Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (71) Сентябрь, 2020

Теория архитектуры

Зиятдинов Зуфар Закиевич

кандидат архитектуры, доцент, 
Пензенский государственный университет строительства и архитектуры;
главный архитектор ООО «Формула»,

Россия, Пенза, e-mail: z.uf@yandex.ru

Чурляев Борис Андреевич

кандидат архитектуры, доцент 
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет строительства и архитектуры»

Россия, Пенза, e-mail: churlyaevb@gmail.com

ИДЕНТИФИКАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ДИЗАЙНА: НАУЧНЫЙ АППАРАТ, СУЩНОСТИ И ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

УДК: 72.01
DOI: 10.47055/1990-4126-2020-3(71)-2

Аннотация

Дано определение понятия «архитектурный дизайн». Отражены две точки зрения на архитектурный дизайн. Приведены виды архитектурного дизайна. Показано сущностное различие между архитектурой и дизайном в архитектуре. Рассмотрены четыре группы характеристик: научно-методологический аппарат, профессионально-проектный менталитет, формально-предметные аспекты, социокультурные сущности. Определено время возникновения термина «дизайн». Дано четкое разграничение полномочий, прерогатив, сфер ответственности, сфер приложения и деятельности архитектурного дизайна как части архитектуры и зодчества в первой четверти ХХI в. Определены истоки архитектурного дизайна и показаны противоречия между ним и архитектурой. Выявлены период, основное назначение дизайна в архитектуре, специфика формообразования в дизайне относительно архитектуры. Показана проблема внеконтекстного включения дизайн-объектов в историческую среду городов.

Ключевые слова: архитектурный дизайн, архитектура, градостроительство, дизайн-код города, промышленный дизайн

В последние десятилетия наблюдается все более усиливающаяся экспансия дизайна в архитектуру [1]. Изначально область действия архитектурного дизайна охватывала отдельные детали зданий и сооружений, затем расширилась на фасады и здания в целом, а в ХХI в. распространилась на целые поселения за счет появления дизайн кода города [2].

При разработке проектной документации для строительства у практикующих специалистов возникают вопросы относительно сущностных оснований и характеристик архитектурного дизайна: каковы границы его применения, на каком этапе проектирования дизайн может и должен включиться в проектный процесс, какова его значимость в формировании архитектурной идеи и создании архитектурно-художественного образа, каковы средства и методы дизайна в приложении к архитектуре, каковы его содержательные и формальные сущности сравнительно с архитектурой. Ответы на поставленные вопросы позволят осознанно применять механизмы действия дизайна в архитектуре и тем самым оптимизировать созидание материально-пространственной среды жизнедеятельности людей. Экзистенциальные проблемы консенсуальной коллаборации дизайна и архитектуры до настоящего времени в работах отечественных и зарубежных исследователей рассматривались недостаточно и требуют изучения.

Методика исследований включает:

– тезаурусный подход с обобщением информационного массива по изучаемой тематике, включая результаты отечественных и зарубежных научных исследований по проблемам дизайна в архитектуре;
– учебно-экспериментальное архитектурное проектирование с разработкой моделей в ходе курсового и дипломного проектирования на архитектурном факультете по специальностям «дизайн городской среды», «архитектура», «градостроительство» на уровнях бакалавриата и магистратуры;
– структурно-функциональный и художественно-композиционный анализ объектов архитектуры ХХI в.

Понятие архитектурного дизайна

Термин «дизайн» является сокращением понятия «промышленный дизайн», которое было принято в 1959 г. генеральной ассамблеей Международного совета организаций промышленного дизайна ICSID (International Council of Societies of Industrial Design) [3].

Первоначальная трактовка дизайна подразумевала проектирование эстетических качеств промышленных товаров, художественное конструирование на основе технической эстетики, придание красоты и удобства пользования изделиям широкого потребления [4].

Со временем методы и приемы дизайна распространились на многие виды деятельности, обозначились новые разновидности дизайна, например анимационный дизайн, гейм-дизайн, футуро-дизайн, экодизайн, информационный, книжный, параметрический дизайн и т. д. [5].

Во второй половине ХХ в. началось развитие архитектурного дизайна, чему способствовали отказ от декорирования и строительство зданий по типовым проектам [6].

Несмотря на широкое использование в профессиональной среде термина «архитектурный дизайн», до настоящего времени отсутствует в четком однозначном понимании его определение [7].

В специальной научной зарубежной литературе фигурируют две альтернативные трактовки понятия архитектурного дизайна [8]. Первая трактовка сводится к тому, что дизайн рассматривается как часть архитектуры, вторая – к тезису, что архитектура и дизайн – это две разные области деятельности с разными целями и задачами [9; 10].

Исследователи отмечают, что четкое разграничение полномочий и прерогатив дизайна и архитектуры невозможно без однозначного определения понятия «архитектурный дизайн» [11; 12].

На основе проведенного анализа в понятийный аппарат настоящего исследования введен термин «архитектурный дизайн».

Архитектурный дизайн (или, равнозначно, дизайн в архитектуре и арх-дизайн) – деятельность по архитектурно-художественному формообразованию и оформлению (в процессе решения третьей части известной триединой задачи «польза – прочность – красота» в виде разработки чертежей в составе раздела «Архитектурные решения» проектной документации или при разработке отдельного дизайн-проекта) с целью повышения эстетических качеств зданий, сооружений, их комплексов и поселений за счет создания архитектурно-художественного образа, формирования архитектурной композиции объема здания, его фасадов и помещений, органичного размещения на фасадах рекламных конструкций и информационных вывесок, разработки дизайн-кода поселения, проектирования арт-объектов, городской скульптуры и малых архитектурных форм.

Согласно приведенному определению, к архитектурному дизайну можно отнести следующие виды дизайна, участвующие в формировании внешнего облика здания и его интерьеров:

– дизайн здания, сооружения – выполняется в составе архитектурной части (марка АР) проектной документации, не выделяясь в отдельный комплект чертежей;
– дизайн (фрагментов городской) среды – обычно дизайн территории и малых форм, арт-объектов; в большинстве случаев, выполняется в виде отдельного дизайн-проекта;
– дизайн интерьера – разрабатывается отдельный дизайн-проект, включающий 3D-изображения, развертки (фасады) стен, полов и потолков помещения, а также рекомендуемую к размещению мебель, встроенную и/или нестационарную;
– ландшафтный дизайн – визуализация проектных решений ландшафтной архитектуры;
– световой дизайн – создание световых композиций в помещениях или на открытом пространстве посредством применения разных по цвету, интенсивности, направленности, рассеянности светильников искусственного освещения; сюда же относится архитектурная подсветка фасадов зданий и сооружений;
– дизайн-код города – регулирование размещения и устройства рекламных конструкций, информационных вывесок, указателей системы навигации в пространстве города.

Сущностные отличия архитектуры от архитектурного дизайна

Различия между архитектурой и архитектурным дизайном рассмотрим по четырем группам характеристик: научный аппарат, предметно-формальные аспекты, профессионально-проектный менталитет, социокультурная значимость

Таблица 1
Сравнительный анализ научно-методологических аппаратов архитектуры и архитектурного дизайна

Примечание к табл. 1:
В строке «Методы работы» аббревиатуры названий разделов проектной документации указаны согласно ГОСТ Р 21.1101-2013.

Цель архитектуры, как видно из табл. 1, состоит в формировании среды жизнедеятельности в целом, во всех ее материально-пространственных аспектах, в отличие от арх-дизайна, цель которого – эстетическая сторона материальных объектов [13].

Задачи, решаемые архитектурой, – более крупные и емкие по сравнению с архитектурным дизайном, который может быть частью архитектурного проекта, а также выполнять самостоятельную роль, работая при этом с существующей архитектурой.

Предмет деятельности основан на истоках анализируемых сфер деятельности. Архитектура изначально призвана создавать здания, сооружения, а также города и сельские поселения. Дизайн, имея своей изначальной сутью придание эстетических качеств для увеличения сбыта промтоваров, придя в архитектуру, занялся эстетикой типовых зданий, возникших в период интенсивной индустриализации строительства [14].

Объект деятельности архитектуры отличается полимасштабностью решаемых проблем: от одного здания до системы расселения регионов и страны. Наибольший объект дизайна – дизайн-код поселения.

Методы работы. Начало работы архитектора – с изучения исходно-разрешительных документов: градостроительный и кадастровый планы земельного участка с данными о сервитутах и градостроительных регламентах, проект планировки и проект межевания территории, отчеты об инженерных изысканиях, условия на инженерно-техническое обеспечение проектируемого объекта, задание на проектирование от заказчика, своды правил с нормативами по разрабатываемой проектной документации, правила землепользования и застройки муниципального образования. Обязательно рекогносцировочное обследование стройплощадки. Так или иначе зодчий формирует архитектурную идею и создает архитектурно-художественный образ здания, выполняя первоначальные эскизы «с белого листа».

Архитектор работает по принципу «от общего к частному», планировку здания начинает с функционального зонирования, с размещения на плане групп помещений. Определяет возможные габариты объекта по генеральному плану, который постоянно сверяет с планами этажей. Архитектор мыслит комплексно, находя компромисс между различными, часто противоположно действующими, факторами: технология процессов, конструктив, охрана окружающей среды, экономика, энергоэффективность, системы отопления, вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения и т. д. [15].

Дизайнер начинает работу с готовым продуктом-заданием от архитектора в виде проекций планов, разрезов, фасадов, которые облекает в заданную отделку и декорирует. У дизайнера отсутствуют отдельные своды правил, он пользуется архитектурно-градостроительными нормативно-правовыми актами. Задача дизайнера – не комплексная, а частно-локальная, и сводится к эстетике объекта [16].

Таблица 2
Профессионально-проектный менталитет архитектора и дизайнера

Терминология архитектуры отражает более широкий масштаб выполняемых ею территориально-пространственных преобразований и многоаспектность ее связей со смежными строительными и градостроительными дисциплинами в отличие от арх-дизайна, который ограничивается пространством города и не претендует на агломерации и системы расселения. Дизайн либо заимствует терминологию архитектуры, когда занимается решением третьей составляющей триединой задачи, либо использует термины дизайна, такие как ритмическое напряжение, композиционный мусор, цветовая гамма, композиционное равновесие и т. д. Разный терминологический аппарат отражает разную содержательную сущность архитектуры и архитектурного дизайна [17].

Представления о городе: архитектор понимает город как цельный объект деятельности с перманентно меняющейся застройкой, где проживают разные сообщества, формируются транспортные, миграционные, информационные, культурно-исторические и другие потоки, поля и потенциалы. Дизайнер видит город в основном в виде фрагментов, нуждающихся в дизайн-сопровождении [18].

Пространство. Архитектор работает с планами и разрезами, перемещаясь изнутри наружу и обратно. Формирует архитектурное пространство физически, выделяя часть бесконечного космопространства посредством ограждающих конструкций для защиты людей от неблагоприятных внешних воздействий. Дизайнер сосредоточен на работе с внешней формой, поверхностью, деталью и материалом, а также с пространством интерьера для его дизайн-оформления [19].

Отношение к культурному наследию. Архитектура и дизайн по-разному видят и транслируют в продукты своей работы характеристики среды объектов культурного наследия.

Для архитектуры окружающий физический и культурно-исторический контекст – источник идентичности, многообразия городской среды, которое необходимо беречь и лелеять.

Дизайн отличается внеконтекстным, внеисторическим вне культурно-нравственным вторжением в историческую городскую среду, стремлением захватить внимание, сделать эффектную картину, выделиться из общей массы, заявить громко о себе, оттеснить других на задний план, конкурировать с исторической архитектурой и сделать ее фоном себя (рис. 1).

Рис. 1. Пример внеконтекстной архитектуры в исторической среде: 17-этажный жилой дом в Пензе, Россия.
Формы и цветовая гамма здания диссонируют с окружающей исторической застройкой. Фото авторов

Понимание красоты. Третью часть названной триединой задачи – «красота» – решают и архитектор, и дизайнер. При этом каждый понимает и решает ее по-своему. Архитектор понимает красоту как детерминированную производную от функционально-технологической системы здания и его конструктива. Для архитектора рабочими являются постулаты «форма следует функции», «форма соответствует содержанию», в красоту вкладывается философский смысл единства и взаимообусловленности внутреннего и внешнего пространств. По Вальтеру Гропиусу, «строительное тело» может быть прекрасным само по себе за счет пропорций, чистоты решения без лишних деталей. Неприемлемы украшательство и китч, «лишние» детали, внеидейные приемы и методы (рис. 2; 3; 4).

В понимании дизайнера красота трактуется с меньшей зависимостью от функции и конструктива и может выступать как композиционно-декорированная оболочка с членениями вне связи с внутренней структурой объекта (рис. 2).

Рис. 2. Дизайнерский подход к эстетике здания. Многоквартирный жилой дом.
Ковингтон, штат Кентукки, США, 2008.
Декорирование – вне зависимости
от внутренней структуры объекта.
Решение подобно дизайну коробки,
ткани, обоев

Рис. 3. Дизайн интерьера. Средствами дизайна «разрушена» стена и создана иллюзия коридора

Рис. 4. Капелла в Роншане, Франция, 1953. Арх. Ле Корбюзье.
Применен так называемый компонентный подход: читаются стены, крыша, выделен главный вход, оконные проемы

Таблица 3
Формально-предметные характеристики архитектуры и архитектурного дизайна

Период возникновения. Архитектура, согласно пирамиде потребностей Маслоу, призвана удовлетворять базовые потребности человека, поэтому она возникла на самых ранних стадиях развития человечества с появлением его потребности в жилище [20]. Архитектура в период ее возникновения была вполне осознанной деятельностью, поскольку при возведении жилья решались компоненты триединой задачи архитектуры: функция, конструктив, эстетика. При этом «эстетика» решалась в разной степени осознания и целеполагания.

Архитектурный дизайн, основной задачей которого является эстетика, не удовлетворяет фундаментально-базовые потребности человека, поэтому он появился (без осознания его как самостоятельной деятельности) позже архитектуры, когда началось расслоение племен по уровню богатства в зрелом первобытном обществе на этапе производящего хозяйства, присутствовал в постройках наиболее зажиточных слоев общества и не был массовым явлением.

Заказчик архитектуры – социум в лице власти и девелоперов, транслирующих социальный заказ. Заказчик архитектурного дизайна – архитектор, приглашающий дизайнера для решения эстетики объекта, представители бизнеса, провайдеры, увеличивающие продажи услуг и товаров посредством рекламы.

Исходные данные архитектуры: в широком понимании – существующая система создания материально-пространственной среды обитания людей. В узком понимании – совокупность комплексных характеристик площадки строительства и нормативно-правовые акты, касающиеся возведения конкретного объекта капитального строительства.

Исходные данные архитектурного дизайна – характеристики проектируемой и/или существующей архитектуры, где требуется решить третий компонент триединой задачи или разместить дизайн-конструкции.

Продукт, результат деятельности. Архитектура в большинстве случаев – объект недвижимости, архитектурный дизайн – может быть недвижимым, когда является частью архитектуры, но чаще продукт дизайна представляет собой движимые изделия в виде рекламных щитов и вывесок, малых архитектурных форм, городской скульптуры, арт-объектов.

Таблица 4
Социокультурные сущности архитектуры и архитектурного дизайна

Аксиология, система ценностей. В качественной архитектуре воплощается архитектурная идея и художественный образ объекта, построение объема с учетом окружающего его контекста. Архитектура должна быть полезной, удовлетворять потребностям общества и конкретным технологиям, для которых она создана. Прочность – априори присущее хорошей архитектуре свойство. Востребованная архитектура – равнодействующая существующих нормативных требований.

Хороший архитектурный дизайн неотделим от архитектурной идеи и подчеркивает художественный образ объекта. Плохо, когда дизайн отделяется от архитектуры, стремясь быть вызывающе модным, экстравагантным, «клевым».

Мировоззрение архитектуры являет цельную исторически эволюционную картину мира, в котором архитектура имеет созидательные функции гуманизации, прогресса, жизнесбережения и прогрессивного развития. Архитектура обеспечивает утилитарные потребности в жилище, оболочку производственных процессов, создает храмы науки, культуры, духовности. Арх-дизайн на первоначальном этапе своего становления был склонен к временному, отрывочно-фрагментарному миропониманию, но со временем все больше проникается миропониманием архитектуры (рис. 5).

Рис. 5. Пример органичного взаимодействия архитектуры и дизайна в архитектуре.
Источник: 10 Best Designed Buildings in the World From Top Architects. ARCHITECTURE + DESIGN. March 19, 2018.
​​​​​https://www.architecturaldigest.com 

Выводы

1. Архитектурный дизайн призван решать третью часть триединой задачи архитектуры: придание художественно-эстетических качеств зданиям, сооружениям, интерьерам помещений, фрагментам городской среды, а также создание системы дизайн-кода поселения.

2. Истоки арх-дизайна лежат в промышленном дизайне, который, в отличие от архитектуры, работает с более мелкими формами и потому обладает большей гибкостью, большим диапазоном решений эстетики формы, более быстрой реакцией на изменение условий задачи.

3. Архитектурный дизайн формируется в 60-х гг. ХХ в. как ответ на острую проблему художественного оформления быстро развивающегося типового индустриального строительства. Решение данной проблемы было делегировано дизайну, который обладал необходимыми средствами и методами: отношение к зданиям как к промышленным изделиям, поверхностная трактовка внешней формы, высокая скорость исполнения, включение в работу на любой стадии проектирования.

4. На первоначальном этапе взаимодействия архитектуры и интегрированного в нее дизайна между ними возникли методологические противоречия из-за разных их истоков, подходов к художественному формообразованию, представлений о поселениях, историко-архитектурной среде объектов культурного наследия. Со временем острота указанных противоречий снижается, поскольку арх-дизайн переформатирует методы промышленного дизайна в подходы, приемлемые архитектурой: уточняются их цели, задачи, объекты и предметы деятельности, поля возможного распространения, уровни ответственности, формируются механизмы выработки взаимоприемлемых художественно-эстетических решений; происходит органичное взаимообогащение ментальных конструктов арх-дизайна и архитектуры их позитивными качествами.

5. Дизайн в архитектуре ХХI в. становится неотъемлемой объективно необходимой частью архитектуры, такой же, как конструктив, функционально-техническая структура, инженерно-технические системы зданий. Значимость арх-дизайна постоянно повышается в силу перманентного ускорения и усложнения процессов архитектурного проектирования, необходимости разделения труда и узкой его специализации, когда архитектор делегирует дизайнеру полномочия по решению третьей части триединой задачи «польза – прочность – красота».

Библиография

1. Холодова, Л.П. Архитектура и дизайн архитектурной среды [Электронный ресурс] / Л.П. Холодова // Архитектон: известия вузов. – 2017. – №4(60). – URL: http://archvuz.ru/2017_4/11 

2. Ceschin, F., Gaziulusoy, I. Evolution of design for sustainability: From product design to design for system innovations and transitions / F. Ceschin, I. Gaziulusoy // Design Studies. – 2016. – V. 47. – P. 118–163.

3. Friedrichsen, U. Was ist der Unterschied zwischen Architektur und Design? [Электронный ресурс] / U. Friedrichsen. – URL: https://blog.codecentric.de/2010/02/was-ist-der-unterschied-zwischen-architektur-und-design/ 

4. Холодова, Л.П., Титов, С.С. Манхэттенский код [Электронный ресурс] / Л.П. Холодова, С.С. Титов // Архитектон: известия вузов. – 2018. – №4(64). – URL: http://archvuz.ru/2018_4/8 

5. Aburamadana, R., Trillo, C. Applying design science approach to architectural design development / R. Aburamadana, C. Trillo // Frontiers of Architectural Research. – 2020. – V. 9, – Issue 1. – P. 216–235.

6. Холодова, Л.П. О месте архитектуры в ряду академических наук России [Электронный ресурс] / Л.П. Холодова // Архитектон: известия вузов. – 2015. – №1(49). – URL: http://archvuz.ru/2015_1/9 

7. Ece, N. Baubiologie: Kriterien und architektonische Gestaltung / N. Ece. – Birkhäuser, 2018. – 176 S.

8. Schmid, F. Methodisch Gestalten und systematisch Konstruieren am Beispiel zukünftiger Fassadenlösungen. Springer / F. Schmid. – Wiesbaden, 2015. – 119 S.

9. Глазычев, В.Л. Дизайн как он есть / В.Л. Глазычев. – М.: Европа, 2006. – 320 с.

10. Быстрова, Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна / Т.Ю. Быстрова; отв. ред. В.А. Колясников. – Екатеринбург: изд-во Урал ун-та, 2001. – 288 с.

11. Tepavčević, B., Stojaković, V. Shape grammar in contemporary architectural theory and design / B. Tepavčević, V. Stojaković // Facta universitatis. Series: Architecture and Civil Engineering. – 2012. – V. 10. – No 2. – Р. 169 – 178.

12. Быстрова, Т.Ю. Философские проблемы творчества в искусстве и дизайне / Т.Ю. Быстрова. – Екатеринбург : УГТУ–УПИ, 2009. – 159 с.

13. Боков, А.В. Коллеги-соперники: архитектура и дизайн в России / А.В. Боков // Academia. Архитектура и строительство. – 2018. – № 3. – С. 5–12.

14. Власов, В.Г. Дизайн-архитектура и XXI век [Электронный ресурс] /В.Г. Власов // Архитектон: известия вузов. – 2013. – №1(41). – URL: http://archvuz.ru/2013_1/1 

15. Мелодинский, Д.Л. Недолговечность срока службы зданий в парадигме дизайн-архитектуры // Architecture and Modern Information Technologies. – 2020. – №1(50). – С. 9-22. URL: https://marhi.ru/AMIT/2020/1kvart20/PDF/01.pdf 

16. Свалов, М.С. «Географический» дизайн. Рождение навигационных систем [Электронный ресурс] / М.С. Свалов // Архитектон: известия вузов. – 2018. – №2(62). – URL: http://archvuz.ru/2018_2/20 

17. Коротич, А.В. Актуальные аспекты формирования национальной архитектуры и средового дизайна [Электронный ресурс] / А.В. Коротич // Архитектон: известия вузов. – 2020. – №1(69). – URL: http://archvuz.ru/2020_1/2 

18. Ефимов, А.В. Дизайн архитектурной среды – архитектурная профессия / А.В. Ефимов // Academia. Архитектура и строительство. – 2019. – № 3. – С. 18–27.

19. Романовский, В.Г. Современная направленность архитектурно-дизайнерского образования / В.Г. Романовский // Творчество и современность. – 2017. – № 2(3). – С. 29–39.

20. Зиятдинов, З.З. Второе жилище в первобытном мире [Электронный ресурс] / З.З. Зиятдинов // Архитектон: известия вузов. – 2018. – №2(62). – URL: http://archvuz.ru/2018_2/12 

21. Зиятдинов, З.З. Градостроительная тенденция: несколько вторых жилищ у одной семьи // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2015. – № 4. – С. 14–18.

Ссылка для цитирования статьи

Зиятдинов З.З., Чурляев Б.А. ИДЕНТИФИКАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ДИЗАЙНА: НАУЧНЫЙ АППАРАТ, СУЩНОСТИ И ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ [Электронный ресурс] / З.З.Зиятдинов, Б.А. Чурляев//Архитектон: известия вузов. – 2020. – №3(71). – URL: http://archvuz.ru/2020_3/2 . – doi: 10.47055/1990-4126-2020-3(71)-2


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 07.07.2020
Просмотров: 299