Архитектон: известия вузов. №4 (68) Декабрь, 2019
Градостроительство
Маркушев Сергей Олегович
аспирант.
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор С.В. Семенцов.
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет».
Россия, Санкт-Петербург, e-mail: s.markushev@inbox.ru
ТИПОЛОГИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УДК: 711.1
Шифр научной специальности: 85.118
Аннотация
Ключевые слова: исторический центр Санкт-Петербурга, градостроительная композиция, ансамбль, градостроительный масштаб, планировочная система
На территории Санкт-Петербурга огромное количество выдающихся по отдельности объектов архитектуры: монастырей, крепостей, замков, дворцов, театров, соборов и церквей, парков, проспектов, площадей, парадных дворовых пространств [1]. Но схожий функциональный ряд можно встретить и в других крупных европейских столицах. Очевидно, простое «перечисление» и «набор» таких объектов вряд ли способен раскрыть особый петербургский код [2, с. 47; 3, с. 7], дух, характер1 , которые оказывают такое сильное эмоциональное воздействие на каждого человека.
Особняком в списке архитектурных шедевров стоят петербургские ансамбли. В основе компоновки известных ансамблей Петербурга и их разнообразных элементов (площадей, улиц, зданий, высотных доминант, парков, скульптурных композиций) лежат определенные ясные принципы и приемы их устройства. Например, в основе ансамбля Дворцовой площади лежит явный композиционный прием – общая для всей композиции ось симметрии пронизывает по центру Зимний дворец, Дворцовую площадь, Александровскую колонну и арку Главного штаба. Ось дополнена центром – Дворцовой площадью и Александровской колонной. Ансамбль становится выражением взаимодействия архитектурных приемов и градостроительных, связывающих отдельные объекты архитектуры в единое целое.
Истории отдельных объектов и ансамблей Петербурга посвящены работы авторов (в скобках указаны лишь некоторые объекты их многочисленных исследований): Н.Н. Весниной (сады и парки), Б.М. Кирикова, В.С. Горюнова (архитектура в стиле модерн), В.В. Антонова (храмы), В.Г. Лисовского (архитектурные памятники Петербурга всех периодов), А.Л. Пунина (архитектурные памятники Петербурга середины XIX века, исторические мосты), Б.А. Розадеева (архитектурные памятники Кронштадта), В. Витязевой (Каменный остров) и др.
Особенности ландшафта Петербурга раскрываются в описаниях Петербурга (И.Г. Георги), в исследованиях описаний Петербурга (Ю.Н. Беспятых, Е. Игнатова), в исследованиях истории освоения ландшафта (Г.А. Исаченко).
Градостроительной истории, градостроительной структуре, изучению закономерностей градостроительного развития, преемственности градостроительного развития Петербурга посвящены исследования авторов: Е.И. Кириченко, С.В. Семенцова, Д.Е. Аркина, Н.Ф. Гуляницкого, А.В. Бунина, Т.Ф. Саваренской, С.С. Ожегова, В.А. Лаврова, Л.П. Лаврова, М.Г. Диканьского, Е.Ф. Енакиева и др. В ряду подобных работ особым образом следует отметить исследование С.В. Семенцова, посвященное анализу многоуровневой иерархичной объемно-пространсвенной системе Петербурга как основы гармонии его среды.
Градостроительные и архитектурные объекты Петербурга, которые рассматриваются в других исследованиях отдельно по своим видам (здания и комплексы, парки и сады, улицы и площади, территории и районы) в данном исследовании систематизированы и представлены как градостроительные композиции разного качества и масштаба. Это позволило сформировать новую типологию всех градостроительных объектов (от центра города до участка), сравнивать их между собой, выявлять неожиданные сходства и различия. Для большинства композиций, которые в историко-культурных исследованиях упоминаются как цельный объект, но имеют только текстовое описание, предлагаются границы и территории, определенные на основании исторических планов и карт. Для всех композиций выявлен прием их построения, числовые параметры их масштаба (площадь, длина). Новая типология дает возможность по-новому взглянуть на устройство градостроительной структуры исторического центра Санкт-Петербурга как системы взаимопересекающихся композиций и иначе оценить особенности известных ансамблей Петербурга. Для наглядности типологическое разнообразие и масштабная иерархия композиций продемонстрированы на авторской графической схеме (рис.) и в таблице (табл.).
На территории исторического центра есть множество композиций, которые схожи по своему построению выдающимся ансамблям, но как цельный объект не зафиксированы. Например, по единому принципу, введенному Трезини [2, с. 48; 3, с. 4], регулярно и ортогонально распланирована территория всей исторической части Васильевского острова. Сетчатую планировку имеют кварталы Измайловского полка, Семеновкого полка, кварталы военных слобод на Петроградском. Строгую «трезиньевскую» планировку развивают асамблиевые «леблоновские» структуры [2, с. 48; 3, с. 4]. Вдоль единой оси красных линий улиц, каналов и рек урегулировано множество кварталов, участков и застроек, в основе организации пространства которых лежит принцип линейной компоновки. Лучевой градостроительный прием представлен пятилучием Адмиралтейства, а также лучевыми планами Крестовского, Каменного, Петровского островов.
Перечень композиций не ограничивается этими самыми известными примерами. Дополняют их большое количество меньших по масштабу объектов. Формируется единая сеть взаимоувязанных и взаимопересекающихся композиций, образующих единый ансамбль центра Санкт-Петербурга.
Уникальность всего, что связано с композициями (условия формирования и исторического развития, градостроительные и архитектурные решения пространств и зданий и даже геологические и гидрологические условия территории [4, с. 62]) определила особенность и строение каждой из них. Однако схожие принципы организации таких композиций позволяют выделить их типы.
Рисунок. Примеры 7 типов градостроительных композиций центра Петербурга. Сравнение в едином масштабе. 1 – линейно-пространственная композиция Невского проспекта; 2 – «Пятилучие Адмиралтейства»; 3 – ортогонально-сетчатая композиция на Васильевском острове; 4а – одноосевая композиция Михайловской площади; 4б –перпендикулярно-осевая композиция Казанского собора; 4в – параллельно-осевая композиция Таврического дворца и казарм Преображенского полка; 5 – диагональная композиция дворца Воронцова, Ассигнационного банка, Казанского собора, храма Апостола Петра; 6 – иррегулярная композиция Елагина острова; 7 – композиция комбинированного типа оборонительной системы Петропавловской крепости. Сост. С.О. Маркушев
1. Линейно-пространственные композиции отражают особенности главных объектов в их основе – урегулированных проспектов, улиц, рек, каналов. Главной осью композиций является центральная ось этих протяженных пространств, ограниченных единым фронтом фасадов домов на прилегающих участках и кварталах. В Петербурге такие композиции можно разделить на два основных подтипа.
Первый подтип – прямолинейные композиции проспектов и улиц, например Невский проспект. Невская перспектива сформировалась в 1713 г., когда соединились ее два участка от Адмиралтейства и от Александро-Невской лавры. В последующем композиция Невского проспекта развивалась за счет новых примыкающих ансамблей. В 1801–1811 гг. был присоединен ансамбль Казанского собора. В 1828–1832 гг. пересмотрена градостроительная ситуация в зоне Аничкова дворца с формированием ансамбля Александрийского театра.
Второй подтип – композиции рек и каналов с урегулированными берегами и с сохранением извилистого русла. Например, цельная композиция р. Фонтанки возникла на основании решения о строительстве «загородных дворов» вдоль русла реки и идеи Петра охватить дугой усадеб весь Петербург [3, с. 5; 5, с. 31]. Примеры линейно-пространственных композиций: Река Нева (1400 га; 13500м), Река Фонтанка (421 га; 6780 м), Река Мойка (264 га; 4690 м), Невский проспект (136 га; 4650 м), Канал Грибоедова (129 га; 5010 м), Садовая улица (80 га; 3600 м).
2. Центрально-лучевые композиции имеют в своей основе два и более лучей с одной общей геометрической точкой схода. Лучи представляют собой оси проспектов, улиц, парковых аллей. Точки схода выражены высотными доминатами, центрами площадей и выдающимися архитектурными сооружениями. Распространение лучевые композиции получили в пригородах Петербурга. Начиная с 1717 г. в районе Стрельны и Петергофа при участии архитектора Леблона были созданы лучевые веерные и звездообразные композиции. Лучевые композиции были использованы на островах в историческом предместье города – Крестовском, Елагином, Каменном [6, с. 91], Петровском [3, с. 5].
Самой масштабной центрально-лучевой композицией центра города является Пятилучие Адмиралтейства. Одна из самых знаковых композиций Петербурга зафиксирована проектом Николая Гербеля в 1719 г, который предусмотрел пятилучевую систему улиц, ориентированных на башню Адмиралтейства. В 1737–1743 гг. в связи с устройством Измайловской слободы продлевается ось Вознесенского проспекта. В 1797 г. продлевается средний луч Адмиралтейства к полковому комплексу Семеновского полка, который возводится по генеральному плану Ф.И. Демерцова.
Три луча Пятилучия замыкаются ансамблями: луч Миллионной приходит к Смольному монастырю, луч Невского проспекта – к Александро-Невскому монастырю, Гороховая улица оканчивается историческим комплексом Семеновских казарм. Вознесенско-Измайловский луч продолжает свое развитие в связи с текущим освоением территории под новые жилые кварталы.
Примеры центрально-лучевых композиций: Пятилучие Адмиралтейства (492 га), Крестовский остров (370 га), Каменный остров (105 га), Елагин остров (90 га, лучевая композиция существовала до 1818 г.), Смольный монастырь (86 га), Александро-Невская лавра (58 га), Петровский остров (31 га).
3. Ортогонально-сетчатые композиции сформированы путем взаимоперпедикулярного расположения групп параллельных планировочных элементов. Для таких композиций характерно наличие ряда параллельных одинаковых улиц, поперечных им главных улиц, единой оси симметрии всей композиции.
Сохраняется без принципиальных изменений планировка Васильевского острова, реализованная во многом в соответствии с первоначальной концепцией. В связи с задумкой Петра устроить на Васильевском острове центр города, инженер-архитектор Трезини в 1715 г. подготавливает проект застройки острова. По проекту вся территория острова кроме стрелки, которая отводилась под застройку особо знатным персонам и получила лучевую композицию, разбивалсь на однообразные жилые кварталы [7, с. 18].
В дальнейшем инженерный принцип Трезини разбивки территории получил развитие при планировании военных и ремесленных кварталов. Начало развитию Литейной части как ортогонально-сетчатой композиции дала планировка Преображенской слободы. Вдоль Загородного проспекта за линией загородных усадеб в 1739–1740 гг. возникли слободы Семеновского и Измайловского полков [5, с. 35]. Примеры ортогонально-сетчатых композиций: Васильевский остров (395 га), Литейная часть (372 га), Военные слободы Петроградского острова (144 га), Измайловская слобода (138 га), Коломна (136 га), Семенцы (123 га), Кварталы Галерной гавани (75 га), Пески (73 га).
4. Центрально-осевые композиции легли в основу большинства архитектурно-градостроительных ансамблей Петербурга. Для таких композиций характерно использование сооружения-доминанты с площадью для формирования ее центра, расположенного на оси. Такие композиции можно подразделить на несколько групп: одноосевые, перпендикулярно-осевые и параллельно-осевые.
На оси ансамбля Дворцовой площади, получившего развитие со времени Петра, и первого Зимнего дома 1708 г. расположены комплекс Главного штаба и министерств с аркой Главного штаба, Дворцовая площадь Александровская колонна, Зимний дворец и его двор 2,3,4 . Главным центром композиции является Дворцовая площадь и Александровская колонна.
Перпендикулярно-осевое построение имеет ансамбль Казанского собора. Его формируют две оси – север-юг, относительно которой симметрична колоннада Невского проспекта и неосуществленная проектная южная колоннада и ось запад-восток с основным входом. Ансамбль Таврического дворца 1783–1789 гг. и ансамбль казарм Преображенского полка 1801–1805 гг. объединены в единую композицию за счет их главных параллельных друг другу осей.
Примеры одноосевых композиций: Летний сад и Михайловский замок (34 га), Михайловская площадь (33 га), Коллежская площадь и Биржа (32 га), Дворцовая площадь (27 га), Марсово поле (26 га), Немецкий храм и Конюшенное ведомство (14 га), Академия художеств (5,6 га), Храм Святой Екатерины (2,5 га), Армянская церковь (0,9 га).
Примеры перпендикулярно-осевых композиций: Дворцовая площадь, Адмиралтейская площадь, Сенатская площадь, Исаакиевская площадь, Мариинская площадь» (62 га), «Никольская площадь и Театральная площадь (35 га), Александринская площадь и Аничков дворец (17 га), Казанский собор (6 га), 6-я Рождественская улица и площадь (5 га), Покровская площадь (в зоне современной площади Тургенева, 4,5 га), Воскресенская площадь (в зоне современной площади Кулибина, 2 га).
Примеры параллельно-осевых композиций: Таврический дворец и казармы Преображенского полка (85 га), Летний сад, Михайловский замок и Марсово поле (55 га), Аптекарский огород и Ботанический сад (30 га).
5. Диагональные композиции сформированы путем диагональной симметрии ансамблей, имеющих схожие объемно-планировочные решения, комбинации открытых и закрытых общественных пространств, масштабы пространств.
Друг к другу за счет общей угловой точки касания были подключены ансамбли дворца Воронцова, Ассигнационный банк, Казанский собор, храм Апостола Петра.
Примеры диагональных композиций: Летний сад и Михайловский сад (43 га), Марсово поле и Инженерный замок (42 га), дворец Воронцова, Ассигнационный банк, Казанский собор, храм Апостола Петра (27 га).
6. Иррегулярные композиции. В центре Петербурга наибольшее распространение иррегулярные композиции получили при планировке садов и парков, а также сложились на территориях, которые не получили регулярного композиционного оформления.
Парк Елагина острова, имея на протяжении века регулярную планировку, в 1818–1822 гг. был перестроен в парк английского типа [10; 11]. Заново на ранее открытых свободных от застройки и насаждений пространствах были спланированы Александровский парк и Александровский сад. Иррегулярную планировку имеют кварталы Дворянских улиц первого городского центра Петербурга в зоне Троицкой площади [7, с. 18].
Примеры иррегулярных композиций: Елагин остров (90 га), Таврический сад (29 га), Александровский парк (26 га), Большой Петровский парк (22 га), Александровский сад (9 га), Первые городские кварталы на Петербургском острове (98 га).
7. Композиции комбинированного типа устроены с использованием нескольких планировочных приемов.
Центрально-осевая композиция Петропавловской крепости с Кронверком сочетается с лучеобразной композицией улиц, расходящихся от Кронверкского проспекта, а также с иррегулярной планировкой Александровского парка, разбитого на месте гласиса крепости.
Примеры композиций комбинированного типа: оборонительная система Петропавловской крепости (120 га), Приморский парк Победы (110 га)5, Летний сад (12 га), Михайловский сад (10 га).
Особенной является композиция центральной части Невы – пространства, на берегах которого сформировались практически все самые знаковые ансамбли города. Композиция имеет выраженный центр – пространство Невы, а также признаки большинства других типов композиций: оси симметрии ансамблей Крепости и Биржи, линейность и иррегулярность композиции реки, лучеобразность рукавов Невы, диагональные сочетания ансамблей: Петропавловская крепость и Адмиралтейство, Биржа и Троицкая площадь.
Типология градостроительных композиции исторического центра Санкт-Петербурга
Выводы
Наиболее распространены в историческом центре Санкт-Петербурга композиции первых четырех типов: линейно-пространственные, центрально-лучевые, ортогонально-сетчатые, центрально- осевые.
Большинство градостроительных композиций расположены на Адмиралтейской стороне и представляют собой цельный ансамбль за счет сочетания взаимопересекающихся композиций разного масштаба.
В каждой типологической группе есть композиции разного масштаба. При этом линейные, лучевые и сетчатые композиции в среднем имеют городской и районный масштаб и включают в свой состав центрально-осевые, диагональные, иррегулярные композиции «малых» ансамблей. Последовательное включение разномасштабных композиций друг в друга свидетельствует об иерархическом устройстве градостроительной среды исторического центра.
Характер взаимодействия композиций разного типа отражает сложность иерархии центра Санкт-Петербурга. Ансамбль Летнего сада, имеющий центральную ось и сетчатую планировку отдельных частей, образует цельную композицию с Инженерным замком, диагональную композицию с Михайловским садом, параллельно-осевую композицию с Марсовым полем, является частью композиции центрального пространства Невы. Таким образом, в центре Петербурга, полностью состоящего из градостроительных композиций, за счет сочетания различных композиционных приемов образуются узлы высшего градостроительного качества.
Примечания
1 Анжела де Меер Леча-Марзо (координ.) Оценка регионального и ландшафтного наследия. Долина Нанса и Пенаррубиа (Кантабрия). Фонд Botin. – С. 235
2 Атлас Санкт-Петербурга 1798 г. Листы № CXLV «План Санкт-Петербургской части, Острововъ Петровскаго и вольного», № CLVII «План Санкт-Петербургскаго уезда, Островова Каменного», № CLVIII. ЦГИА СПб, Фонд № 513, Опись № 168 , ед.хр. № 319.
3 Подробный план столичного города Санкт-Петербурга, снятый по масштабу 1:4200 под начальством генерал-майора Ф.Ф. Шуберта. 1828 г. Военно-топографическое депо. ОК РНБ.
4 План Зигхейма 1738 года. / Опубликован Петровым. // Журнал «Зодчий». 1878. № 1. Листы 27, 28. Журнал «Зодчий». 1879. № 1. Листы 19, 20. Журнал «Зодчий». 1883. № 1. Листы 18, 19, 20, 21.
5 Разработка концепции развития территории приморского парка Победы. Историко-культурные и ландшафтные исследования с рекомендациями к Концепции развития Приморского парка Победы. Пояснительная записка. Архитектурная мастерская Н. Ф. Никитина, архитектурная мастерская Т. А. Славиной.
Библиография
1. «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» с изменениями на 13 сентября 2017 года : Закон Санкт-Петербурга от 24.12.2008 № 820-7.
2. Семенцов, С.В. Начало создания регулярной Санкт-Петербургской агломерации при Петре Первом / С.В. Семенцов // Вестник гражданских инженеров.– 2014. – № 3(44). –С. 46–55.
3. Семенцов, С.В. Санкт-петербургская историческая агломерация – уникальный градостроительный объект мирового масштаба / С.В. Семенцов // Интернет-вестник ВолгГАСУ. Сер. : Политематическая. – 2012. – Вып. 1(20).
4. Семенцов, С.В. Архитектура и инженерия ансамблей Санкт-Петербурга / С.В. Семенцов, Р.А. Мангушев // Вестник гражданских инженеров. – 2012. – № 3(32). – С. 61–67.
5. Горбатенко, С. Всемирное наследие – исторический ландшафт Санкт-Петербургской агломерации / С. Горбатенко. – СПб. : Зодчий, 2011. – 116 с.: ил.
6. Витязева, В.А. Каменный остров / В.А. Витязева. – Л. : Лениздат, 1991. – 270 с.
7. Лавров, Л.П. Санкт-Петербург – регулярный город на трех берегах Невы / Л.П. Лавров // Вестник гражданских инженеров. – 2014. – № 6 (47). – С. 16-27.
Ссылка для цитирования статьи
Маркушев С.О. ТИПОЛОГИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ИСТОРИЧЕСКОГО ЦЕНТРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА [Электронный ресурс] / С.О. Маркушев //Архитектон: известия вузов. – 2019. – №4(68). – URL: http://archvuz.ru/2019_4/12
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная