Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (78) Июнь, 2022

История архитектуры

Шапиро Григорий Ефимович

кандидат архитектуры, доцент кафедры истории архитектуры, искусств и архитектурной реставрации.
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»;
главный архитектор ООО «А1 Эксперт».

Россия, Ростов-на-Дону, e-mail: shapirogr@mail.ru

«СИМОНОВСКИЙ КОРПУС С ЦЕРКОВЬЮ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, 1667–1670 ГГ.» В СОСТАВЕ КОМПЛЕКСА ПОСТРОЕК АРХИЕРЕЙСКОГО ДОМА ВОЛОГДЫ – АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК: 72.03
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-2(78)-16

Аннотация

Симоновский корпус с церковью Рождества Христова – одна из доминантных построек комплекса сооружений Архиерейского двора г. Вологды, входящего в состав Ансамбля Вологодского кремля. Согласно историческим данным, корпус возводился с 1667 по 1670 гг. архиепископом Симоном. Период характеризуется активным строительством каменных сооружений на территории Архиерейского двора, когда формировалась его пространственно-планировочная структура. Архитектура корпуса свидетельствует о широком распространении направления русского узорочья в Вологде во второй половине XVII в. Памятник представляет собой трехэтажное прямоугольное в плане кирпичное здание с открытой галереей на главном южном фасаде и высоко поднятым четвериком домовой церкви с главкой.
В статье впервые поднимаются вопросы исследования пространственно-планировочного, объемно-композиционного и образного решения памятника, проводится анализ изменений его облика в широких временных границах.

Ключевые слова: русское узорочье, древнерусская архитектура, строительная периодизация

Введение

Комплекс построек Архиерейского двора – часть ансамбля Вологодского кремля – исторического ядра города Вологды, сохранивший свой исторический силуэт и большой пласт подлинных архитектурных элементов. Симоновский корпус с церковью Рождества Христова – одна из доминантных построек ансамбля – располагается в его центральной части, имеет широкие бассейны видимости, формирует силуэт ансамбля и занимает чрезвычайно важное место в истории формирования культовой и гражданской архитектуры Вологды XVII–XVIII вв.

Выявлена проблема недостаточной изученности памятника: до сих пор не разработана поэтапная строительная периодизация, не утвержден в полной мере объем первоначальных архитектурных элементов и конструкций; не введены в научный оборот архивные чертежи. Комплекс проблем предопределил основную цель исследования: комплексное изучение памятника с целью разработки подробной строительной периодизации и установления подлинных архитектурных и конструктивных элементов, что ляжет в основу корректировки предмета охраны и разработки научно-проектной документации по реставрации и приспособлению памятника. Цель определила следующие задачи: исследовать фундаменты, стены, своды, деревянные конструкции, провести анализ архивных материалов, выявить аналоги; разработать аналитические схемы и картограммы.

В статье приведены результаты комплексных научных исследований памятника, выполненных компанией ООО «А1 Эксперт» (Главный архитектор проекта Г.Е. Шапиро, Главный инженер проекта К.В. Термихольянц) в 2020–2021 гг. Все детальные инструментальные исследования выполнялись под надзором органа охраны Вологодской области и включали: шурфование валунных фундаментов, зондажи строительных конструкций, отбор кернов отделочных слоев; дендрохронологическое исследование стропильных конструкций, дощатого пола, косоуров; выполнены обмеры с применением лазерного сканирования. В работе использовались архивные материалы Музея архитектуры им. Щусева, Российского государственного исторического архива, Государственного архива Вологодской области; архива Вологодской епархии, института «Вологдареставрация».

Исторические сведения о Симоновском корпусе в контексте строительной периодизации Архиерейского двора

Симоновский архиерейский корпус (названный в честь архиерея Симона) с домовой церковью Рождества Христова сооружен в 1667–1670 гг. Это интереснейшая постройка, свидетельствующая о широкой волне декоративности и узорочья, захвативших вологодское зодчество к концу XVII в. Подготовительные работы к сооружению каменной домовой церкви, по существу, были завершены к весне 1668 г.: в феврале были привезены на архиерейское подворье заготовленные сосновые сваи, 1000 бочек извести кипелки, обожженной в соли Галицкой мастерами – братьями Афанасием, Андреем и Нестором Лазаревыми. Помимо железных связей при строительстве каменной церкви, видимо, использовались и деревянные связи, так как упоминается о приобретении «к каменному делу для смоления деревянных связей 20 вёдер смолы» [17].

При старце Лемехе (служебник Свирского Александрова монастыря) в апреле 1668 г. состоялась закладка фундамента каменной церкви: «Вологжанин фрязиновец Антипа Данилов сын Тверитин на архиерископле дворе под каменное церковное строение и под жилецкое службы крепил рвы копал и сваи бил и бут бутил своими людьми всего подошвенного дела сделал наготово 86 сажень ½ аршина»[14].

О времени основания и освящения церкви Рождества Христова гласит надпись на плите по главному южному фасаду, на которой вглубь резана вязью следующая надпись: «Крестъ Иисуса Христа Сына Божия Царя славы Ника. Основася, сей храм о во имя Господа Бога и Спаса нашего Иucyca Христа на лето 7176, от воплощния Бога Слова 1668 г. июня в 15 день, Преосвященнымъ Симономъ, архиепископомъ Вологодскимъ и Белоозерскимъ».

Сроки ведения каменной кладки уточнены в записи приходно-расходной книги об окончательном расчете с подмастерьем каменных дел И.Д. Шабаном: «В нынешнем во 1760 году с четвёртого числа июня по 23 число Кириллова монастыря подмастерье каменных дел Иван Данилов сын Шабан сделал на архиепископле дворе гостиную и клюшенную и кладовую и брацкие жилые и хлебную и поваренные палаты нижние жития».

По завершении каменных работ по возведению первой очереди церковного корпуса – нижних житий в последующем были произведены некоторые дополнительные работы: в августе 1668 года кузнец Б. Александров «сковал из казенного железа к сподним палатам к дверям четверы лапы с крюками да 8 скоб дверных», видимо, к тем же дверям крестьянин Тошенской волости Иван Яковлев «сделал в архиепископли исподние палаты в двери четверо полотенца»1.

В архивной документации обнаружены данные по заготовке кровельных материалов: в декабре 1668 г. «архиепископа домовые крестьяне Лежского волока Ивашко Алексеев да Гордюшка да Логинко Естефеевы с товарищи подрядились на архиепископл двор к церковному каменному делу на кровлю насечь и вытесать 250 кряжев тёсу мерой в длину 6 сажен 3-аршинных, в толстину в полтора вершка». В марте 1669 г. «для кровли нового строения каменной церкви купили тесу тонкого долгого … скал … драниц четверику»1.

Освящение новой каменной домовой церкви во имя Рождества Христова состоялось в июне 1670 г., эти сведения сообщались на каменной белой плите из церкви: «Сотворенъ сей храмъ во имя Господа Бога и Спаса нашего Иucyca Христа Пресвятого Его Рождества, въ державу благочестивейшего Великого Государя Царя и Вел. Князя Алексея Михайловича, всея великия и малыя и белыя Poccиu Самодержица, въ леьто отъ создания мира 7178, а освященъ благодатию Пресвятаго Духа отъ воплощетя Бога Слова 1670 индикта 8, дня въ 30 день, преосвященнымъ Симономъ, apxиeпucкoпoм Вологодскимъ и Белоозерскимъ».

Судя по приведенным архивным материалам, новый церковный корпус состоял из двух этажей – житий, нижнего и верхнего. В нижнем этаже были расположены следующие помещения: гостиная, конюшенная, кладовая палаты, помимо этих палат было еще несколько братских жилых и поваренных палат.

Из описи церковного имущества архиепископа Гавриила 1701 г. известно, что первоначально домовая церковь была очень небольшой: «В доме архиерейском церковь теплая каменного строения против архиерейской крестовой палаты во имя Рождества Христова, а в ней внутри церкви мерой и с алтарем длиннику 5 сажень с полуаршином, поперешнику 3 сажени 2 аршина … Из ризницы в окошках 8 окончин больших и малых, двои двери в церковь обиты белым железом, замки у них висячие. В окошках решетки железные». Из той же описи известно, что на Рождественской церкви была расположена ризница, к которой со второго этажа вели проходные сени вверх», а под церковью располагались жилые палаты2.

Каменное крыльцо первоначально было расположено между старым корпусом крестовой палаты с кельями и новым церковным корпусом, с крыльца был вход в большие сени, из которых имелись выходы как в крестовую палату, так и в домовую церковь. Особенности первоначального парадного крыльца подворья отражены в описи архиерейского двора 1701 г.: «…первое крыльцо каменное, а на том крыльце над сенными дверьми образ Всемилостивого Спаса, писан по белому железу…». Согласно описи 1739 г. первоначальное парадное крыльцо с кельей в 3 этаже уже отсутствует, на его месте был сооружен «всход на каменном фундаменте деревянной…»3.

Наиболее подробные описания планировочной структуры и внешнего облика памятника относятся ко второй половине XIX в. Из описаний следует, что первый этаж корпуса, или подклет, занимали подсобные и хозяйственные помещения (кухня, пекарня, кладовые и т.д.). На втором этаже находились архиерейские кельи с парадными комнатами (крестовой палатой). На третьем этаже располагались комнаты слуг и хранились домовые запасы.

Вологодский архиепископ Иосиф Золотой после постройки своих новых апартаментов – Иосифовского корпуса – перенес домовую церковь в крестовую палату Симоновского корпуса. Н.И. Суворов указывает: «Причиною перемещения крестовой церкви, по всей вероятности, было то, что от новых келий владыки прежняя церковь сделалась довольно удаленною. Нынешняя крестовая церковь гораздо пространнее прежней и приведена в настоящий вид Преосвященным Иннокентии, который распространил её в длину и в вышину. Он велел выломать бывшие в ней своды и уничтожить восточную стену, отделявшую алтарь церкви от палатки, в которой помещалась тогда семинарская библиотека (перенесенная по этому случаю здание семинарии). Но соединен таким образом упомянутой палатки с церкви и нижнего этажа с верхним, образовалась гораздо обширнейшая прежнего церковь с окнами в два света» [5].

Таким образом, в 1841 г. было разобрано перекрытие над крестовой палатой и верхний ярус объединен с помещением третьего этажа, в результате чего образовался существующий двухсветный зал, дошедший до наших дней.


Рис.1. Общий вид на Ансамбль Вологодского кремля. Гравюра П.П. Свиньина, 1820-е гг.

Имеются сведения о монументальной живописи в интерьере крестовой палаты. Г.К. Лукомский в работе 1914 г. приводит описание: «Крестовая палата, а в ней деисус писан на краске. Другой деисус штилистовой; третей деисус на краске; четвертый деисус с праздники; среди палаты паникадило медное; другое паникадило пред образы. В этой палаты преосв. Гавриил принимал Петра I» [11]. В архиве письменных источников ВГИАиХМЗ хранится фотография интерьера Крестовой церкви после обновления в 1897 г., демонстрирующая росписи (рис. 2).


Рис. 2. Корпус Симоновский с церковью Рождества Христова.
Внутренний вид Крестовой церкви при Вологодском архиерейском доме после обновления в 1897 г.
Фото С.А. Непеина. ВГИАиХМЗ. 22 06. Ф.1. Оп. 2. Д. 198. Л.7

Пространство четверика Христорождественской церкви было приспособлено под консисторский архив; была устроена металлическая дверь с окном, сохранившаяся до наших дней (демонтирована).

В процессе эксплуатации архитектурный облик неоднократно изменялся, о чем свидетельствуют архивные материалы и фотографии. Открытая обходная галерея в уровне второго этажа на главном южном фасаде здания первоначально имела форму гульбища (в 1776 г. она была перестроена в крытую галерею; свой последующий вид с навесом приобрела в 1850 г., а нынешний – в 1980-х гг.) (рис. 3).


Рис. 3. Корпус Симоновский с церковью Рождества Христова. Фото 1947 г.
Архив АУК ВО «Вологдареставрация»

Фотография конца XIX в. (рис. 4) демонстрирует нам барочный восьмигранный купол в два яруса с четырьмя круглыми люнетами, крытый белым английским железом (о чем упоминается в описи Архиерейского двора, 1886). Барочный купол ныне утрачен. Устройство навеса над галереей, а также расширение проемов повлекли утрату характерных для русского узорочья кирпичных наличников (рис. 5).

В результате реставрационных работ 1960 г. зданию была в значительной мере возвращена его былая нарядность, в частности, восстановлена открытая галерея, первоначальная конфигурация ряда оконных проемов, декоративные наличники. Однако без изменения осталась поздняя форма церковной главы, не восстановлен проем с наличником и фрагменты пилястр по восточному фасаду, выходящему в Консисторский дворик.

В настоящее время в Симоновском корпусе с церковью Рождества Христова располагаются экспозиционные службы музея, токсидермическая мастерская, выставочные залы.


Рис. 4. Корпус Симоновский с церковью Рождества Христова [13]


Рис. 5. Корпус Симоновский с церковью Рождества Христова. Фрагмент галереи. Фото 1981 г.
Архив АУК ВО «Вологдареставрация»

Архитектурный облик памятника на момент исследования

Памятник представляет собой трехэтажное прямоугольное в плане кирпичное здание с открытой галереей на главном южном фасаде и высоко поднятым четвериком домовой церкви с главкой. С северной части к корпусу перпендикулярно примыкает Консисторский корпус, с западной – Иринеевский; открытая терраса с запада примыкает к восточному фасаду Гаврииловского корпуса, с востока – к арочному проему в крытый переход в Надвратную Воздвиженскую церковь (принята исторически сложившаяся Грозненская ориентация памятников на территории Архиерейского двора).


Рис. 6. Схема строительной периодизации. Сост. Г.Е. Шапиро

В связи с разновременными наслоениями, перестройками и изменяющимся функциональным наполнением постройка имеет достаточно сложную планировочную структуру, в которой выделяются следующие основные блоки: бывшие архиерейские кельи; домовая церковь Рождества Христова; галерея в уровне второго этажа на шести колоннах квадратного сечения.

Вход на первый этаж осуществляется через вестибюльную зону Гаврииловского корпуса и непосредственно с улицы – через двухстворчатые металлические ворота в центральной части южного фасада под галереей (поздние). За воротами располагается деревянная дверь. Пространство этажа разделено продольными и поперечными стенами из большемерного кирпича большой толщины, в которых устроены «каменные мешки», использовавшиеся под кладовые.

Ранее первый этаж имел подсобное и хозяйственное назначение (кухня, пекарня, кладовые) и служил основанием всего здания. Над ним находились архиерейские кельи с парадными комнатами в средней части и небольшими комнатами слуг в верхней. В настоящее время на первом этаже располагаются вспомогательные помещения музея.

Блок хранилища икон в восточной части корпуса связан с помещениями первого этажа Консисторского корпуса (бывшей «кладовой палатой»), через который осуществляется вход.

Вход на второй этаж осуществляется из Гаврииловского корпуса по Т-образной трехмаршевой лестнице.

Продольная несущая стена переменной толщины делит пространство второго этажа на две равные части. В южной ее половине расположено двухсветное вытянутое прямоугольное помещение с хорами во втором свете в западной части (бывшая крестовая палата), вход в которую осуществляется из вестибюля Иринеевского корпуса. Перекрытие над крестовой палатой – плоское (деревянный дощатый настил). Крестовая палата освещается шестью окнами первого яруса и восемью окнами второго. Из помещения ведет деревянная дверь в расположенную вдоль южного фасада открытую галерею на колоннах квадратного сечения.

Стены помещения оштукатурены и окрашены, частично зашиты листами ГКЛ. Настенная и потолочная живопись в крестовой палате, зафиксированная на фото С.А. Непеина 1897 г. 4, на момент проведения обследования вследствие многократных ремонтно-реставрационных работ скрыта за слоями штукатурного и окрасочного слоев. Выявлены заложенные дверные проемы по внутренней продольной капитальной стене.

В восточной капитальной стене крестовой палаты устроен арочный проем с наличником (валик тесаного кирпича) стрельчатой формы, ведущий в соседние смежные помещения с проходом в Консисторский корпус. Утрачено заполнение арочного проема.

Во втором ярусе бывшей крестовой палаты вдоль западной стены располагается антресоль (бывшие хоры), на которые ведет деревянная внутристенная лестница. Покрытие площадки антресоли – сплошной дощатый настил, ограждение – деревянное с балясинами и профилированным поручнем.

В настоящее время помещение приспособлено под выставочное пространство.

В северном блоке второго этажа находятся помещения, в которых размещена постоянная экспозиция отдела «Природа» с проходом в Консисторский корпус. Тип планировочной структуры – анфиладная. Перекрытия помещений – коробовые своды с глубокими распалубками. В капитальной стене смежного с Консисторией помещения зафиксированы фрагменты заложенного арочного проема. В восточном, примыкающем к Консисторскому корпусу, помещении располагается голландская изразцовая печь с латунными сажными заслонками.

В третий ярус (подкровельное пространство) ведет деревянная лестница в один марш из антресоли (бывшие хоры Крестовой церкви). Пространство третьего яруса сложной планировочной структуры в плане вытянутое прямоугольное. Продольная капитальная стена не доходит до отметки низа кровли, формируя дополнительный антресольный ярус, на который ведут приставные деревянные лестницы. Отсутствует ограждение антресоли; покрытие пола антресоли – засыпка. Ризница в третьем этаже перекрыта сомкнутым сводом. В пространстве чердака по северной и южной стенам устроены разновеликие ниши-печуры, технологические проемы, фрагменты сохранившихся горизонтальных кирпичных разводок дымовых каналов с металлическими сажными заслонками.

Четвертый ярус – помещение упраздненной Христорождественской церкви прямоугольное в плане располагается в четверике в восточной части памятника, куда ведет деревянная лестница из чердачного этажа. В ходе обследования выявлена демонтированная металлическая дверь в четверик со слуховым окном, устроенная предположительно в период приспособления четверика под архив консистории. Квадратное в плане высокое помещение освещается тремя оконными проемами в южной стене с арочным завершением, металлическими решетками и сохранившимися подставами. Четверти с внутренней стороны и выступающий «лобик» свидетельствуют о подлинности конфигурации проемов. По трем сторонам помещения устроены глубокие прямоугольные ниши. Стены помещения выложены из большемерного кирпича, перекрытие – высокий кирпичный сомкнутый свод с диагональными металлическими связями по углам; отделка стен и свода – известковая обмазка. По западной стене обнаружены следы поздней закладки небольшого проема (предположительно для дымовой трубы).

Отделка южного и восточного фасадов в результате многочисленных ремонтно-реставрационных работ многослойная: выявлены слои обмазки на известковом основании, штукатурный и окрасочный слои. Позднейший окрасочный слой южного фасада – темно-бордовый, восточного – светло-кремовый (близкий по цвету исторической известковой обмазке). Обнаружены следы истирания, шелушения, растрескивания, отслоения, замокания, биопоражений. Штукатурный слой северного дворового фасада на 90% утрачен.

Южный и восточный фасады имеют богатое декоративное убранство в стилистике «русского узорочья». Оконные проемы декорированы разновеликими наличниками с фланкирующими полуколонками и лучевыми «фронтонами». В уровне второго и третьего ярусов углы алтарной части выделены спаренными пилястрами – полуколоннами с профилированными базами, окрашенными в белый цвет. Дверной проем на открытую галерею в уровне второго этажа декорирован профилированным наличником лучкового завершения. Простенки второго и третьего ярусов украшены нишами с филенками и барельефами в форме креста, окрашенными в белый цвет.

На южном фасаде в уровне второго яруса в створе четверика церкви размещена плита с храмозданной надписью выпуклыми буквами вязью. Поверхность плиты с обрамляющими филенками подвержена значительному намоканию.

Большая часть декоративных элементов южного фасада была воссоздана в процессе ремонтно-реставрационных работ, проводимых по проекту института Гипротеатр в 70–80-е гг.

Фасады четверика Христорождественской церкви завершаются полуциркульными профилированными закомарами, «опирающимися» на профилированный карниз (рис. 7, 8). Восточный и западный фасады четверика расчленены вертикальными прямоугольными лопатками.


Рис. 7. Вид на южный фасад на момент обследования. Фото Г. Е. Шапиро


Рис. 8. Вид на восточный фасад в Консисторском дворике на момент обследования.
Фото Г. Е. Шапиро

Плоскость восточного дворового фасада рассечена межэтажными профилированными карнизами; простенки декорированы пилястрами с парными полуколоннами в два яруса. Подкровельный карниз широкий, многоступенчатый.

Кровля четверика вальмовая, покрыта кровельным железом, завершается кирпичным барабаном, выкрашенным в белый цвет, декорированным валиком точеного кирпича темно-терракотового цвета и венчающим профилированным поясом. Барабан венчает луковичная глава, покрытая железом «в шашку» с декоративной «юбкой» из просечного металла; в завершении главы – подкрестовый шар с крестом. Конструкция и форма купола поздние.


Рис. 9. Чертеж восточного фасада 1905 г. Архив Вологодской епархии.
Материал впервые введен в научный оборот древлехранителем епархии О.А Соколовой

К южному фасаду примыкает продольная открытая галерея. Ходовая часть галереи – кровельная сталь, сплошной дощатый настил по деревянным балкам. Ходовая часть галереи опирается на кирпичные колонны квадратного сечения, расширяющиеся к базе. Верхний пояс декорирован квадратными нишами.

Торцы перекрытия галереи зашиты деревянными досками. Ограждение галереи – деревянная балюстрада. Выявлено значительное повреждение деревянного поручня: переувлажнение вследствие намокания, растрескивание, расслоение, сколы. Обнаружены значительные повреждения балясин ограждения: отслоение окрасочного слоя, трещины, разбухание древесины.

Выводы

Таким образом, памятник на момент исследования сохранил значительный объем подлинных архитектурных элементов, историческую планировочную структуру и конструктивную систему. Технические состояние, определенное как «неудовлетворительное», обусловливает необходимость в проведении комплексных реставрационных работ: укрепление грунтов основания и валунных фундаментов, инъектрование трещин кирпичной кладки стен и сводов; защиту от капиллярного подъема грунтовых вод, увлажняющего цоколь; замену кровельного покрытия и аварийных участков стропильной конструкции; восстановление исторического архитектурного облика.

Примечания

1 Историко-методическая записка по истории Вологодского Архиерейского дома двора. Завершение архитектурно-планировочной композиции по двору. Авт колл.: ст. архитектор Арапова, архит. Якимова, ГИП И.Н. Кауфман. Л.: Гипротеатр, 1978. Шифр 476/118.

2 Опись церковного имущества Гавриила архиепископа вологодского и белозерского 1701 г. ГАВО. Ф. 883. Оп.1. Д. 238. Л. 1-186.

3 Опись архиерейского дома 1739 г. ГАВО. Ф. 948. Оп.1. Д. 5. Л. 3-4.

4 ВГИАиХМЗ. 22 06. Ф.1. Оп. 2. Д. 198. Л.7.

 

Библиография

1. Засецкий, А.А. Исторические и топографические известия по древности в России и частно о городе Вологде и его уезде и о состоянии оного поныне из разных печатных и рукописных российских и иностранных книг с приобщением примечаний, собранные Алексеем Засецким 1777 году. – М., 1780.

2. Брусилов, Н.П. Опыт описания Вологодской губернии. – СПб., 1833.

3. Степановский, И.К. Вологодская старина. Историко-археологический сборник. – Вологда, 1890.

4. Суворов, Н.И. Вологодский архиерейский дом / Н. И. Суворов // Вологодские епархиальные ведомости. – 1869. – № 16. – С. 646-654; № 17. – С. 671-686; № 18. – С. 703-720

5. Суворов Н.И. Вологодский архиерейский дом.  – Вологда, 1898.

6. Суворов, Н.И. Путеводитель по Вологде.  – Вологда, 1874.

7. Дунаев, Б.И. Город Вологда. Северорусское зодчество. – М., 1914.

8. Евдокимов, И. Север в истории русского искусства. – Вологда, 1920.

9. Коваль, С. Приложение к плану г. Вологды 1908 г., Вологда, 1908.

10. Непеин, С. А. Вологда прежде и теперь. – Вологда, 1906.

11. Лукомский, Г.К. Вологда в ее старине. –  СПб,1914.

12. Фехнер, М.В.  Вологда. – М., 1958.

13. Баниге, В.С., Перцев, Н.В. Вологда. – М., 1970. 

14. Бочаров, Г., Выголов, В. Вологда. Кириллов, Ферапонтово, Белозерск.– М., 1966.

15. Соколов, В. Вологда. История строительства и благоустройства города. – Вологда. 1977.

16. Вологда в минувшем тысячелетии. – Вологда: ООО «Древности Севера», 2004.

17. Сазонов, А.И. Моя Вологда. Прогулки по старому городу. – Вологда: ООО «Древности Севера», 2000.

Ссылка для цитирования статьи

Шапиро Г.Е. «СИМОНОВСКИЙ КОРПУС С ЦЕРКОВЬЮ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, 1667–1670 ГГ.» В СОСТАВЕ КОМПЛЕКСА ПОСТРОЕК АРХИЕРЕЙСКОГО ДОМА ВОЛОГДЫ – АРХИТЕКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ [Электронный ресурс] / Г.Е. Шапиро // Архитектон: известия вузов. – 2022. – №2(78). – URL: http://archvuz.ru/2022_2/16/  – doi: 10.47055/1990-4126-2022-2(78)-16


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 16.04.2022
Просмотров: 297