Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (66) Июнь, 2019

Теория архитектуры

Яшкевич Ангелина Вадимовна

аспирант
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор О.И. Явейн.
Московский архитектурный институт (государственная академия)

Россия, Москва, e-mail: iash.arch@gmail.com

ПРИНЦИП АНАЛОГИИ: К ГЕНЕЗИСУ ПОСТРОЕНИЙ ОТ ГОРОДА К ЗДАНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ

УДК: 72.012.42
Шифр научной специальности: 85.110

Аннотация

В статье рассматривается преемственность современных архитектурно-градостроительных идей, объединенных взаимосвязью концепций города и построениями архитектурных объектов через принцип аналогии. Такой подход интересен с точки зрения выявления организующих структурных характеристик при проектировании как города, так и дома, поскольку он дает возможность расширения поля знания в области пространственных построений и появления новых методов создания архитектуры исходя из трансформирующихся современных концепций города. Целью аналоговой архитектуры является сохранение целостности города при воспроизведении типов городских аналогий, существовавших ранее или формирующихся на базе коллективной жизни в городе. Ключевой фигурой для современной архитектуры аналогий является известный итальянский архитектор и теоретик Альдо Росси, также рассмотрены ранние проекты его учеников Жака Герцога и Пьера де Мерона, доказывающие преемственность при развитии и трансформации идей учителя.

Ключевые слова: концепция города, аналогия, архитектурные построения, Альдо Росси, Жак Герцог, Пьер де Мерон

В работе предлагается рассмотреть ряд концепций и проектов, в которых, на наш взгляд, идея города влияет на построения современных архитектурных объектов через принцип аналогии. Речь пойдет о двух поколениях архитекторов, деятельность которых с учетом сложившегося контекста послевоенного восстановления городов и альтернативных модернизму умонастроений с 1960-х гг. важна для нас, так как демонстрирует сплав новых идей и переосмысление уже существующих подходов к формированию архитектуры через концепцию города. Мы рассмотрим идеи и здания Альдо Росси и его учеников Жака Герцога и Пьера де Мерона.

Рассматриваемый период (1960–1980-е гг.) в архитектурном дискурсе считается одним из самых значимых для архитектуры, которая проектируется сейчас. В эти годы архитекторы занимались историей дисциплины и рассматривали свою роль как важнейший вклад в архитектурную и интеллектуальную мысль в более широком смысле. По мнению ряда современных исследователей и теоретиков, это был последний важный период в культуре, когда архитектура была признана значительным интеллектуальным занятием. В связи с этим рассмотрение принципа аналогии даст возможность расширить архитектурные методы проектирования и построения зданий исходя из идеи города сегодня.

Далее следует сформулировать ряд ключевых тезисов, которые являются опорой при написании этой статьи. Во-первых, детально рассматриваются построения архитектуры исходя из идеи города в ряде концепций архитекторов с 1960-х гг. При этом осмысление проблемы параллелизма построений архитектуры и структурной логики или идеи города имеет древнюю историю. Поэтому заявляющие об этой взаимосвязи архитекторы сегодня опираются на фундаментальную архитектурную и исследовательскую традицию и одновременно осознанно или неосознанно являются ее продолжателями. Во-вторых, впервые выстраиваются взаимосвязи и взаимопереходы между взглядами архитекторов, объединенных, на наш взгляд, принципами косвенного переноса построений с концепции города на архитектурный объект, а именно аналогией. В-третьих, идея города упомянутых архитекторов после рассмотрения их деятельности и анализа их проектов и предложений сводится к концепции архипелага. В статье «Метамодернистская структура города-архипелага в архитектурных концепциях (К. Роу, Ф. Кеттер, О.М. Унгерс, Р. Колхас, П.В. Аурели)» [8] раскрыта концепция архипелага. Подразумевается, что идея города формирует теоретический каркас модели города, являясь строгим описанием его структуры и формы. Такая трактовка модели принята с опорой на статью «О методах проектного моделирования в архитектуре. К постановке вопроса» [7].

Под принципом аналогии при переносе построений с концепции города на дом подразумевается воспроизведение заложенных в новой архитектуре типологий и аналогий, а также подобий, найденных или выявленных ранее из идеи города с учетом памяти места, идеи автора, наслоений истории и событий коллективной жизни в городе. Ключевой фигурой, связанной с такими идеями в архитектурном дискурсе во второй половине XX в., является Альдо Росси. В статье [7] предполагается, что сформулированная автором идея «аналогового города» как итог многолетних исследований разных существующих городов и методов архитектурных построений – организующий принцип в творчестве архитектора. Перенос построений связан с принципом аналогии или подобия определенным городским ситуациям, «читая» и трансформируя, объединяя и монтируя которые, Росси генерирует новые построения. Продолжая исследования и проектную деятельность в этом ключе, Жак Герцог и Пьер де Мерон создавали архитектуру посредством принципа аналогии, по мнению ряда исследователей, вплоть до 1980-х гг. Они развили идею взаимосвязи между городом и зданием их учителя, совместив ее с методологиями философов, художников и других деятелей искусства.

Исследуя генезис аналоговой архитектуры, следует отметить, что одним из первых обозначил подобие структуры города структуре дома и наоборот Леон Баттиста Альберти. «Дом есть маленький город…» [1, с. 159]. «Если дом должен походить на малый город, провозглашает Альберти, то город подобен большому дому …» [3, с. 33]. Архитектор сознательно искал аналогии между прошлым и будущим в архитектуре для восстановления или реконструкции памятников Римской империи. «Не архаизация или модернизация, а усмотрение тождества или аналогии в разновременных явлениях отличали подход Альберти к явлениям прошлого и настоящего, такого тождества, при котором сохраняется различие» [4, с. 87]. По мнению Пьера Витторио Аурели, Альберти стал идеологом воссоздания имперского Рима. Такая стратегическая концепция города через точечные аналоги архитектуры Рима древнего, следовательно, в некоторой степени имеет родство с принципами и подходами Альдо Росси. Он не выступал за построение нового города взамен старого, а стремился поддержать логику культурной преемственности уже существующего города и возобновить разорванные связи с реальностью и воображением через аналогии. В сочетании и переходе от воображения к реальности через типологию города как носителя истории и памяти заключался критический подход Росси к идеям рационализма.

Эрнесто Натан Роджерс был учителем Росси и также повлиял на взгляды архитектора. Роджерс предлагал концепцию непрерывности или преемственности. Непрерывность связана с поддержанием целостности построений от здания к городу на основе общей, сложившейся у конкретного города логики. Преемственность отсылает к обозначенному нами принципу аналогии, опирающемуся на использование аналоговых или подобных прошлому ситуаций в современности. «… В его основе (такого подхода. – А.Я.) лежала целостная картина логического построения городской модели, обосновывающая ее формообразование от мельчайших деталей до градостроительных фрагментов. В определенном смысле упомянутый выше девиз ″от ложки к городу″ лежал в основе педагогического подхода Роджерса, его студенты зачастую одновременно занимались проектированием бытовых предметов, мебели, небоскребов и планированием городов …» [6, с. 89].

Другим важным для выявленной линии преемственности архитектором, повлиявшим на творчество и взгляды Росси, был Освальд Маттиас Унгерс, немецкий архитектор и преподаватель архитектуры и градостроительства. После встречи с Унгерсом в Кельне в 1960 г. Росси написал статью для Casabella, посвященную работам немецкого архитектора. Эта статья стала началом серии публикаций, посвященных как построенным, так теоретическим работам Унгерса. В связи с этим в течение нескольких десятилетий итальянские архитекторы, в том числе и А. Росси, разрабатывали своего рода критические проекты, схожие с работами О.М. Унгерса.

В 1967 г. Росси перевел книгу Этьена Луи Булле «Архитектура. Очерк об искусстве» (конец XVIII в.), к которой написал вводную статью. В связи с этим идеи Булле, очевидно, также оказали влияние на Альдо Росси. Начиная с Булле, монументом стали называть общественные сооружения, предназначенные для коллективного использования социума1. Булле называл монументом анонимное сооружение, то, что не подразумевает выражения частного вообще [2, с. 183–184]. Росси, с опорой на идеи Булле, выдвигал теорию о том, что город состоит из первичных элементов и жилой среды. Первичные элементы – памятники. «Памятники, знаки коллективной воли, выраженной в архитектурных принципах, функционируют как первичные элементы, опорные точки городской динамики» [5, с. 18]. Жилая среда – это жилые районы, которые уплотняют город, заполняя пространство между памятниками паттернами типовой застройки в центре и на окраинах города. Но, видимо, в отличие от Булле, Росси вкладывал в памятник смысл монумента в память о коллективной жизни. Следует сказать, что он объединил значение монумента, существовавшее до Булле, с идеями французского архитектора. Памятник у Булле предполагал ясность простой геометрии, понятной социуму. Средства художественной выразительности Булле очень простые – метрическое чередование света и тени. Композиция каждого из проектов представляет собой простое геометрическое тело, но очень крупное. Альдо Росси перенял этот язык в своей архитектуре.

Подробные тексты с размышлениями и исследованиями Альдо Росси изложены в книге «Архитектура города» (1966) [5]. Согласно его идее, город – это архитектура, не только внешний облик или совокупность строений, а конструкция, развивающаяся во времени; конструкция как конечная реальность коллективной жизни, в которой эта жизнь разворачивается. Конструкцию Росси раскрывал как структуру фактов городской среды. Факт городской среды – это, в первую очередь, форма, выраженная в архитектуре. Ценность такого факта возрастает с ходом истории, рождая новые мотивы для восприятия. Факт городской среды характеризуется локусом. Альдо Росси описывал значение локуса (лат. locus – место) через «… универсальную связь, существующую между определенными местными условиями и строениями, расположенными в этом месте» [5, с. 140]. Локус «… выделяет внутри недифференцированного пространства (города. – А.Я.) некие условия, качества, необходимые нам для понимания факта городской среды» [5, с. 141]. Таким образом, локус – это и условия места (топографические, функциональные), и мистический дух места, и «особая точка», наполненная коллективной памятью, и культурно-смысловой узел.

Значимым при формулировании тезиса о концепции города, влияющей на архитектурные построения у Альдо Росси, является проект «аналоговый город» (рис. 1). Он был представлен в виде коллажа для Венецианской биеннале 1976 г. группой архитекторов, таких как Альдо Росси, Эральдо Консоласкио, Бруно Рейхлин и Фабио Рейнхарт. Задуманный как настоящий городской проект, «аналоговый город» демонстрирует совокупность типов архитектуры, основанных на коллективных и личных воспоминаниях.

Рис. 1. Аналоговый город. Альдо Росси, Эральдо Консоласкио, Бруно Рейхлин и Фабио Рейнхарт. 1976.
Источник: https://archizoom.epfl.ch/wp-content/uploads/2018/10/VilleAnalogue.jpg 

Альдо Росси с группой единомышленников сформулировал идею «аналогового города» еще в 1969 г. в качестве гипотезы, целью которой было обобщить сделанный ранее анализ городов и проекты автора. Этот проект, вдохновленный произведениями Каналетто2, был продуктом интуитивного сюрреализма. Концепция города из аналогий сформирована определенными и специ-фическими для каждой ситуации событиями городской жизни. Этот сюрреализм как совокупность воображения, интуиции, служил для создания новой городской реальности как аналога ранее существовавших событий и форм. Такой подход был альтернативен рационалистической линии, свойственной в те времена группе La Tendenza. Росси предложил такой проект как ответ на сложность и неоднозначность совмещения рационализма и идентичности контекста.

Росси написал текст к планшету для биеннале (Analogue city panel, 1976), в котором выразил отношения между реальностью и воображением. По его словам, Каналетто вдохновил его воображаемой Венецией, существующей поверх реального и предлагающей альтернативу реальности3.

Следует отметить, что аналоговый город как попытка визуализировать опыт исследований и проектирования является основой для архитектурных построений через определенный метод. Этот метод включает чтение и воспроизведение аналогий посредством типов. По мнению исследователя Кэмерона Макэвана [12, 13, 14], понятия коллективной памяти и типа тесно взаимосвязаны в работах Росси, потому что коллективная память опирается на материальную реальность4. Кэмерон считает, что материальная реальность может проявляться как в построенной форме (форма здания дает возможность проследить эволюции города), так и в образах в трактате (изображения воплощают ценности, опыт, идеи). Важно, что этот тип создает связь с историей и рождает передаваемые знания. Соответственно, архитектура передает свою историю через типологические идеи.

Построенные проекты Альдо Росси, в которых прослеживается стремление воссоздания в новой архитектуре аналогий городским типологиям с целью гармонизации и придания городу целостности, это жилой дом Gallaratese (1967–1974) (рис. 2), кладбище Сан-Катальдо в Модене (1971–1984) (рис. 3), театр дель Мондо (1980), вилла в Борго, Тичино (1973), дом студентов в Кьети (1977) и др. Архитектура Росси создана для того, чтобы выдержать поколения, а также для повторного использования и перепрофилирования в соответствии с потребностями будущих обществ, идея, которая ведет к чистому, рациональному дизайну, к простой архитектуре колоннад, балконов и огромных круглых колонн, символов, открытых для интерпретации.

Жилой комплекс Gallaratese – часть большого жилого квартала, расположенного в северо-западном пригороде Милана, Италия. Блок является пятым элементом жилого комплекса, спроектированного архитектором Карло Аймонино в партнерстве с Альдо Росси в ответ на жилищный кризис в Милане в 1960–1970-х гг. Росси взял прецеденты из римского храма, чтобы создать абстрактный объект, не обязательно жилой блок. В этом доме публичное пространство является комнатой со степенями прозрачности, которые делятся чередованием колонн как открытые или закрытые пространства.

Рис. 2. Жилой дом Gallaratese, Милан, Италия (1967–1974). Источник: Carlo Aymonino, Aldo Rossi. Gallaratese Monte Amiata Complex. Milan. Italy 1967-1974 [Электронный ресурс]. – A+t architecture publishers, 2017. – URL: https://aplust.net/blog/carlo_aymonino_aldo_rossi_gallaratese_monte_amiata_complex_milan_italy_/свободно  

Опираясь на мнение Кэмерона Макэвона, заметим, что кладбище в Модене (1971–1984) является памятником тишины и образа смерти. Типологическая форма сочетает галереи, скатную крышу, протяженный объем и квадратный дом без окон, словно заброшенный. После автомобильной аварии Росси рассматривал структуру скелета человека как серию переломов, которые можно повторно собрать. Сан-Катальдо он идентифицировал как смерть и морфологию сломанного скелета с модификацией плана.

Рис. 3. Кладбище Сан-Катальдо в Модене, Италия (1971–1984). Источник: https://hiveminer.com/Tags/cimitero%2Cmodena/Recent/свободно 

Школа в Фаньяно-Олона и кладбище под Моденой спроектированы примерно в одно время и имеют четкую определенную двустороннюю план-форму. Крылья с классами для школьников или с могилами на кладбище расположены перпендикулярно центральной оси. Любое завершение оси отмечено круглым или квадратным элементом. В школе круглый элемент – библиотека, а квадратный элемент – тренажерный зал. На кладбище оси завершает коническая могила и квадратный памятник погибшим на войне. Оба плана соосны тюрьмам, больницам и приютам. При этом функция заменяется автономной формой, а история архитектуры сворачивается в одно здание.

Исследователи и теоретики Акош Моравански и Джудит Хопфенгартнер в книге «Альдо Росси и Швейцария. Архитектурные взаимодействия» (2011) [9] пишут, что в 1980-х гг. аналоговая архитектура в ETH Zurich произвела революцию в методах проектирования. Проекты и их презентация были новыми и своеобразными. Жак Герцог и Пьер де Мерон – ученики Альдо Росси – входили в число студентов, которые отличались такими проектами.

Как учитель Росси обратил внимание на более широкие связи и переплел архитектурные, городские, исторические и теоретические идеи. Он продемонстрировал, как студенты могут превратиться из посторонних в центральных персонажей, актеров, которые не только критически наблюдали за реальностью, но и активно на нее влияли. До конца 1980-х гг. модель и методы Росси в проектах Герцога и де Мерона были очевидны.

Летом 1975 г. Герцог и де Мерон завершили дипломную работу «Новые строительные проекты в Санкт-Албантале, Базель». Уже на этом раннем этапе они приняли архитектурную автономию вместо архитектуры «ради себя». По их мнению, автономия не является ни исторической, т. е. ссылкой на собственную историю, ни формальной в смысле формальных языков или архитектурных стилей. Архитектура других медиа с опорой на идею о том, что для каждой задачи и ситуации есть конкретное решение с архитектурной точки зрения, дает непревзойденный смысл себе самой, раскрывающий большой потенциал.

Другой работой, сопряженной с учителем, стало эссе швейцарских архитекторов «Архитек-турно-иллюстрированные проекты для Haus-Bar (1976) и Bar-Haus» (1977) (рис. 4). Оно отсылает к рисункам Росси для «Двух городов» (1973) и построенному жилому дому Gallaratese.

Рис. 4. Архитектурно-иллюстрированные проекты для Haus-Bar. 1976 и Bar-Haus. 1977. Жак Герцог и Пьер де Мерон [9, с. 201]

В иллюстрациях Герцога и де Мерона очевидна ссылка на Эля Лисицкого. Однако, в отличие от утопии революционной архитектуры, смысл состоит в том, чтобы сформулировать совпадение старого с новым или резкое сопоставление старого и нового. Этот прием завуалирован, и поэтому различия невольно попадают в центр внимания.

Другой объект, который выявляет преемственность идей Росси в подходах учеников, это Голубой дом в Обервиле, построенный в 1979–1980 гг. (рис. 5). Он является знаком, отсылающим к лаконичному простому языку учителя. Синий цвет, по мнению Акоша Моравански и Джудит Хопфенгартнер, дает дому имя [9]. Это ссылка на идею Ива Кляйна о нематериальности. При этом фасад функционирует не как знак – в смысле ссылки на язык и форму зданий учителя или концепции Кляйна, а наглядно. Покраска объекта в синий цвет дает зрителю возможность открыть интуитивное пространство воображения, предполагаемое архитекторами как средство расширения небольшого материального измерения дома. Зрителю не обязательно знать творчество Кляйна, но, учитывая синюю поверхность фасада, он может видеть его как образ и конкретно испытывать чувство дематериализации.

Рис. 5. Голубой дом в Обервиле. Жак Герцог и Пьер де Мерон. 1979–1980 [9, с. 203]

Здания, спроектированные в начале 1980-х гг., такие как каменный дом (Tavole), дом для ветеринара (Dagmarelles) и фанерный дом (Bottmingen возле Базеля), близки к подходу Росси, поскольку они особенно тяготеют к концепции неприметного. Первые городские проекты в Базеле, такие, как жилое и коммерческое здание Schützenmattstrasse (конкурс 1984/85, исполнение 1992/93), жилой дом вдоль стены (конкурс 1984, исполнение 1987/88), берут у Росси стратегию разрыва, поэтому в проекте появилась подобная удару вставка рассеченной крупной формы в существующую сетку. При этом указанные проекты специфичны для пространственной и исторической структуры соответствующих кварталов, так как они могли быть построены только в этом месте и больше нигде.

В конце 1980-х гг. архитекторы перестали использовать типологию, основанную на идеях Росси. Проекты стали действующими лицами большой незаконченной пьесы. Будучи учениками Альдо Росси, архитекторы ETH (Eidgenössische Technische Hochschule – высшая техническая школа Цюриха) узнали о произвольных городских вмешательствах в послевоенной архитектуре с типологической точки зрения и результатах рационалистических догматиков и формалистов. При этом Герцог и де Мерон признали еще в середине 1980-х гг. опасность позднемодернистской традиции преемственности без учета исторического и городского контекста. Такой исход, как акцент на артикуляцию изображений, также повышал риск ограничиться отдельными зданиями, пренебрегая значимостью города в целом. Альдо Росси говорил, что не следует делать коллажи, следует пытаться создать целостную, специфическую архитектуру. Герцог и де Мерон, как и все студенты Альдо Росси, дистанцировались от позиций Роберта Вентури и Колина Роу. Изображения в смысле знаков, которые свободно доступны, взаимозаменяемы, их не интересовали. Такие методы, как монтаж или коллаж, которые, будучи гибкими комбинациями системы знаков, вызывают смещение изображений, архитекторы противопоставляли «целостности» чего-то, что нельзя абстрагировать и сокращать. Поэтому, в отличие от системы формализма (идея, что форма и содержание отделены друг от друга как свободно доступные знаки), они пришли к противопоставлению архитектурного объекта «конкретному» [9].

Архитекторы стремились сделать продукт, который не является абстрактным соединением общепринятых кодов (серийность, комбинация) или компиляций идентифицируемых типологических фрагментов (старинные карнизы, фабричные дымоходы, оконные проемы и т. д.), из которых состоит окружающая действительность. В то время, когда для Росси значение образов возникало только из вселенной знаков в истории архитектуры, кинематографа, искусства или литературы, для Герцога и де Мерона была возможность плавно передавать изображения во времени и пространстве. Идея изобразительного цитирования им чужда. Многие из построенных ими проектов являются изображениями постоянной покорной трансформации, слияния и изменения.

По мнению Акоша Моравански и Джудит Хопфенгартнер [9], эффект коллажа Росси с 1980-х г. приводил к мысли, о том, что вопреки его более ранним теоретическим подходам, он оставался привязанным к формальному репертуару. Герцог и де Мерон очень рано почувствовали эту дилемму и приложили большие усилия, чтобы их проекты не выглядели как коллажи, но, конечно, оставались переплетенными с реальными и ментальными образами, что связывает их с подходами учителя. Помимо всего прочего, важным фактором является отличный от Росси и архитекторов его времени взгляд на пространство, который формулировали для себя Герцог и де Мерон. Для Росси пространство и время были практически пустыми нейтральными средами, через которые знаки перемещались беспрепятственно. Для учеников Росси пространство и время всегда были наполнены изображениями. В то время, когда Росси демонстрировал пространство и время в стиле автономных рисунков, являющихся произведениями искусства, в то время, как он создавал tabula rasa, Герцог и де Мерон демонстративно использовали макулатуру, которая уже исписана на обратной стороне.

Несмотря на трансформации и влияния времени, искусства и других факторов на творчество и построения архитектуры, подход Альдо Росси проложил дорогу творческому пути Жака Герцога и Пьера де Мерона. И учитель, и ученики выстраивали архитектурные объекты посредством принципа «аналогового города». В связи с этим воспроизведение городских аналогий осуществлялось с целью поддержания сформулированной авторами идеи города через точечные интервенции для поддержания целого. Разумеется, принцип аналогии эволюционировал от архитектора к архитектору и у каждого автора выражался индивидуально. Тем не менее, общность приемов, которые формировали здания с опорой на идею города, заключалась в воссоздании того города, который представлялся идеальным в зависимости от взглядов и идей архитекторов.

Важная особенность построений архитектуры через принцип аналогии – обращение к городским типологиям и наслоению пластов истории и коллективной памяти. Но это наслоение встраивалось в целостную непрерывную композицию из частей или объемов. В связи с этим результатом таких построений является не фрагментарный коллаж или монтаж, сплавляющий разнородные части, а целостное здание с соразмерными и взаимозависимыми частями. Следует заметить, что целостность как важнейшая черта архитектуры по принципу аналогии свойственна и городу, и дому независимо от функции. Функция уходит на второй план и практически игнорируется аналоговой архитектурой с ее простыми геометрическими объемами и художественными приемами.

Таким образом, принцип аналогии встраивается в более широкий дискурс генезиса соотнесения правил построения дома и города в современной архитектуре. Концепции города и формирование архитектуры в нем развиваются посредством и других принципов. Но совместно с принципом аналогии, на наш взгляд, большинство правил построения, применяемых с середины XX в. базируется на архитектуре эпохи Просвещения. Поэтому взаимосвязь города и его архитектуры развивается параллельно по двум направлениям: от города к дому и наоборот. Выявление согласно этому тезису общности, взимопереходов и взаимовлияний всех принципов соотнесения идей города и дома способно расширить представление о том, что такое современный город, и как, учитывая его собственную логику, память и коллективную жизнь, проектировать архитектурные объекты, характерные только для конкретного места, и ни для какого другого.

Примечания

1 До этого времени монументом было сооружение, являвшееся местом памяти.

2 Каналетто Джованни Антонио (Canaletto Giovanni Antonio) (1697–1768) – итальянский живописец и офортист эпохи классицизма.

3 Перевод текста Альдо Росси выполнен А.В. Яшкевич.

4 Росси опирался на социолога Мориса Хальбвакса.

Библиография

1. Альберти, Л.Б. Десять книг о зодчестве / Пер. В.П. Зубова и Ф.А. Петровского. – Т.1. – М.: Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1935–1937. – 392 с.

2. Аурели, П.В. Возможность абсолютной архитектуры. / П.В. Аурели; пер. с англ . – М.: Strelka Press, 2014. – 304 c.

3. Данилова, И.Е. Итальянский город XV века: реальность, миф, образ / И.Е. Данилова. – М.: РГГУ, 2000. – 129 c.

4. Зубов, В.П. Архитектурная теория Альберти / В.П. Зубов. – СПб.: Алетейя, 2001. – 464 c.

5. Росси, А. Архитектура города /  А. Росси ; пер. с итал.  – М.: Strelka Press, 2015. – 264 c.

6. Тарабанов, К.А. Э.Н. Роджерс и развитие итальянской архитектуры в ХХ веке [Электронный ресурс] / К.А. Тарабанов // Architecture and Modern Information Technologies. – 2019. – № 1 (46). – С. 84–94. – URL: http://marhi.ru/AMIT/2019/1kvart19/06_tarabanov/index.php 

7. Явейн, О.И. О методах проектного моделирования в архитектуре. К постановке вопроса [Электронный ресурс] / О.И. Явейн, Т.Р. Вахитов // Architecture and Modern Information Technologies. – 2018. – № 3(44). – С. 60–72 – URL: http://marhi.ru/AMIT/2018/3kvart18/03_yavein_vakhitov/index.php 

8. Яшкевич, А.В. Метамодернистская структура города-архипелага в архитектурных концепциях (К. Роу, Ф. Кеттер, О.М. Унгерс, Р. Колхас, П.В. Аурели) [Электронный ресурс] / А.В. Яшкевич // Architecture and Modern Information Technologies. – 2018. – №4 (45). – С. 367–376. – URL: http://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/26_jashkevich/index.php 

9. Moravánszky, A. Aldo Rossi und die Schweiz. Architektonische Wechselwirkungen /Á. Moravánszky, J. Hopfengärtner. – Zürich: gta Verlag, 2011. – 236 s.

10. Pérouse de Montclos J.-M. Étienne-Louis Boullée (1728–1799): theoretician of revolutionary architecture. – Braziller, 1974. – 128 p.

11. BMIAA O. M. Ungers: Prime Case (First Houses) at Politecnico di Milano [Electronic resource] / BigMat International Architecture Agenda.  – BMIAA, 16.05.2015. – URL: https://www.bmiaa.com/o-m-ungers-prime-case-first-houses-at-politecnico-di-milano/ 

12. McEwan, C. Architecture of Analogy. Notes on the Autonomy of Architecture [Electronic resource] / Cameron McEwan. – Wordpress, 2013. – URL: https://cameronmcewan.wordpress.com/category/phd/ 

13. McEwan, C. Architecture of Analogy. The City is like a large House [Electronic resource] / Cameron McEwan. – Wordpress, 2011. – URL: https://cameronmcewan.wordpress.com/tag/alberti/ 

14. McEwan, C. Architecture of Analogy. Thinking about collective memory as material reality [Electronic resource] / Cameron McEwan. – Wordpress, 2013. – URL: https://cameronmcewan.wordpress.com/2013/05/07/thinking-about-collective-memory-as-material-reality/ 

Ссылка для цитирования статьи

Яшкевич А.В. ПРИНЦИП АНАЛОГИИ: К ГЕНЕЗИСУ ПОСТРОЕНИЙ ОТ ГОРОДА К ЗДАНИЮ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ [Электронный ресурс] /  А.В. Яшкевич //Архитектон: известия вузов. – 2019. – №2(66). – URL: http://archvuz.ru/2019_2/5/ 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 03.04.2019
Просмотров: 343