Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (67) Сентябрь, 2019

Декоративно-прикладное искусство

Ваньчугова Наталья Николаевна

магистрант,
Факультет искусствоведения и социокультурных технологий, Экспертиза и реставрация объектов культуры РФ
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Россия, Екатеринбург, e-mail: nata-dom@bk.ru

АВТОРСКИЙ СТИЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКА-ЮВЕЛИРА АЛЕКСЕЯ ПОПОВА

УДК: 739.2
Шифр научной специальности: 85.12

Аннотация

Статья посвящена анализу авторского стиля екатеринбургского художника-ювелира Алексея Борисовича Попова. Рассматривается серия ювелирных колец «Нам улицы свердловские знакомы и близки», созданных по мотивам известных памятников архитектуры Екатеринбурга – Свердловска – Екатеринбурга. Актуальность выбранной художником темы определяется преддверием 300-летнего юбилея города Екатеринбурга, а также возможностью реализовать синтез межвидовых связей и осуществить взаимодействие архитектурных образов и предметов ювелирного искусства.

Ключевые слова: межвидовые связи, стилизация, знаковый символ, прототип, пластический объект, 3D-моделирование, советский ампир, постмодернизм

Художник-ювелир Алексей Борисович Попов родился в Свердловске в 1969 г.  В процессе учебы в Уральской государственной архитектурно-художественной академии активно занимался творческой деятельностью.  В 1999 г. по окончании обучения, получив специальность «Художник ДПИ», работал в производственных сферах, заводах «Русские самоцветы», «Юве­лиры Урала» и компании «Рута», одновременно принимая активное  участие в  многочисленных российских и международных художественных проектах. В  2001 г. становится членом  Союза художников России, в настоящее время создает коллекции, тематически посвященные родному краю.

Художник-ювелир Алексей Попов в 2016 г. обратился к исследованию исторических памятников архитектуры родного города. Поводом для обращения к  этой теме стал предстоящий 300-летний юбилей Екатеринбурга, в преддверии которого у автора возникла  идея тематического проекта, с целью создания коллекции ювелирных украшений на тему значимых архитектурных памят­ников Екатеринбурга–Свердловска. Актуальность выбранной художником  темы определяется возможностью  реализовать синтез межвидовых связей, осуществить взаимодействие архитектурных образов с предметами ювелирного искусства.

Известная строка из популярной песни знаменитого уральского компо­зитора Е.П. Родыгина «Нам улицы свердловские знакомы и близки», ставшая названием авторской коллекции ювелирных изделий, определила ее иллюст­ративно-повествовательный характер. Итогом кропотливой творческой ра­боты стала коллекция экспозиционных колец по мотивам наи­более известных памятников Екатеринбурга. С 2016 по 2019 гг. были соз­даны  первые шесть изделий.

В качестве объектов художественной стилизации были взяты старин­ные городские сооружения: Водонапорная башня, Дом обороны, Гостиница «Исеть», гостиница «Мадрид», Окружной дом офицеров, Парк культуры и отдыха им. В.В. Маяковского. Эти постройки, во многом определившие исто­рическую индивидуальность города, воспринимаются  как знаковые символы столицы Урала.

Для воплощения своего замысла художник остановил внимание на пла­стической форме кольца, изначально имеющего объем и приближенного к трехмерной форме миниатюрной пластики. В одном из интервью А.Б. Попов говорил: «Кольцо, как замкнутая окруж­ность, символизирует целостность и единство. Оно не имеет ни начала, ни конца, поэтому часто ассоциируется с вечностью. Его центральное отверстие – место прохождения небесной силы, божественного дыхания. Кольцо сим­волизирует связь, союз, обет, бесконечность, обернувшаяся вокруг пальца». Действительно, кольцо как пластическая форма, имеющая трехмер­ный объем, по физическим параметрам приближенная к миниатюрной скульптуре, способно наиболее полно отразить художественно-выразитель­ный образ архитектурного объекта. Первые объекты из серии «Нам улицы свердловские знакомы и близки» экспонировались на июньских выставках, в Музее архитектуры и дизайна УрГАХУ в Екатеринбурге, проходившей в рам­ках II Уральского триеннале декоративного искусства и на триеннале-кон­курсе «Лабиринт» в Магнитогорске. 

Историческим прототипом кольца «Башня водяная»  стал памятник архитектуры федерального значения Водонапорная башня, воздвигнутый у плотины в Екатеринбурге около 1891 г. для Железнодорожных мастерских [5]. Объект входит в музей­ный комплекс Областного краеведческого музея, заслуженно используется в качестве знакового символа города в значках, сувенирах, являясь  образцом  уральской  промышленной архитектуры классицизма ХIХ в.

Художник, воплощая замысел, использует тонкую стилизацию  и до­полнения, обогащающие идею. Основной объем непосредственно иллюстри­рует сооружение – двухъярусная шестигранная башня, перекрытая шести­скатным шатром. Привнесенный элемент – классический двухколонный до­рический портик, цитирующий часть старинной ограды екатеринбургского железоделательного завода, художественно обогащающий брутальную кладку основания башни. Активную роль в создании образа играет декор  шинки кольца, выполненной по мотивам  чугунной ограды сквера «пло­тинки».   Эргономично вписывается отверстие для пальца в основание – там, где на оригинале расположены арочные ворота. Таким образом, исходные архитектурные детали становятся отправными точками при создании стили­зованного миниатюрного пластического объекта.

Для изготовления изделия использованы белый металл, яшма ор­ская, зеленые фианиты; применены технологии: литье, шлифовка, полировка, патинирование. Уральская яшма  имитирует древесный сруб, зеленые фианиты воспроизводят эффект искрящихся капель на зеленой крыше, по­крытой муравленым цветом (оттенок толченого малахита)  после дождя. Темный цвет металла в углублениях – результат процесса патинирования. Мобильность объекту придает съемная крышка, которая крепится к основному объему башни магнитами. Функционально изделие может быть использовано как кольцо-сувенир, микрошкатулка  для хра­нения пожеланий счастья в виде свертка или табличек (рис.1).

Рис.1. Попов А. Б. Кольцо «Башня водяная», из серии «Нам улицы свердловские знакомы и близки». Белый металл, яшма, зеленые фианиты, магниты, литье по восковым моделям, шлифовка, полировка, патинирование. 2019

В исто­рии ювелирного искусства существуют стилистические  прототипы  образа кольца-башни: иконы мощевики, кресты энколпионы, рукояти оружия как священные реликварии. Так, в 1340 г. на территории Германии и Франции были обнаружены в кладах Эрфурта и Кольмара кольца-башни, кольца-рели­кварии с тайниками внутри [2] (рис. 2–3). Создание колец-башен восходит к вос­точным источникам, а мастера ХIV в., очевидно, продолжали бо­лее ранние традиции. Фортификационный  объект башня, часть городского оборонительного укрепления – труднодоступное  место, предназначенное для хранения самых ценных, возможно, семейных реликвий. Возможно, это культовый предмет, но судя по большому количеству колец в европейских кладах, они могли быть обрядовыми, свадебными кольцами, символизиро­вавшими таинство брака. Можно предположить, что образ башни может иметь мифологические корни, идущие от библейской Вави­лонской башни.

 

Рис. 2. Античное иудейское серебряное кольцо-башня  для специй. Серебро.
Источник: Каталог аукционного  дома KODNER
. https://www.kodner.com/auctions/2017/08/16/fine-art-antiques-and-estate-jewelry/144 

Рис.3. Иудейские кольца-башни из кладов Эрфурта и Кольмары. 1340.
Источник: Ватсон Л. Сокровища черной смерти. Кольцо с башенкой и цепочка с флакончиком.
http://booknik.ru/today/reports/sokrovishcha-chernoyi-smerti/ 

Подковообразное высотное здание свердловской гостиницы «Исеть» построено в 1929–1936 гг. в квартале ул. Ленина – Луначарского –  Первомайская –  Кузнечная. Проект  разрабатывала группа архитекторов В. Соколова, А. Тумбасова и А. Стельмащука, под руководством И. Антонова [6].  Знаменитый Уральский конструктивизм, в недавнее время заявивший о себе в качестве уральского бренда,  необычайно выразителен и стал  вдохнов­ляющим фактором для современных художников. В основу образа гостиницы заложена популярная в 1920–1930-е гг. ХХ в. утопическая идея механизированного  принципа строительства нового общества и символ объединения рабочих и крестьян.

В ювелирной реплике «Исеть» А.Б. Попова идея бесконечности целеустремленного движения нашла воплощение в двух противоположно развернутых «полушестеренок», осуществляющих взаимное статическое вращение. Это движение позволяет видеть одновременно и фронт, и тыл образа гостиницы. Меандровый декор шинки кольца выполнен по мотивам  литой чугунной ограды сквера на проспекте Ленина,  демонтированной  в период  десоветизации  1998–2018 гг. Использованная при создании кольца яшма красного цвета – образ красного знамени – завершает формирование образа нового времени (рис. 4).

а.                                                                                   б.
Рис.4 Попов А. Б. Кольцо «Исеть» из серии «Нам улицы свердловские знакомы и близки», 2018:
 а
Кольцо в готовом виде.  Белый металл, яшма, литье по восковым моделям, шлифовка, полировка, патинирование;
б
 Проект. 3D-моделирование, рендер. Вид трехмерной модели кольца

Исходный  исторический прототип кольца «Дом обороны»  – памятник архитектуры эпохи конструктивизма, одноименное здание, в наше время более известное как ДОСААФ, возведенное в 1934 г. архитектором Г.П. Валенковым [5]. Уральский конструктивизм в его классическом варианте, с аскетично-гладкими стенами, простыми геометрическими формами, ленточной системой окон, символизирующей конвейер как прогрессивный  способ производства эпохи индустриализации. Ювелир, перенимая эстафету от создателей архитектурного прообраза,  вступает в сотворчество с архитекторами с целью наиболее полно проиллюстрировать идею Дома обороны, как если бы на площадку рядом с самолетом водрузили знак «Крепим  оборону СССР!». Происходит насыщение образа повествовательными деталями. Так на объ­екте появляются изображения не только самолета, но и остальных меха­низмов, олицетворяющих техническое развитие страны, зримых воплощений энтузиазма и творчества трудящихся масс.  Шинка кольца становится квитэс­сенцией движения – пропеллером. Постмодернистская игра стилей, отраженная  в элементах декора (самолет, пропеллер, шестеренки и прочее), по замыслу художника должна показывать силу духа и полет мысли людей того времени.  При же­лании данный предметный ряд имеет перспективы развития в мобильном аспекте – все изображенные в рельефе элементы могут стать сангвиническими деталями (рис. 5).

а.                                                                     б.
Рис. 5 . Попов А. Б. Кольцо «Дом обороны» из серии «Нам улицы свердловские знакомы и близки», 2018: 
а
Кольцо в готовом виде.  Белый металл, яшма, литье по восковым моделям, шлифовка, полировка, патинирование; 
б
Проект. 3D-моделирование, рендер. Вид трехмерной модели кольца

Для  кольца «Мадрид» вдохновляющим фактором стало не менее достопримечательное здание гостиницы «Мадрид», расположенное  на ул. Машиностроителей. Построенно в 1933–1937 гг. по проекту архитекторов В. Безрукова, П. Оранского и Б. Шефлер [5].  В 1936 г. по­мещение стало гостеприимным домом для испанских ан­тифашистов. В момент окончания стройки нового здания на Уралмаше на испанском фронте в результате битвы за Мадрид город был освобожден от фашистов. Сверд­ловчане, как и все, переживали за испанских патриотов и готовы были принять бежен­цев из Испании. Гостиница получила тогда неофициальное имя «Мадрид», сохранив­шееся до наших дней.  Этот архитектурный объект  является одним из пер­вых проявлений в Свердловске  неокласси­цизма в его ярком варианте – советском ампире с соответствующим набором узнаваемых аллегорий.

Прообразом кольца А.Б. Попова явилась непосредственно данная по­стройка. Прототип гостиницы «Мадрид» определил симметричный дизайн вершины кольца. Поскольку здание занимает угол между двумя улицами, вершины кольца ориентированы одновременно на две боковые стороны. В неоклассическом декоре ювелирного кольца преобладает совет­ская атрибутика – ордерная система, в которую органично вплетены символы советской власти –  пятиконечные звезды, лавровые ветви, молоты, серпы, шестерни, закомпанованные в консолях, триглифах и кессонах и других многочисленных декоратив­ных элементах неоклассической ордерной системы, покрывающих модель кольца сплошным ковром. Выразительный образ ювелирного изделия, насыщенный подробностями, красноречивыми деталями орнамента, призван к более яркому и полному раскрытию темы. Ярко-красная, редкая по насыщенности цвета орская яшма с горы Полков­ник, напоминает о драматизме исторических событий, на фоне которых шла стройка (рис. 6).

Рис. 6. Попов А. Б. Кольцо «Мадрид» из серии «Нам улицы свердловские знакомы и близки», 2018:  
а
Кольцо в готовом виде.  Белый металл, яшма, литье по восковым моделям, шлифовка, полировка, патинирование; 
б
Проект. 3D-моделирование, рендер. Вид трехмерной модели кольца

Прообразом создания следующего кольца стало известное здание Дома офицеров Центрального военного округа –  историко-архитектурный памятник федерального значения, построенный в Свердловске в 1932–1941 гг. архитектором В. В. Емельяновым [5]. Здание в 1932 г. изначально было построено в строгом стиле конструктивизма и получило свои ампирные фасады и интерьеры в 1941 г. Его ювелирная реприза – кольцо «ОДО» приобрело милитаризованный образ, идущий от назначения здания. На 3D-эскизах отчетливо прочитываются все декоративные элементы. Пафос­ные  атрибуты неоклассического ордера: пятиконечные звезды в окруже­нии  лавровых венков, система арок, триглифы, кессоны и трехмер­ные колонны, установленные  по сторонам кольца, становятся элементами формообразования новой пластической идеи. Четкость, характерная для эс­киза,  в готовом виде частично будет утрачена. После того, как  изделие отливается в воске, затем в металле, внешне изменяется. Поскольку воск вытапливается, уменьшается форма, теряя в размере до 7%, при этом са­мые тонкие и изящные детали, запрограммированные в компьютере, сглажи­ваются. Значимость проекта в связи с названными технологическими  особенностями возрастает. Однако изделие, переведенное в материал, при­обретает новые качества: это уже живой пластически ощутимый предмет, но не суховато-отстраненный проект. Ярко-красная яшма завершает образ воен­ного объекта, напоминая о героизме Советской ар­мии (рис. 7).

Рис. 7. Попов А. Б. Кольцо «Дом офицеров» из серии «Нам улицы свердловские знакомы и близки», 2018. 
Белый металл, яшма, литье по восковым моделям, шлифовка, полировка, патинирование

Архетипом кольца «Парк культуры» стал Центральный парк культуры и отдыха (ЦПКиО) им. В.В. Маяковского, главный парк Екатеринбурга. Он построен в 1934 г. архитекторами П.И. Лонтроповым, Л. В. Шишовым  и др. [4],  в стиле  советского ампира. Новый торжественный стиль требовал праздничных тем –  советские люди должны были после трудового дня и в праздники достойно отдыхать. Тема торжественной трехпролетной арки, доминирующей в парковом ансамбле архитектурной формы, исторически восходящие к триумфальным аркам Древ­него Рима,  оказалась весьма востребована в тоталитарном историческом пе­риоде нашей страны.

Образ ювелирного объекта «Парк культуры» навеян темой павильонов и арок парка. Не­оклассическая арка, фланкирующая вход,  задает тему нарядной сти­лизации при создании современного миниатюрного пластического объекта. В основе композиции кольца лежит мотив круга или колеса. В целом конструкция кольца основана на визуальном взаи­модействии большого колеса,  арочных полукругов с несколькими малыми. Нетрадиционное расположение вер­шины изделия, расположение основного круглого элемента  ребром  фланкирует шинку  ободом вверх. Данный композицион­ный прием ассоциируется с образом крупномасштабного паркового аттракциона – колеса обозрения (чертова колеса), хронологически более позднего сооружения, ставшего для многих жителей города неизменным парковым ат­рибутом. Три круглых ограненных мориона, расположенных на каждой стороне, обогащают изделие многозначительным таинственным, сумеречным мерцанием. Морион, тот же дымчатый кварц, получил  название за дымчатую и неравномерную окраску. «Торговое название дымчатого кварца раухтопаз до сих пор вводит в заблуждение людей, считающих эту разновидность кварца топазом. Цвет окраски от серого до коричневого, может быть равно­мерной, камни прозрачны и полупрозрачны. Темные разновидности бурых, коричневатых и черных тонов, перекрывающие окраской прозрачность (про­свечивающие), имеют название «морион» (от лат. «моррасус»  – угрюмый, хмурый)» [3]. Алексей Попов устанавливает морионы в кольцо «Парк культуры», опира­ясь на многозначную, весьма полемичную трактовку камня (рис.12–13).

 
Рис. 8 а. Попов А. Б. Кольцо «Парк культуры» из серии «Нам улицы свердловские знакомы и близки», 2018. 
Проект. 3D-моделирование, рендер. Виды трехмерной модели кольца. 2018


Рис. 8 б. Попов А. Б. Кольцо «Парк культуры» в готовом виде. Белый металл, морион, литье по восковым моделям, глухая закрепка, шлифовка, полировка, патинирование

Название, тематика и содержание серии ювелирных колец Алексея Попова «Нам улицы свердловские знакомы и близки», определила прямой, нарративный  характер трактовки образов и, как следствие, предвосхитила изобилие повествовательного предметного ряда. В процессе исследования выявилась активно звучащая патриотическая идея проекта.

Необходимо от­метить преимущество серии –  наличие мемориального, памятного характера. В целях увековечивания памятников архитектуры, многие из которых имеют федеральное значение, художник обратился к приемам, во многом идентич­ным   медальерной пластике,  таким пластическим решениям, как рельеф, горельеф и фрагменты круглой скульптуры, наполнения их конкретными образами и метафорами, несущими обилие знаковой символики.

В процессе выполнения проекта применялся метод 3D-моделирования, включающий создание образа объекта в программе трехмерного конструиро­вания, изготовление по нему восковой модели на гравировально-фрезерном оборудовании. Метод является этапом технологии литья по выплавляемым моделям. Значение новых технологий – 3D-эскизов и последовательный их перевод в материал – невозможно переоценить.

В изделиях преобладает металл – серебро, которое в массивных литых формах являет собой достойный и весьма благородный выбор для статусной темы.  Из методов поверхностной обработки металла применялись шлифовка, полировка и патинирование в углублениях, послужившие более чет­кому проявлению рельефа. Использовались магниты, придавшие мобиль­ность, что актуально для современных ювелирных конструкций.

Применение  различных минералов в качестве вставок с целью расста­новки акцентов и максимально полного  раскрытия образов осуществлялось на высоком профессиональном уровне. Так,  в качестве активных акцентов чаще всего использовался бесспорный вариант – уральский по­делочный камень ярко-красная яшма. Выбор ограненных полупрозрачных вставок не менее точен и претенциозно-изысканен: прозрачные, зеленые самоцветы –  фианиты, словно капли воды после дождя, искрящиеся под солнцем на мокрой зеленой крыше (кольцо «Башня водяная»); дымчатый кварц-морион (раух-топаз), таинственно и коварно мерцающий в колесе раз­влечений (кольцо «Парк культуры»).

Выбранные А. Б. Поповым для художественной стилизации здания города представляют историческое многообразие стилей ХVIII–ХХ вв. Эти «избранники» определили стилистическое соответствие бу­дущим ювелирным изделиям. Так, кольцо «Башня водяная» несет черты уральского промышленного классицизма; кольца «ОДО», «Мадрид» и «Парк культуры» созданы по мотивам зданий советского ампира. Объединяю­щим началом этого стилистического разнообразия в творчестве А.Попова стала постмодернистская игра, в которую ювелир вовлекает интеллектуаль­ного зрителя. Художник, предлагает нам свои реплики, черпая их из других эпох, обращаясь к историческому наследию, творчески осваивая материал. В изделии «Дом обороны», прообразом которого стало  здание ла­коничного  и выразительного уральского конструктивизма, ювелир обога­щает обильным декором, кружево которого покрывает изначально аскетичные фасады здания. 

За рамками исследования остается вопрос эргономики – проблемы со­ответствия  данных украшений строению тела  человека. Кольца А.Б. Попова достаточно объемные, монументальные, по своему ста­тусу – представительские, имиджевые. В укрупненных масштабах видится продолжение уральской традиции ювелирного искусства 1970–1980-х гг. ХХ  в.  «Стилистика современной отечественной ювелирной продукции от­части сохраняет традиционные черты (массивность, растительный де­кор)…» [1, c. 35].  Уточним, что в данной коллекции растительный декор заменен на архитектурный,  что не меняет сути. Серия колец А. Б. Попова отображает авангардное, амби­циозное видение и воплощение в материале чистой идеи, носит элитарный, экспозиционный характер и не предназначена для повседневного использования. Созданные кольца самодостаточны как выставочные работы, их специфика состоит в экспозиционной функции, что заставляет отнести изде­лия данной коллекции к особому современному жанру миниатюрной юве­лирной пластики – арт-объектам.

Можно заключить, что  представленная  коллекция ювелирных изделий представляет собой характерный пример проявления современного стиля с чертами  постмодернизма, с его приверженностью к синтезу и историзму. По настроению серия носит романтический характер. Именно так сегодня воспринимается архитектурное историческое наследие старого уральского города.

Библиография

1. Борщ, Е.В. История художественной обработки драгоценных металлов: учеб.-метод. пособие / Е.В. Борщ. – Екатеринбург: Архитектон, 2006.

2. Ватсон, Л. Сокровища черной смерти. Кольцо с башенкой и цепочка с флакончиком [Электронный ресурс] / Л.Ватсон. – URL: http://booknik.ru/today/reports/sokrovishcha-chernoyi-smerti/  (дата обращения – 24.06.209)

3. Марченков, В.И. Ювелирное дело:  практ. пособие /  В.И. Марченков. –  3-е изд. перераб. и доп. – М.: Высшая школа. 1992. – 256 с.

4. МБУК «Екатеринбургский центральный парк культуры и отдыха им. В.В. Маяковского» – URL: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/%d0%be%d1%84%d0%b8%d1%86%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be/%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b2%d0%b5%d1%80%d1%8f%d1%8e%d1%89%d0%b8%d0%bc/%d0%bf%d0%be%d0%b4%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d0%be%d0%bc%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d1%8b%d0%b5/%d0%ba%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%82%d1%83%d1%80%d0%b0/%d0%bf%d0%b0%d1%80%d0%ba%d0%b8/%d1%86%d0%bf%d0%ba%d0%b8%d0%be  (Дата обращения 24.06.2019)

5. Наш Урал. – URL: https://nashural.ru/mesta/sverdlovskaya-oblast/krasnaya-liniya-ekaterinburga/#6  (дата обращения 24.06.2019)

6. Сети «Исети». – URL: https://ekburg.tv/articles/gorodskie_istorii/2015-04-20/seti_iseti_zhizn_znamenitoj_gostinicy_ot_chekistov_do_chekinistov  (дата обращения 24.06.2019)

Ссылка для цитирования статьи

Ваньчугова Н.Н. АВТОРСКИЙ СТИЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖНИКА-ЮВЕЛИРА АЛЕКСЕЯ ПОПОВА [Электронный ресурс] /Н.Н. Ваньчугова //Архитектон: известия вузов. – 2019. – №3(67). – URL: http://archvuz.ru/2019_3/23 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 27.06.2019
Просмотров: 278