№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 50 - Приложение Август 2015

Архитектура


 Ракова Наталья Николаевна

студент секции реставрации и реконструкции архитектурного наследия.
Научный руководитель:
кандидат архитектуры, профессор И. К. Белоярская.
Вологодский государственный университет,
Вологда, Россия, e-mail: 12natali1992@gmail.com  

ИССЛЕДОВАНИЕ АНСАМБЛЕВЫХ И ЦЕННОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СЯМСКОГО БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ РЕКОНСТРУКЦИИ И НОВОЙ ФУНКЦИЕЙ


Комплекс каменных монастырских построек Сямского Богородице-Рождественского монастыря обладал чертами ансамблевости и играл значительную роль в ландшафте в начале XX в. Большая часть дошедших до нас зданий архитектурного ансамбля позволяет задуматься о реконструкции исторически значимого объекта культурного наследия Вологодской области. Воссоздание и сохранение уникального памятника архитектуры возможно при грамотном подходе к его современному использованию. Выгодное положение ансамбля посередине оживленной трассы Вологда-Кириллов на оживленном пути к известным туристическим и паломническим центрам, делает возможным реконструкцию монастырского ансамбля с предложением достаточно широкого спектра современных функций.

Ключевые слова: реконструкция, архитектурный ансамбль, культовая архитектура


В XVII–XVIII веках ни в европейских странах, ни в России не затрагивались теоретические вопросы ансамблей, но велось их строительство. В России в 30–70 годах XX века понятие «архитектурный ансамбль» получило широкое распространение и стало определять самый высокий статус оценки художественных достоинств архитектурного объекта [1]. К основным типам ансамбля относятся: ансамбль городской площади; ансамбль главного здания (дворцового, общественного, жилого, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения); ансамбль религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья); дворцово-парковый ансамбль.

Ансамбли в прошлом создавались на фоне безликой, главным образом жилой застройки и представляли собой своеобразные острова целостности и идейно-художественной выразительности. Дворцовая архитектура Ассирии, Вавилонии, Египта давала образцы наиболее ранних памятников ансамблевой архитектуры. Особенностью греческого градостроительства было стремление к созданию монументальных ансамблей, видимых издалека [3].

Новые, неизвестные в прошлом, социальные условия, технический прогресс, высокий уровень науки и искусства поставили и новые задачи формирования архитектурного ансамбля.

В русских городах большое градоформирующее значение имели кремли («детинцы»). В отличие от западно-европейских замков – укрепленных жилищ феодалов – русские кремли были административно-политическими и религиозными центрами городов, где, кроме хором феодалов и высшего духовенства, размещались главные соборы, приказы, склады оружия и продовольствия. Строительство кремлей, а также монастырских комплексов, игравших важную роль в структуре древнерусских городов получило в России особенно широкий размах в XV–XVII вв., в период становления централизованного государства. "Лучшие архитектурные традиции и градостроительные принципы русского ансамблевого зодчества аккумулировали в себе монастырские ансамбли" [2, с. 11].

В XVI веке. происходит увеличение крепостного строительства. Возрастает роль монастырей в политической и экономической жизни страны. В это время начинает осваиваться монастырским строительством юго-западная часть Вологодской губернии [2].

Сямский Богородице-Рождественский монастырь расположен на трассе Вологда–Кириллов, по которой потоки туристов попадают в музеи Кирилло-Белозерского, Ферапонтова Богородице-Рождественского и Горицкого монастырей. Основан Сямский Богородице-Рождественский монастырь в 1524 году. (рис. 1). Первая деревянная церковь была построена в 1525 году [5] (рис. 2).

Рис.1. Панорама Сямского Богородице-Рождественского монастыря

Сямский Богородице-Рождественский монастырь заслуживает внимания в силу своих достоинств и ценностей.

Историческая ценность монастыря определяется его связями с историческими личностями. В советские годы в стенах монастыря размещалась Березниковская школа, в которой учились русский писатель В. А. Гиляровский и авиаконструктор С. В. Ильюшин. Поэтому одна из задач реконструкции направлена на то, чтобы сделать наследие известным: номинировать как имеющее особое значение для истории и культуры не только Вологодской области, где расположен объект проектирования, но культуры Российской Федерации.

Градостроительная ценность монастыря основывается на взаимосвязи с планировочной системой и историко-архитектурным окружением. Комплекс каменных монастырских построек конца XVIII и середины XIX века представлял собой сложившийся ансамбль и играл значительную роль в ландшафте в начале XX века.

Рис. 2. Графическая реконструкция Сямского Богородице-Рождественского монастыря

Архитектурно-эстетическая ценность заключалась в том, что здания и сооружения Сямского Богородице-Рождественского монастыря сочетали стили барокко и классицизм, а строгая объемно-пространственная уравновешенность основных объемов, сгруппированных вокруг композиционного центра, придавала живописность ансамблю.

Функциональная ценность памятника состоит в том, что ансамбль можно приспособить под современные функции, такие как туристско-паломнический центр, который будет способствовать дальнейшему культурному развитию жизни населения, привлечению туристов и инвесторов.

В настоящее время Сямский Богородице-Рождественский монастырь находится в руинированном состоянии. В советский период был утрачен Собор Рождества Богородицы, стены, Святые и восточные ворота. Полностью утрачены все деревянные хозяйственные постройки монастыря. Утрата основных элементов ансамбля привела к нарушению его объемно-пространственной структуры. Выгодное положение Сямского Богородице-Рождественского монастыря посередине оживленной трассы Вологда–Кириллов на пути к известным туристическим и паломническим центрам делает возможным реконструкцию монастырского ансамбля с предложением достаточно широкого спектра современных функций.

Будет ли объект в дальнейшем восприниматься как ансамбль, зависит от того, насколько он будет согласовываться с новыми потребностями, вписываться в новую систему ценностей общества. Подход к реконструкции монастырского комплекса с введением современных функций обеспечит егожизнедеятельность в современных условиях, а предлагаемый вариант новой функции в качестве объекта паломнического и познавательного туризма не противоречит духовной значимости монастырского комплекса. Оптимальное решение сохранения архитектурного ансамбля – организация маршрутов автобусных экскурсий с пребыванием паломников и туристов на территории Сямского монастыря. Для этих целей проектом предусматривается реконструкция существующих строений и новое строительство.

Центральное ядро ансамбля необходимо использовать после реставрации в религиозных целях. Одним из важных аспектов паломнических и туристических поездок является их духовно- и культурно-просветительская составляющая. Необходимо выделить зону, которая будет содержать музейную функцию, включающую осмотр ценностей, хранящихся в специальных музейных помещениях и предусмотреть такие помещения, как залы периодических выставок, залы для проведения разовых мероприятий и кино-лекционные залы (в здании бывших настоятельских келий).

В братских одноэтажных кельях можно разместить помещение библиотеки и трапезную. В южном корпусе с башней можно разместить сторожку и помещение ремесленных мастерских.

С материальной точки зрения, каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупке сувениров. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определение туристской индустрии. Индустрия паломнического туризма – совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги. Поэтому на территории монастыря предлагается построить гостиницу как пункт отдыха паломников и туристов; конференц-зал и воскресную школу. Предусматривается комплексное благоустройство территории с озеленением, организацией автостоянок, зон отдыха и пешеходных дорожек.

Таким образом, проектом реконструкции предлагается создание туристско-паломнического центра на базе воссоздания Сямского Богородице-Рождественского монастыря. Введение новой функции будет способствовать духовному и культурному воспитанию не только населения деревни Сяма, но и жителей близлежащих поселений. Стоит еще отметить, что туризм – наиболее очевидный и традиционный способ капитализации объектов наследия и обеспечения возврата инвестиций в реконструкцию и содержание памятников.


Библиография

1. Амельяц, А. А. Развитие представлений об ансамбле в теории градостроительства: автореф. дис. … канд. архитектуры. – М., 2004. – 18с.

2. Белоярская, И. К. Монастырские комплексы Вологодской области: Принципы современной реабилитации: автореф. дис. … канд. архитектуры. Санкт-Петербург, 2002. – 20с.

3. Лоповок, Л. Исторические уроки формирования архитектурного ансамбля // Архитектура СССР. – 1977. – № 5. – с. 43. – 51с.

4. Суворов Н. И. Сямский Богородице-Рождественский монастырь Вологодской епархии. - 2-е изд. / Н. И. Суворов. – Вологда, 1896. – 30с.

5. ГАВО. Ф. 513. Оп. 1. Д. 1.


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017