Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №4 (76) Декабрь, 2021

Декоративно-прикладное искусство

Борозна Михаил Григорьевич

кандидат искусствоведения, профессор, ректор.
Белорусская государственная академия искусств,

Белоруссия, Минск, e-mail: phdbarazna@bdam.by

MЕМОРИАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЛАСТИКА БЕЛАРУСИ 1990–2020-Х ГОДОВ В КОНТЕКСТЕ СИНТЕЗА АРХИТЕКТУРЫ И СКУЛЬПТУРЫ

УДК: 730(476):72.04(476)”19/20”
DOI: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-27

Аннотация

Архитектура и монументальная скульптура всегда тяготели друг к другу, показывали примеры разнообразных форм творческого взаимодействия, стали ярким событием художественной жизни страны. Цель данного исследования – анализ итогов совместной творческой работы художников и архитекторов в области мемориальной художественной пластики Беларуси 1990–2020-х гг. В последние десятилетия тематический диапазон объектов мемориальной пластики значительно расширился, появились новые тенденции в идейно-образных решениях. На наиболее характерных примерах рассмотрены варианты решения основных проблем синтеза искусств и архитектуры в современном общественном пространстве.

Ключевые слова: архитектура, скульптура, синтез, мемориальный комплекс, проект

Введение

Невзирая на временнóе отдаление от важнейших исторических событий, необходимость насыщать эстетическую среду мемориальными символами, свидетельствующими о значимости каждого этапа развития общества, сохраняется. Важно, чтобы это насыщение происходило в формах индивидуальных, творческих, созвучных времени. Мемориальная пластика, построенная на синтезе архитектуры и скульптуры, эффективно участвует в гражданско-патриотическом воспитании, способствует своими специфическими средствами адекватному представлению о прошлом, обращена к потомкам. Эту функцию традиционно выполняла художественная практика в советском искусствоведении, называемая монументальным и монументально-декоративным искусством. Произведение монументального искусства, интегрированное в общественно-архитектурную среду, выступает как один из механизмов современной культуры.

В качестве основного метода исследования использован метод искусствоведческого анализа. Автор использует материалы из научных публикаций, справочников, каталогов, протоколы заседаний художественно-экспертных советов. Использован эмпирический метод исследования – обобщение экспертных оценок. Базовым материалом для проведенного визуального исследования стали результаты натурного обследования и фотофиксации.

В результате концептуализации феномена мемориальной художественной пластики как синтеза архитектурной и художественно-практической деятельности можно сделать вывод, что проблематика требует постоянного исследования на примерах новых произведений и научных материалов по тематике. Акцент на синтетическую природу проектирования и художественного творчества лучших произведений послужит исследовательской основой для дальнейшего изучения проблемного поля. Именно получение информации о тех или иных достижениях, проблемах выступает в качестве отправной точки исследования.

 

Формы синтеза архитектуры и монументальной скульптуры близки к историческому жанру, востребованы как форма сохранения исторической памяти в общественном пространстве любой страны мира. Прежде всего, это связано с решением идейно-образных задач в рамках социокультурной политики государства. Героические и драматические страницы истории, величайшие достижения, символические аспекты требуют своего воплощения в изобразительных формах больших размеров, изготовленных в таких прочных материалах, как металл, камень, стекло или бетон и др., способных выстоять в сложных погодно-климатических условиях и не потерять своего художественного уровня спустя десятилетия и даже столетия. Такие произведения устанавливаются в открытой архитектурной среде и в больших интерьерных пространствах.

Культурологические и искусствоведческие подходы довольно точно задают рамки изучения явления, но не охватывают его во всей его полноте и целостности. Выделим некоторые характеристики, свойственные мемориальной художественной пластике как системе в рамках синтеза архитектуры, скульптурной пластики и дизайна:
– социальность, т. е. создание произведения связано с удовлетворением общественных запросов. Информация о социальной потребности в создании произведения мемориальной пластики, формируемая на основе общественных предложений, директивных и методических решений, рекомендаций, научных концепций и т. д.;
– художественность, формирующая структурную выразительность произведений. Выявляет качественные характеристики на основе следования авторскими коллективами и отдельными авторами лучшим традициям национальных художественных и архитектурных школ ХХ в., осмысления мирового прогрессивного опыта, стремления к эксперименту;
– открытость, формируемая способностью к социальной рефлексии, т. е. взаимосвязанностью произведения мемориальной художественной пластики с окружающей социокультурной средой;
– целостность структуры культурной среды, определяемой относительной самостоятельностью и неразрывностью компонентов и подсистем, сбалансированностью методов архитектурного проектирования и художественного творчества;
– управляемость, направленная на модернизацию культурной среды, осуществляемая органами управления, экспертным сообществом, гражданами, составляющими в совокупности систему контроля.

История искусства содержит значительное число примеров, когда архитектура и монументальная скульптура тяготели друг к другу, демонстрировали примеры разнообразных форм творческого взаимодействия и синтеза. Если архитектору принадлежит первоначальный замысел скульптурной композиции, то на долю художника приходится завершение образно-пластической структуры произведения, придание ей выразительности. Архитектура одновременно обязывает скульптора знать основные законы и требования архитектурной практики.

Дисбаланс проявления эстетической меры и целесообразности одинаково неблагоприятны как для архитектуры, так и для скульптурной пластики. В основе действенного архитектонического взаимодействия, или синтеза, лежит общность содержания, гармоничность архитектурно-ландшафтной среды, композиционная целостность, а также дополнительные специфические средства выразительности, выступающие в комплексном единстве. Проблема синтеза рассматривались в научных материалах искусствоведов, архитекторов, художников: М.В. Алпатова, А.И. Бассехеса, Н.В. Воронова, В.Л. Глазычева, Д.Е. Аркина, Б.М. Иофана, Ю.П. Маркина, В.П. Толстого, О.А. Швидковского, А.В. Щусева и др. В белорусском искусствоведении, культурологии, области визуальных исследований интерес представляют публикации А.А. Шамрук, Д.А. Ивановской, А.С. Сардарова, Ю.Ю. Захариной, И.В. Морозова, Т.В. Габрусь, Л.Г. Лапцевич, О.С. Коваленко, Л.М. Левина, А.И. Локотки, В.И. Жука, Э.А. Петерсона, В.И. Прокопцова и др.

Народный поэт Беларуси, профессор, кандидат филологических наук Н.С. Гилевич в предисловии к автобиографической повести архитектора Л. Левина отмечал: «Наша страна впечатляет гостей и туристов множеством памятников, посвященных героическим и трагическим событиям периода Второй мировой войны. Почему их множество – пространно объяснять не требуется: была воистину всенародная борьба с нашествием, были жесточайшие, кровавые и огненные, расправы над людьми, понесены неисчислимые жертвы. Памятники эти – весьма и весьма разные. Среди них – и частично уцелевший и сохраненный бастион бессмертного мужества и героизма – Брестская крепость, – и величественный победный Курган Славы под Минском, – и монументальное рукотворное сооружение «Прорыв» на Ушаччине, – и скромная в своей тихой печали «сестра Хатыни» – Дальва, – и мемориальный комплекс «Проклятие фашизму» со страшным колодцем смерти на месте былой деревни Шуневка в Докшицком районе, – и взывающий к совести человечества памятник жертвам холокоста «Яма» в Минске, и многие, многие, многие другие. Памятники на братских могилах и на пепелищах сожженных деревень, на развилках и перекрестках дорог, на улицах и площадях городов, больших и малых селений... К числу наиболее известных памятников трагического содержания принадлежит архитектурно-скульптурный мемориальный комплекс «Хатынь» на моей родной Логойщине» [1, c. 3].

Прекрасные примеры решения задач синтеза монументального искусства, прежде всего росписи и сакральной скульптуры, архитектуры, известны в Беларуси начиная с ХІІ века. Об их художественных достоинствах и эстетической ценности имеется значительное количество научных публикаций. Это примеры синтеза сакрального и светского по характеру монументально-декоративного искусства и архитектуры Полоцка, Гродно, Могилева, Михалишек, Несвижа, Будслава, Гомеля и др. Но говорить о формировании масштабной отличительной национальной художественной школы монументального искусства Беларуси следует прежде всего в рамках истории ХХ в.

В 1918 г. был опубликован декрет «О памятниках Республики», с которого началось осуществление «ленинского плана монументальной пропаганды». Среди тех, кто реализовал идеи план» в Беларуси советского периода были З. Азгур, А. Бембель, А. Бразер, А. Глебов, А. Грубе, М. Керзин, С. Селиханов, Д. Якерсон и др.

Благодаря работам таких архитекторов, работавших в республике, как И. Губер, А. Буров, И. Володько, И. Запорожец, Г. Лавров, И. Лангбард, Э. Лосер, А. Оль, М. Парусников, С. Шабуневский, можно говорить об отличительных чертах конструктивизма как стилевого направления, характерного для архитектуры Беларуси и ее монументальной пластики, подчиненной языку советского авангарда.

1930-е гг. – наиболее плодотворный период в творчестве архитектора И. Лангбарда. Именно в это время он осуществил свои проекты в Беларуси, которые принесли ему известность. По его проектам были построены Дом правительства (1929–1934), Государственный театр оперы и балета в Минске (1934–1938), Дом офицеров (1934–1939), Академия наук Беларуси в Минске (1930–1939), Дом Советов в Могилеве (1939). Работам И. Лангбарда присущи внешняя простота и сдержанность декора. Над художественным оформлением зданий, построенным по проектам И. Лангбарда, трудились наиболее известные скульпторы БССР. Под руководством архитектора И. Лангбарда и скульптора М. Керзина молодые белорусские скульпторы З. Азгур, А. Бембель, А. Орлов, А. Глебов, Г. Измайлов участвовали в создании скульптурных произведений для интерьеров зданий.

В конце 1940-х – начале 1950-х гг. в Минске был реализован помпезный архитектурный проект главного проспекта белорусской столицы (пр. им. Сталина, ныне пр. Независимости). Архитектурное решение стало своеобразным образцом синтеза пропагандистского искусства и архитектуры. Ученики И. Жолтовского: М. Барщ, М. Парусников – одни из авторов архитектурного проекта проспекта. Архитектурной доминантой проекта стал обелиск Победы. Над ним работали самые именитые архитекторы Беларуси послевоенного времени – Г. Заборский, В. Король, скульпторы З. Азгур, А. Бембель, А. Глебов, С. Селиханов.

Искусство молодых художников 1960-х гг. в сложных условиях идеологического давления продолжало накапливать силы, чтобы в дальнейшем общее развитие культуры обрело поступательный, прогрессивный характер. Именно в 1970–1980-е гг. в Беларуси происходит подъем в области монументального искусства, его черты станут заметной формой влияния и на станковое изобразительное искусство. Следует назвать показательные примеры гармоничного взаимодействия труда архитекторов и скульпторов этого периода. Это, прежде всего, легендарные мемориальные комплексы «Хатынь» (1969), «Курган Славы» (1969), «Брестская крепость-герой» (1971), «Дальва» (1973), «Прорыв» (1974) и др.

После обретения страной независимости (1991) монументальное искусство Беларуси вышло на новый виток самостоятельного развития в рамках совершенствования художественной и архитектурной школ. Видовой и тематический ряд монументальных произведений, посвященных истории страны, в начале ХХІ в. значительно расширился. Определенный динамизм получили тенденции в сакральном искусстве, прежде всего в монументальных произведениях христианской тематики. Особо следует отметить установку произведений монументального искусства национально-исторической тематики. Сегодня можно назвать десятки объектов, созданных в последние три десятилетия при масштабной поддержке государства, ставших результатом вдохновенного труда художников и архитекторов, посвященных страницам истории белорусского народа.

Тематический диапазон объектов мемориальной пластики 1990-х гг. расширился. Появились новые тенденции в образно-тематических решениях, направленные на развитие историко-национального значения культуры. Сакральная скульптура, мозаика, роспись заняли надлежащее место в современном храмовом строительстве. Исторические страницы жизни народа, дань уважения к деятелям истории и культуры нашли свое отражение в лучших произведениях архитекторов и скульпторов в самых разных регионах Беларуси. По мнению кандидата философских наук О. А. Павловской «в противовес набирающим силу тенденциям глобализации культуры заметно повысился интерес к национальным культурным ценностям. Мировой исторический опыт свидетельствует о том, что именно на основе формирования прочного духовно-нравственного фундамента складывается устойчивый менталитет нации, обеспечивающий ее историческую жизнеспособность. Нация, утратившая свои духовные основы, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории. Настоящее и будущее общества и государства определяются бережным сохранением и развитием культурно-исторического наследия, народных традиций и норм общественной жизни. Все это обусловливает актуальность в современном обществе гражданско-патриотического воспитания» [2, c. 517].

В 2018 г. в урочище Куропаты на окраине Минска установлен мемориальный знак «Жертвам политических репрессий 30−40-х годов XX века». В древнем Полоцке в 2016 г. открыт мемориальный знак «Полоцк – колыбель белорусской государственности». Важно отметить, что в годы независимости белорусского государства возводятся величественные произведения монументального искусства, посвященные трагическим и героическим событиям периода Великой Отечественной войны. Так, был установлен памятник семьям пограничников Брестской крепости (2011, Брест), мемориал детям – жертвам войны (2009, Могилев), мемориальный знак «Операция «Багратион» (2014, в районе д. Паричи Светлогорского района), мемориальный комплекс детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны в д. Красный Берег (2000–2006, Гомельская область), мемориальный комплекс на месте лагеря смерти «Тростенец» (Минск, 2015, 2018), мемориальный комплекс «Ола» в Светлогорском районе (2020) на месте уничтоженной фашистами в 1944 г. деревни (здесь сожгли и расстреляли 1758 человек, из них 950 детей) и др. За счет государственных средств, средств общественных организаций проводится реставрация памятников, установленных в советский период.

Осенью 2018 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин Великого освящения Храма-памятника в честь Всех Святых в Память Безвинно Убиенных во Отечестве Нашем в Минске. Новый храм стал не только духовным центром, но и образцом удачного синтеза архитектуры и форм изобразительного творчества. Традиционные материалы, техники активно сочетаются с современными, оригинальными технологиями, новыми методами проектирования. На территории храма установлены монументальные скульптурные композиции, врата храма и крипты украшены литыми рельефами. Заслуга в успешном и во многом образцовом результате принадлежит выпускнику Белорусской государственной академии искусств, настоятелю прихода храма Ф. Повному. Основные виды художественных работ в храме выполнены представителями творческой молодежи. Комплексное архитектурно-художественное решение, научные концепции развития этого объекта стали своеобразным заглавным примером в области мемориализации в Республике Беларусь.

Особо хотелось бы отметить выдающуюся роль архитекторов Л. Левина и Ю. Градова (одни из авторов мемориального комплекса «Хатынь») в формировании прогрессивных тенденций в монументальном и монументально-декоративном искусстве Беларуси на рубеже ХХ–ХХІ в. Ими в начале 1990-х гг. много было сделано для воспитания новой плеяды архитекторов и художников-монументалистов, понимающих краеугольные задачи синтеза архитектуры и форм изобразительного искусства.

Можно отметить заметную роль в формировании прогрессивных тенденций в монументально-декоративном искусстве Беларуси декана архитектурного факультета Белорусского национального технического университета А. Сардарова. Он сам часто выступает в роли архитектора в творческих коллективах при создании памятников и иных мемориальных произведений.

Внутреннее, национальное и общественно-политическое осмысление страниц истории Беларуси нашли выразительное решение в монументальной скульптуре. Одним из первых произведений такого направления явился памятник А. Мицкевичу в г. Новогрудке. Автором выступил минский скульптор В. Янушкевич, который одновременно стал и архитектором проекта. Торжественное открытие памятника состоялось осенью 1992 г., хотя это произведение являлось дипломной работой скульптора, которую он выполнил в Белорусской государственной академии искусств в 1986 г.

Конкурс на создание памятника белорусскому первопечатнику Ф. Скорине в Минске был объявлен в 1989 г., в 1991 г. был назван победитель – А. Дранец. Однако памятник был установлен только в 2005 г. Архитекторы памятника – М. Виноградов и В. Крамаренко.

Необходимо отметить создание и установку в Беларуси памятников народному артисту Беларуси В. Мулявину (2006, скульптор А. Коструков), Ф. Богушевичу (2009, скульпторы Л. и С. Гумилевские, архитектор Е. Митько) и др., мемориальный комплекс детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны в д. Красный Берег Жлобинского района, Гомельской области (2000–2006, архитектор Л. Левин, скульптор А. Финский, художник С. Каткова и др.) (рис. 1–2), а также мемориальный комплекс «Колокол» в Светлогорске (2006, архитектор И. Морозов, скульптор В. Слободчиков) и др.

Рис. 1. Мемориальный комплекс детям, погибшим в годы
Великой Отечественной войны в д. Красный Берег Жлобинского района,
Гомельской области. Центральная скульптура комплекса.
Автор А. Финский. 2000–2006. Фото из архива Л. Левина

Рис. 2. Мемориальный комплекс детям, погибшим в годы
Великой Отечественной войны в д. Красный Берег Жлобинского района,
Гомельской области. Арх. Л. Левин, скульптор А. Финский,
художники С. Каткова и др. 2000–2006. Фото из архива Л. Левина

Образы знаменитых деятелей культуры стали настоящим украшением улиц и площадей больших и особенно маленьких городов Беларуси. Примером этому служат памятники А. Мицкевичу в Минске (скульпторы А. Заспицкий, А. Финский, арх. Г. Федоров. 2003), П. Мстиславцу в Мстиславле (скульптор А. Ботвиненок и А. Чигрин, арх. Ю. Казаков2001) и др.

Отличительным пластическим языком характеризуются современные скульптурные монументальные произведения И. Миско, М. Инькова, К. Костюченко, С. Логвина, Г. Буралкина, В. Пантелеева, М. Петруля, В. Слободчикова, А. Финского и др. В последние десятилетия скульпторы Ю. Анушко, Н. Байрачный, П. Войницкий, А. Воробьев, В. Жбанов, П. Лук, А. Прохоров и др. развивали традиционные направления современной жанровой пластики.

Монументальное искусство способствует положительному восприятию белорусской художественной школы, истории и культуры страны за рубежом. Ярким примером является созданный в 2007 г. Л. и С. Гумилевскими памятник Я. Купале для Москве (арх. Ю. Григорьев), памятник В. Мулявину в Екатеринбурге (скульптор С. Логвин, архитектор В. Вениаминов. 2014) (рис. 3).

Рис. 3. Памятник В. Мулявину в Екатеринбурге.
Скульптор С. Логвин, архитектор В. Вениаминов), 2014.
Бронза, камень. Фото из архива С. Логвина

В 2011 г. в Киеве установлен памятник В. Короткевичу (скульпторы О. Варвашеня, К. Селиханов, арх. А. Корбут), памятник Ф. Скорине в 2018 г. установлен в Кишиневе (скульптор Г. Лойка, арх. В. Арабей).

Работы художников-монументалистов и архитекторов имеют общественное признание, отмечались специальными премиями Президента Республики Беларусь деятелям культуры и искусства, премиями Союзного государства. Государственная премия Республики Беларусь присуждена за мемориальный комплекс детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны в д. Красный Берег Жлобинского района, Гомельской области. В 2020 г. отмечен Государственной премией Республики Беларусь монумент «Врата памяти» на месте лагеря смерти «Тростенец» (скульптор К. Костюченко, 2015) (рис. 4). В 2016 г. за эту работу художник награжден Международной премией «Содружество дебютов», утвержденной Советом по гуманитарному сотрудничеству и Международным фондом гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.

Рис. 4. Монумент «Врата памяти» на месте лагеря смерти «Тростенец» в Минске.
Скульптор К. Костюченко. 2015. Бронза. Фото М. Борозны

В 2019 г. на территории Тростенца торжественно открыт новый мемориал «Массив имен» (рис. 5) (арх. Д. Занвальд (Австрия), скульптор К. Костюченко). «Мемориал выполнен по инновационному проекту и с использованием новых материалов, – отметил скульптор Константин Костюченко, доцент Белорусской государственной академии искусств. – Мы внимательно следим за тем, как он выдерживает суровую белорусскую погоду. Для нашей страны характерно создание памятников из долговечных материалов, таких как бронза, силумин, гранит. Здесь мы использовали фибробетон» [3].

Рис. 5. Мемориал «Массив имен» на месте лагеря смерти «Тростенец» в Минске.
Арх. Д. Занвальд, скульптор К. Костюченко. Фибробетон. 2019. Фото К. Костюченко

Ключевую роль в получении юридического статуса произведений искусства по Минску и Беларуси играют Республиканский художественно-экспертный совет по монументальному и монументально-декоративному искусству, областные и Минский художественно-экспертные советы, в компетенции которых находятся курирование созданием, реконструкцией произведений монументального и монументально-декоративного искусства на территории Республики Беларусь. Деятельность советов регламентирует Порядок создания и реконструкции произведений монументального и монументально-декоративного искусства в Республике Беларусь, определенный Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.09.2008 г. № 1372 (в действующей редакции). Советы формируется по представлениям творческих и научных общественных объединений, научных организаций и высших учебных заведений в сфере изобразительных искусств и архитектуры, из числа признанных специалистов в области культуры и искусства.

Успехи в монументальном искусстве позволили определить программного лидера творческо-педагогического процесса в этой области – Белорусскую государственную академию искусств. Особую роль в формировании национальной творческой школы монументального и монументально-декоративного искусства играют кафедры скульптуры и монументально-декоративного искусства. Самыми яркими представителями школ стали мастера-педагоги нового поколения, завершившие свое художественное образование в период независимости Республики Беларусь.

Произведения монументального искусства, установленные в 1990–2018 гг., созданные преподавателями Академии искусств, во многом определили уровень монументальной и монументально-декоративной пластики в Беларуси. Фундаментальность художественного образования означает необходимость такого содержания образования, которое создает основу для развития личности, возможности для дальнейшего самообразования, овладения основами высокого мастерства. Важнейшим принципом подготовки художника-монументалиста является приглашение для чтения спецкурсов, консультаций, работы в государственных комиссиях по защите дипломных работ архитекторов, имеющих опыт работы в совместных творческих коллективах скульпторов и архитекторов. Необходимо отметить, что в контексте интернациональных тенденций мемориальная художественная пластика Беларуси стремится выглядеть достойно. Молодое поколение деятелей искусства ищет новые технические и пластические приемы в монументальном и монументально-декоративном искусстве, подкрепляя их новыми концептуальными подходами, находя синтез с другими видами изобразительного искусства, дизайна, архитектуры. Мнение исследователей Национальной академии наук Беларуси это подтверждает: «Сохранение накопленных предшественниками реалистических традиций и пластической культуры характерно для творчества большинства белорусских скульпторов. Но активно заявляют о себе и те, кто ищет новые средства выразительности» [4, с. 109].

Важнейшую роль в развитии проблематики играет процесс поиска пластического языка, созвучного времени, отражающего взгляды общества на современность. Доктор искусствоведения А. С. Шамрук пишет: «Мировоззренческий контекст требует от искусства выстраивания нового дискурса, выражающего суть современной эпохи, освоения новых жизненных реалий и установления новых отношений с человеком, что осознается и реализуется многими авторами.

Сохранившийся от прошедшей эпохи визуальный пластический ряд монументальных работ заметно диссонирует с сильно изменившейся за последние годы эстетикой новейшей архитектуры. Легкие современные архитектурные формы, высокоэстетичные строительные материалы и конструкции, позволяющие создавать чисто архитектурными приемами выразительные художественные эффекты, требуют изменения формальной структуры монументально-декоративных произведений и принципов их введения в архитектурное пространство» [5, c. 23].

В 2011 г. были подведены итоги нового этапа развития монументального искусства в стране. В Национальной библиотеке Беларуси состоялась выставка «Монументальное искусство Беларуси». Параллельно в учреждении образования «Белорусская государственная академия искусств» прошла выставка работ монументалистов-студентов и преподавателей Академии. В Республиканской художественной галерее общественного объединения «Белорусский союз художников» («Дворец искусства») состоялась выставка членов секции монументального и декоративно-прикладного искусств союза художников. В 2021 г. специалисты и любители искусства стали свидетелями проведения фестиваля монументального искусства, инициированного Белорусским союзом художников. На различных выставочных площадках белорусской столицы, в том числе и в Белорусской государственной академии искусств, художники и архитекторы представили не только свои творческие отчеты, но и новые оригинальные идеи и экспериментальные предложения.

Доступность широкому зрителю и разнообразие результатов совместного творческого труда архитектора, дизайнера и скульптора давно стало характерной чертой монументального искусства. Следует признать и определенное усложнение творческого языка. Все большую роль в этом процессе играет дизайнерская практика, значительно повысившая уровень шрифтовой графики, эргономический уровень информационного обеспечения, благоустройства и цветового баланса мемориального пространства.

Краеугольные страницы истории, достижения требуют своего воплощения в знаковых изобразительных формах и в таких прочных материалах, как металл, камень или бетон, способных выстоять в сложных условиях и не потерять во времени свой художественный уровень. Эта задача для художника-монументалиста и архитектора закрепилась очень давно и по-прежнему необходима обществу. По высказыванию доктора философских наук С. П. Винокуровой, «ни одно государство не существует без анализа собственных исторических оснований, оценки так называемого текущего момента и определения направлений развития, без укрепления традиций национальной культуры, совершенствования интеллектуальной базы и самосознания населения» [6, c. 49].

Выводы

Специфическoй особенностью мемориальной художественной пластики Беларуси 1990–2020-х гг. стало выразительное по форме отражение важнейших страниц исторической памяти народа средствами проектирования и художественного творчества. Наблюдается и использование новаторских средств художественной выразительности, следование в идейно-образной структуре произведений фундаментальным основам сохранения и развития культурно-исторического наследия и прогрессивных традиций национальных художественной и архитектурных школ.

Следует в дальнейших исследованиях обобщить положительный опыт архитекторов указанного периода исследования (М. Виноградов, Л. Левин, Г. Левина, Ю. Градов, В. Дражин, Ю. Казаков, А. Корбут, В. Крамаренко, И. Морозов, А. Аксенова. А. Копылов и др.), а также комплекс произведений новой генерации скульпторов, сформировавших новую страницу национальной художественной школы (В. Янушкевич, С. Гумилевский, А. Дранец, Ю. Анушко, П. Лук, В. Пантелеев, М. Иньков, С. Логвин, К. Костюченко, М. Петруль, П. Войницкий, А. Шаппо и др.).

Основные черты эволюции образности в мемориальной художественной пластике Беларуси в контексте синтеза архитектуры и скульптуры через выстроенный социальный баланс, стремление к гармоничному единству интуитивной и рациональной природы творчества демонстрируют прогрессивное развитие монументального и монументально-декоративного искусства страны 1990–2020-х гг.

Синтез архитектуры и свободного творчества со значительной базой эмпирической проработки представляется перспективным как социально-творческий проект. Для теории и практики этого проекта актуальной задачей является освоение и апробация новых методов и техник, преодоление цеховой обособленности архитекторов и художников.

Примечания

*Ленинская премия 1970 года. Авторский коллектив: архитекторы Градов Ю. М., Занкович В. П., Левин Л. М.; скульптор Селиханов С. И.

Библиография

1. Гилевич, Н. С. Исповедально личностные страницы / Левин, Л. М. Хатынь : автобиограф. повесть // Л. М. Левин. – Минск : Асоб. Дах, 2005. – 280 с.

2. Павловская, О. А. Заключение / О. А. Павловская // Безопасность Беларуси в гуманитарной сфере: социокультурные и духовно-нравственные проблемы. – Минск : Беларуская навука, 2010. – 519 с.

3. В «Тростенце» почтили память австрийских евреев возле мемориала «Массив имен» [Электронный ресурс]. – URL: https://minsknews.by/v-trostencze-pochtili-pamyat-avstrijskih-evreev-vozle-memoriala-massiv-imen/ 

4. Республика Беларусь – 25 лет созидания и свершений. В 7 т. Т. 7. Культура. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Театр. Экранные искусства. Музыкальное искусство. Литература. Музеи. Любительское художественное творчество / А. Агафонова [и др.] ; редсовет: В. П. Андрейченко [и др.]. – Минск : Беларуская навука, 2020. – 785 с.

5. Шамрук, А. С. Монументальное искусство: в поисках новых ориентиров / А. С. Шамрук // Сучаснае манументальна-дэкаратыўнае мастацтва Беларусi : стан i перспектывы : матэрыялы навук.-практ. канф., Мiнск, 22 снежня 2011 г. / БДАМ ; рэдкал. : В.У Смольская. – Минск, 2012. – С. 21–26.

6. Винокурова, С. П. Общество между прошлым и будущим: рефлексия современности в контексте развития интеллектуальной культуры/ С. П. Винокурова // Артефакт. – Минск : Белорусская государственная академия искусств, 2021. – № 14. – С. 43–49.

Ссылка для цитирования статьи

Борозна М.Г. MЕМОРИАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЛАСТИКА БЕЛАРУСИ 1990–2020-Х ГОДОВ В КОНТЕКСТЕ СИНТЕЗА АРХИТЕКТУРЫ И СКУЛЬПТУРЫ [Электронный ресурс] /М.Г. Борозна //Архитектон: известия вузов. – 2021. – №4(76). – URL: http://archvuz.ru/2021_4/27/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-27


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 25.08.2021
Просмотров: 108