№3(59)
Сентябрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 50 - Приложение Август 2015

Архитектура


 Чистоусова Евгения Николаевна

студент
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",
Екатеринбург, Россия, e-mail: evgeniya170496@mail.ru

НОВЫЕ ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЗАСТРОЙКИ


В настоящее время одной из актуальных проблем в области архитектуры является взаимодействие современной архитектуры с исторической застройкой.

Многие города столкнулись с проблемой постройки новых зданий в среде исторического центра. Именно поэтому потребовался учет исторической застройки, ее уже сложившейся архитектурно- пространственной среды.

В создании среды очень важную роль играют различные виды зданий. Они в свою очередь делятся на главные и второстепенные (cм. таблицу).

Типы зданий Положение в городе Современная реализация
Крупные общественные здания Главенствующее положение в центральной части города Функциональное обновление
Жилая застройка Разновременные постройки по характеру и стилевым особен- ностям. Рядовая застройка, служащая часто фоном в общей композиции города Современное функциональное обновление с созданием оптимальных комфортных условий
Общественные здания Крупные акценты исторической застройки в градостроительной ситуации Современное функциональное задействование
Усадьбы Акценты фрагмента города Сохранение и включение в современную градостроитель- ную ситуацию и функциональ- ное задействование

 

Чтобы продлить как можно дольше существование исторического сооружения, нужно, помимо собственно реконструкции, придать ему новое функциональное назначение. Как утверждал профессор О.И. Пруцын, «сегодня памятники архитектуры – это материальный фонд государства и могут и должны использоваться в современных целях общества» [1, c. 134].

Но, как известно, каждое сооружение имеет свойство разрушаться. Если здание не эксплуатируется, но подвергается реставрации, оно все равно будет медленно разрушаться. Это связано с тем, что конструкции постепенно будут терять свою силу, впоследствии перестанут выполнять свои первоначальные функции.

Чтобы этого избежать, историческое здание должно иметь какую-либо функцию, удовлетворяющую потребности современного общества. Существует несколько вариантов решения данной задачи. Например, оставить первоначальную функцию исторического здания, но с учетом современной корректировки (частично).

Другой вариант – выбрать новую функцию, отличающуюся от первоначальной, но при реставрации максимально оставить без изменений конструктивные и архитектурные достоинства сооружения.

Для правильного выбора новой функции нужно учитывать, что должны остаться без изменений архитектурно- художественные достоинства, только потом придается утилитарный смысл.

Помимо верного выбора функции исторического объекта важен правильный подход к ведению реставрационных работ.

Следуя принципам архитектора В.В. Суслова, можно выделить главные принципы реставрации:

-максимальное сохранение подлинности сооружения;
-обоснование дополнений, вносимых в процессе реставрации;
-осуществление всех видов реставрационных работ только с разрешения и под контролем государственных органов по охране памятников [2].

Очень важно, чтобы после реставрационных работ историческая улица воспринималась как единое целое. Этому способствует единовременная реконструкция исторической среды. Она выгодна тем, что гарантирует восстановление единого исторического облика территории даже при разнопериодной застройке.

Третий вариант заключается в том, что меняется функция и внешний вид исторического объекта. Например, Мытный двор. Его функция и внешний вид полностью изменены, но остался дух первоначальной идеи.

Выполняя реконструкционные мероприятия необходимо учитывать все проблемы, касающиеся целостности исторической застройки.

По словам архитектора О.И. Пруцина, «город подобен живому организму со всеми наследственными и возрастными особенностями. Каждое строение в нем – своеобразная клетка организма, содержащая определенный код генетической информации. Утрата какой-либо клетки нарушает жизнедеятельность городской структуры и нуждается в замещении аналогичной клеткой-зданием, удовлетворяющим новому ритму, новому уровню жизни, но генетически тесно связанному с основной тканью городского образования» [1, c. 177].

Возможен и четвертый вариант, когда новые технологии внедряются в новую жизнь объекта.

На основе анализа проблемы связи старого и нового в городской среде нами в ходе курсового проектирования был разработан проект (рис.1).

Рис.1

Основная идея проекта – создание современного общественного здания в среде исторической застройки.

Особенности проекта:

- на фасаде здания расположены мультимедийные экраны для демонстрации исторических фильмов;
- г-образная форма плана создает небольшой уютный дворик;
- двор имеет несколько функций:
• является открытой территорией для просмотра фильмов, спектаклей;
• является местом общественной деятельности (торговля сувенирами, место проведения неформальных собраний).

Демонстрация фильмов может происходить в рекреационной зоне данного исторического объекта.

Данный объект является памятником исторической застройки и не значится как архитектурный памятник. Необходимо обозначить акцент, центр композиции.

В плане появляется схема зонирования, которая разделяет данную территорию на различные функциональные зоны (схема 1).

Образуется схема путей, на которой обозначены маршруты движения пешеходов и транспорта (схема 2).

Схема 1

Схема 2

 


Библиография

1. Пруцын, О.И., Рымашевский, Б., Борусевич, В. Архитектурно-историческая среда/ Под ред. О.И. Пруцына: пер. с польск. гл. 6–15 М. В. Предтеченского.– М.: Стройиздат, 1990. – 408 с.

2. Суслова, А.В., Славина, Т.А. Владимир Суслов / А.В. Суслова, Т.А. Славина. – Л., Стройиздат, 1978. – 88 с.: ил


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017