№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 50 - Приложение Август 2015

Дизайн


 Береговая Ольга Владимировна

cтарший преподаватель кафедры ДПИ
Институт искусств.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия".
Екатеринбург, Россия, e_mail: olga3028@mail.ru

КОСТЮМНЫЕ УКРАШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ СУБКУЛЬТУРАХ: СИМБИОЗ ДЕКОРАТИВНОГО И ЗНАКОВОГО


На протяжении всей истории украшения костюма имели различные функции, которые могли быть утрачены впоследствии, например, кроме декоративной и утилитарной функции, существовала функция оберега, сейчас она утрачена и стала чисто декоративной (рис. 1). Оберег должен был защищать наиболее уязвимые участки тела человека, он мог быть некрасивым, очень простым, но наполнен определенной охранительной значимостью. Использование его в декоративных целях смещалось на второй или третий план.

Рис. 1. Современная декоративная пряжка для ремня, выполнена в старославянском стиле. 2011. Латунь, чернение

Появилась система маркирования, в современном мире это именно маркеры, а не украшения, которые обладают качеством всеобщности, едиными остались функции утилитарная и декоративная. Маркирование же не обладает качествами украшений, едиными для всех. Важно, что в разных обществах те или иные качества могут прочитываться по-разному, это так называемые подвижные маркеры. Например, в прошлом использование креста в украшении для христианина имело одну символику – спасение души, когда как для мусульман крест утрачивал такое значение, оставаясь лишь декоративным элементом в орнаменте. Другая известная всем эмблема ислама – полумесяц, имея сакральные значения для мусульман, в средневековых эмблемах западного мира, особенно при ассоциации со звездой, создавал символический образ рая [2, с. 489–491]. Маркировалось богатство и состоятельность человека, существовало партийное маркирование, со временем оно себя исчерпывало, и украшения с партийной маркировкой становились декоративными элементами костюма, их можно было пристегивать по несколько предметов одновременно, при этом меняя цветовые сочетания в изделиях, место ношения и т. д. (рис. 2.) Отметим коммуникативную функцию украшений, благодаря которой можно понять, из какого края, какого вероисповедания человек, к какой субкультуре принадлежит, кем работает, чем увлекается. Украшение выступает как особый социальный знак, символ.

Рис. 2. Октябрятские значки, утратившие партийную принадлежность и модернизированные

Половозрастное маркирование активно используется в молодежных субкультурах, которые существуют в связи с потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. В силу этих особенностей молодые люди вступают в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций, и выражают свое недовольство главным образом через костюм, в частности через украшения костюма. Например, в таких молодежных субкультурах, как хиппи, панки, металлисты, рокеры, можно обнаружить обилие декоративной фурнитуры, в комплексе создающей украшение костюма (пуговицы, молнии, «собачки», пришивные украшения в виде брошей и пряжек, наплечные украшения, декоративные карабины, декоративные заклепки, наручи, съемные броши, пояса, пряжки, ремни, наконечники на шнурки, шейно-нагрудные украшения). Мировая культурология обратила внимание на феномен субкультуры сравнительно недавно, обозначив его роль в развитии общества. Это обусловлено революционным изменением типа культуры, который формируется с конца XIX и объемлет весь ХХ век. В эпоху массовой культуры, обусловленной в том числе и изменением структуры общества, скоплением большого числа людей в городах, утрачены границы в сословной иерархии, что способствовало смене сословной основы культуры на культуру общенародную с выделением субкультур.

Неформальные сообщества воспринимались как явления в противоположность «высокой» официальной культуре, а идеология молодежи – как разрушающая всякую культуру, противостоящая культуре как таковой. Ф. Бродель в работе «Структуры повседневности» обращается к изучению особенностей массового сознания, где отмечается проявление установок сознания на общепринятость («как все»), о чем свидетельствуют сформировавшиеся в определенный период разные группы по интересам [3, с. 352].

Тема субкультуры перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. В наше время она обрела особую актуальность, многие субкультуры стали восприниматься как «подсистемы» культуры, подтверждая мультикультурный характер современного общества. Сформировались особенности идеологии у разных субкультур, потребительское поведение, язык и символика, в целом образ жизни, характерные для различных социальных групп. У каждой субкультуры стали появляться отличительные черты во внешнем облике, где украшения становятся доминантой в формировании стиля.

Самые яркие и известные субкультурные общности – это молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки, интернет-сообщества и интернет-культуры, арт-субкультуры, например зародившееся в середине XX века ролевое движение, хиппи, металлисты и панки, готическая субкультура, хипстеры, хип-хоп культура и др. Каждой из их присущи своя музыка, свой жаргон, своя мода, свое искусство, в том числе искусство украшений (рис. 3).

Рис. 3. Яркие представители субкультуры готов. Черный цвет в одежде контрастирует с металлическими украшениями костюма, обилие цепей, шнуровки работает на целостный образ. Готы находят в этом свою радость, энергию и силу в грусти, мрачности, депрессии

Костюмный образ субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей, а также на основе эстетики определенных фильмов.

Таким образом, субкультуры развивались, могли оказывать влияние на общую культурную жизнь общества в разных областях, например в психологии, политике и моде. Становится модно принадлежать к какой-либо субкультуре, демонстрировать те или иные политические взгляды на жизнь или, наоборот, быть вне политики. Внешне демонстрация принадлежности к какой-либо субкультуре сопровождалась костюмным образом, украшениями костюма.

В качестве примера одной из первых субкультур можно назвать субкультуру ковбоев, фактически воплощавшую в себе американскую мечту, своеобразие ковбойской романтики, мощи и необузданности характера. Первоначальный внешний облик ковбоев включал одежду из грубых тканей, бычьей кожи, металлических блях, клепок, ремней с металлическими пряжками, шляпы, своеобразного шейного украшения, напоминающего узду лошади. Впоследствии ковбойский стиль, демонстрирующий нрав, свободу духа, своеобразный взгляд на жизнь, стал определять внешний облик многих субкультур современных городов, начиная с улиц и заканчивая ночными клубами.

Ковбойский стиль проник в массовую моду, чему способствовали популярные фильмы, такие как «Закон с двумя кулаками / Two Fisted Law» (1932) «Пастух с холмов/The Shepherd of the Hills» (1941). Кожаные ковбойские куртки с бахромой, джинсы, высокие сапоги или ботинки с высокой шнуровкой, костюмные украшения (ремень с большой бляхой, подтяжки, обилие металлической фурнитуры на джинсах, шейный шнурок с металлическим зажимом) можно увидеть повсеместно.

Стоит заметить, что современная субкультура байкеров демонстрирует культурную преемственность с образом ковбоя, воплотив в себе массовую философию сильного свободного человека, отличного от среднестатистического городского жителя (рис. 4). Придерживаясь внутри субкультурной общности определенной знаковости, опознаваемой в социуме, байкеры тем самым отличаются от других субкультур, при этом выделяют индивидуальные особенностей внутри своей субкультуры, создавая иерархию среди членов группы.

Рис. 4. Байкерская пряжка для ремня с образом ковбоя. Серебро, чернение

Украшения костюма, присущие данной субкультуре, содержат яркие художественные образы, работающие на концепцию субкультуры, при этом учитываются технологии, выбор определенных материалов, цвет, фактура, семантика. Одним из ярких образов для байкера стала дорога, символический смысл которой заключается в отражении жизненного пути человека, его судьбы. Другой известный символ байкеров – череп – символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти (рис. 5).

Рис. 5. Металлические заклепки на одежду с байкерской символикой. Существует поверье, что, когда приходит смерть, она оставляет на умершем свой знак – череп, если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает его, поэтому на косухах чаще всего можно видеть множество заклепок с этой символикой

Кроме того, субкультура байкеров имеет статусное маркирование, где украшения костюма играют роль отличительного знака, присущего разным уровням статуса, крепятся на определенном месте костюма. В зависимости от статуса члена клуба байкер имеет право носить персонифицированные нашивки со своим именем или прозвищем. Кроме того, на украшениях появляется символика различных клубов байкерской субкультуры.

В наши дни у человека есть возможность не только подобрать украшение для любого случая, но и продемонстрировать свою принадлежность к определенной субкультуре. Субкультуры создают узнаваемость, а, следовательно, облегчают контакт между людьми (рис. 2). Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его украшения. Во все периоды существования общества украшения костюма были средством выражения социальной принадлежности, знаком привилегий одного сословия перед другим. Чем сложнее структура общества, тем богаче традиция, тем разнообразнее украшения. Костюмные украшения позволяют высказаться, заявить о той или иной принадлежности человека, выявить его особенности.

Отметить, что внутри субкультур существует корпоративное маркирование. Так, "корпоративные" готы, работающие в крупных фирмах, где существует дресс-код, одеваются в строгие костюмы исключительно черного цвета. Среди «своих» гот будет как все, а по сравнению с людьми, к данной субкультуре не принадлежащими, он будет другим. Цель достигнута, его заметят.

Подводя итоги, отметим что в выявлении индивидуальности личности огромную роль играют украшения костюма, формируя структуру, в которой сливаются декоративность и семантика, влияющие на весь костюмный образ. Невозможно избежать производства массовых украшений, но благодаря их разнообразию костюм позволяет создать индивидуальный мир для единицы, выделяя ее из массы или же, наоборот, позволяя ей с легкостью влиться в толпу, став «как все».


Библиография

1. Васильев, А. А. Русская мода. 150 лет в фотографиях / А. А. Васильев. – M.: Слово/Slovo, 2004; 2012. – 448 с.

2. Бартольд, В.В. К вопросу о полумесяце как символе ислама / В.В. Бартольд // Сочинения. – М.: Наука, 1966. – Т. VI. – С. 489–491.

3. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 2: Игры обмена / Ф. Бродель. – М.: Прогресс, 1988. – 632 с.

4. Левикова, С.И. Молодежная субкультура: учебное пособие / С.И. Левикова. – М.: Гранд, 2004.

5. Лотман, Ю. М. Избранные статьи. В трех томах. Т. I. Статьи по семиотике и топологии культуры / Ю. М. Лотман. – Таллин, 1992.

6. Парыгин, Б.Д. Социальная психология: учебное пособие / 2-е изд. / Б.Д. Парыгин. – М., 2003.

7. Руднев, В. П.Словарь культуры ХХ века. / В. П. Руднев. – М.: Аграф, 1997. – 384 с.

8. Дик Хебдидж. Главы из книги «Субкультура: значение стиля» //Теория моды. – № 10, зима 2008–2009.

9. Hebdige, D. Subculture: The meaning of style / D. Hebdige. – London; New York: Routledge, 1981. (New Accents).


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017