. Архитектурный рисунок как креативная составляющая языка профессиональных коммуникаций: автореф. дис. ... канд. архитектуры: 05.23.20 / Е.В. Кокорина. – Нижний Новгород: 2011. – 23с.

7. Кузнецов С. Архитектурный рисунок и его роль в работе архитектора /С. Кузнецов – 2013. – Режим доступа: http://moscowarch.ru/news/lekciya-sergeya-kuznecova-arhitekturnyy-risunok

8. Максимов, О.Г. Рисунок в профессии архитектора: дис. ... д-ра архитектуры: 18.00.01 – М.: Стройиздат, 1999. –  400 с.: ил. 

9. Edwards, B. Understanding Architecture through Drawing: Second Edition / B. Edwards. – Edinburgh: 2008, -273р.: ill.

10. Грегори Р.Л. Разумный глаз / Р.Л. Грегори. –  Эдинбург, 2003. – 47с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017