№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 50 - Приложение Август 2015

Архитектура


 Слащев Никита Александрович

магистрант.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия"
Екатеринбург, Россия, e-mail: mrstarman59@gmail.com

 Кузнецов Александр Сергеевич

магистрант.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург, Россия, e-mail: aleksandr_kuz15@mail.ru

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД АРХИТЕКТОРА


Просматривая проекты известных фирм, порой, поражаешься красоте формы, блестящей идее или изяществу конструкций. Иногда восхищение рождает стойкое желания тотчас же спроектировать нечто подобное, но уже на этапе эскизирования понимаешь, что изобретаешь велосипед. Как же создать проект собственного интересного здания? С чего начать: с разработки формы, конструкций или с анализа внешних факторов? Цель данного исследования – создание такой универсальной модели проектирования, которая позволит архитектору сохранить и реализовать творческую концепцию проекта.

В качестве инструмента наших изысканий применен аналоговый метод. Исследуем творческую деятельность архитекторов из наиболее известных бюро на предмет организации процесса проектирования и постараемся выявить, каким образом сегодня в них проходит разработка зданий и комплексов, и систематизировав полученные знания, сформулируем творческий метод работы.

Возьмем за основу одну из самых главных аксиом архитектуры: триаду Витрувия «польза, прочность, красота». Адаптировав эту триаду в более подходящий для нас облик, получаем: «идея, конструктивное решение, форма». Нельзя отрицать, что эти три составляющие и формируют здание, претендующее на архитектурную значимость. Однако в процессе проектирования они проявляются и развиваются не параллельно, а по некоторой кривой. Попробуем начертить графики развития проекта в плоскости, где по оси Х отложены конкретные этапы проектирования, а по оси Y – процентное выражение завершенности развития формы, идеи или конструктивного решения.

Как пример рассмотрим галерею искусств в Гренландии [1] (рис. 1), разработанную Bjarke Ingels Group. Анфилада музея заключается в кольцеобразную форму, предопределяющую круговой обход экспозиции выставки. Анализ внешних факторов среды выявил главным природный фактор – рельеф местности, на который буквально "положили" кольцеобразную форму, повторяющую изменения поверхности земли. Жесткий климат продиктовал материал наружных стен – бетон, а для обзора панорамы моря изнутри здания внутреннюю сторону кольца было решено остеклить. Затем остекление поделили на конкретные сегменты рамами, определили положение входов и остальные детали, тем самым сформировав облик здания.

Рис.1. Национальная галерея в Гренландии

 

Структурировав имеющуюся информацию, получим следующий график (рис. 2).

Рис. 2. График развития проекта национальной галереи в Гренландии

Интересен способ, к которому архитекторы того же бюро обратились при проектировании культурного центра в Марокко [2] (рис. 3).

Взяв за основу социальный (людопотоки), архитектурный (уже имеющуюся за-стройку) и экономический (заданную площадь центра) факторы, в качестве простейшего композиционного материала были выбраны кубики с равной площадью основания, которая при масштабировании в сумме составила нужный метраж (роль кубиков при разработке модели, кстати, выполнял рахат-лукум). Архитекторы распределяли по ограниченной площади кусочки этой восточной сладости, тем самым выявляя наиболее удачные места застройки и общую форму всего комплекса. Построим график развития формы для данного случая (рис. 4).

 

Рис. 3. Центр культуры в Марокко

Рис. 4. График развития проекта национальной галереи в Гренландии

Рассмотрим работу другого бюро, UNStudio, и их проект «Three Museums One Square» для Гуанчжоу (рис. 5). При работе над композицией на основе ассоциаций создается форма будущих зданий, к примеру, для музея истории — это «историческая устойчивость», в композиции сразу читается тектоничность и непоколебимость. Так как в данном проекте происходит организация также и пространства площади, на которой расположены музеи, архитекторы проводят глубокий анализ факторов окружающей среды, затем объединяют факторы и дорабатывают здания. График для данного проекта будет выглядеть так, как показано на рис. 6.

Рис. 5. Проект «Три музея, одна площадь», Гуанчжоу

Рис. 6. График развития проекта музеев в Гуанчжоу Рис. 7. График развития проекта

 

Объединим три полученных графика, доказав тождественность этапов проектирования. Во всех трех случаях на первое место выходит субъективный фактор (личное решение архитектора, что станет основой проекта. В первом примере это функциональная схема музея, во втором – традиционная форма, в третьем – знаковая система), далее следуют объективные факторы (рельеф, застройка, климат), затем, после слияния этих составляющих, происходит конструктивный разбор проекта. Заметим, что ключевые точки на графиках практически совпадают. Остается только найти среднее значение абсциссы для каждой ординаты и отобразить это на итоговом графике (рис. 7)

Используя информацию из него, составим наглядную универсальную модель творческого метода (рис. 8).

Рис. 8. Модель творческого метода

Несмотря на кажущуюся простоту данной модели, можно с уверенностью заявлять, что при правильном и последовательном выполнении пунктов получаются нескучные и жизнеспособные архитектурные решения, что доказано опытом известных архитектурных бюро.

Конечно, данный алгоритм не единственный, ведь кривые графиков для других проектов могут вести себя по-другому. Например, можно предположить, что для процесса проектирования Сантьяго Калатравы, график будет выглядеть следующим образом (рис. 9). Обосновано это тем, что в природных аналогах бионических творений архитектора структура, порой, уже проработана на должном уровне. Поэтому остается лишь найти достойную ситуацию для воплощения проекта.

Рис. 9. График развития проекта на основе биологического аналога

Остается сказать, что несколько универсальных моделей, собранных воедино, образуют уже некую универсальную формулу для творческого проектирования, применение которой может быть гораздо шире. Тем самым мы не ставим точку в данном исследовании, предлагая дальнейшее изучение и развитие этой темы.


Библиография

1. Bjarke Ingmar Group’s Nuuk Greenlands National Gallery of Art [Электронный ресурс]: портфолио Bjarke Ingmar Group. – URL: http://www.big.dk/#projects-nuuk (дата обращения 25.03.2015)

2. Lecture of Grisha Zotov [Электронный ресурс]: видеолекция на тему архитектуры.– URL: http://www.youtube.com/watch?v=8MRxrGy2TwQ (дата обращения 23.03.2015)

3. UNStudio’s Three Museum One Square [Электронный ресурс]: портфолио UNStudio.– URL: http://www.unstudio.com/projects/three-museums-one-square (дата обращения 25.03.2015)


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017