Архитектон: известия вузов. №3 (71) Сентябрь, 2020
Теория архитектуры
Витюк Екатерина Юрьевна
кандидат архитектуры, член Союза архитекторов РФ, Советник РААСН,
Руководитель проектов концептуальных разработок
ООО «Неоконсалтинггрупп»
Россия, Екатеринбург, e-mail: help_nir@mail.ru
Загребин Олег Владимирович
кандидат архитектуры, профессор,
ФГБОУ ВО "Уральский государственный архитектурно-художественный университет",
Россия, Екатеринбург, e-mail: oleg051261@gmail.com
Попугаев Александр Александрович
главный специалист научно-исследовательской части,
ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет»,
Россия, Екатеринбург, e-mail: urgahu@yandex.ru
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ
УДК: 72.01
Шифр научной специальности: 85.110
DOI: 10.47055/1990-4126-2020-3(71)-4
Аннотация
Ключевые слова: идентичность, благоустройство, архитектурная композиция, форма, визуальный образ, культура
Малые и средние города России обладают уникальной аутентичной культурой, которую необходимо охранять, сохранять и популяризировать, в том числе через организацию городской среды. На сегодняшний день в арсенале архитектора уже существует множество способов выявления идентичности территорий средствами архитектуры и дизайна. Один из таких способов – разработка комплексного проекта благоустройства городской среды, в рамках которого не только решаются вопросы комфортного пребывания людей на открытых уличных пространствах, но и формируется концепция презентации историко-культурного наследия поселения, его позиционирование, выявляется уникальность по отношению к другим городам. Это более сложный уровень проектного мастерства, требующий дополнительных компетенций от архитектора, а также командной работы различных специалистов (социологов, маркетологов, краеведов, экономистов и т. д.).
Благоустройство городской среды – важный элемент создания комфортных условий для проживания людей в урбанизированной среде, а также мощный инструмент позиционирования поселения и повышения его конкурентоспособности среди других городов. Эта сфера деятельности архитектора, где требуется создать уникальный в своем роде объект (в том числе и городское пространство) в городской среде, не просто интегрированный в сложившиеся градостроительные условия, а претендующий на роль значимого элемента в процессе социально-экономического развития города. Благоустроенная территория, будь то площадь, улица, парк или набережная, может стать визитной карточкой города, гордостью местных жителей и объектом «туристического паломничества»; мощной точкой притяжения не только для местных социальных групп, но и для многих других: туристов, ценителей искусства, блогеров и пр. Это, в свою очередь, приведет не только к росту интереса к данному поселению, но и к развитию экономики и переходу к устойчивому развитию через увеличение оборота товаров и услуг, создание новых рабочих мест, привлечение инвесторов.
Поставленная таким образом задача становится очень сложной и требует поэтапного решения, поэтому важным шагом становится разработка концепции – главной идеи, на которой будет основано будущее проектное решение, а также процессы по эксплуатации созданных пространств и их дальнейшему развитию. Концепция в данном случае – это не графическое воплощение проектных задумок архитектора, а многосоставной документ, объединяющий историю поселения, современный уровень его развития, градостроительную ситуацию (причем до уровня целой агломерации), сеть культурно-бытового обслуживания, природные элементы и озеленение, транспортное обслуживание, местные социальные группы, экономический потенциал и т. д. Разработка проектного решения, основанного на таком подходе, безусловно, требует гораздо больше ресурсов (человеческих, временных, финансовых и др.), чем типовое проектирование, но результат дает качественно иного уровня.
Концепция выливается в проектное решение, в котором нет случайных линий и элементов: все обосновано и взаимосвязано, поэтому любые последующие изменения, не согласованные с ней, могут серьезно повредить проектной задумке, разорвав планируемые связи. Ввиду сложности поставленной задачи требуется научный подход, в частности ретроспективный и градостроительный анализ территории, прогнозирование развития территории, научный историзм, социокультурные исследования и т. д.
В настоящее время хорошим примером формирования проектов благоустройства территорий посредствам первоначальной разработки концепции является Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях [1]. В Правилах предоставления средств государственной поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для поощрения муниципальных образований – победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды (Постановление Правительства РФ от 07.03.2018 №237) и в методике оценки подаваемых на конкурс заявок отдельно выделено требование «Определение (формирование, выявление) идентичности территории». Благодаря такому централизованному сбору на государственном уровне проектов по созданию комфортной городской среды, в которых отдельно выделено требование к формированию идентичности поселения, появляется возможность путем анализа заявок оценить инструментарий, применяемый архитекторами, для создания или выявления уникальности территории и фиксации ее в сознании потребителей (местных жителей и гостей города).
Идентичность при проектировании городской среды следует рассматривать как создание системы пространств и объектов, формирующих целостное восприятие территории и единый образ, которые впоследствии могут стать ведущим элементом ассоциативного ряда представлений (воспоминаний), связанных с данным поселением. При этом идентичность должна быть основана на традициях местности (исторические факты, мифология и пр.), что наиболее предпочтительно, либо, если поселение не имеет богатого исторического прошлого, создаваться заново. Тогда комплекс принимаемых в проекте архитектурных решений должен быть поддержан другими сферами, участвующими в создании бренда территории (например, арт-объекты, элементы графического дизайна, сувенирная продукция, элементы оформления интерьеров гостиниц и др.).
На примере нескольких работ, вышедших в финал указанного конкурса и занявших призовые места, рассмотрим процесс выявления идентичности поселения и архитектурные средства, способствующие выражению индивидуальности пространств, формированию неповторимого образа города в целом. Анализу подвергнем региональные города Свердловской области: Камышлов, Бисерть, Красноуфимск.
Камышлов – один из городов Свердловской области, в котором когда-то процветали торговля и купечество [2]. Его история полна легенд и исторических событий. В 1745 г. через Камышлов прошел Сибирский тракт, в результате населенный пункт стал быстро расти и развиваться (отразилась также близость к Ирбиту), в 1781 г. превратившись в уездный город. В городе проводились две ежегодные ярмарки – Тихоновская и Покровская. В 1885 г. через Камышлов прошла железная дорога, к концу XIX в. он стал достаточно крупным купеческим городом: в нем было более 200 торговых лавок, работали кожевенный, винокуренный и свечносальный заводы, четыре мельницы.
Проектное предложение основано на идее создания пространства для демонстрации специфики и значимости купечества для рождения и развития Камышлова и Урала в целом, т. е. территории размещения туристических маршрутов с условием вхождения в «Самоцветное кольцо Урала». Для этого проведено функциональное зонирование с выделением зон:
– для организации праздников и ярмарок, связанных с деятельностью города и его историей;
– выставочных пространств для демонстрации результатов указанной деятельности;
– для проведения мастер-классов, литературных и музыкальных вечеров для детей и взрослых;
– для обеспечения размещения точек общественного питания;
– отдыха для детей и взрослых на свежем воздухе;
– рекреационных пространств и безопасных пешеходных путей;
– мест хранения личного автотранспорта.
В композиционном решении пространства преобладает продольное осевое размещение основных зон – по сложившейся оси ул. К. Маркса, на которую нанизаны как бусины разнообразные объекты. В основе формообразования лежит идея жемчужной россыпи: словно редкие, непохожие друг на друга жемчужины, рассыпались по территории Камышлова уникальные здания и пространства, а также легенды и истории, связанные с ними. Именно так формируются пространство улицы: на ось последовательно «надеваются» площадки для длительного и кратковременного отдыха, зоны для селфи, места для игр детей, подиумы для организации летних кафе, павильонов, торговых палаток и т. п. Все они дополняются арт-объектами и скульптурами, раскрывающими суть этой улицы как остова торгового города (скульптуры купцов, монетки); определяющими идентичность пространства через объективизацию легенд. Например, легенда о Черной кукушке объективизируется через скульптуры кукушки в начале улицы и поильники для птиц на всей ее протяженности. Легенда о купце, подарившем городу здание библиотеки в честь рождения у него сына, воплощена с помощью установки скульптуры мальчика. Скульптуры занимают большое значение в области передачи и сохранения информации о событиях, людях, мифах и легендах, т. е. историко-культурном наследии местности. Это довольно простой прием фиксации важного для города момента, но требующий особого внимания с точки зрения образности и эстетичности самой скульптуры (поскольку объект должен быть понятен как жителям, так и гостям города, но в то же время производить на зрителя эмоциональное впечатление) и с точки зрения размещения его в структуре улицы (необходимо выбрать ракурсы обзора объекта для его наилучшего восприятия и уместности размещения).
На всем протяжении улицы размещаются светильники в виде белоснежных сфер разных диаметров и способов расположения (на земле, на подставке, на столбе), символизирующие рассыпанные купцом драгоценности. Идея праздничности улицы проявляется через узорчатое мощение, яркие краски на фасадах, многочисленные элементы озеленения и декоративное освещение (рис. 1).
Рис.1. «Жемчужины купеческих кварталов» ‒ концепция развития центральной улицы К. Маркса в г. Камышлове; рук. Е.Ю. Витюк
Бисерть – это одно из самых интересных и загадочных названий Среднего Урала. После войны 1941–1945 гг. в поселке особенно динамично развивались лесная и деревообрабатывающая промышленность и машиностроение [3]. В 1957 г. к Бисертскому леспромхозу присоединились лесоучастки Буйский, Кленовской, Чеботаевский и образовался Бисертский опытный леспромхоз, в 1959 г. на нижнем складе была построена и пущена первая в стране полуавтоматическая поточная линия. Бисертский леспромхоз в социалистический период являлся образцово-показательным предприятием в своей отрасли и в 1960 г. был признан лучшим предприятием в отрасли. На базе леспромхоза проходили испытания опытные образцы новой техники всего СССР. В связи с этим профессии, связанные с деревообработкой, для данной местности являются большой ценностью.
Проект планировки ландшафтно-рекреационного комплекса в пгт Бисерть предполагает выполнение комплексного благоустройства его территории, прокладку новых пешеходных маршрутов, создание площадок с устройством наружного освещения, строительство капитальных и некапитальных строений, включая малые архитектурные формы. Проектное предложение основано на идее создания пространства для демонстрации специфики и значимости труда лесоруба/специалиста лесной промышленности. Для этого проведено функциональное зонирование с выделением зон:
– для организации праздников и соревнований, связанных с профессиональными навыками работников леспромхоза и в целом лесной промышленности;
– выставочных пространств для демонстрации результатов указанной деятельности;
– для проведения мастер-классов для детей и взрослых, связанных с традиционными ремеслами резьбы и росписи по дереву и т.п.;
– отдыха для детей и взрослых на свежем воздухе;
– рекреационных пространств и безопасных пешеходных путей.
В композиционном решении пространства парка «Город мастеров» сформирован центр в виде трапециевидной центральной площади и расположенной на ней сцене, к которому подводит главная диагонально расположенная аллея и несколько второстепенных путей, проходящих по продольным сторонам парка (рис. 2).
Рис.2. «Город мастеров: возрождение традиций» ‒ концепция сквера в пгт Бисерти; рук. Е.Ю. Витюк
В основе формообразования аллей и их взаимном расположении находится образ дерева – могучей сосны с толстыми ветвями и плотной зеленой кроной. Боковые второстепенные аллеи выполнены волнообразной формой, отсылающей к образу р. Бисерти. В структуру парка включены три крупные зоны – «зеленые острова», поднятые относительно уровня земли на высоту 80 см с организацией подпорных стенок. «Острова» заполнены хвойными сортами деревьев, что обеспечивает наличие полезного лесного воздуха в центре района «Леспромхоз». Наличие «зеленых островов» и многочисленных хитросплетений пешеходных путей позволяет разработать несколько разнообразных сценариев прогулок по данной территории, различные трассы для лыжных зимних прогулок и для скандинавской ходьбы. На территории парка расположились два павильона закрытого и пять павильонов полузакрытого типа, а также в зоне входной группы центральной аллеи выполнен довольно протяженный навес, которые обеспечивают возможность всесезонной эксплуатации парка.
Все архитектурные решения направлены на выделение значимости лесного хозяйства для этого поселения.
Красноуфимск – город в Свердловской области, расположен в 224 км. к западу от Екатеринбурга, на правом берегу р. Уфы. Красноуфимск основан в 1736г. в урочище Красный Яр (красивый обрывистый берег) как крепость Красноярская, или Уфимская (впоследствии Красноуфимская), для защиты уральских заводов от набегов «смутных башкирцев» [4]. Город Красноуфимск богат различного рода уникальными реликтами, открытиями, культурными ценностями, историческими событиями, которые, в свою очередь, отразились на архитектурно-градостроительном облике города. Здесь находят древнейшие останки геликоприона, большерого оленя, флоры и фауны моря Пермского периода; здесь был найден первый русский самовар; здесь сохранилась Казачья изба 1736 г., земская больница 1886 г.; кирпичная архитектура периода расцвета купечества [5]. Город украшают храмы, резные ставни деревянного зодчества, кирпичные арки и многие другие достопримечательности. Одним словом, в Красноуфимске на каждом шагу можно столкнуться с чем-то уникальным, удивительным; словно движешься по историческому музею и от диорамы к диораме знакомишься с событиями и культурой прошлых лет.
Это и стало основным лейтмотивом концепции создания комфортной городской среды в границах центральной улицы города – Советской в пересечении с улицами Интернациональной, Мизерова и Свободы: музей под открытым небом, в котором все истории живые, подвижные, интерактивные (рис. 3).
Рис.3. «Город-музей: живая история» ‒ концепция развития центральной улицы Советской в г. Красноуфимске; рук. Е.Ю. Витюк
Центр города трансформируется в туристическое ядро, каждое пространство в котором представляет собой «зал музея», посвященный отдельной исторической эпохе в развитии данной территории, а именно: палеотропа – фрагмент ул. Советской посвящен периоду существования здесь моря Пермского периода (280 млн.лет до н.э.); Красноуфимск купеческий – фрагмент ул. Советская, отражающий период становления уездного города, расцвет торговли, ремесел, купечества; Красноуфимск героический – фрагмент ул. Советская и ул. Мизерова, посвященный периоду гражданской и Великой отечественной войн; Красноуфимск сегодня – пространство центральной площади у здания Администрации г. Красноуфимска; Красноуфимск будущего – фрагмент ул. Советская и ул. Мизерова, посвященный творческой молодежи, которая и есть будущее города, его успешного развития и процветания. Улицы Советская и Мизерова представляют собой два временных направленных вектора, пересекающихся в зоне, которую предлагается именовать «Перекресток времен» с установкой в этой точке городских часов, символизирующих скоротечность времени и важность исторической памяти.
Каждое пространство наполняется элементами, отражающими события того периода, которому посвящено, но все они наполнены необходимым для комфортного в них пребывания оборудованием (скамейки, урны, элементы освещения, информационные и навигационные плакаты и указатели, павильоны, элементы озеленения, устройства для подзарядки гаджетов, оборудование для чистки обуви, общественный туалет, стоянки для автомобилей, остановочные комплексы и т.п.). Рассмотрим несколько примеров.
Палеотропа, начинающаяся от здания Краеведческого музея, посвящена периоду (280 млн. лет до н.э.), когда на данной местности широко раскинулось Пермское море с его удивительными обитателями: акулами со спиралевидной челюстью – геликоприонами, оленями с огромными рогами (большерогий олень), гигантскими стрекозами, гингкофитами и другими реликтовыми растениями, отпечатки которых прекрасно сохранились в недрах семи холмов, на которых ныне стоит Красноуфимск. Улицу Советскую украшают два сохранившихся рифа Пермского моря. Палеотропа сформирована четырьмя пространствами – площадками, соединенными пешеходными дорожками в единый туристический путь, – площадь у музея, площадка у рифов, детское пространство и зона отдыха у здания магазина. Мощение всех площадок выполнено с применением гранитной шероховатой брусчатки и фрагментами прямоугольных гранитных плит, что, с одной стороны, передает атмосферу гористой неровной поверхности, с другой – создает удобное, безопасное и долговечное покрытие. В озеленении данной территории применяются преимущественно растения – потомки реликтовых, сохранившихся с начала четвертичного периода (доледниковые и ледниковые): наперстянка крупноцветковая, тимьян башкирский, ветреничка уральская, астрагал уральский, остролодочник колосистый, фиалка удивительная, щитовник мужской, копытень европейский, вероника крапиволистная, медуница лекарственная; из растений пермского периода – потомки бывших членистостебельных – хвощи, папоротниковидных - папоротники, голосеменных – ель, сосна, лиственница, гонкго. Композиции из растений дополняются каменными валунами. На каждом из четырех пространств расположен элемент, символизирующий находки палеонтологов на территории Красноуфимска. Так, на альпинарии у здания музея размещена фигура карпинскиозавра, а лестницу, ведущую на эту площадку, украшает зубная спираль геликоприона. В облицовке подпорной стенки можно увидеть отпечатки растений и раковин диковинных моллюсков, на площадке у рифов – фигуры большерогих оленей. На детской площадке расположены фигуры, имитирующие древних рыб, и фигура эстемменозуха.
Центральная площадь города – универсальное место для проведения различных городских мероприятий, представляющее собой протяженное открытое пространство с местами отдыха, площадкой для организации представлений, в том числе импровизированных уличных концертов, вечеров поэзии, стрит-арта, скейтбординга. На площади установлен арт-объект в виде перфорированного столба с иероглифами и внутренней подсветкой. Когда наступает вечернее время и включается фонарь, то благодаря игре света и тени появляются легко читаемые надписи, содержащие информацию о городе.
Во всех рассмотренных случаях через архитектурную форму (пластику, цвет, ритм, материал) передана основная идея концепции, сформированная на базе выявленного историко-культурного значения местности.
Важную роль в создании открытых пространств играют разнообразные плоскостные объекты: площадки, дороги, проезды и др., с помощью которых задаются габариты и конфигурация пространств [6, с. 179]. Их форма и пластика в сочетании с объемными элементами, которые поддерживают основной замысел, позволяют создать уникальный образ, раскрывающий идентичность территории. Для более точного формирования образа и передачи замысла зрителям весьма эффективно применять сочетание методов различных видов искусств в городской среде: архитектуры, скульптуры, декоративного искусства. Произведения монументально-декоративного искусства могут играть ведущую роль в создании образа, поскольку через скульптуру достигается наибольшая точность в объективизации тех ключевых ассоциаций, связанных с территорией размещения проектируемого пространства, которые передают идентичность поселения.
Важный аспект рассматриваемого процесса – момент рождения всех этих ассоциативных образов, которые затем выражаются через плоскости, объемы и цвет с учетом построения архитектурной композиции. Часто источником такой креативности становятся местные жители – творческие люди и организации, формирующие творческую среду [7]. Для использования их потенциала при разработке концепции важно проводить семинары, направленные на создание и обсуждение идей, «мозговые штурмы», общественные обсуждения, различные деловые игры, позволяющие людям включиться в этот процесс и эффективно использовать опыт и предложения каждого участника.
Таким образом, можно сформулировать алгоритм разработки концепции и трансформации ее в проектное предложение по благоустройству территории:
1) сбор исторических сведений о развитии территории и проведение ретроспективного анализа (работа в музеях, архивах, общение со старожилами, краеведческими сообществами и т.п.);
2) сбор информации и проведение градостроительного анализа (топографическая съемка, съемка с квадрокоптера, стереометрическая модель, информация о климате, рельефе, анализ почв и др.), разработка карты планировочных ограничений;
3) сбор информации об объектах историко-культурного наследия, социокультурного значения, формирование схемы размещения объектов на территории и разработка схемы историко-культурного каркаса поселения;
4) сбор информации о транспортной сети поселения; формирование схемы транспортных и пешеходных маршрутов с выявлением точек концентрации/пересечения потоков;
5) сбор информации и разработка схемы размещения предприятий малого и среднего бизнеса (объекты бытового обслуживания, торговли, питания и т. п.); определение их влияния на выстаривание маршрутов;
6) проведение анкетирования местных жителей с целью выявления проблемных участков территории и недостатков в развитии инфраструктуры, разработка схемы состояния пространств и потребности в реконструкции и благоустройстве;
7) проведение опроса населения с целью выявления ассоциативного ряда представлений о территории, составление списка ассоциаций с ранжированием по частоте упоминания;
8) синтез собранной информации и подготовленных схем, формирование ведущей идеи будущего образа территории;
9) трансформация идеи в графическое воплощение, разработка схем: функционального зонирования, городских центров, планировочного решения и т. д.; вынесение на общественные обсуждения;
10) разработка форм для передачи выявленных ассоциаций с данной территорией в городской среде; разработка 3D-моделей архитектурных объектов и пространств; вынесение на общественные обсуждения;
11) разработка концепта с учетом выполненного анализа и синтезированной идеи, проведенных через общественные обсуждения и утвержденных сообществом;
12) разработка эскизного проекта на основе концепта с учетом технической возможности реализации замысла и экономической целесообразности принимаемых решений.
Библиография
1. Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях: официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: https://konkurs.gorodsreda.ru/
2. Камышлов: официальный сайт администрации Камышловского городского округа [Электронный ресурс]. – URL: http://gorod-kamyshlov.ru/
3. Бисерть: официальный сайт администрации Бисертского городского округа [Электронный ресурс]. – URL: http://bisert.midural.ru/
4. Красноуфимск: городской информационный портал [Электронный ресурс]. – URL: http://www.krasnoufimsk.ru/
5. Красноуфимский краеведческий музей: официальный сайт [Электронный ресурс]. – URL: http://www.museum-kruf.ru/
6. Дизайн архитектурной среды: учеб. для вузов / Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко [и др.] – М.: Архитектура-С, 2006. – 504 с.
7. Лэндри, Ч. Креативный город / Ч. Лэндри; пер. с англ. В. Гнедовского, М. Хрусталева, М. Гнедовского. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2011. – 399 с.
Ссылка для цитирования статьи
Витюк Е.Ю. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КАК СРЕДСТВО ВЫЯВЛЕНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ [Электронный ресурс] / Е.Ю. Витюк, О.В. Загребин, А.А. Попугаев //Архитектон: известия вузов. – 2020. – №3(71). – URL: http://archvuz.ru/2020_3/4/ – doi: 10.47055/1990-4126-2020-3(71)-4
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная