Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №4 (64) Декабрь, 2018

Ландшафтный дизайн

Целуйко Дмитрий Сергеевич

cтарший преподаватель кафедры архитектуры и урбанистики. 
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»,

Россия, Хабаровск, e-mail: Dima123117@gmail.com

АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЗИДЕНЦИИ ЛИ ШУТОНГА

УДК: 712
Шифр научной специальности: 85.118.7

Аннотация

Статья посвящена архитектурно-планировочному анализу резиденции мастера Ли Шутонга (1880–1942), расположенной в исторической части города Тяньцзиня, в округе Хэбэй, на улице Чжоу Вэй. Данный ансамбль – показательный пример садово-паркового искусства Китая конца XIX – начала XX в. Архитектурно-планировочное решение отображает не только популярные стилистические направления того времени. Рассмотрены планировочные и функциональные особенности усадьбы в контексте традиционных частных садов Китая.

Ключевые слова: Китай, садово-парковое искусство, Ли Шутонг

Введение

Конец XIX – начало XX в. в Китае ознаменовывает собой конец Цинской империя и насильственный ввод Китая в современную эпоху. Иностранное влияние, в основном ограниченное несколькими портами и миссионерскими инициативами в течение большей части девятнадцатого века, пропагандировало европейские ценности и впоследствии стало частью нового Китая. Массовый приток западных идей и продуктов составлял наиболее важный фактор, определяющий культуру Китая в течение двадцатого века. Все исторические процессы данной эпохи находили отражение и в садово-парковой культуре поднебесной. Наиболее четко это прослеживается в усадьбах состоятельных людей, которые имели обширные связи с иностранцами.

Резиденция Ли Шутонга является знаковым примером садово-парковой архитектуры конца XIX – начала XX в. За счет необычной компоновки пространств и функционального наполнения рассматриваемое поместье в своем роде уникально. Усадьба, как и любое жилое пространство, есть отражение своего хозяина: его пристрастий, идеалов и мировоззрений. В семье Ли, было немало выдающихся людей, но наиболее известной личностью стал Ли Шутонг, по пришествию лет поместье перешло в его руки. Чтобы лучше разобраться в особенностях резиденции, необходимо изучить личность и биографию Шутонга.

Мастер Хонг Юи

Ли Шутонг, также известный под именем Великий мастер Хонг Юи, родился в Тяньцзине, в семье банкира, отец был родом из округа Хонгдонг, мать из провинции Чжэцзян. В 1898 г. Ли переехал в Шанхай и вступил в «Шанхайскую ассоциацию живописи и каллиграфии» и «Шанхайское ученое общество», одновременно обучаясь в Нанянгской государственной школе (которая впоследствии стала Цзяотонгским университетом). В 1905 г. Ли Шутонг отправился в Японию, чтобы учиться в токийской школе изящных искусств, расположенной в парке Уено, где его специализацией стало изучение западной музыки и живописи [1].

По возвращению в Китай в 1910 г. Ли работал в промышленном училище Бэйянг в Тянцзине. На следующий год он был назначен учителем музыки в женской школе в Шанхае. В 1912 г. Шутонг отправился в Ханчжоу, где стал лектором в средней школе Чжэцзян (ныне уиверситет Ханчжоу). Он преподавал не только западную живопись и музыку, но и историю искусства. В 1915 г. Цзян Цянь нанял его на работу в качестве преподавателя в высшей школе города Нанкин (с 1949 г. – Нанкинский университет), где он преподавал живопись и музыку. Он также преподавал в средней школе Чжэцзян [2].

Использование обнаженных натурщиков в живописи являлось нестандартным подходом к обучению в Китае, благодаря чему репутация мастера значительно выросла [3]. Ли также был композитором и автором песен, многие из его сочинений по-прежнему известны и часто исполняются [4, 5].

В 1916 г., Ли Шутонг в течение 21 дня пребывал в храме в Ханчжоу. Через год он приступил к изучению трех драгоценностей буддизма (Триратна). После исследования буддизма он решил уйти в монахи и таким образом начал целостную жизнь, посвященную пропаганде буддизма и кодекса поведения. Ли Шутонг стал практиковать только каллиграфию, развивая простой и недекоративный, но уникальный стиль, который очень ценился как в духовной среде, так и за ее пределами. Позже он стал известен всем как мастер Хонг Юи [6]. В 1942 г. господин Хонг Юи скончался в возрасте 63 лет, в городе Цюаньчжоу провинции Фуцзянь.

Архитектурно-планировочные особенности резиденции

В своей Тяньцзиньской резиденции Шутонг проводил деловые встречи, занимался образованием, изучением искусств и религий. Улица Хоудянь, или Зерновая улица, на которой располагается резиденция, раньше была оживленным местом торговли с множеством рынков и магазинов. Поместье было создано около 130 лет назад и занимает площадь 1400 квадратных метров [7]. Внутри участка находится 60 помещений, различных по объему и функциям (рис. 1). Резиденция состоит из двух основных четко разделенных зон: жилой и парковой, в то время как в традиционных личных садах Китая эти две части интегрированы и плавно переходят друг в друга через павильоны, лоджии, галереи и прочиех архитектурные сооружения. Так же четко определено и функциональное зонирование, сад в данном случае является исключительно рекреационной зоной, в которой отсутствуют сооружения для официальных встреч, деловых переговоров и постройки, предназначенные для работы.


Рис. 1. Внутренний дворик в жилой зоне. Фото автора

Функции архитектурных сооружений диктовали архитектурный стиль каждого сооружения, в зависимости от назначения здание могло быть открытым или закрытым, компактными или вытянутым и т. д. В резиденции Ли Шутонга прослеживается эта же закономерность: в парковой зоне имеются открытые павильоны, предназначенные для отдыха и любованием различными сценарными видами, в то время как в другом блоке все сооружения являются закрытыми с небольшими окнами и чаще всего прямоугольной формы.

Парковая зона

Зеленая зона располагается сразу при входе в усадьбу. Площадь данного участка составляет 635 м2, на всем пространстве расположено 80 табличек с классической каллиграфией [7]. Территория была воссоздана по аналогии с садом в поместье Хуанси, расположенным в Сучжоу, где ранее проживало семейство Ли [8]. Через сад пролегает тропинка, которая условно разграничивают данное пространство на 2 части. Справа от дорожки по направлению к жилой зоне, располагается открытый мемориальный павильон, посвящённый мастеру Ли Шутонгу, который был построен во время реконструкции поместья; внутри расположена статуя мастера Хонга после его принятия в монахи, на опорах павильона подвешены таблички с каллиграфией. По обеим сторонам от архитектурного сооружения размещаются каменные композиции, аналогичные камням Тайху, а также композиции из зеленых насаждений. Слева от дорожки находятся павильон, водоем и каменная группа. Все элементы связанны между собой извилистыми тропинками и мостами. Открытый павильон площадью 9 м2 располагается на берегу водоема и служит видовой точкой, с которой просматриваются все элементы зеленой зоны и композиции из зеленых насаждений. Фундамент постройки сделан из бетона, остальные элементы выполнены из дерева и окрашены в красный цвет. Центральное место во всей рекреационной зоне занимает водоем. Вода на данном участке находится в двух различных состояниях: спокойное, представленное в огражденном водоеме, и динамическое, выраженное водопадом с множественными каскадами. У нижней точки водопада расположен зигзагообразный мост, изгибающийся трижды, он является своеобразной границей между двумя состояниями воды. Береговая линия изрезана на всем периметре и вымощена большими камнями либо плиткой. Каменная группа имеет несколько видовых площадок соединённых между собой мостами и лестницами, высота элемента составляет около пяти метров. На всей территории данной возвышенности расположены декоративные камни, напоминающие по форме камни с озера Тайху (рис. 2).


Рис. 2. Каменная горка в парковой зоне. Фото автора

На территории парка расположены разнообразные кустарники и деревья различного возраста. При первоначальной планировке в саду располагались два читальных зала в которых хранилось более пяти тысяч книг.

Жилая зона занимает бóльшую часть всей усадьбы и включает как жилые помещения, так и здания, предназначенные для переговоров, работы, читальные залы, а также здание банка [7]. Все сооружения выполнены из серого кирпича, который был популярным материалом для строительства в конце XIX в. в Тяньцзине (рис. 3). Резные балки, окрашенные колонны и декорированные интерьеры встречаются повсеместно [9].


Рис. 3. Внутренний дворик в жилой зоне. Фото автора

Над входом в жилую часть усадьбы располагается табличка с каллиграфией Дзин Ши Ди, ее автор Хонг Занг – чиновник высокого ранга времен династии Цин (рис. 4) [10]. Подобные элементы всегда свидетельствуют о престиже и высоком положении семьи. По всему периметру территория обнесена стенами, высота которых составляет 3 м, в стене имеется два входа, которые ведут на открытую террасу, имеющую выход на улицу.


Рис. 4. Вход в жилую зону .Фото автора

Уровень пола в жилой зоне на 2 м выше уровня окружающей застройки. В этой части поместья расположены 6 внутренних дворов, различных по размерам и форме. Линия симметрии проходит по входной группе, которая незначительно смещена вправо от центра, в связи с чем здания и внутренние дворы имеют различные размеры. В южной части резиденции расположены два дворика, включающие религиозные и жилые постройки: комната буддизма, первый выставочный павильон, холл Кун Пху, гостиная, зал эстетической подготовки и сезонный выставочный павильон [7, 9]. Сооружения, расположенные в центральной, северной и восточной частях поместья имеют преимущественно образовательные и коммерческие функции: банк Тонг Да, открытый павильон, комната для важных гостей, читальный зал в китайском стиле, читальный зал в западном стиле и кабинет. В западной части расположены бытовые помещения. С момента последней реставрации усадьбы во все помещения помещены предметы интерьера и человеческие фигуры, говорящие о функциях каждого сооружения [9].

Частный банк Тонг Да отделяет сад от жилой зоны, вход в банк находится рядом с главными воротами. Это самое большое здание во всем поместье. Рассматриваемое сооружение очень важно для семьи мастера Хонга, его отец – Ли Сяолоу занимался банковским делом и создал частный банк после того, как вышел в отставку и вернулся в Тяньцзинь. Его семья стала одной из самых богатых в городе, причиной тому были два процветающих предприятия, которыми руководил отец Шутонга. Он также занимался благотворительностью, построив школу для бедных детей, из-за чего в народе его прозвали «благодетель Ли» [1, 6]. Несмотря на это, экстерьер банка не выделяется ни материалами, ни цветовым решением, ни декором от остальных построек. Частный банк Тонг Да обанкротился в период соляного кризиса (1911–1912).

Холл Кун Пу служил для приема гостей. После возвращения Ли Шутонга из Японии он много времени проводил в холле Кун Пу и прилегающем к нему внутреннем дворике [4].

Гостиная. Здание расположено на заднем дворе, в одной из дальних точек усадьбы. Мастер Хонг жил в этой комнате в юности [9].

Читальный зал в западном стиле. В 1911 г. Ли Шутонг после завершения своего образования в Японии возвращается в Тяньцзинь. С этого времени он жил, учился, писал картины и проводил встречи с друзьями в этом помещении. Фортепиано в комнате – подарок австрийского консула для брата Ли Шутонг – Ли Венси. Позже оно досталось Шутонгу. Интерьер украшает картина с обнаженной женщиной, написанная маслом. Большая часть помещения отдана под книжные шкафы с различной художественной и научной литературой [10]. Эта комната через элементы интерьера наиболее точно отражает характер мастера Хонга и его международную деятельность.

Читальный зал в китайском стиле. Расположен на переднем дворе возле главного входа, ранее здесь располагался читальный зал отца мастера Хонга – Ли Сяолоу, впоследствии здесь учились Ли Шитонг с братом. Большая часть литературы в этом читальном зале посвящена конфуцианству и китайской художественной классике, но присутствовали и сборники стихов, и научные статьи. В помещении читального зала мастер обучался живописи, каллиграфии, шахматам и музыке, что, в свою очередь, заложило фундамент для его будущих достижений в области традиционной китайской культуры.

Общий набор зон и функций традиционнен для китайских поместий за исключение банков, которые стали популярны лишь в ХХ в. в резиденциях состоятельных китайцев. Но благодаря характеру и пристрастиям хозяина зоны имеют уникальные для такого типа архитектурных сооружений постройки: читальный зал в западном стиле и комната буддизма. Если внешне здания имеют исключительно китайские архитектурные черты, то в интерьерах встречаются элементы японской и европейских культур. Отличительной особенностью являются местные материалы и декоративные элементы, характерные для севера Китая.

В 1930-х г. резиденция сменила хозяина и постепенно поместье пришло в упадок: каменная кладка начала разрушаться, а сад пребывал в запустении. Впоследствии усадьба меняла владельцев еще несколько раз, в начале XXI в. на месте усадьбы открылся продовольственный магазин [9]. В 2007 г. правительство Тяньзиня разрабатывает проект реконструкции резиденции Ли Шутонга в рамках программы «Улучшение уровня жизни городского и сельского населения» [7]. Во время работ использовали оригинальные материалы и цвета для зданий и отдельных элементов, все процессы проводились под руководством мастера Кхоити [7, 10]. Интерьеры помещений изменены с целью показать историю каждого здания в отдельности и жизнь мастера Хонга. Именно в этот временнóй промежуток в саду был возведен мемориальный павильон, посвященный владельцу резиденции. 30 декабря 2017г. резиденция Ли Шутонга было официально открыта для посетителей.

На данный момент окружающая территория сильно изменилась, вместо торговых рядов возвели небоскребы, среди которых жилище мастера Хонга стало зеленым оазисом.

Заключение

В начале ХХ в. в Китае происходит активное развитие частных садов. Резиденция Ли Шутонга является одним из ярких примеров проявления иностранного влияния на традиционную садово-парковую культуру Китая. Уникальность мастера Хонга как личности, впитавшей в себя культуру разных стран и выражающей ее средствами искусства, проявилась и в личной резиденции Ли, что является довольно редким феноменом в китайском садово-парковом искусстве ХХ в. После падения последней императорской династии в Китае высокопоставленные чиновники и военные, владевшие большими поместьями, при проектировании садово-парковой зоны руководствовались лишь набором «стандартных» функций и элементов, заложенных в период династии Цин. На их фоне усадьба Юи является своеобразным прообразом садов династий Тан и Сун, привнося в зеленую зону уникальные функции и объекты.

Планировочная структура резиденции обладает исконно китайскими чертами: сад с живописной планировкой имеет традиционные павильоны, изогнутые дорожки, водоем, каменную гору и изогнутый мост, что, в свою очередь, является атрибутами традиционного китайского сада. В жилой зоне четко прослеживается конфуцианское влияние – жесткая планировочная структура с внутренними дворами (рис. 5). Ярким примером сочетания жилой и парковой зоны с аналогичными планировочными характеристиками является традиционный китайский дом-сад – сыхэюань, в котором отражаются все духовно-философские аспекты китайской культуры (рис. 6). Но несмотря на схожесть, имеются и различия: в пропорциях функциональных зон и значимости в общем объеме усадьбы. Если в сыхэюане во главу ставятся даосские принципы построения пространства (фэншуй) со свойственными ими инструментами (триграммы багуа, квадрат лошу) и одним из самых важных элементов является сад с обязательным расположением в центре, то в резиденции Ли Шутонга мы видим иную ситуацию – сад примыкает к дому, дополняя его, но не интегрируется внутрь жилой зоны. Важным аспектом стало появление новых функций в зданиях, таких как банк и комната буддизма.


Рис. 5. План резиденции Ли Шутонга. Чертеж автора


Рис. 6. План пекинского сыхэюаня

Усадьба мастера Хонга – один из уникальных садов ХХ в., ее можно поставить в один ряд с такими объектами, как резиденция Пу И в г. Чанчуне и резиденция маршала Чжан Цзолиня в г. Шеньяне как новый тип личных садово-парковых комплексов в архитектурном наследии Востока [11]. Но в сравнении с другими резиденциями ХХ в. поместье семьи Ли имеет более живописную и утонченную парковую зону, которая близка садам ученых и поэтов или южным личным садам Китая.

В наши дни резиденция Ли Шутонга представляет собой популярный объект туризма и одну из визитных карточек Тяньцзиня. В планировочной структуре и отдельных сооружениях сада встречаются необычные для традиционных личных садов Китая элементы, резиденция имеет высокую культурную и историческую ценность, отражает региональную культуру северного Китая с его взглядами, мыслями и общественными настроениями начала XX в. средствами архитектуры.

Библиография

1. История жизни Ли Шутнга [Электронный ресурс] – URL: http://animperfectpen.blogspot.ru/2009/02/li-shutong-and-writing-lifes-stories.html 

2. Liu, C.C. A Critical History of New Music in China / C.C. Liu // The Chinese University Press, 2010. – 1000 Р. – ISBN 9789629963606.

3. Каллиграфия и рисунки мастера Хонг Юи [Электронный ресурс] – URL: http://www.buddhistdoor.com/OldWeb/bdoor/0202/sources/hongyi.htm 

4. Дзен мастер [Электронный ресурс] – URL: https://terebess.hu/zen/mesterek/Hong-Yi.html 

5. Boorman, L. H. Biographical Dictionary of Republican China 1967 // L. H. Boorman. – New York: Columbia University Press, 1968. – Vol. II. – 324 Р.

6. Краткое содержание жизни Ли Шутонга [Электронный ресурс] – URL: http://www.phlst.cn/shutong/ 

7. Резиденция Ли Шутонга [Электронный ресурс] – URL: https://baike.baidu.com/item/%E6%9D%8E%E5%8F%94%E5%90%8C%E6%95%85%E5%B1%85 

8. История жизни Ли Шутонга. [Электронный ресурс] – URL: https://baike.baidu.com/item/%E6%9D%8E%E5%8F%94%E5%90%8C 

9. Резиденция Ли Шутонга [Электронный ресурс] – URL: http://blog.sina.com.cn/s/blog_41345d5c0102v82p.html 

10. Культурные знаменитости Тяньцзиня. [Электронный ресурс] – URL: http://blog.sina.com.cn/s/blog_4b6668a10100blj5.html 

11. Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплекса : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Научные чтения памяти профессора М.П. Даниловского). – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. – Вып. 16. – С. 520–524

Ссылка для цитирования статьи

Целуйко Д.С. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЗИДЕНЦИИ ЛИ ШУТОНГА [Электронный ресурс] /Д.С. Целуйко //Архитектон: известия вузов. – 2018. – №4(64). – URL: http://archvuz.ru/2018_4/39 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 26.11.2018
Просмотров: 108