№58
Июнь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 57 Март 2017

История архитектуры


Герасимов Александр Петрович

кандидат искусствоведения,
доцент кафедры теории и истории архитектуры
ФГБОУ ВО «Томский государственный архитектурно-строительный университет»,
Томск, Россия, e-mail: gap11@sibmail.com  

КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДЕРЕВЯННОЙ ЗАСТРОЙКЕ ГОРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ


УДК: 72.035 (571.1)
ББК: 85.113

В статье рассматривается планирование и застройка губернских городов Сибири. С XVIII в. разрабатываются серии фасадов общественных зданий, начинается процесс «типового и повторного строительства», формируется новое направление в архитектуре – «классицизм». Классицизм в Сибири связан с реформами Екатерины II (1762–1796), которые послужили причиной и основанием для развития классицизма в архитектуре Санкт-Петербурга и Москвы. Эти преобразования непосредственно коснулись и Западной Сибири, где по типовым проектам строились как каменные, так и деревянные дома. В данной работе внимание уделяется преимущественно деревянным «ампирным» домам.

Ключевые слова: градостроительство, деревянная архитектура, художественные направления, архитектурные стили


Деревянная архитектура на Руси – часть наследия национальной культуры. С появлением в Сибири переселенцев из центральных районов России местные города и селения застраивались исключительно деревянными домами древнерусского типа. Положение начинает меняться только во второй половине XVIII в., когда централизованно проводится ряд мероприятий по планировке и благоустройству провинциальных городов. В начале XIX в. издаются «12 тетрадей образцовых фасадов жилых домов». «″Собрание фасадов″ было призвано удовлетворить самые разнообразные потребности заказчиков в зависимости от их материального положения в обществе» [1, с.108].

Из поколения в поколение народ передавал свой опыт строительства, все более усложняя конструкцию дома и его убранство. Сначала это была клеть с маленькими волоковыми окнами, затем, с появлением стекла и с увеличением числа и размеров оконных проемов – дом-пятистенок, не потерявший популярности и в наше время. Широкое распространение в крестьянском и городском строительстве получил шестистенок, реже – изба со связью. В 60-е гг. XVIII столетия для провинциальных городов России разрабатываются типовые проекты. Одновременно решаются и градостроительные вопросы.

Рис. 1. Проект на постройку деревянного одноэтажного дома мещанину И.П. Картаеву. Томск. 1888. (выкопировка места, план усадьбы, проект дома). Источник: ГАТО, ф 233, оп. 2, д. 987 б

Фасады в формах классицизма, утвержденные Екатериной II, были разосланы во многие города России. С появлением градостроительного законодательства в Сибири застройка городов упорядочивается. С середины XVIII в. происходит постепенный переход от беспланового строительства крестьянских усадеб к архитектуре городского типа. Планировкой участков и домов сначала занимались геодезисты, позднее – городские архитекторы (рис. 1).

В Томске еще сохранилось несколько одноэтажных домов, строительство которых, по всей видимости, было выполнено в соответствии с «Собранием фасадов». Внешний вид домов отличается простотой и лаконичностью. Как правило, архитекторы, разрабатывающие фасады, не акцентировали особого внимания на художественно-декоративном оформлении. По крайней мере, в проектном задании на постройку одноэтажного деревянного дома мещанина С.Д. Петрова его декоративное оформление не было предусмотрено (рис. 2).

 Рис. 2. Проект на постройку нового одноэтажного дома мещанину Семену Дмитриевичу Петрову на принадлежащем ему месте на Сенной г. Томска части Воскресенского прихода на улице Большой Подгорной, 1876. Источник: ГАТО, ф. 233, оп. 2, д. 95

Декоративным украшением жилых домов обычно занимались сами заказчики и артели плотников, которые строили эти дома. Сотрудники Томского краевого музея А.М. Прибыткова и А.Л. Шиловской в 1927 г. исследовали дома этого типа. Крестьянские и «ампирные» дома состоятельных горожан, построенные по типовым проектам екатерининской эпохи, в то время еще встречались. Как правило, это были одноэтажные дома с мезонинами. Они имели балконы с ажурным ограждением, лаконичные орнаментальные украшения тимпанов. Собранный при обследовании материал относится ко второй половине XVIII и к первой половине XIX в. [2. С. 30]. Подобные дома строились во всех регионах Сибири (рис. 3, 4).

Рис. 3. Дом Радищева, ул. Бакунина, 26 (ул. Ефремовская, Томск. Вторая пол. XVIII в. . Фрагмент центрального фасада. Фото автора, 1994

Рис. 4. Пер. Островского, 24 (1-й Белозерский пер.), Томск. I-я пол. XIX в. Фото автора, 1995

А.М. Прибыткова-Фролова писала в 1927 г.: «В Европейской части нашей страны из памятников гражданского строительства наиболее древние относятся к XVI веку, но таких единицы – в Пскове, Угличе. Относящихся к XVII в. больше, но все же немного. Памятники первой половины XVIII в. имеются тоже в небольшом количестве. Гражданское строительство в форме особняков, усадеб, начало развиваться при Екатерине II, т. е. во второй половине XVIII в. Свидетелями этого периода в Томске является небольшое количество деревянных жилых домов, бóльшая часть которых уже не годна для жилья. Все эти дома невелики, низки; крыши деревянные, на четыре ската; бревна крупные, никаких украшений, кроме мелькающих сухариков в карнизах – под крышей, на наличниках, на воротах и калитках. Последние во всех случаях одинаковы и состоят из обтесанных столбов, ничем не декорированных и забранных вверху одной – двумя досками. Полотнища калиток и ворот состоят из вертикальных досок. Обработка самая простая. На калитках старинные скобы. В XVIII в. каменные дома если и строились в Томске, то не раньше двух последних десятилетий, что следует из свидетельств современников, посетивших Томск. Таким образом, большая часть материала относится к первой половине ХIХ века…» [3]. Усадьбы горожан самых различных сословий обычно включали одноэтажный жилой дом, флигель и хозяйственные постройки. С появлением каменных домов на формирование деревянного дома все более сильное влияние оказывают столичные архитектурные стили.

Из графического материала проектов 1760-х гг., представленных в книге С.С. Ожегова, видно, что оформление фасадов частных жилых домов достаточно часто встречалось и в провинциальной архитектуре. Автором «в результате графического анализа изображений каменных жилых домов в центральной части города удалось выявить три основные группы одноэтажных домов на погребах со схожими фасадами внутри каждой группы: в первую группу входят дома с мезонином над центральным ризалитом, во вторую – с фронтонами над центральным ризалитом, в третью – дома под ровным (прямым) карнизом. Дома всех трех групп имеют общую стилевую характеристику и отличаются друг от друга деталями решения фасадов…» [2].

Рис. 5. Ампирный дом (типовой проект). Тобольск Фото нач. XX в. Источник: tobolsk foto, harod.ru

Рис. 6. Жилой дом на ул. Береговой, 145. Тюмень. Фото В.П. Пантюшкиной

Необходимо отметить, что выводы С.С. Ожегова касались каменной архитектуры. Несколько иначе можно распределить по группам деревянные дома Сибири. К первой группе относятся дома с центральным фронтоном и мезонином, оборудованные погребами (рис. 3, 9); ко второй группе – деревянные дома с мезонином и центральным фронтоном (иногда – с балконом) (рис. 4–8), к третьей – двухэтажные дома с прямым карнизом либо включающим один – два небольших фронтона (рис. 14).

Рис. 7. Ампирный дом на ул. Карташова (ул. Ярлыковска). Томск. Начало XIX в. Фото автора. 2002

Рис. 8. Ампирный дом середины XIX века. Нарым. Репродукция с фото В. Кабышева. 1973



Рис. 9. Дом на ул. Советской, 34 (ул. Еланская). Томск. Середина XIX в. Фото автора. 2016

Начиная со второй половины XVIII в. жилые дома ставили вдоль «красной» линии. Одноэтажные дома соединялись навесом с сараем или амбаром, находящимся с правой (реже – с левой) стороны. Навесы делались с целью защиты зданий от ветра и снежных заносов. Дома и сараи ставили на деревянном фундаменте, позднее – на каменном. Перерастание крестьянской архитектуры в городскую, начиная со второй половины XVIII века, происходило поэтапно и заключалось в участии архитекторов в проектировании усадебных, городских участков, составлении планов и смет жилых домов, самых различных дворовых построек. К середине XIX в. этот процесс завершился. Причины, побудившие к этому, – появление и широкое распространение типовых проектов и фасадов. Крестьянский дом стал строиться как городской, все хозяйственные постройки отделяются от дома и убираются в глубь двора. Кроме того, строительство в сибирских городах строго регламентировалось: «Государственная архитектурно-строительная служба в Томской губернии в XIX – начале XX в. была представлена: строительной комиссией (1834–1859), строительной и дорожной комиссией (1859–1886) и строительным отделением (1886–1917), существовавшими при губернском правлении…» [4, с. 44]. Снос старых, постройка новых строений осуществлялись лишь после разработки проекта и утверждения его городским и губернским архитекторами (рис. 1, 2)

Влияние классицизма на деревянную застройку проявилось, в первую очередь, в изменении фасадов дома. Сруб обшивается досками и красится «под камень», сочленения сруба закрываются пилястрами – первоначально гладкими, а позже – «орнаментальными». Наличники обретают «каменный» облик, присущий «городскому типу». Чаще всего надоконные доски исполняются в виде сандрика с гладким полем и простым орнаментом, появившимся позднее.

Реставрированные в наше время «ампирные» дома в Тюмени (рис. 10–12) воспроизводят первоначальный облик деревянных домов XVIII–XIX вв. Подобные здания строили вплоть до XX столетия. На ул. Советской, 34 (ул. Еланская) в Томске построен дом-особняк, который по объемно-планировочной структуре и декоративному оформлению относится к середине – второй половине XIX в. (рис. 10).

Рис. 10. Жилой дом П.Г. Катаева на ул. Дзержинского, 26. Тюмень. Фото В.П. Пантюшкиной. 2016

С разрастанием градостроительства и увеличением численности городского населения в Сибири возрастает число доходных домов. Как правило, это были двухэтажные строения, имеющие оригинальную планировку интерьеров, проектируемых по индивидуальному заказу домовладельца. Происходят и конструктивные изменения фасада деревянного дома – увеличиваются цоколь и проемы окон первого этажа, появляются разные способы обшивки-руста. Постепенно усложняются формы наличников, пилястр, фриза и других элементов. Вкусы заказчика стали играть решающую роль. Все в большей степени усложняется орнамент на фасадах домов. Появляется и усложненный фриз с кронштейнами, несущий больше декоративные, чем конструктивные функции. В декоративном оформлении фасадов домов стали появляться черты барокко, заимствованные из каменной архитектуры. Волюты, исполненные в дереве, встречались еще в древние времена в северных районах России. Происходят изменения в конструкции крыши: членение ее на один, а затем и на два фронтона (рис.14), со временем появляется третий, чаще полуциркульный, располагавшийся по центральной осевой линии дома и перешедший, вероятно, от аттиковых слуховых окон. Эти дома отличаются не только усложненными декоративными элементами пилястр, решением надоконных досок в виде сандриков, но и конструктивными особенностями в виде каменного полуэтажа и увеличенными оконными проемами первого этажа. Эти признаки характерны для нового типа дома – доходного (рис. 12, 13).

Рис.11. Жилой дом на ул. Челюскинцев, 1. Тюмень. Фото В.П. Пантюшкиной. 2016

С появлением лесопильных заводов стали применять стропильные перекрытия, что облегчало строительство крыш и увеличивало их разнообразие. В хрониках за 1768 г. сказано: «В этом же году в Тобольске уже действовала конная лесопильня. Около этого же времени ходила пильная мельница при Ивановском монастыре Тобольского округа…» [5]. В Томске в 1914 г. действовало четыре лесопильни: Алтайского округа, К.И. Иваницкого, казенного лесного склада, Верхнего городского лесного склада. С появлением механической пилы глухая резьба постепенно исчезает, а вместо нее появляется «пропильная». На фасаде дома № 2 на ул. Татарской в Томске наряду с трехгранно-выемчатой резьбой на пилястрах, применяется пропильная, в оформлении наличников классического типа (сандриках) появляется орнаментальное украшение. Делаются первые попытки украшения фриза простым орнаментом.

Рис. 12. Дом на ул. Орджоникидзе, 2. Тюмень. Фото В.П. Пантюшкиной. 2016

«Ампирные» дома, несущие в себе классические черты, сохранились до нашего времени во многих городах как Западной, так и Восточной Сибири. В Томске это дома на ул. Бакунина, 26 (ул. Ефремовская) (рис. 3). Особняк на пр. Фрунзе, 12 (ул. Нечевская) середины XIX в. более сложной конструкции. Он несет в себе черты переходного периода от классицизма к эклектике (рис. 13). Полюбившаяся конструкция ампирного дома второй половины XIX в. встречается на ул. Крылова (ул. Монастырская) в Томске, на ул. Орджоникидзе, 2 в Тюмени (рис. 12). Развитие классических форм в деревянных доходных домах Томска хорошо прослеживается по еще сохранившимся домам на ул. Советской (ул. Спасская), на ул. Красноармейской (ул. Солдатская) (рис. 14), на двухэтажных купеческих домах, строительство которых проводилось в основном в первой половине – середине XIX в.

«Ампирные» частные дома, широко распространенные в городах Сибири до середины XIX в., постепенно вытесняются доходными двухэтажными деревянными домами. Классицизм в деревянном зодчестве этого периода постепенно приходит в упадок, тогда как в каменном зодчестве только-только начинается его расцвет. Поэтому на формообразование деревянных домов этого периода начинает ощутимо влиять каменное зодчество.

Рис. 13. Дом на ул. Фрунзе, 14 (ул. Нечаевская) 1860-е гг. Томск. Фото автора. 2016

Рис. 14. Дом на ул. Красноармейская, 53 (ул. Солдатская). Середина XIX в. Один из первых доходных домов с членением кровли фронтонами. Томск. Фото автора. 1995

Орнамент как один из определяющих факторов в формировании внешнего облика городского деревянного дома, к концу XIX в. стал играть одну из главных ролей в стилеобразовании деревянной городской архитектуры. Происходит его постепенное усложнение, которое видно на приведенных вариантах наличников в Томске (рис. 15–17).

Рис. 15. Фрагмент ампирного дома на ул. Карташова (ул. Ярлыковская). Томск. Начало XIX в. Фото автора. 2002

а б

Рис. 16. а) наличник 2-го этажа ампирного дома на ул. Кузнецова, 13 (ул. Черепичная). Томск. Первая половина XIX в. б) наличник дома 36 на ул. Татарской.1848. Томск. Фото автора. 2005 

а б

 

Рис. 17. а) наличник дома на ул. Красноармейской, 53 (ул. Солдатская). Середина XIX в. Томск. Фото автора. 1995. б) графический рисунок наличника. 2-я половина XIX в. Сочетание классических форм и народного орнамента – надоконная доска в виде фронтона и полуколонны (точенка) боковин наличника. В тимпане надоконной доски – «древо жизни» в виде трилистника

В заключение необходимо отметить, что со второй половины XVIII в. поднимается вопрос планирования и застройки российских городов и, в первую очередь, губернских. Одновременно разрабатываются серии фасадов общественных зданий, начинается процесс типового и повторного строительства: «В 1760-х годах перепланировке подвергались, главным образом, крупные города. Каждый из них получал свою «серию» типовых фасадов для массового частного строительства. Первая такая серия была создана в 1763 г. для Твери и послужила образцом при проектировании «серий» проектов для других городов. Классицизм как стиль в 20–30-е гг. XIX в. в столичных центрах начинает приходить в упадок, в то время как в городах Сибири, наоборот, – получает развитие. В 1770-х гг. на основе той же «тверской серии» из восьми домов и лавок, возводятся как каменные, так и деревянные дома. Этими «фасадами примерными протчих вновь строющихся городов» были снабжены, по крайней мере, 200 городов…» [1, с. 51]. Одновременно с этим «значительную роль в распространении классицизма сыграло формирование в Северо-Западной Сибири профессионального архитектурного корпуса в Тобольске (С.А. Гучев, Ф. Уткин, Г. Дранишников, М.С. Малышев, П.И. Парман), в Томске (Л.В. Раевский, А.П. Деев), в Омске (С.Е. Татаринов, С.А. Булыгин, А.А. Лещев) [6]. Русский классицизм, получивший распространение в середине XVIII в. и утвердившийся, по словам доктора искусствоведения В.Г. Лисовского, к 1760-м гг. в Санкт-Петербурге с «высочайшего повеления» императрицы Екатерины II, получил свое дальнейшее воплощение в городах Западной Сибири. Около 1830 г. в Санкт-Петербурге и Москве начинается упадок классицизма. Столичные архитекторы все чаще предпочитают свободный выбор, комбинирование предшествующих стилей. То есть зарождается новый этап в развитии мировой архитектуры – период эклектики, или «историзма». Однако в провинции, наряду с новыми веяниями, продолжается строительство каменных зданий, в которых использовались классические ордера, и деревянных домов, выполненных в традициях ампира.


Библиография

1. Ожегов, С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII–XIX веках/ С.С. Ожегов. – М.: Стройиздат, 1987. – 224 с.

2. Герасимов, А.П. Архитектура Томска периода классицизма / А.П. Герасимов // Проблемы сохранения архитектурного и историко-культурного наследия: сб. ст. III региональной общественной конференции / ред. Н.П. Боровинских, А.П. Бояркина. – Томск: Красное знамя, 2013. – С. 36–44

3. Прибыткова-Фролова, А.М. Памятники архитектуры XVIII–XIX веков в Томске / А.М. Прибыткова-Фролова // Тр. Томск. Краевед. музея. – Томск, 1929. – С. 32.

4. Залесов, В.Г. Архитекторы Томска (XIX – начало XX века) / В.Г. Залесов. – Томск, 2004. – 170 с.

5. Бояршинова, З.Я. Роспись Томскому городу и острогу / З.Я. Бояршинова // Вопросы географии Сибири. – Томск: Томск. гос. ун-т. Сб. 3, 1953. – С. 44.

6. Мозжегорова, Н.В. Градостроительные традиции XVI – начала XIX в. в историко-архитектурном наследии северо-западной Сибири: автореф. канд. дис. – Барнаул, 2006. – 22 с.

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.


Статья поступила в редакцию 27.02.2017

ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-50147 от 06.06.2012 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017