Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №4 (72) Декабрь, 2020

История архитектуры

Сидоренко Надежда Романовна

аспирант.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент  А.М. Иванова-Ильичева.
Академия архитектуры и искусств,
ФГБОУ ВО «Южный федеральный университет»,

Россия, Ростов-на-Дону, e-mail: ya.sinaro@yandex.ru

ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ: АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ

УДК: 72.03
DOI: 10.47055/1990-4126-2020-4(72)-11

Аннотация

Театр музыкальной комедии в Ростове-на-Дону представляет собой уникальное сооружение, в архитектуре которого ярко отражены черты советского модернизма. Знаковый для города объект известен своей долгой историей проектирования и реализации (1969–1999 гг.). Почти 25 лет длилось строительство театра, что, безусловно, отразилось на архитектурно-художественном облике здания. Проектные варианты и реализованный объем имеют значительные различия в стилистических приемах: смелые формы брутализма первоначальных разработок остались на бумаге, а на украсившее центральную улицу города здание значительное влияние оказали минималистические тенденции 1990-х гг. Опираясь на впервые вводимые в научный оборот архивные материалы, автор анализирует эволюцию проектных решений театра, развивающихся от эксцентричных динамичных объемов до статичной монументальной композиции, а также пытается выявить причины и условия изменений, внесенных в ходе реализации.

Ключевые слова: советский модернизм, архитектура 1960–1980-х гг., музыкальный театр, Ростов-на-Дону

Введение

Еще в прошлом десятилетии понятия «советский модернизм» не существовало, а архитектура СССР 1960–1980-х гг. не вызывала повышенного интереса для исследований. Сегодня ситуация выглядит иначе. Выдающимся объектам, выполненным в тенденциях советского модернизма, посвящаются книги, статьи, выставки как отечественных, так и зарубежных авторов [1–7]. Общественные сооружения этого периода, реализованные по индивидуальным проектам, являются наиболее яркими образцами стиля. Однако ряд причин, в большей степени связанных с экономической ситуацией, административными установками и проблемами с материально-техническим оснащением, привел к появлению уникальных зданий, строительство которых длилось более десяти лет. Такой долгий срок, безусловно, не мог не сказаться на архитектурно-художественных особенностях сооружений. Проектные варианты и реализованные объемы могли иметь значительные различия в стилистических приемах. Изучение трансформаций решений «на бумаге» и сравнение их с построенными объектами дают возможность проследить смену тенденций в творческой сфере советского зодчества 1960–1980-х гг.

Один из наиболее известных примеров долгостроя эпохи советского модернизма в Ростове-на-Дону – расположенный на центральной улице города (Большой Садовой) Театр музыкальной комедии (в настоящее время – Ростовский государственный музыкальный театр), который выступает в качестве объекта исследования. Его реализация длилась чуть менее 25 лет (1977–1999 гг.), а архитектура претерпела значимые изменения по сравнению с проектными разработками, которые до сих пор остаются неизвестны широкой публике, что определяет актуальность исследования. Цель работы заключается в изучении проектных вариантов театра, выявлении их трансформаций и повлиявших на это условий, а также анализе архитектурно-художественных особенностей реализованного сооружения.

Многоаспектный анализ процесса проектирования и реализации Театра музыкальной комедии в Ростове-на-Дону выполнен на основании информации, полученной при изучении научно-публицистической литературы и ранее не исследованных архивных документов, а также с использованием графических материалов, представленных в музее Ростовского государственного музыкального театра. 

Разрешение на проектирование Театра музыкальной комедии (далее – Музыкальный театр) в Ростове-на-Дону было выдано государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР 16 апреля 1969 г. Обязательным условием, отмеченным в документе, являлось включение объекта в титульный список проектно-изыскательских работ на строительство будущих лет по РСФСР, что доказывает высокий статус и важность проекта для города1. Вопрос о месте размещения театра служил предметом неоднократных обсуждений в течение нескольких лет, что подтверждают обнаруженные в архивах проектного института «Ростовгражданпроект» исходные материалы для разработки проекта здания. Предположительно, один из возможных для строительства участков находился на склоне недалеко от центральной набережной. В этом случае здание участвовало в формировании городского силуэта, наблюдаемого со стороны р. Дон. Это подтверждает размещенное в музее Музыкального театра изображение одного из первоначальных вариантов проекта, на котором массивно нависающему над склоном объему с организованной от него системой спусков (вероятно, для связи с набережной) противопоставлена горизонтально ориентированная часть, органично вписывающаяся в пейзаж (рис. 1А). В другом варианте театра конца 1960-х гг. в архитектурном решении наблюдаются реплики приемов, использованных в здании речного вокзала (проект 1967 г.), который являлся визуальной доминантой центральной набережной: наклонные трапециевидные стены, форма ограждений лестниц и балконов, масштаб фасадных членений (рис. 1Б). Эмоциональное воздействие асимметричных, гротескно заостренных, динамичных форм театра усиливалось эффектом отражения в организованном перед главным фасадом бассейне, в центре которого располагалась выполненная в абстрактных формах в духе зодчества 1970–1980-х гг. скульптура. Эксцентричность решения театра, скульптурность объемов сближают проект с сооружениями, выполненными в духе принципов неоэкспрессионизма.

Рис. 1. Варианты проектов Театра музыкальной комедии в Ростове-на-Дону конца 1960-х гг.
А. Фото из музея Ростовского государственного музыкального театра; Б [8] 

16 июля 1969 г. решением Исполкома Городского Совета депутатов трудящихся для строительства театра был отведен земельный участок на центральной улице города – ул. Энгельса (в настоящее время – ул. Большая Садовая). Находящиеся на территории участка в границах квартала здания подлежали сносу, за исключением жилого дома в северо-восточной части. Также было предусмотрено сохранение на период строительства двух жилых домов Волго-Донского речного пароходства, расположенных западнее театра1. Позднее на их месте должен был появиться новый корпус Ростовского инженерно-строительного института (РИСИ), поддерживающий архитектурное решение театра. Выбор места строительства включал Музыкальный театр в ансамбль фрагмента городской среды, формирующий новый общественный культурно-просветительский центр вдоль главной улицы. В него входили: комплекс РИСИ, кинотеатр «Ростов», здание областного суда, ВНИПИНефть, гостиница «Интурист», детский универмаг, филармония, спортивный манеж и Кировский сквер, который совместно с театром фиксировал планировочное ядро композиции (рис. 2). Важно, что в архитектурно-планировочном задании от 16 июня 1971 г. была отмечена необходимость разработать на эскизной стадии объемно-пространственную композицию всего окружающего театр ансамбля, чтобы обосновать его расположение в увязке с будущей застройкой, определив сносимые и сохраняемые сооружения (рис. 3).

Рис. 2. Музыкальный театр на 1100 мест в Ростове-на-Дону. Ситуационный план.
Материалы из архива проектной организации «Ростовгражданпроект»

Рис. 3. Музыкальный театр на 1100 мест в Ростове-на-Дону. Архитектурная развертка по ул. Энгельса.
Материалы из архива проектной организации «Ростовгражданпроект»

Архитектурно-композиционное решение здания театра явилось результатом двух туров конкурса, по итогам которого был создан творческий коллектив из обладателей первой и второй премии. Ими стали архитекторы «Ростовгражданпроекта» (Л.М. Лобак, А.С. Мстибовский, Б.Г. Бельченко и др.), которым в 1971 г. была поручена разработка архитектурно-строительных решений [9]. Технологическую часть выполнял институт «Гипротеатр»1.

Схема генерального плана участка определялась необходимостью организации входной группы со стороны ул. Энгельса: здание отнесено на 30 м. от красной линии, что позволило создать просторную площадь перед входом, которая, с одной стороны, подчеркивала торжественность сооружения, а с другой – усиливала связь с расположенным напротив Кировским сквером (важность этого взаимодействия неоднократно отмечалась в документах, на основании которых разрабатывался проект) (рис. 2). По отношению к ул. Энгельса вся площадь была приподнята на несколько ступеней, превращаясь в стилобат. В ее композицию включены декоративные бассейны, выполняющие помимо эстетической функции техническую задачу охлаждения оборотной воды для кондиционирования. В восточной части предусматривалась организация двух автостоянок на 40 автомобилей1.

Вытянутая форма участка (96 х 240 м) определила многофасадную композицию объема, развивающуюся вдоль оси, параллельной ул. Энгельса. Это также позволило создать интересную конфигурацию асимметричного планировочного решения, основанного на контрасте перетекающего пространства вдоль дугообразных стен вестибюля и ортогональной сетки расположенных в восточной части здания вспомогательных сценических, административных и хозяйственных помещений (последние группировались вокруг небольшого внутреннего двора) (рис. 4).

Рис. 4. Музыкальный театр на 1100 мест в Ростове-на-Дону.
Материалы из архива проектной организации «Ростовгражданпроект». А – План 1-го этажа; Б – План 3-го этажа

Объемно-композиционное решение в проекте начала 1970-х гг. было ярким примером брутализма (рис. 5). Массивные пластичные формы с выраженным центральным элементом, динамично устремленным вверх, сочетались с акцентирующим входную группу витражным остеклением и вертикальными метрическими рядами оконных проемов. Их расположение объясняется не только поддержкой художественного образа здания. В обнаруженной в архиве «Ростовгражданпроекта» пояснительной записке 1974 г. авторы подробно раскрывают замысел решения фасадов, основанный на таком важном для южных регионов положении, как регулирование инсоляции в условиях жаркого и сухого климата (рис. 6).

Криволинейные формы северного кармана и парадной лестницы должны оживить светотенью северный фасад, а большой витраж создать единство между внутренним пространством и природной средой Кировского сквера. Наиболее неблагоприятный для солнечного освещения западный фасад решен с минимальным количеством стекла в виде ленточного освещения с алюминиевыми рассеивателями. Небольшой витраж в его левой части открывает вид на внутреннее пространство вестибюля с угла. Художественные помещения, выходящие на восточный фасад, а также технические, примыкающие к южному фасаду, освещаются небольшими проемами с солнцезащитными элементами. Главный фасад здания, как и интерьерные пространства вестибюля, украшен произведениями монументального искусства, ставшими отличительной чертой советского модернизма [10] (рис. 7).

Рис. 5. Музыкальный театр на 1100 мест в Ростове-на-Дону. Перспектива.
Материалы из архива проектной организации «Ростовгражданпроект»

Рис. 6. Музыкальный театр на 1100 мест в Ростове-на-Дону. Фасады.
Материалы из архива проектной организации «Ростовгражданпроект».
А – северный фасад; Б – западный фасад; В – южный фасад; Г – восточный фасад

Рис. 7. Музыкальный театр на 1100 мест в Ростове-на-Дону. Эскизы интерьерных решений.
Материалы из архива проектной организации «Ростовгражданпроект».
А – интерьер зрительного зала; Б – интерьер фойе

Конструктивное решение театра сочетало использование типовых сборных железобетонных деталей и монолитных элементов индивидуального изготовления. Выбор конструкций и материалов определялся с учетом прогрессивных строительных методов и использования местной производственной базы, что отмечено в требованиях к конструкциям, зафиксированным в задании на проектирование 1980 г.1

Предложенное в начале 1970-х гг. решение выделялось особой архитектурой, делающей здание театра явной визуальной доминантой среды. Но в 1976 г. в ростовской газете «Вечерний Ростов» опубликован снимок нового варианта сооружения (рис. 8). В нем наблюдается тенденция к упрощению формы в сторону лаконизма и монументальности композиции. Сохраняя некоторые приемы брутализма (противопоставленные остеклению массивные «чистые» плоскости, скругленные грани создающего горизонтальный акцент козырька) и многоплановость фасадов, авторы приблизили объемы к геометризированным формам. В проекте отсутствует декоративная скульптура, а появившийся над сценической коробкой зала треугольник сделал здание менее динамичным. Можно предположить, что выбор архитекторов в пользу более спокойных и статичных форм обусловлен тем, что, несмотря на яркий облик предыдущего варианта театра, его архитектура, как и в одном из первых проектов конца 1960-х гг., была слишком эксцентрична для размещения на главной улице города, основная часть которой сформирована историческими постройками.

Рис. 8. Театр музыкальной комедии в Ростове-на-Дону, проект 1976 г. [11]

Началось строительство театра в 1977 г., а открытие состоялось 16 сентября 1999 г. Реализация длилась 22 года, из которых в течение 5 лет во второй половине 1980-х гг. работы находились на консервации [12]. Проблемы, с которыми рабочие сталкивались на стройке, не раз озвучивали в своих интервью ростовским изданиям мастера и бригадиры генерального подрядчика строительства театра – десятого стройтреста «Ростовстрой»: неритмичные и некомплектные поставки материалов и конструкций, не соответствующее нормам качество сборных деталей, недобросовестное выполнение обязательств субподрядчиками [13]. Показательная история произошла с лестницами из сборных железобетонных ступеней, которых проектом было предусмотрено 22. В партии из 600 деталей, пришедшей с комбината КСМ-11, который являлся поставщиком железобетонных изделий, ни одна из ступеней не соответствовала ГОСТу, вследствие чего строители отказались от монтажа [12]. Спустя полгода лестницы по-прежнему не были смонтированы, так как строительный комбинат, ссылаясь на отсутствие опалубки, вовсе перестал отправлять материалы. Главными причинами затянувшегося строительства театра стали отсутствие сооружения в списке реализуемых объектов первостепенной важности 1990-х гг. при условии «полупустой городской казны» и устаревшая конструктивная часть проекта – промышленность перестала выпускать заложенное в первоначальном варианте оборудование, и строителям пришлось вносить существенные изменения уже в процессе работ [14].

Несмотря на все сложности реализации, Музыкальный театр сегодня является украшением города. Ряд запланированных в начале 1970-х гг. общественных сооружений, формирующих фрагмент среды, не был осуществлен (филармония, корпус РИСИ). Но в сочетании с Кировским сквером, поднятый на подиум с системой фонтанов и бассейном театр «создал новую систему пространственных акцентов» [15]. Перетекающие формы плана в проекте 1970-х гг. преобразовались в лаконичные, прямоугольной конфигурации решения (рис. 9). Визуальный облик варианта 1976 г. продолжил трансформации в духе модных в 1990-е гг. тенденций минимализма, постепенно приближая объемно-композиционное решение театра к знакомому каждому ростовчанину виду (рис. 10). В основу реализованного Музыкального театра легли такие архитектурно-художественные приемы, как горизонтальная ориентация сооружения; белые геометризированные формы, противопоставленные витражному остеклению и разномасштабному членению оконных проемов; нависающие над землей террасы и объемы второго уровня, опирающиеся на ряды колонн (рис. 11). Нашли отражение в решении театра и основные черты советского модернизма: главный фасад украшает скульптурная композиция из четырех рельефов.

Рис. 9. Ростовский государственный музыкальный театр. Планировочные схемы.
Реконструкция автора на основании планов технического проекта 1990 г.
из архива проектной организации «Ростовгражданпроект» и натурных обследований объекта.
А – планировочная схема вестибюльной группы; Б – планировочная схема 2-го уровня

Рис. 10. Проект Театра музыкальной комедии в Ростове-на-Дону.
Фото из музея Ростовского государственного музыкального театра

Рис. 11. Ростовский государственный музыкальный театр.
Источник: https://www.culture.ru/events/580740/spektakl-koshkin-dom
 

Как отмечалось выше, при реализации сооружения по сравнению с проектным вариантом были заменены некоторые материалы. Например, вместо предусмотренного проектом для наружной облицовки белого известняка Крымбальского месторождения использован белоснежный мрамор; кровля из омедненных штампованных элементов в итоге выполнена из более современных материалов1. В основу конструктивного решения легла каркасная система, состоящая из двух модульных сеток (с шагом 6х9 м для общественной части; с шагом 6х3 м для административно-хозяйственного блока), разделенных деформационным швом 1 м. Перекрытие зрительного зала осуществлено за счет использования металлических ферм.

Выводы

Результаты проведенного исследования проектных решений и реализованного объема Музыкального театра в Ростове-на-Дону дают возможность сделать следующие выводы.

1. Эксцентричные формы первоначальных вариантов здания театра конца 1960-х гг. определены необходимостью создания выразительного объема, размещенного на свободной от плотной городской застройки территории и включенного в формирование панорамы вдоль центральной набережной.

2. Перенос в 1969 г. участка строительства на главную улицу в исторический контекст повлек за собой изменение архитектурно-художественного образа сооружения и соответствующего ему планировочного решения в сторону характерных приемов брутализма 1970-х гг. с учетом климатических особенностей региона.

3. Вытянутая конфигурация квартала и влияние окружения (необходимость визуальной связи с существующим сквером) обусловили ориентацию главного фасада театра на ул. Энгельса и нетрадиционное для зрелищных зданий расположение зрительного зала и сценической коробки вдоль продольной оси объекта.

4. Исторический контекст, роль театра в формировании нового градостроительного ансамбля и общая направленность архитектурных взглядов определили сохранение приемов бруталистской пластики в эскизном варианте 1976 г., но с явной тенденцией в сторону упрощения форм с созданием более лаконичной и статичной композиции.

5. Проблемы материально-технического оснащения, устаревшие проектные конструктивные и технологические решения, дефицит городского бюджета и отсутствие театра в списке объектов первоочередного строительства послужили основанием для долгой реализации сооружения в 1977–1999 гг.

6. Архитектурно-художественный облик и строгое планировочное решение итогового варианта Музыкального театра, украсившего ул. Энгельса, сформировались, с одной стороны, под влиянием приемов брутализма предыдущих вариантов, а с другой – под воздействием модных в 1990-е минималистских тенденций. Здание отличается лаконизмом, геометричностью, монументальностью форм, смягченных масштабами проемов, сеткой облицовочного материала и произведениями монументального искусства.

Еще в архитектурно-планировочном задании 1971 г. было зафиксировано, что здание Театра музыкальной комедии должно быть уникальным, современным, разработанным с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной практики в области строительства театральных зданий, с использованием современной техники и материалов высоких эстетических свойств. И несмотря на все трансформации, произошедшие в течение нескольких десятилетий, архитектура сооружения осталась актуальной и соответствующей новому времени.

Примечание

1 Ростовгражданпроект. Заказ 71-238. Том 5. Книга 1. Технический проект. Музыкальный театр на 1100 мест в городе Ростове-на-Дону. Пояснительная записка и исходная документация. 

Библиография

1. Казакова, О.В. Советский модернизм: второе пришествие / О.В. Казакова // Проект Байкал. Шестидесятники. – 2014. – № 39–40. – С. 60–63.

2. Корзун, А.В. Архитектура шестидесятых в контексте общественного сознания / А.В. Корзун // Проект Байкал. Шестидесятники. – 2014. – № 39–40. – С. 114–116.

3. Новиков, Ф., Белоголовский, В. Советский модернизм: 1955–1985 / Ф. Новиков, В. Белоголовский. – М.: Tatlin, 2010. – 232 с.

4. Эстетика «оттепели»: новое в архитектуре, искусстве, культуре / под ред. О.В. Казаковой. – М.: РОССПЭН, 2013. – 493 с.

5. Anderson, R. Russia. Modern architectures in history / R. Anderson. – London: Reaction Books, 2002. – 352 p.

6. Meuser, Ph., Zadornin, D., Sheina, K. Towards a Typology of Soviet Mass Housing Prefabrication in the USSR 1955 – 1991 / Ph. Meuser, D. Zadornin, K. Sheina. – Berlin: Dom Publishers, 2015. – 456 p.

7. Ritter, K., Shapiro-Obermair, E., Wachter, A. Soviet Modernism 1955–1991. Unknown History / K. Ritter, E. Shapiro-Obermair, A. Wachter. – Zürich: Park books, 2012. – 358 p.

8. Токарев, А.Г. Архитектура Ростова-на-Дону советского времени / А.Г. Токарев // Проект Россия. – 2001. – № 20. – С. 74–87.

9. Гальбрайх, Л. Заглянем в будущее / Л. Гальбрайх // Вечерний Ростов. – 1971. – № 185. – С. 2.

10. Иванова-Ильичева, А.М., Стушняя, И.А., Орехов, Н.В. Мозаика в декоративном убранстве зданий эпохи советского модернизма (на примере города Ростова-на-Дону) / А.М. Иванова-Ильичева, И.А. Стушняя, Н.В. Орехов // Манускрипт. – 2017. – № 12(86): в 5 ч. Ч. 5. – С. 100–103.

11. Селиванов, В. Городской центр / В. Селиванов // Вечерний Ростов. – 1976. – № 305. – С. 2.

12. Евсегнеев, П. Когда подводят смежники / П. Евсегнеев // Вечерний Ростов. – 1990. – № 259. – С. 3.

13. Ерейский, Г., Водолазов, В. Строится театр музкомедии / Г. Ерейский, В. Водолазов, В. Панченко // Вечерний Ростов. – 1982. – № 167. – С. 3.

14. Евсегнеев, П. Новоселья не предвидится / П. Евсегнеев // Вечерний Ростов. – 1991. – № 68. – С. 3.

15. Есаулов, Г.В., Черницына, В.А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону / Г.В. Есаулов, В.А. Черницына; Администрация г. Ростова-на-Дону. – 2. изд., доп. – Ростов-н/Д. Ritter K., Shapiro-Obermair E., Wachter A. Д.: ИПФ Малыш, 2003. – 303 с.

Ссылка для цитирования статьи

Сидоренко Н.Р. ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ В РОСТОВЕ-НА-ДОНУ: АРХИТЕКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ [Электронный ресурс] /Н.Р. Сидоренко //Архитектон: известия вузов. – 2020. – №4(72). – URL: http://archvuz.ru/2020_4/11/  – doi: 10.47055/1990-4126-2020-4(72)-11


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 15.11.2020
Просмотров: 256