№4(60)
Декабрь 2017
ISSN
1990-4126

English

«Архитектон: известия вузов» № 4(60) Декабрь 2017

История архитектуры


Базилевич Михаил Евгеньевич

аспирант, старший преподаватель кафедры архитектуры и урбанистики
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Н.П. Крадин
ФГБОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет".
Хабаровск, Россия, e-mail: mikhailbazilevich@gmail.com

Ким Антон Андреевич

магистр архитектуры, преподаватель кафедры архитектуры и урбанистики.
Тихоокеанский государственный университет,
Хабаровск, Россия, e-mail: ant.kim@mail.ru  

АРХИТЕКТУРА БАНКОВСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТЯНЬЦЗИНЯ ПЕРИОДА ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ КОНЦЕССИЙ


УДК: 72.03
ББК: 85.110

Статья посвящена архитектуре банковских учреждений Тяньцзиня. Проведен композиционный и стилистический анализ, дано иконографическое описание зданий основных банков, расположенных в границах бывших европейских концессий. Отражено влияние объемно-пространственных и декоративных решений на формирование градостроительного ансамбля на примере улице North Jiefang Road, расположенной в районе Хэпин. Краткий обзор позволил выявить основные принципы формообразования колониальных построек того периода: преобладание эклектики, в основе которой лежит викторианская и частично эдвардианская архитектура; нарушение европейских архитектурных канонов и использование мотивов классической китайской архитектуры.

Ключевые слова: архитектура Китая, Тяньцзинь, колониальная архитектура


Введение

Развитие колониальной архитектуры Тяньцзиня второй половины XIX – первой половины XX в. является отражением перемен в китайском обществе, последовавших после открытия границ государства и начавшегося процесса формирования западных сеттльментов. Политика империй западного типа, направленная на защиту своих интересов в Китае, который являлся одним из крупнейших рынков сбыта, подразумевала особый интерес к созданию коммерческих и финансовых институтов, одной из форм которых стало формирование банковской системы западного образца и, как следствие, развитие банковских учреждений. Все эти процессы происходили в рамках развития колониальной архитектуры Восточной Азии, что предопределило ориентацию на формирование европеизированных анклавов по образцу Шанхая и Гонконга.

Авторами статьи предпринята попытка проанализировать архитектуру банковских учреждений Тяньзциня и формируемую городскую среду на примере улицы North Jifang, которая являлась одной из основных финансовых артерий города. Исследование предполагает выявление композиционных закономерностей объемно-пространственного построения сооружений, а также анализ интеграции национальной архитектуры Китая в колониальных постройках. Источниковедческой базой в основном послужили работы китайских ученых, направленные на описание отдельных памятников архитектуры, которые, однако, не всегда точно характеризуют стилистические направления и генетические связи с европейской архитектурой метрополий [1, 9, 13]. В то же время европейская и русскоязычная литература по большей части сосредоточена на комплексном анализе процессов градо- и стилеобразования колониальной архитектуры Тяньцзиня и, как правило, производится в границах одной из существовавших концессий [10, 11, 16].

Методика

Материалами для анализа банковских учреждений колониального периода Тяньзциня послужили литературные и интернет источники, посвященные данной тематике. В основу композиционного и стилистического анализа положены результаты натурного наблюдения и фотофиксации, выполненные авторами во время экспедиции, состоявшейся в 2017 г. Для лучшего понимания процессов формирования колониальной архитектуры в рамках исторического подхода изучены процессы и предпосылки формирования тяньцзиньских концессий. В рамках исторического и типологического контекстов предметов исследования проведен композиционный и стилистический анализ. На основе обобщения полученных данных и индукционного подхода сделаны выводы об основных особенностях формирования колониальной архитектуры Тяньцзиня.

Предпосылки и процесс формирования тяньзцинских концессий

Катализатором развития колониальной архитектуры на территории материкового Китая послужили «опиумные войны» и последовавшие за ними процессы открытия границ государства и вовлечение Китая в международную политическую жизнь в качестве полуколониального государства. Изменение социокультурной жизни и активизация культурного обмена повлияли на появление новых стилистических направлений и типологий сооружений, до этого момента не применявшихся на территории Поднебесной. Существовавшие примеры развития европейских поселений на территории Китая ограничены небольшими форпостами, сложившимися на начальном этапе формирования торговых отношений между европейскими государствами и Китайской империей, а также колониями на о. Тайване и в Макао. Из них до начала XIX в. только Макао оставалось под контролем европейцев, однако изоляционистская политика Поднебесной не позволила ему оказать существенного культурного влияния на страну [18].

К концу XVIII в. сложилась сильная зависимость Британской империи от поставок чая и шелка-сырца, поэтому для выравнивания торгового баланса был выбран запрещенный в Китае опиум, ввоз которого в 1800 г. китайское правительство разрешило только для медицинских целей. Реакцией на это стало увеличение контрабандных поставок, лидирующую роль в которых занимали английские и американские компании. В 1840 г. под формальным предлогом была начата Первая опиумная война, закончившаяся поражением Китая и подписанием Нанкинского договора (1842). По нему статус открытых городов получили крупные порты Шанхай, Нинбо, Фучжоу, Сямынь и Гуанчжоу, а о. Гонконг перешел во владение Великобритании. Снижение торговых пошлин и упразднение кохонга создали предпосылки для начала раздела Китая на зоны влияния. Помимо этого, Хумэньское соглашение (1843) привело к введению консульской юрисдикции и возможности создания сеттльментов Великобританией, что существенно усилило ее позиции в регионе. Именно в этот период ведущими торговыми центрами стали Гонконг и Шанхай, по большей части развиваемые силами британских инвесторов [15, 17].

Ослабление экономики, увеличение влияния иностранцев и внутренние волнения дали возможность европейским странам потребовать права торговли внутри страны, на что последовал отказ. В 1856 г. под формальным предлогом началась первая фаза Второй опиумной войны, закончившаяся взятием фортов Дагу, после чего союзная эскадра дошла до Тяньцзиня. Результатом стали Тяньцзиньские договоры (1858), по которым Китай открывал всю территорию для торговли и свободного передвижения, вводилась консульская юрисдикция, появлялась возможность аренды земли и сооружений для иностранцев. Вторая фаза войны, ознаменовавшаяся захватом западными державами Китая, закончилась в 1860 г. подписанием Пекинских конвенций, которые подтверждали положения Тяньцзиньских договоров, а также позволили ряду городов получить статус открытых портов и легализовали рабочую миграцию для китайского населения. Все это привело к существенному росту европейского влияния, а также активному развитию сеттльментов, что, в свою очередь, привело к формированию китайского варианта колониальной архитектуры, оказавшей существенное влияние на развитие национального зодчества [15, 17].

Одним из пунктов упомянутых договоров стало формирование на территории Тяньцзиня европейских концессий. Первые территории выделены в 1860 г. на правом берегу р. Хайхэ для Великобритании и Франции, которые были основными противниками Китая во время Второй опиумной войны. Также де-факто на территории Британской концессии находилось американское представительство. Стратегическое положение Тяньцзиня, расположенного вблизи Пекина и являющегося его «воротами» для южных и восточных регионов, в значительной степени усиливалось по мере развития железнодорожной сети и превращения города в торгово-транспортный узел. В 1888 г. рядом с Французской зоной была организована Японская концессия, что во многом отражало процесс преобразования Японии в империю западного типа, единственную в азиатском регионе. В 1899 г. Германия получила в распоряжение участок южнее британской зоны, который стал одним из двух немецких сеттльментов в Китае, что было вызвано поздним формированием колониальных интересов Германии, начавших проявляться только после прихода к власти Вильгельма II (1888–1918) [12, 14].

Аналогично сформированы Австро-Венгерская (1901), Итальянская (1901), Бельгийская (1902) концессии, которые являлись единственными представительствами этих государств в стране ввиду позднего включения Китая в раздел на зоны влияния. Эти концессии, в отличие от первых, располагались на левом берегу р. Хайхе. В 1900 г. сформировалась Русская концессия, территория которой состояла из двух участков на левом берегу реки между итальянской и бельгийской зонами. Изначально в нее входил железнодорожный узел Тяньцзиня, который впоследствии по требованию Великобритании и Франции был передан под управление Китая. Эта зона после поражения в Русско-Японской войне (1904–1905 гг.) и пересмотра политики в отношении российских интересов в Китае и Маньчжурии практически не развивалась [12, 14].

В целом архитектура концессионных участков отражала господствующие стилистические направления в метрополиях, при этом, в отличие от застройки Шанхая и Гонконга, во многом была представлена нерепрезентативными сооружениями, а также формированием объемной, а не фасадной архитектуры. Наибольшее влияние на ее развитие оказали Британская, Французская, Итальянская и отчасти Немецкая зоны. Территория Японской концессии, несмотря на интенсивное развитие, по большей части представляла собой японскую интерпретацию европейской архитектуры [11, 16].

Рост европейского присутствия в Тяньцзине, как отмечалось ранее, во многом вызван его стратегическим положением, при котором город являлся одним из крупнейших торговых и транспортных узлов; доминирующую роль в его развитии играла Британская империя. Не случайно именно в границах ее концессии сформировались первые финансовые учреждения, заложившие основу для формирования застройки улицы North Jiefang.

Композиционный и стилистический анализ финансовых учреждений улицы North Jiefang

Рассмотрение архитектуры банковской улицы North Jiefang представляется целесообразным начать с бывшего здания Гонконгско-Шанхайской банковской корпорации (HSBC). Эта организация со штаб-квартирой в Гонконге была основана в 1864 г., а ее тяньцзиньское отделение открылось в 1881 г., став первым иностранным банком в городе. Учреждение являлось главным международным расчетным и попечительским банком, занимающимся внешней торговлей, оформлением пошлин на продажу соли, а также печатанием банкнот [4]. С момента открытия и вплоть до прекращения своей деятельности в 1954 г., филиал банка располагался по адресу: 82 North Jiefang Road, район Хэпин. Здание банка спроектировано известным в то время в Тянцзине и Шанхае английским архитектурным бюро Atkinson & Dallas Architects и построено компанией Civil Engineers Ltd. в 1925 г. В настоящее время оно занесено в список объектов историко-архитектурного наследия КНР, поставленных на государственную охрану. Здание до сих пор используется по первоначальному назначению и является филиалом Банка Китая. Архитектура объекта отличается строгой простотой и монументальностью. Трехэтажное сооружение из монолитного железобетона выстроено в традиционных формах неоклассицизма. Уличные фасады представляют собой схожие равноценные симметричные трехчастные композиции с треугольными фронтонами, увенчанными аттиками (рис. 1).

 

Рис.1.Здание HSBC. Фото: А.А. Ким. 2017

В 1896 г. на участке, расположенном на противоположенной стороне улицы North Jiefang, появилось необычное по своей архитектуре здание, принадлежавшее Русско-Китайскому банку. Учреждение в основном занималось китайскими налоговыми делами и выпускало рубли для оказания помощи в проведении спекулятивных сделок в Китае [13, с. 9]. После событий Октябрьской революции в России Банк быстро утратил свое влияние в Китае и был закрыт в 1926 г. Тем не менее, его сохранившееся здание, благодаря своей необычной архитектуре, является ярким акцентом в застройке улицы North Jiefang (рис. 2) [1]. Этот двухэтажный кирпичный дом построен в формах эклектики с выразительной пластикой равноценных уличных фасадов из желтого кирпича и серого бетона. Обилие мелкомасштабных декоративных элементов и купольное завершение угловой полукруглой части здания придают ему визуальную легкость, сильно контрастирующую с монументальной архитектурой здания Гонконгско-Шанхайской банковской корпорации, расположенного напротив. Два этих банковских сооружения, благодаря своему угловому положению, фланкируют перекресток улиц North Jiefang и Datong, задавая ритм остальной застройке улицы. В настоящее время, несмотря на высотную застройку соседних кварталов, архитектура этих объектов не утратила своей композиционной ценности (рис. 3).

 

Рис. 2. Здание Русско-азиатского банка. Фото: М.Е. Базилевич. 2017

Рис.3. Перекресток улиц North Jiefang и Datong. Фото: М.Е. Базилевич. 2017

Развитие ансамбля «банковской улицы» продолжилось в 1915 г., когда на участке по соседству со зданием Гонконгско-Шанхайской банковской корпорации началось строительство здания Промышленного банка Китая. Оба сооружения имеют определенное стилистическое сходство, связанное с использованием архитекторами мотивов западноевропейской архитектуры и ордерной системы построения фасадных композиций. Однако, в отличие от «классицистического» парадного характера архитектуры здания Гонконгско-Шанхайской банковской корпорации, архитектура Промышленного банка Китая более сдержанна. Открытая ионическая колоннада, акцентирующая центральный вход, рустованные углы, архивольты и сандрики, украшающие оконные проемы, делают сооружение похожим на итальянские палаццо эпохи Ренессанса. Отличительной особенностью объекта является колористическое решение уличных фасадов, основанное на сочетании краснокирпичных и бледно-желтых каменных стен, украшенных серым бетонным декором (рис. 4).

Рис.4. Здание Промышленного банка Китая. Фото: М.Е. Базилевич. 2017

Еще одним азиатским банком, открывшим свое представительство в Тяньцзине в начале XX в., стал Корейский банк – учреждение, созданное на японские средства в Сеуле в 1911 г. в период, когда Корея находилась под властью Японии. Отделение Корейского банка в Тяньзине открылось в 1918 г. в районе Хэпин и располагалось на участке по адресу: 97–101 North Jiefang Road (рис. 5). Трехэтажное здание площадью около 3500 квадратных метров построено в стиле эклектики. Равноценное сдержанное пластическое решение уличных фасадов основано на ритме каннелированных колонн и оконных проемов. Особый колорит сооружению придает контрастное сочетание краснокирпичных неоштукатуренных стен и белого фасадного декора. В 1945 г. после победы Китая в Японско-Китайской войне, власти города конфисковали здание банка как японскую собственность. В настоящее время объект используется как офисное и жилое здание [5].

Рис.5. Здание Корейского банка [9]

Угловое положение объекта в структуре городской застройки было отличительной особенностью многих банковских сооружений того времени. Два равноценных уличных фасада и срезанный (в некоторых случаях – скругленный) угол, обращенный на перекресток, позволяли сооружению наиболее активно внедряться в городскую среду, включая в «зону притяжения» сразу две улицы. Не стало исключением и бывшее здание Французско-китайского торгово-промышленного банка. Компания Banque Franco-Chinoise с штаб-квартирой в Париже была основана в 1913 г., а здание ее тяньцзиньского отделения построено в 1919 г. французской инженерной компанией Brossand Mopin по проекту, разработанному инженером Maiiquet (рис. 6) [13, с. 45]. Это четырехэтажное здание из монолитного железобетона расположено между Британской и Французской концессиями на «ступенчатом» перекрестке улиц Jiefang и Yingkou. Сложная градостроительная ситуация определила характер объемно-пространственной композиции сооружения со скругленным главным фасадом, позволяющим улицам соединиться естественным образом. В фасадной пластике проектировщик использовал характерные для неоклассицизма декоративные элементы (архивольты, сандрики, кронштейны), а центральный вход украсил десятью массивными мраморными коринфскими колоннами, выстроившимися по левую и правую стороны от него, создавая «передний коридор». Однако композиционная несобранность плана свидетельствует о «фасадном» характере архитектуры, свойственном для стиля эклектики, распространенном в архитектуре Западной Европы того периода [9].

Рис. 6. Французско-китайский банк. Фото: А.А. Ким. 2017

Еще один интересный пример архитектуры эклектики – здание Континентального банка, спроектированное компанией Jitai Engineering и построенное в 1921 г. на участке по адресу: 70 Haerbin Avenue в районе Хэпин. Это трехэтажное кирпично-бетонное сооружение с подвальным этажом отличается простотой и лаконичностью форм. Здание поставлено на высоком каменном цоколе, придающем сооружению особую монументальность. Фасадные плоскости двух нижних этажей рассечены слабо выдвинутыми ионическими пилястрами, поддерживающими широкий, лишенный декора, ступенчатый межэтажный пояс. Третий этаж имеет меньшую высоту. Главный вход, расположенный в торцевой части здания, акцентирован массивным балконом в уровне второго этажа. Отличительной особенностью сооружения стал квадратный бельведер, очертания четырехскатной крыши которого отдаленно напоминают традиционные крыши китайских домов (рис. 7). Сохранившееся убранство интерьеров отличается сдержанностью и лаконичностью и выполнено в стиле эклектики, так же, как архитектура здания (рис. 8). Континентальный банк являлся одним из «четырех северных банков». Сфера его деятельности была связана с продажей акций и ценных бумаг. Банк был закрыт в 1953 г., в настоящее время в здании расположен Банк коммуникаций [3].

Рис. 7. Континентальный банк [3]

Рис. 8. Интерьер Континентального банка [3]

Одновременно с Континентальным банком в районе Хэпин было построено здание американского «Ситибанка». Citibank был создан в Нью-Йорке в 1812 г., а его филиал в Тяньцзине открыт в 1916 г. с целью урегулирования торговых отношений между Америкой и Китаем. Для строительства был выбран участок с современным адресом 90 North Jiefang Road. Разработкой проекта и надзором за проведением строительных работ занималось американское архитектурное бюро Murphy & Dana Architects. В 1921 г. задание было сдано в эксплуатацию. Трехэтажный массивный каменный объем площадью около 2000 кв. м выстроен в стилистике эдвардианской архитектуры. Пластическое решение строго симметричного уличного фасада с ионической колоннадой отличается лаконичной простотой и монументальностью. Ось симметрии, проходящая по главному входу, акцентирована массивным картушем, украшающим широкий гладкий парапет (рис. 9).

Убранство внутренних помещений соответствует общей стилистике объекта. Центральный зал украшают квадратные гладкие колонны и пилястры с позолоченными капителями, кессонированный потолок богато декорирован (рис. 10). Здание несколько раз меняло владельцев, в настоящее время в нем расположен Сельскохозяйственный банк Китая [2].

Рис. 9. Ситибанк. Фото: А.А. Ким. 2017

Рис.10. Потолок операционного зала [2]

В 1926 г. после закрытия Тяньцзиньского отделения Русско-Китайского банка на улице North Jiefan были построены еще два банковских здания. Первое из них принадлежало японскому банку Yokohama Specie, а второе – Кредитному банку Индии, Австралии и Китая.

Yokohama Specie Bank, основанный японской компанией Yokohama в 1880 г., играл значительную роль в развитии торговых отношений между Японией и Китаем. Тянцзиньское отделение Банка было учреждено в 1899 г. Сфера деятельности Банка в основном была связана с иностранной валютой, депозитами и ссудами, а также с выпуском банкнот. Банк осуществлял кредитную поддержку японских торговцев, занимавшихся экспортом своих товаров в Северный Китай и получением более дешевого сырья из Китая с целью получения чрезмерной прибыли [13, с. 7].

Расположенное по адресу: 80 North Jiefang Road бывшее здание Тяньцзиньского отделения Банка было построено в 1926 г. Как и в случае со зданием Гонконгско-Шанхайской банковской корпорации, разработкой проекта занималось архитектурное бюро Atkinson & Dallas Architects, а строительством – компания Civil Engineering Ltd. (рис. 11). Трехэтажный, сложной конфигурации в плане, каменный объем воспринимается мощным монолитом в структуре городской застройки. В архитектуре сооружения прослеживаются черты, характерные для ренессанса и неоклассицизма.

Главный фасад представляет собой классическую симметричную композицию, основанную на ритме коринфских колон и высоких прямоугольных оконных проемов (рис. 12). Ось симметрии акцентирована аттиком, а центральный вход решен в виде портала. Следует отметить, что подобное стилистическое решение было достаточно широко распространено в архитектуре банковских сооружений конца XIX – начала XX в., владельцы которых стремились выразить идею устойчивости, надежности, монументальности как самого сооружения, так и организации, находившейся в нем. После Второй мировой войны здание было передано Банку Китая. В настоящее время объект поставлен на государственную охрану [7, 9].

Рис.11. Банк «Йокогама спеши» [8]

Рис. 12. Фасад Банка «Йокогама спеши» (Wandering in Tientsin) [14]

Кредитный банк (Chartered Bank) Индии, Австралии и Китая был открыт в Лондоне в 1853 г. и являлся одним из кредитных банков, ориентированных на британские колонии. Тяньцзиньское отделение, известное под двумя названиями: Standard Chartered Bank и Chartered Bank of India, Australia and China, было открыто в 1926 г. и разместилось на банковской улице в районе Хэпин. Здание банка спроектировано английской компанией Hemmings & Parkin Ltd. и построено на перекрестке улиц No. 151–153, North Jiefang Road (рис. 13, 14). Архитектура сооружения выдержана в строгих лаконичных формах с использованием элементов западной архитектуры эпохи Ренессанса. Открытая ионическая колоннада, акцентирующая главный вход и объединяющая воедино два этажа, придает сооружению торжественный репрезентативный облик [1].

Рис.13. Кредитный банк (Chartered Bank) Индии, Австралии и Китая. Фото: А.А. Ким. 2017

Рис.14. Фасад Кредитного банка (Chartered Bank) Индии, Австралии и Китая [14]

Tung Lai Bank, еще один китайский банк, основанный в 1918 г., имел свой филиал в Тяньцзине. Вплоть до своего закрытия в 1953 г. банк в основном занимался депонированием, кредитованием, обменом иностранной валюты и торговлей ценными бумагами. Как и большинство банковских сооружений в городе, здание Tung Lai Bank было построено в районе Хэпин. Здание Тяньцзиньского отделения спроектировано немецким инженером Brentt и построено в 1930 г. по адресу: 287 Heping Road (рис. 15, 16). Сооружение общей площадью 7500 кв. м выстроено в стилистике эклектики с преобладанием элементов неоклассицизма. Объемно-пространственная композиция объекта построена на сочетании разновеликих объемов переменной этажности. Сложная конфигурация плана обусловлена угловым положением здания в структуре застройки и функциональным назначением внутренних помещений. Эклектичное сочетание классицистических элементов, богато декорирующих равноценные по пластической проработке уличные фасады со ступенчатой круглой башней, напоминающей шатровые крыши традиционных китайских храмов, придает сооружению особый колорит и делает его яркой выразительной доминантой уличной застройки. Использование коринфских колонн, фронтонов с декорированными тимпанами, многоступенчатых карнизов, поддерживаемых метрическими рядами кронштейнов и богатой фасадной лепнины, украшающих это монументальное сооружение, позволило проектировщикам передать финансовую мощь банковской организации, расположенной в нем.

Рис.15. Tung Lai Bank [7]

Рис. 16. Tung Lai Bank. Фасад, план, разрез [14]

Заключение

Принимая во внимание, что строительство банковских зданий, составляющих исторический ансамбль улицы North Jiefang, шло по проектам и при участии английских, французских, немецких и американских архитекторов и инженеров, следует отметить сильное влияние на строительную практику в Тяньцзине архитектурных процессов и тенденций, развивавшихся на рубеже XIX–XX вв. в Европе и Америке. Проведенный в исследовании краткий обзор наиболее значимых сохранившихся банковских сооружений Тяньцзиня показал, что:

- большинство банковских зданий построено в стиле эклектики со свойственной ему композиционной несобранностью планов и нарочитой «декоративностью» уличных фасадов, не являющихся органической частью основного объема здания;
- стремление заказчиков продемонстрировать клиентам и конкурентам финансовую мощь своих банковских организаций привело к использованию в декоративном оформлении уличных фасадов ренессансных и классицистических элементов, таких как ордерные колоннады, обрамления порталов, аттиковые стены, фронтоны, фасадная лепнина и др., что в целом отражало общемировые тенденции строительства сооружений такого типа;
- недостаток профессиональных строительных кадров и использование местных материалов привел к тому, что многие декоративные элементы выполнены с отклонением от классического западноевропейского архитектурного канона.


Библиография

1. Atlas of historic and stylistic architecture in Tianjin / Tianjin Bureau of Land, Resources and Housing. – Tianjin : Tianjin University Press, 2013. – 391 p.

2. Former Citibank [Электронный ресурс] // China Daily. – URL: http://www.chinadaily.com.cn/regional/2013-11/01/content_17525904.htm

3. Former Continental Bank [Электронный ресурс] // China Daily. – URL: http://www.chinadaily.com.cn/regional/2013-11/01/content_17525900.htm

4. Former Hongkong and Shanghai Bank Corporation [Электронный ресурс] // China Daily. URL: http://www.chinadaily.com.cn/regional/2013-11/01/content_17525907.htm

5. Former Korean Bank [Электронный ресурс] // China Daily. – URL: http://www.chinadaily.com.cn/regional/2013-11/01/content_17525899.htm

6. Former Tung Lai Bank [Электронный ресурс] // China Daily. – URL: http://www.chinadaily.com.cn/regional/2013-11/01/content_17525902.htm

7. Former Yokohama Specie Bank Limited [Электронный ресурс] // China Daily. – URL: http://www.chinadaily.com.cn/regional/2013-11/01/content_17525903.htm

8. La Concession Française, Tientsin [Электронный ресурс] // Dream Of A City. – URL: https://dreamofacity.com/2014/11/17/the-french-concession-tientsin/

9. Lu Hong, Xia Qing. A Panorama of the Historic Architecture in Tianjin / Lu Hong, Xia Qing // Beijing : China Archietecture & Building Press, 2007. – 301 p.

10. Marinelli, M. Tianjin, a Permanent Expo of World Architecture [Электронный ресурс] / M. Marinelli // China Heritage Project. – March 2010. – No. 21. – URL: http://www.chinaheritagequarterly.org/editorial.php?issue=021

11. Mengin, C. Écrire l’histoire des concessions de Tianjin par l’architecture : état des lieux / C. Mengin // Outre-Mers. Revue d’histoire. – Juin 2014. – No 382/383. – P. 13–25.

12. Tianjin Under Nine Flags [Электронный ресурс] // University of Bristol. – URL: http://www.bristol.ac.uk/tianjin-project/tianjinnineflags

13. Wandering in Tientsin / ed. by Jingrong Deng, Xin Qiao, Mi Liu. – Tianjin, 2016. – 104 p.

14. Woodhead, H. G. W. Tientsin’s foreign concession / H. G. W. Woodhead // Oriental affairs. – October 1938. – No 4. P. 194–197.

15. Дацышен, В. Г. Новая история Китая / В. Г. Дацышен. – Благовещенск : Изд-во Благовещен. гос. пед. ун-та, 2004. 346 с.

16. Иванова, А. П. Ретроромантизм в дальневосточной архитектуре. Циндао – Тяньцзинь – Шанхай, Харбин – Порт-Артур – Дальний, Пекин. 1860–1960 гг. / А. П. Иванова. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. – 123 с.

17. История Китая с древнейших времен до наших дней / отв. ред. Л. В. Симоновская, М. Ф. Юрьев. – М. : Наука, 1974. – 534 с.

18. Лучкова, В. И., Ким, А. А. Европейские влияния в традиционной архитектуре Китая XVIII — начала XX в. / В. И. Лучкова, А. А. Ким. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. – 148 с.

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-ShareAlike» («Атрибуция — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.


Статья поступила в редакцию 15.10.2017

ISSN 1990-4126  Регистрация СМИ эл. № ФС 77-70832 от 30.08.2017 © УрГАХУ, 2004-2017  © Архитектон, 2004-2017