Архитектон: известия вузов. №3 (79) Сентябрь, 2022
Дизайн среды
Толстова Александра Андреевна
старший преподаватель, кафедра дизайна.
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»,
Россия, Санкт-Петербург, e-mail: a.tolstova@spbu.ru
МЕТОДИКА КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ КАК ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
УДК: 74.01/.09
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-3(79)-15
Аннотация
Ключевые слова: описательная модель, прогнозная модель, средовая модель, взаимодействие компонентов в дизайне среды
Введение
При глубоком профессиональном осмыслении проблематики объекта проектирования и векторов его развития концептуальная модель становится связующим звеном между научно-исследовательским и творческим уровнями проектной деятельности. Теоретические исследования, периодически проводимые в этой области, подтверждают данный тезис. По мнению В.Г. Власова, потенциал методики дизайна состоит в том, что наряду с творческой составляющей он в большей части базируется на методах «прогнозирования и системного моделирования пространственно-временнóй среды» [1], тем самым обеспечивая интеграцию художественного и научного подходов. Найджел Кросс в работе «Дизайнерский способ познания» определяет, что источниками знаний в дизайн-исследованиях становятся люди, процессы и продукты [2]. Исследование сути и особенностей взаимоотношений этих базовых компонентов является, по его мнению, теоретической основой дизайн-морфологии вообще и концептуального моделирования – в частности. Это же подтверждает и предложенная О.П. Тарасовой, М.М. Яньшиной, О.Р. Халиуллиной структурная модель проектной деятельности в рамках целевого подхода [3]. С другой стороны, анализ места и значения концепции в проектном мышлении, проведенный Т.Ю. Быстровой, показал, что при применении концептуального моделирования возрастает «социальный и коммуникативный потенциал архитектурного или дизайнерского объекта, он легче «считывается» аудиторией, не является отчужденным, входит в пространство человека» [4]. С практической точки зрения, ограничиться выходом «готовой продукции» сфера проектирования, связанная с пространством человеческого обитания, уже не может. Для современного общества, по мнению П.В. Капустина, востребована демонстрация непосредственно самого процесса мышления, «его явных и скрытых идей, развертывание его в поле общественных ценностей и целей, осознание гуманитарных, социально-экологических аспектов, порождаемых смыслов, возможных последствий и отдаленных эффектов»[5].
Однако недостаточная укорененность методов концептуального моделирования в дизайне среды в научное поле, с одной стороны, и необходимость актуализации теоретической базы, связанной с изучением объекта проектирования в области дизайна среды – с другой, порождают отсутствие целостной продуктивной методики концептуального моделирования. Это является препятствием для развития как непосредственно объекта преобразования, так и субъекта проектной деятельности с целью общего повышения качества и комфорта среды обитания,а также затрудняет демонстрацию концептуальных моделей обществу.
Методами дизайна среды и дизайна архитектурной среды в части разработки концепций, развивая методики художественного конструирования ВНИИТЭ, концепцию проектной культуры О.И. Генисарестского и теоретические основы архитектурной науки, на протяжении последних лет занимались Т.Ю. Быстрова, В.Л. Глазычев, А.В. Ефимов, Н.А. Ковешникова, Л.М. Кулеева, В.Ю. Медведев, Г.Б. Миневрин, С.М. Михайлов, М.В Панкина, В.Ф. Рунге, В.Т. Шимко и др. До сих пор актуальными остаются отдельные алгоритмы, предложенные во второй половине ХХ в. в период доминирования концепции «сильной проектности», предполагающей максимальную алгоритмизацию проектного процесса; к исследователям в данной области можно отнести таких авторов, как Р. Стадер, C. Alexander, J.ChristopherJones, Percy H. Hill, E. Matchett, H.A. Simon. Однако значительное число научных работ, с точки зрения степени исследования самой технологии проектирования, выполнено в рамках отечественной архитектурной науки. Этой теме посвящены труды таких авторов, как Б.Г. Бархин, П.В. Капустин, Ю.И. Кармазин, В.И. Наумова, Н.Н. Нечаев, В.Ф Рунге и др. Важному аспекту концептуального моделирования – проблемному методу, позволяющему получать продуктивные и обоснованные результаты, уделяют внимание Н.С. Аганина, В.Е. Барышева, О.Б. Дружинина, Л.М. Птицина, О.П. Тарасова, П. М. Хакуз, О.Р. Халиуллина, Н.Г. Якуничев, K. Dorst, A. Hatchue. Однако при ознакомлении с данными работами непосредственно методику концептуального моделирования как фиксированную совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату, автору обнаружить не удалось6.
Гипотеза исследования состоит в том, что разработка научно обоснованной методики концептуального моделирования в дизайне среды, которая позволит получить содержательную нормативно-прогностическую модель, возможна, если будет основываться на полученном с помощью категориально-системной методологии научно обоснованном определении понятия «среда как объект дизайна», разработанных модели механизма взаимодействия компонентов концептуального моделирования в дизайне среды, системы моделей межкомпонентных противоречий концептуального моделирования в дизайне среды, системы моделей, отражающих процесс концептуального моделирования в дизайне среды, модели управления процессом концептуального моделирования в дизайне среды.
Исследовательская задача состоит в разработке методики концептуального моделирования в дизайне среды как области проектирования; описании цели, задач, основных принципов, базовых понятий, этапов, инструментария и порядка действий; апробации указанной методики на примере реального проекта дизайна среды с целью получить выводы о ее работоспособности и эффективности.
Предполагаемый положительный эффект от решения задачи состоит в получении на начальном этапе проектирования дополнительной информации о целях социального и пространственного развития объекта проектирования, необходимых для дальнейшей разработки продуктивной и востребованной дизайнерской идеи.
Методика
Предыдущие этапы исследования позволили получить результаты, потенциально значимые для преодоления проблемы недостаточной интеграции методологии дизайна среды в научное поле, при разработке методики концептуального моделирования в дизайне среды как области проектирования. Для детальной разработки означенной методики синтезированы следующие интегральные положения:
– на основании теории динамических информационных систем среду как объект дизайна можно описать с помощью следующих признаков: пространственность (материальная, временная, культурная), направленность (функциональная, технологическая, эстетическая) и наполненность (предметная, процессная, смысловая);
– когда при концептуальном моделировании в дизайне среды происходит взаимодействие между субъектом, объектом и дизайнером, то к исходным компонентам среды добавляется компонент «использование», отвечающий за реализацию потребностей субъекта в жизнеобеспечении, целеполагании и идентичности, а также компонент «проектирование», соответствующий функциональной роли дизайнера; порядок возникновения компонентов, т. е. обретение концептуальным моделированием как системным объектом новых атрибутов становится: 1) пространство, 2) использование, 3) направление, 4) проектирование, 5) наполнение; предпринятое автором исследование механизма взаимодействия данных компонентов категориально-символьными методами показало, что в этом случае, основное противоречие разворачивается между парами компонентов «пространство – направление», а дополнительное противоречие – «использование – наполнение», при этом «направление» и «использование» являются активными компонентами, связанными с целевой аудиторией, а «пространство» и «наполнение» пассивными, но выполняющими контролирующую функцию, удерживая парные активные компоненты в определенных рамках; управляющим компонентом, регулирующим распределение системного ресурса, становится «проектирование»;
– при этом в ракурсе категориально-системной методологии определено содержание противоречий между данными парными компонентами концептуального моделирования и выявлена зависимость направления развития концептуального моделирования от параметров функционирования компонентов;
– при рассмотрении процесса концептуального моделирования в дизайне среды с точки зрения гомеостатического подхода установлено, что результатом взаимодействия компонентов «пространство – направление» является архитектурная модель, а «использование – наполнение» – дизайнерская модель, устойчивость которых зависит от режимов взаимодействия между компонентами;
– с целью управления процессом концептуального моделирования в дизайне среды разработана модель, основанная на воздействии на взаимоотношения как между самими компонентами, так и между блоками компонентов; результатом данного управления становится средовая модель, базирующаяся на разрешении противоречий между архитектурным и дизайнерским блоками концептуального моделирования как системного объекта [7–10].
Таким образом, на основании понятийного аппарата и сформированной теоретической платформы представляется возможной разработка методики концептуального моделирования в дизайне среды как области проектирования.
Для удобства восприятия разработанной методики необходимо уточнить базовые понятия.
Итак, среда как объект дизайна – это интегральная система, обладающая признаками пространственности материальной, временной, культурной; направленности функциональной, технологической, эстетической и наполненности предметной, процессной, смысловой.
Дизайн среды как пространственная интерпретация социальных процессов и дизайн-пространств является междисциплинарной деятельностью и не только объединяет все виды дизайна в комплексе, но принимает на себя многие функции архитектурной деятельности, а также пользуется методами тех видов наук и искусств, которые требуются в каждом конкретном случае для достижения интегрального результата, а именно: обеспечения комфортных условий пребывания для человека, формирования «поля» социальных контактов и образа (атмосферы среды).
Концептуальное моделирование в дизайне среды ориентировано на построение содержательной нормативно-прогностической модели, определяющей структуру системы, свойства ее элементов и причинно-следственные связи, присущие системе и существенные для достижения цели моделирования. Концептуальное моделирование как отдельная стадия научно обоснованной проектной деятельности применяется на предпроектной стадии с целью определения проблемного поля и дальнейшей разработки дизайнерской идеи.
К основным принципам концептуального моделирования можно отнести:
– принцип цикличности (сохранения обратной связи между последующим и предыдущим этапами моделирования);
– принцип равноценного внимания ко всем компонентам среды: пространству, процессам и предметному наполнению;
– принцип междисциплинарности (применение разных научных подходов значимых для цели моделирования);
– принцип целостности (взаимозависимости и взаимосвязанности всех компонентов моделирования).
Роль концептуального моделирования состоит в определении проблемного поля для формирования дизайнерской идеи между дескриптивным (описательным) и нормативно-прогностическим (желательным) состоянием средового объекта с точки зрения целевой аудитории.
Цель концептуального моделирования – разработка системы моделей взаимодействия компонентов среды и пользовательского компонента на основании запроса целевой аудитории.
Последнее, что необходимо уточнить перед пошаговым описанием методики – это условия ее применения, которые позволят уменьшить риск попадания в «ловушку систем» и, по мере возможности, минимизировать субъективный характер результатов. К условиям применения методики автором отнесены:
- наличие потребности построения содержательной нормативно-прогностической модели среды как объекта дизайна, ориентированной на выявление взаимосвязей между объектом и субъектом проектной деятельности;
- наличие интеллектуального ресурса – проектного мышления, позволяющего применять методику концептуального моделирования, от уровня развития которого зависит качество модели;
- наличие высшего органа управления, определяющего правила существования модели в среде с точки зрения взаимодействия с внешним контекстом (архитектурно-ландшафтным, социально-экономическим, правовым и пр.);
- возможность привлечения экспертной группы и местного сообщества для тестирования полученных в результате применения методики моделей.
Содержание и логика методики концептуального моделирования в дизайне среды включает четыре этапа:
- исследование компонентов: 1) «пространство», 2) «использование», 3) «направление» 4) «наполнение»;
- исследование взаимодействия компонентов как саморазвивающейся системы;
- исследование влияния средовой проблемы на компоненты и управление взаимодействием между компонентами;
- управление взаимодействием между блоками компонентов (рис. 1).
Рис. 1. Содержание и логика методики концептуального моделирования в дизайне среды как области проектирования
Описание каждого этапа выполнено в формате пошаговой инструкции.
Этап I – исследование компонентов: 1) «пространство», 2) «использование», 3) «направление», 4) «наполнение»:
Iа) провести исследование компонентов в последовательности: 1) «пространство», 2) «использование», 3) «направление», 4) «наполнение», при этом необходимо обратить внимание, что компонент 2) «использование» находится в зависимости от целевой аудитории и может иметь вариативность;
Iб) расшифровать каждый компонент в соответствии с указанными на схеме качествами;
Iв) описать полученную модель.
Особые условия: при расшифровке компонентов следует обратить внимание на источники информации. Для компонента 1 – историко-культурный анализ объекта моделирования, а также, его натурное обследование. Для компонента 2 – социологическое исследование и применение различных партисипаторных методик для выявления потребностей целевой аудитории, а также анализ научно-публицистической литературы и социальных сетей, связанных с объектом моделирования. Для компонента 3 – анализ функционально-технологического решения объекта, а также объемно-пространственной композиции. Для компонента 4 – анализ наполнения средового объекта, его сценарного использования, а также типологическая принадлежность объекта моделирования. В заключение, рекомендуется, на основании личного восприятия среды, предложить метафору, которая бы отражала сущность и смысловую нагрузку объекта моделирования, позволяя вербализировать образ (атмосферу) среды.
При применении методики на данном этапе должен быть получен результат в виде описательной модели (рис. 2).
Рис. 2. Методика концептуального моделирования в дизайне среды.
Этап I – исследование компонентов 1) «пространство», 2) «использование», 3) «направление», 4) «наполнение»
Этап II – исследование взаимодействия компонентов как саморазвивающейся системы:
IIа) использовать заданные в методике параметры функционирования для пар компонентов, которые находятся в состоянии противоречия. Это 1) «пространство» и 3) «направление», 2) «использование» и 4) «наполнение»; выявить на основании предложенных критериев, к какому значению (предельно низкому или предельно высокому) параметра функционирования стремятся контролирующие компоненты в парах, для первой пары – 1) «пространство» и для второй пары – 3) «наполнение», удерживающие свои парные активные компоненты в определенных рамках;
IIб) исследовать противоречия между парами компонентов 1) «пространство» и 3) «направление», 2) «использование» и 4) «наполнение» средового объекта как саморазвивающейся системы;
IIв) определить интегральные параметры функционирования обеих пар компонентов,
IIг) описать полученную модель.
Особые условия: при выборе в соответствии с критериями значения параметра функционирования компонента необходимо основываться на результатах, полученных на первом этапе реализации методики. Это позволит сделать выводы о перспективах развития объекта как саморазвивающейся системы.
При исследовании противоречия между парами компонентов для устойчивости модели необходимо учитывать, что изменения протекают с разностью фаз, соответственно, необходимо чтобы варианты развития для каждого из парных компонентов получили противоположные значения в предложенных диапазонах (например, если вариант развития для компонента 1.1. расположен на минимальной отметке предложенного диапазона, то для компонента 3.1. – на максимальной).
При применении методики на данном этапе должен быть получен результат в виде прогнозной модели (рис. 3).
Рис. 3. Методика концептуального моделирования в дизайне среды.
Этап II: исследование взаимодействия компонентов как саморазвивающейся системы
Этап III – исследование влияния средовых проблем на компоненты и управление взаимодействием между компонентами:
III а) на основании анализа описательной модели и задач моделирования сформулировать средовые проблемы и определить, к какому типу они относятся; III б) определить особенности влияния средовых проблем на соответствующие компоненты и предложить варианты их решения;
III в) выявить, к какому блоку («архитектурный блок», состоящий из компонентов 1) «пространство» – 3) «направление» и «дизайнерский блок», состоящий из компонентов 2) «использование» – 4) «наполнение») относится данный компонент и уточнить возникший в результате решения проблемы режим взаимодействия компонентов внутри блока;
III г) предложить варианты разрешения противоречий внутри блока для выявленного режима с учетом результатов прогнозирования на этапе II;
III д) описать полученную модель.
При применении методики на данном этапе должны быть получены два результата: архитектурная модель и дизайнерская модель (рис 4).
Особые условия: при поиске решения выявленных проблем необходимо оставаться в рамках типологии проблемного поля. Так, для проблем компонента 1) «пространство» – решение лежит в области гармонизации; для компонента 2) «направление» – в области личного отношения к среде потребителя; для компонента 3) «направление» – в области назначения среды (определения круга решаемых дизайнером задач); для компонента 4) «наполнение» – в плоскости освоения среды.
В рамках методики возможно рассматривать три режима взаимодействия компонентов внутри блока:
А. решения, найденные для проблем, выявленных для обоих компонентов, положительно влияют друг на друга и внутри блока можно наблюдать синергический эффект;
Б. и В. решение одной из проблем для какого-либо компонента ослабляет характеристики второго компонента, в этом случае необходимо разрешение возникших противоречий, а при необходимости – использование обратной связи для возврата к предыдущим этапам.
Рис. 4. Методика концептуального моделирования в дизайне среды.
Этап III – исследование влияния средовых проблем на компоненты и управление взаимодействием между компонентами
Этап IV – управление взаимодействием между блоками компонентов:
IV а) определить характер и выявить режим взаимодействия между архитектурным и дизайнерским блоками; предложить варианты разрешения выявленных противоречий, описать полученный результат;
IV б) провести анализ полученной модели с привлечением мнения экспертной группы и местного сообщества; при необходимости повторить цикл.
Особые условия состоят в том, что дизайнерский блок может изменяться в зависимости от конкретного пользователя или группы из состава целевой аудитории, для которой разрабатывается дизайнерская модель, соответственно, при использовании методики необходимо проводить ступенчатый анализ между неизменным архитектурным блоком и несколькими дизайнерскими блоками.
В рамках методики рекомендуется рассматривать два режима:
А) ситуацию взаимного усиления, когда блоки совпадают в части потенциала к взаимному влиянию и адаптации;
Б) ситуацию, когда архитектурный блок сопротивляется внешним воздействием дизайнерского блока (возможные причины: низкая системная сложность конкретной среды как объекта дизайна или ограничения внешнего контекста).
Итогом этого этапа и методики в целом является достижение стратегической цели в виде средовой модели (рис. 5).
Рис. 5. Методика концептуального моделирования в дизайне среды.
Этап IV – управление взаимодействием между блоками компонентов
Результаты
Разработана методика концептуального моделирования в дизайне среды как области проектирования, включающая три этапа (1 – исследование компонентов взаимодействия, 2 – исследование взаимодействия компонентов как саморазвивающейся системы, 3 – исследование влияния средовой проблемы на компоненты и управление взаимодействием между компонентами, 4 – управление противоречиями между блоками компонентов взаимодействия), отличающаяся тем, что базируется на научно обоснованных представлениях о среде как объекте дизайна, механизме взаимодействия компонентов концептуального моделирования в дизайне среды, моделях межкомпонентного противоречия концептуального моделирования в дизайне среды, процессе концептуального моделирования в дизайне среды и модели управления им, позволяющая получить на начальном этапе проектирования концептуальные модели объекта проектирования, наиболее значимые для эффективной реализации проекта и его качества: описательная модель, прогностическая модель, архитектурная модель, дизайнерская модель, средовая модель.
Обсуждение
Существенным достоинством разработанной методики, с точки зрения ее эвристического потенциала, является: построение структурной модели объекта исследования с учетом механизма взаимодействия и качественного состава ее компонентов т. е. субъекта, объекта и дизайнера как участников коммуникации; осмысление содержания противоречий между компонентами; осмысление и регулирование режимов взаимодействия как между отдельными компонентами, так и между архитектурным и дизайнерским блоками; управление межкомпонентным взаимодействием посредством разрешения выявленных противоречий, а также использования каналов обратной связи между этапами.
Таким образом, в результате научного исследования в теоретическую базу специальности добавлен инструмент в виде методики построения содержательной нормативно-прогностической системы моделей, определяющих структуру системы, свойства ее элементов и причинно-следственные связи, присущие системе и существенные для достижения цели моделирования.
С точки зрения перспективы применения, предложенная методика концептуального моделирования позволит получить на начальном этапе проектирования концептуальные модели объекта проектирования, наиболее значимые для эффективной реализации проекта и его качества: архитектурная модель, дизайнерская модель, средовая модель и др. Таким образом, внедрение данной методики будет способствовать реализации возможности научно обоснованного создания комфортного пространства жизнедеятельности, с одной стороны, и повышению квалификации специалистов – с другой, реализуя тем самым актуальные направления развития профессии в соответствии с государственными программами.
Перспективы дальнейших исследований лежат в апробации предложенной методики с целью ее уточнения и детализации на модельных объектах как при осуществлении проектной деятельности, подготовке и презентации конкурсных проектов, так и в образовательном процессе, при обучении студентов по программе магистратуры «Дизайн среды».
Например, данная методика была применена для исследования пространства внутреннего двора Ларинской гимназии в Санкт-Петербурге, в которой расположен Факультет искусств СПбГУ. Это позволило получить систему моделей и результирующую – средовую – модель как запрос на создание пространства для лектория с использованием фирменного стиля СПбГУ, которое может быть реализовано методами тактического урбанизма и быть дополнено сторителлингом на тему «Ларинская гимназия», что позволит сделать конкурентоспособный проект для дальнейшего продвижения и поиска финансирования. Данная средовая модель, а также полученная система моделей, может стать основой для составления развёрнутого задания на проектирование и для формулировки дизайнерской идеи при разработке проекта приспособления Ларинской гимназии для целей Факультета искусств СПбГУ (рис. 6). Одновременно с этим возможна и экспертная роль полученной системы моделей для разработки критериев проверки соответствия проектов развития двора Ларинской гимназии проблемному полю и характеристикам компонентов пространства как саморазвивающейся системы.
Этап 1. Описательная модель
Этап 2. Прогнозная модель
Этап 3. Архитектурная модель, дизайнерская модель
Этап 4. Средовая модель
Рис. 6. Апробация методики концептуального моделирования в дизайне среды.
На примере пространства внутреннего двора Ларинской гимназии в Санкт-Петербурге.
В заключение необходимо отметить, что коммуникативный потенциал предложенной методики возможно реализовать на ее четвертом этапе, когда полученный результат следует обсудить с привлечением экспертной группы и местного сообщества. Соответственно, модели в табличной форме потребуется сопроводить дополнительной инфографикой. Эта цель должна быть достигнута в процессе дальнейшей апробации на модельных объектах с использованием адекватного графического языка, который поможет перевести модель-концепцию в формат, удобный для восприятия потенциальным потребителем.
Библиография
1. Власов, В.Г. Дизайн-архитектура и XXI век [Электронный ресурс] / В.Г. Власов // Архитектон: известия вузов. – 2013. – №. 41. – С. 22. – URL: http://archvuz.ru/2013_1/0/
2. Cross, N. Designerly Ways of Knowing / Nigel Cross. – London : Springer Verlag, 2006. – 114 p.
3. Тарасова, О.П. Процессуальная составляющая в структуре проектной деятельности дизайнера [Электронный ресурс] / О.П. Тарасова, М.М. Яньшина, О.Р. Халиуллина //Архитектон: известия вузов. – 2022. – №1(77). – URL: http://archvuz.ru/2022_1/23/
4. Быстрова, Т.Ю. Концептуальное мышление в архитектуре и дизайне: к постановке вопроса //Культурология XXI века: теория и практика. 20 лет Кафедре культурологии и дизайна.Екатеринбург, 2011. – С. 37–48.
5. Капустин, П.В. О концептуальном содержании актуального архитектурно-проектного мышления / П.В. Капустин //Архитектурные исследования. – 2019. – №. 4. – С. 4–14.
6. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под ред. В.С. Стёпина. –М.: Мысль, 2001. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8661/МЕТОДИКА
7. Толстова, А.А. Среда как объект дизайна: определение понятия методом двухуровневой триадической дешифровки [Электронный ресурс] / А.А. Толстова //Архитектон: известия вузов. – 2021. – №2(74). – URL: http://archvuz.ru/2021_2/16/
8. Толстова, А.А. Механизм функционирования художественного проектирования в дизайне среды: межкомпонентные отношения противоречия / А.А. Толстова // Художественное образование и наука. – 2021. – № 4(29). – С. 57–66.
9. Толстова, А.А. Среда как объект дизайн-проектирования: механизм регулирования внутрисистемных противоречий / А.А. Толстова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2022. – № 1(52). – С. 90–94.
10. Толстова, А.А. Концептуальное моделирование в дизайне среды: содержание и модель управления / А.А. Толстова // Художественное образование и наука. – 2022. – № 2(31). – С. 57–69.
Ссылка для цитирования статьи
Толстова А.А. МЕТОДИКА КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ДИЗАЙНЕ СРЕДЫ КАК ОБЛАСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ [Электронный ресурс] /А.А. Толстова //Архитектон: известия вузов. – 2022. – №3(79). – URL: http://archvuz.ru/2022_3/15/ – doi: 10.47055/1990-4126-2022-3(79)-15
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная