№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 50 - Приложение Август 2015

Архитектура


 Юсупов Т. М.

аспирант.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия".
Екатеринбург, Россия, e-mail: Unbreakable153@gmail.com

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И ПРОСТРАНСТВ


Архитектура формирует пространство, среду и условия для жизнедеятельности человека. Наше взаимодействие с ней происходит как на физическом, так и эмоциональном уровнях. В настоящее время, в век информационных технологий, можно наблюдать как "архитектура вынуждена иметь дело не только со своим влиянием на мировоззрение, а с влиянием непосредственно на то, из чего она состоит – материя, пространство и человеческие взаимоотношения" [1, c. 14]. Существуют примеры общественных зданий и пространств, которые демонстрируют использование различных технологий для достижения адаптивности и интерактивности архитектуры. Отдельные из них представлены в виде интерактивных пространств и направлены на формирование гибкой интерактивной среды, в которой возможно осуществлять взаимодействие посредством пространства, другие – выносят интерактивность на уровень всего здания и окружающей его среды.

Рассмотрим в этой связи проект здания галереи современного искусства Kunsthous в г. Грац (Австрия) архитекторов Питера Кука и Колина Фурнье (рис. 1). Фасад здания представляет собой программируемую инсталляцию, направленную на взаимодействие с окружающей средой. Идея реализуется с помощью системы светящихся трубок под стеклянной оболочкой фасада (рис. 2). Авторы отмечают, что в своих проектах они "синхронизируют архитектуру, информационные технологии и саму суть коммуникации для разработки проектных концепций, технологий и стратегий действий, которые объединяют материальную "старую" действительность с нематериальной "новой", которая все больше перекрывает и усиливает настоящее" [3, c. 83]. В данном случае медиа технологии используются для взаимосвязи здания с окружающей средой. Инсталляция на фасаде может меняться, однако интерактивность ограничена дизайнерским замыслом.

Рис. 1. Галерея современного искусства Kunsthous, Грац, Австрия.
Арх. Питер Кук и Колин Фурнье [5]
Рис. 2. Фасад здания [6]

Проект Color by numbers (Erik Krikortz, Milo Laven, Loove Broms) в Стокгольме (Швеции) (рис.3), олицетворяет еще один пример использования интерактивных технологий. Фасад десятиэтажной башни бывшей лаборатории переделан дизайнерами в арт-объект, с которым может взаимодействовать любой человек, меняя цвета окон башни с помощью мобильного телефона (рис. 4). Смысл проекта заключается в возможности взаимодействия с объектом для получения игрового и художественного опыта: каждый может принять участие в формировании облика городского пространства [4, c. 52].

Рис. 3. Проект Color by numbers, Стокгольм, Швеция. Арх.:[ Erik Krikortz, Milo Laven, Loove Broms [6] Рис. 4.  Схема соответствия цветов окон башни и клавиатуры мобильного телефона[6]

Проект интерактивного пространства Ada (рис. 5) был разработан для Expo 02 – Шведской национальной выставки. Пространство представляет собой искусственный организм, способный взаимодействовать с посетителями с помощью света, звука и проекций. Основные функции, которые выполняет пространство – это отслеживание, идентификация, группировка и игра с посетителями. Все эти процессы взаимосвязаны и взаимозависимы: от степени взаимодействия с человеком меняется "поведение" пространства [2, c. 89]. Несмотря на то, что Ada – временная инсталляциея, она демонстрирует необычный подход к проектированию пространства как живого организма, способного собирать информацию и осуществлять взаимодействие с человеком в соответствии с ее анализом.

Рис. 5. Проект интерактивного пространства Ada для Expo 02 – Шведской национальной выставки [7]

Приведенные примеры показывают лишь некоторую часть спектра возможностей применения интерактивных технологий при проектировании общественных зданий и пространств. Данные примеры также демонстрируют разные уровни и разную трактовку термина "интерактивность". Так, в первом примере фасад здания Kunsthous является своеобразным связующим звеном между внутренним содержанием и окружающим миром. С помощью инсталляций на фасаде здание взаимодействует с внешней средой, открывает возможность до определенной степени проникнуть в свое содержимое, однако это взаимодействие осуществляется в одностороннем порядке и контролируется художественным замыслом конкретных людей. С этой точки зрения, относительно стороннего наблюдателя, это может трактоваться как воздействие, так как он способен лишь воспринимать демонстрируемые образы, но не влиять на них.

Проект Color by numbers. Наоборот, нацелен на активное вовлечение каждого человека во взаимодействие с объектом, однако подход, реализованный авторами, можно трактовать в большей степени как "реактивный", нежели "интерактивный": башня лишь реагирует на сигнал, посылаемый человеком извне, выполняя определенную команду. Однако, с точки зрения идеи взаимодействия группы людей, находящихся в непосредственной близости от объекта, ее можно назвать интерактивной, так как она вовлекает их в осознанное действие с определенной целью – изменить облик окружающей среды.

Интерактивное пространство Ada демонстрирует пример подхода к пространству как к "живому организму". Оно наделяется искусственным интеллектом и позволяет осуществлять взаимодействие в двустороннем порядке: пространство реагирует на действия отдельного человека и создает условия для общения и взаимодействия группы людей. В данном случае, целью взаимодействия является само взаимодействие, результатом которого становится игра. Однако такой подход заставляет задуматься о возможности его применения в различных общественных пространствах и позволяет переосмыслить связь между человеком и пространством.

На основе проведенного анализа применения интерактивных технологий при проектировании зданий и пространств, можно сделать вывод, что термин "интерактивность" может принимать разную трактовку в зависимости от проектного замысла. Реализация идеи проекта зависит от применяемых технологий: видеопроекции, мультимедийные экраны, сенсорные технологии, интернет. Применение определенной технологии не ведет к тому, что пространство или фасад здания становится интерактивным. Технология влияет на реализацию замысла, однако на первом месте стоит цель и уровень взаимодействия. Интерактивность может рассматриваться в разных плоскостях: взаимодействие пространства и человека; людей посредством пространства; архитектурного объекта и окружающей среды посредством человека. Среди целей взаимодействия можно выделить функциональную, эстетическую, социальную. В зависимости от них, в том числе, будет зависеть и способ реализации интерактивного взаимодействия.

На основе приведенных примеров можно предположить, что отношения между человеком и архитектурой будут все больше преобразовываться из воздействия во взаимодействие, а общественные пространства иметь свое воплощение как в физической, так и в виртуальной среде.


Библиография

1. Bourman, O. Architecture, Liquid, Gas / Bourman O. // Architectural Design Vol. 75. – No 1. Jan/Feb. – 2005. – p. 14-22

2. Bullivant, L. ADA: the Intelligent Room /L. Bullivant // Architectural Design Vol 75 No 1 Jan/Feb. – 2005. p. 86–89

3. Bullivant, L. Bix Matrix, Kunsthaus Graz, Austria: realities:united / L. Bullivant // Architectural Design. Vol. 75. – No 1. Jan/Feb. – 2005. – p. 82–85

4. Garcia, M. Otherwise Engaged: New Projects in Interactive Design / M. Garcia // Architectural Design. Vol. 77 No.4. July/August. – 2007. p. 52.

5. http://openbuildings.com/buildings/kunsthaus-graz-profile-38574  

6. http://www.colourbynumbers.org/en/still.html  

7. http://ada.ini.uzh.ch/general/contentc6f2.html?uNav=32&uLang=2


ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017