№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 50 - Приложение Август 2015

Дизайн


 Ушакова Юлия Олеговна

магистрант кафедры архитектуры и градостроительства
ФГБОУ ВПО "Ростовский государственный строительный университет".
Ростов-на-Дону, Россия

 Горгорова Юлия Владимировна

кандидат архитектуры, доцент
ФГБОУ ВПО "Ростовский государственный строительный университет".
Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: gorgor.pro@yandex.ru

СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ МОТИВОВ В ДИЗАЙНЕ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ


Дизайн, созданный на основе этнокультурных мотивов – мировой тренд. Сегодня исторически знаковые узоры и орнаменты украшают наряды от именитых модельеров, предметы интерьера и мебель в разных государствах.

Помимо модных тенденций, есть и объективные причины, по которым этнокультурные мотивы актуальны для современного дизайна. Это присутствие своеобразного этнического маркера, несущего на себе отпечаток национального своеобразия при оформлении национальных культурно-массовых мероприятий. Дизайнеру не обязательно воспроизводить все детали буквально. Гораздо важнее вписать характерный образ в реальные условия (рис. 1) [1].

Рис. 1. Интерпретированные национальные мотивы на фасадах зданий отеля Namaste в Индии и Российского павильона на Всемирной выставке в Шанхае

Прием создания новых объектов с использованием современной интерпретации историко-культурных и этнических ассоциативных образов получил яркое воплощение в промышленном дизайне, в том числе дизайне мебели и оборудования (рис. 2).

Рис. 2. Стол, две скамьи и настольный футбол. Интерпретированные национальные мотивы, выполненные из материала Corian. Дизайн Я. Галанта

Идеи, основанные на одной форме или образе, могут получать совершенно разное воплощение. Например, образ матрешки, а также принцип трансформации, заложенной в ней, часто вдохновляет дизайнеров на создание новых объектов, но при этом каждый раз рождаются новые идеи [2].

Так кресло-матрешка Ольги Крюковой и кресло Matreshka Light с встроенной подсветкой, цвет которой можно изменять, основаны на одной и той же форме и выполнены в одном масштабе, несут одинаковое назначение, но при этом их решение в разном материале, прием перфорации сделали эти два кресла совершенно разнохарактерными (рис. 3) [3].

Рис. 3. Кресло-матрешка. Дизайн Ольги Крюковой. Matreshka Light Chair Georgi. Дизайн Petar Slokoski

В Ростовском государственном строительном университете на кафедре архитектуры и градостроительства магистрантам по направлению дизайн архитектурной среды в рамках курсового проектирования было предложено выполнить задание: создать современную интерпретацию этнокультурных мотивов при проектировании объектов городской среды (рис. 4).

Выполнение этого задания воспитывает вкус, позволяет провести исторический анализ, изучить возможности современных материалов, постигнуть и проанализировать опыт мирового дизайна и на основе всего этого создать новое актуальное дизайнерское решение объектов городской среды. При выборе тем и особое внимание, в данном курсовом проекте, преподаватели уделяют тематике переосмысления культурного наследия региона в современном ключе. Это позволит сохранить традиции и в то же время создать современную городскую среду [3].

Рис. 4. Элементы дизайна детской площадки, скамейка, парковка для велосипеда, горка. Работа Юлии Ушаковой. Руководитель кандидат архитектуры, член союза архитекторов России Ю. В. Горгорова

Прием создания новых объектов с использованием современной интерпретации этнических ассоциативных образов очень актуален и перспективен. Как показывают примеры это неисчерпаемый кладезь для вдохновения, на основе этого метода, возможно проектирование разнообразных новых архитектурных и дизайнерских объектов, которые придадут своеобразие, колорит, а также обогатят современную архитектуру и дизайн. А выполнение, например, элементов оборудования в общей городской стилистике станет средством визуальной идентификации города и будет способствовать повышению его туристической привлекательности и улучшению имиджа города.


Библиография

1. Черных, Д.Г. Русский графический этнодизайн в ХХ – ХХI веке [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов, 2014, № 45 – URL: http://archvuz.ru/2014_1/19

2. Горгорова, Ю.В., Козлов, В.П. Современная интерпретация исторического стиля в курсовом проектировании студентов специализации дизайн интерьера / Ю.В. Горгорова, В.П. Козлов // Античность в современном искусстве: Материалы международной научно-практической конференции, Архыз, 2012. – С. 57–59.

3. Горгорова, Ю.В. Актуальные проблемы дизайна архитектурной среды / Ю.В. Горгорова. – Ростов н/Д: Рост. гос. строит. ун-т, 2014. – 142 с.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017