№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 50 - Приложение Август 2015

Дизайн


 Достовалова Анастасия Владимировна

магистрант.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия".
Екатеринбург, Россия, e-mail: Nastena.da@mail.ru

АРТ-ОБЪЕКТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ


В настоящее время активно меняется жизнь: происходит смена интересов и ценностных ориентиров, темпа и образа жизни людей. Активно развиваются города, все больше людей стремится вырваться из малых населенных пунктов. Невозможно игнорировать столь быстрые темпы урбанизации.

«Города и городские агломерации становятся основным сосредоточением деятельности людей, их материальной и духовной культуры, высокоразвитых форм жизни. Если в 1800 году на планете было приблизительно 5% городских жителей, в 1900 – 13,3%, то в 1990 году уже 48%. Если в начале XX века насчитывалось немногим более 200 млн. горожан, то в 1990 году – около 2,4 млрд. При этом наивысший прирост городского населения происходил именно с 1950–1990 гг. и составил 1,6 млрд. человек» [1, с. 4].

Становление городского образа жизни – сложный и многоплановый процесс. Для современных российских городов особенно остры проблемы пространственной и временной организации социальной инфраструктуры. Городская среда – очень стабильный, практически не развивающийся элемент в отличие от человека, который вынужден регулярно изменяться, подстраиваться под новые жизненные реалии. В такой ситуации социальная инфраструктура выполняет функции по обеспечению, поддержанию и сохранению взаимосвязей между всеми подсистемами города, осуществляя рационализацию городского образа жизни [8].

Но в данный момент человек и его потребность в комфортной городской среде забыты теми, кто занимается строительством и развитием городов. Понимание удобного городского пространства сводится к неким нормам и правилам, которые делают город однообразным и скучным, лишь формально повышая качество жизни горожан. А ведь право на город – это безусловное право человека, независимо от того, знаем мы о его наличии или нет, говорит Дэвид Харви [4].

Ричард Флорида, американский географ, занимающийся проблемами современных городов, определил ряд факторов успешности городов, важнейшие из которых относятся к качеству жизни в них, высокому уровню развития культуры, толерантности и идентичности. Все это приводит к мысли о том, что современному развитому городу крайне необходимы серьезные изменения.

Готовность к обновлению окружающего мира, направленность на наиболее современные формы деятельности и общения – характерные черты социокультурной активности жителей крупного города, что отражается на освоении ими в повседневной жизни окружающей городской среды, существенно меняет функции дизайна городской среды и актуализирует проблему качества жизни горожан [2]. Возникает необходимость переосмысления социальных процессов и проблем, чтобы разработать новые критерии и средства создания современных рекреационных пространств.

Компьютеризация и виртуализация почти всех сфер жизни, несомненно, накладывают отпечаток на стиль жизни людей. Люди все меньше проводят времени в городских рекреационных зонах, углубляясь в виртуальную реальность. Это имеет свою подоснову: городские пространства не настолько интересны и динамичны, чтобы быть комфортными. Сегодня даже для отдыха люди чаще предпочитают активные занятия, например спорт. Важным становится и критерий пользы: прогулка рассматривается не только как нахождение на улице, но и как средство получения новых знаний и эмоций.

Как реакция на повышенную активность человека в современной реальности появляются такие виды отдыха, как перфомансы, инсталляции, стрит-арт. Все они динамичны, выразительны, иногда случайны. Это и привлекает человека. Такие арт-объекты делают жизнь горожан более яркой и интересной. Они могут не только вызывать позитивные визуальные ассоциации, но и выступать в качестве активного композиционного средства, формирующего облик эмоциональной и гармоничной городской среды. Так, с помощью интересных и небанальных объектов в городе создаются точки притяжения людей, а фрагмент городской среды обретает уникальный дух места.

Понятие арт-объекта подразумевает объект искусства, рассчитанный на эмоциональную реакцию зрителя; это вещь неутилитарная, созданная из различных материалов и предметов, передающая творческую идею создателя путем визуального взаимодействия с публикой. Анализируя свойства и функции арт-объектов, можно предложить также иное определение: арт-объект – это произведение искусства, являющееся достопримечательностью.

Арт-объекты позволяют человеку влиять на пространство, усиливая образные характеристики среды сочетаясь или же контрастируя с пространством. С помощью таких объектов человек проявляет свое право на город и его социальное пространство.

Арт-объекты могут быть выполнены в различных техниках. Самые распространенные – это граффити (уличная живопись, в том числе световая) и скульптура. Уличная живопись очень популярна и зачастую имеет социально-философский подтекст, будь то провокационные граффити Бэнкси или известные стихи на стенах в Лейдене (Нидерланды). Примером скульптурных арт-объектов могут служить работы дизайнера Грязный Люкер (Filthy Luker) из Бристоля, Великобритания. Он преобразовывает скучные городские улицы, автостоянки и парки в ирреальные объекты и пейзажи с помощью различных негабаритных скульптур.

Также это может быть использование световых и видеоэффектов, ведь городские здания и объекты могут выполнять роль экрана. В этой технике работает французский фотограф Clement Briend. Он использует образы древних камбоджийских скульптур для придания обычным объектам большей красочности и эффектности. Проектируя 3D-изображения на деревья и здания на городских улицах, Briend старается персонифицировать окружающий его мир. По вечерам деревья в парижском парке Сен-Клу освещаются и словно преображаются в экзотические статуи. Конечный эффект выглядит так, как будто тысячи листьев вырезали, выкрасили и аккуратно прикрепили на каждое дерево.

Для создания арт-объектов может быть использован звук. В Стокгольме существует музыкальная лестница в метро. После ее создания люди стали чаще подниматься именно по лестнице, получая качественно новые эмоции от привычной им среды, одновременно улучшая свое физическое состояние.

Наконец, самым динамичным типом арт-объектов являются инсталляции. Этот формат подразумевает самоценную символическую декорацию, которая создается в определенное время и имеет название. Например, воздушные скульптуры Жанет Эхельман (Janet Echelman) в Ванкувере. В сотрудничестве с авиационными инженерами, механиками, архитекторами, дизайнерами по свету, ландшафтными дизайнерами и производителями тканей, она стремится трансформировать городские пространства при помощи гигантских плетеных подвесных скульптур.

Все эти арт-объекты делают город более гуманным. Это проявляется в следующих функциях арт-объектов:

1. Создание психологического комфорта личности за счет формирования эмоциональной, небанальной и разнообразной городской среды. Снятие визуального и психоэмоционального напряжения горожан.

2. Формирование духа места, уход от типовых городских пространств.

3. Создание отзывчивой городской среды за счет ее интерактивности. Это позволяет сделать городскую среду более гибкой, динамичной, интересной и непредсказуемой.

4. Формирование сомасштабных человеку городских пространств за счет формирования градостроительного партера, который становится основным связующим звеном между архитектурой города и человеком.

Таким образом, арт-объекты являются важным элементом городской среды. Часто созданные не дизайнерами, а художниками, фотографами и монументалистами, арт-объекты компенсируют отсутствие комплексного дизайна городской среды, создают вектор в этом направлении. Осмыслив концептуальные принципы возникновения различных арт-объектов можно изменить устаревшую парадигму дизайна городской среды, сделать город более гуманным и интересным для его жителей.


Библиография

1. Гороховодацкая, Е.В. Адаптивные рекреационные пространства в городской среде: дис. – / Е.В. Гороховодацкая. – Екатеринбург, 2014. – 65 с.

2. Птицына, Л.М. Проблематизация дизайна городской среды в современной культурологии: автореф. дис. канд. культурологии: 24.00.01/ Л.М. Птицына.– Челябинск, 2012. –14 с.

3. Гаргульи на деревьях. Световые инсталляции Климента Брие (Clement Briend) [Электронный ресурс] – URL: http://www.kulturologia.ru/blogs/301012/17314/

4. Дэвид Харви. Право на город [Электронный ресурс] – URL: http://www.redflora.org/2012/09/blog-post_6.html

5. Как заставить людей сделать выбор в пользу лестницы, а не эскалатора? [Электронный ресурс] – URL: http://www.novate.ru/blogs/221009/13255/

6. Огромные воздушные скульптуры Janet Echelman в Ванкувере [Электронный ресурс] – URL: http://theroom.ru/design/ogromnyie-vozdushnyie-skulpturyi-janet-echelman...

7. Стихи на стенах зданий в Лейдене [Электронный ресурс] – URL: http://www.cult-turist.ru/articles/tradition/muurgedichten_Leiden/?q=1112

8. Федулов, С.П. Социальная инфраструктура современного города [Электронный ресурс] – URL: http://ecsocman.hse.ru/data/958/991/1219/019.FEDOULOV.pdf

9. Street Life: сумасшедший и забавный мир Filthy Luker [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.novate.ru/blogs/300412/20626/


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017