Архитектон: известия вузов. №3 (79) Сентябрь, 2022
История архитектуры
Иовлев Валерий Иванович
кандидат архитектуры,
профессор, кафедры основ архитектурного проектирования.
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова,
Россия, Екатеринбург, e-mail: viovlev@mail.ru
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РЕГИОНАЛИЗМА В ТРУДАХ АРХИТЕКТОРА А.Э. КОРОТКОВСКОГО
УДК: 72.01
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-3(79)-4
Аннотация
Ключевые слова: социальный регионализм, концептуальные представления, совершенная архитектурная форма, социальное качество архитектуры
Суверенное развитие цивилизаций всегда влияло на формирование социально-культурных особенностей разных человеческих сообществ. Эти особенности обусловили уникальность и многообразие подходов к архитектурному формированию жизненной среды. Регионализм в архитектуре, характеризующийся сочетанием местных народных традиций, национальной самобытности с новаторскими тенденциями развития зодчества, громко заявляет о себе в периоды обострения противоречий между глобальными и локальными процессами развития общества. Современная ситуация, связанная с обострением этих противоречий не только в экономическом, политическом, но и в социально-культурном плане, поднимает новую волну интереса к проблемам регионалистики в разных сферах человеческой деятельности, включая формирование архитектурной среды.
Изучению регионализма в архитектуре посвящен ряд работ отечественных и зарубежных авторов [1–4]. Однако вопросы регионалистики с позиций социального подхода в конкретных регионах России освещены недостаточно. Это заставляет обратиться к опыту и теоретическому наследию мастеров архитектуры, региональных представителей архитектурного сообщества, которые внесли существенный вклад в теорию и практику формирования российской и местной архитектурной среды. Использование этого теоретического и практического опыта позволяет выявить определенные тенденции развития архитектуры, отвечающей духу времени и запросам населения. Это в конечном итоге способствует созданию полноценной жизненной среды.
Альберт Эдуардович Коротковский. Фото В.А. Крючкова
Одним из ученых и педагогов, которые изучали и осмысливали региональные процессы в архитектуре, был Альберт Эдуардович Коротковский (1929–1990), видный представитель архитектурно-художественной школы Урала (Екатеринбург). Являясь соратником Н.С. Алферова, основателя архитектурного вуза на Урале, Альберт Эдуардович уделял много внимания изучению региональной архитектуры. Развивая теорию композиционного формообразования, он неустанно искал подходы к созданию совершенной архитектурной формы.
Данные поиски привели его в конце яркого, продуктивного, но короткого творческого пути к обостренному пониманию социальной значимости архитектуры в ее региональных проявлениях. В незаконченной рукописи «Модели архитектуры» он изложил ряд концептуальных положений, которые позволяют сделать предположение о том, что идеи социального концептуализма являются принципиальной позицией, формирующей целостную систему взглядов Альберта Эдуардовича на понимание идеальной архитектурной формы. И эти представления формировались последовательно под влиянием определенных глобальных и региональных процессов. Для проверки этого применен метод синхронизации общественно-исторических, политических и культурных процессов с процессом формирования творческих взглядов ученого в условиях конкретного региона.
Формирование концептуальных представлений в творчестве Альберта Эдуардовича
Его активная творческая деятельность началась после окончания аспирантуры, когда он был направлен на работу в Бирму в Рангунский технологический университет. Там, пользуясь информацией, контактами с коллегами, участвуя в проектной работе, он проникся идеями научного подхода к архитектурному формообразованию. Уже в то время, участвуя в проектировании павильона Бирмы на международной выставке в Париже, он обратил внимание на региональные особенности архитектуры разных стран. Возвратившись на родину, молодой ученый, вдохновленный идеями научно-технической революции, активно включился в педагогическую и творческую работу, которую сочетал с научными исследованиями, продолжая изучать принципы создания архитектурной формы.
В этот период в мировом архитектурном процессе продолжались тенденции повышения внимания к проявлениям национальной самобытности и идеям регионализма после второй мировой войны [1]. В СССР с середины 1950-х гг. произошла перестройка архитектурно-строительного дела, ознаменовавшаяся переходом от идей и стилистики «сталинского неоклассицизма» к неофункционализму. Во главу угла ставились задачи социального развития и повышения народного благосостояния, которые проявились в широком строительстве культурно-бытовых и жилых объектов с целью формирования «архитектура с человеческим лицом». В архитектурном образовании также произошли перемены, проявившиеся в развитии принципов и методов формообразования, заложенных авангардом начала ХХ в.
Альберт Эдуардович воспринял события этого переломного периода с энтузиазмом и, опираясь на системный подход, положения семиотики и психологии, продолжил теоретические разработки по архитектурному формообразованию, которое рассматривал с позиций синтаксиса и семантики [5, 6]. В этих работах он исследовал взаимосвязи общественно-исторических процессов и принципов архитектурно-композиционного формообразования. При этом композиционное формирование архитектурной среды он трактовал, опираясь на положения социально-психологических исследований, как средство гуманизации архитектуры, как инструмент реализации идей «человекоцентризма», показав при этом широкую архитектурную палитру разных времен и народов.
В это время в мировой архитектуре происходили события, тесно связанные с развитием нового течения – постмодернизма. Постмодернизм 1970–1990-х гг. дал новый импульс развития регионализма, введя в архитектурный обиход такие понятия, как контекстуализм, плюрализм стилей, средовой и экологический подход. Советская архитектура, хоть и не была изолирована от мирового архитектурного процесса в эти годы, но развивалась «по своему особому пути» [1]. Она продолжала опираться на рациональные принципы формообразования, сохранение преемственности и национального своеобразия, учет потребностей общества. В то же время идеи контекстуализма, средового, экологического подхода не были оставлены без внимания.
В 1987 г. советская страна вступила в последний переломный период своего существования, в период так называемой «перестройки». Идеи обновления социализма проявились в стремлении к гуманизации архитектуры, повышению внимания к проявлениям национального своеобразия, формированию архитектурных школ. Альберт Эдуардович писал в это время: «Движение социалистического регионализма выражает один из социально-политических аспектов нового мышления … В условиях нового подхода с точки зрения профессиональных интересов архитектуры, отождествляемых с интересами человека, проблема формируется следующим образом: если сейчас круто не повернемся к интересам человека, то и государство ничего не получит»1.
В этот позднесоветский период, в период «перестройки» представления о новом, открытом для международных контактов времени вдохновляла Альберта Эдуардовича на реализацию замыслов практического социального значения. Под впечатлением принципов «нового мышления», о котором часто упоминалось в то время на самом высоком уровне, он разрабатывал теоретические взгляды на социальный регионализм, работая над рукописью монографии «Модели архитектуры», которую, к сожалению, не успел завершить.
Говоря в ней о генезисе регионализма в архитектуре, он критикует сложившееся в теории положение о последовательном характере перехода от национального к региональному и от него к интернациональному, утверждая, что такой подход является односторонним и ограниченным. Динамика этого процесса имеет более сложный, нелинейный характер. В частности, он отмечает, что своеобразие русской архитектуры связано с определенными эпохами в истории русского искусства и развитием регионов. На Урале, когда открывались рудные месторождения и строились города-заводы, формировалась архитектура, отвечающая духу времени и местным условиям. Это в определенной степени отражало социально-экономические условия и особенности общественного сознания того времени1. Осознание этого способствовало пониманию регионализма с широких позиций, которые Альберт Эдуардович сформулировал в ряде следующих концептуальных положений.
Регион как система единства расселения и социальной инфраструктуры
Придавая приоритетное значение формированию социальной среды в комплексном развитии регионов и населенных мест, Альберт Эдуардович отмечал: «Общая идея регионализма в современном обществе – идея формирования гармонической структуры целого, необходимо состоящего из частей, противопоставленная представлению о целом как о застывшем монолите…»1. Регион он рассматривал как экономическую, административную, социальную, культурно-историческую единицу территориальной общности, промежуточное звено между государством в целом и первичными территориальными районами. Он констатирует, что в СССР для целей планирования на уровне региона получила распространение гибкая трехчастная система, включающая:
– крупные районы и макрорайоны (союзные республики, их группы, группы автономных республик, краев и областей);
– административно-экономические районы – мезорайоны, составляющие основу территориального устройства страны (автономные республики, кроме областей, а также союзные республики, не имеющие областной подчиненности);
– низовые районы – микрорайоны, представляющие собой первичные планировочные единицы (их объединения, области) [7].
При этом задача государства рассматривается в русле обеспечения социально-психологических интересов человека, в том числе – его пространственных потребностей на уровне города. Альберт Эдуардович пишет, что «в условиях реконструкции современного города должна учитываться не только действующая схема генерального плана, но и изменения в процессе творческой практики, результаты дискуссий и исследований архитектурно-художественной концепции. Концепция строится на единстве представлений о социальном, историческом, политическом, социально-экономическом значении среды и о соответствующей композиционно-пространственной структуре города»1. Эта структура призвана обеспечить условия гармонизации жизни человека в его макросреде, гармонизацию отношений социально-психологической сущности человека и его предметно-пространственного окружения.
Регион как система социальной памяти
Критикуя теорию К. Александера (известного американского архитектора), основанную на «натуралистическом подходе к человеку как к внесоциальной и вневременной личности» 7, с. 69], Альберт Эдуардович рассматривал регион не только как систему единства расселения и социальной инфраструктуры, как целостное градостроительное образование, обеспечивающее условия гармонизации жизни человека в его макросреде, но и как целостный «мир архитектуры». Он считал, что это может быть достигнуто в том числе через формирование концепции региона в массовом общественном сознании. При этом массовое общественное сознание представляется как самосознание некоторого территориального сообщества, способного стимулировать социальную активность индивида [8]. Этому должна способствовать эстетико-информационная система региона, включающая средства монументальной пропаганды, памятники истории и культуры, архитектуры и промышленности, местной мифологии.
В соответствии с этим уральская архитектурная школа активно реализовывала программу «Каменный пояс», которая предусматривала комплексное исследование историко-архитектурной среды Урала. Эта работа, в организации которой Альберт Эдуардович с коллегами принял активное участие, включала изучение региональных условий формирования эстетико-информационной среды региона, самобытности формы, местных историко-архитектурных традиций [8]. Программа предусматривала создание экспозиции памятников зарождения отечественной металлургии, горнозаводского дела на Урале, промышленной техники, инженерного искусства, промышленной и гражданской архитектуры в городах-заводах, экспозиции народных промыслов художественного чугунного литья, камнерезного и ювелирного искусства, деревянной скульптуры, природных заповедников, тематических маршрутов, таких как «Ермак», «Пугачев», «Чапаев», «Блюхер» и др. [10]. Данные экспозиции, по мнению Альберта Эдуардовича, способствуют не только формированию и укреплению социальной памяти,формированию образа региона в сознании населения, но и повышению качества архитектурно-пространственной среды.
Социальные качества архитектурных объектов
Высоко оценивая общественную миссию архитектора, Альберт Эдуардович вплотную подошел к обостренному пониманию социального качества архитектуры, которое проистекало из «меры качества жизненной среды». «Объекты архитектуры имеют общественную меру качества, нарушение которой сопровождается нарушением меры гармонии, социальной, эстетической, этической меры и типологических качеств объекта» [7. с. 84]. Мера качества жизненной среды, по его мнению, проявляется в процессах отражения. «Социальная эффективность объектов не ограничивается экономическими показателями и проявляется в художественном образе архитектурного сооружения»1.
Такой образ должен формироваться на основе единства представлений о социально-историческом, культурном, социально-экономическом значении среды и их градостроительном архитектурно-художественном выражении. Это определяло также понимание гармонизации города как системы органического, композиционного единства жилых районов и кварталов с общественными центрами и местами приложения труда, совершенной социальной и транспортной инфраструктурой.
Реализуя свои идеи в курсе теории архитектуры, Альберт Эдуардович составил «периодическую систему классификации знаний специалиста-архитектора», в которой существует набор моделей архитектуры, «рассматриваемой с точки зрения ее определяющих интегративных сторон – основной проблемы, социального качества, социального процесса» [7, с. 96].
Особое значение в повышении социальных качеств архитектурной среды Альберт Эдуардович придавал устранению существующих, по его мнению, диспропорций между растущей жилой застройкой и соответствующей социальной инфраструктурой населенных мест. В этом направлении им вместе с коллегами была предложена модель, выполнен проект и осуществлено строительство культурно-общественного центра (КОЦ) в селе Балтым Свердловской области. (Проект и строительство были осуществлены в 1983 г. Авторы проекта: архитекторы Коротковский А.Э, Дубровин Г.И., Овечкин А.В.). Архитектурной особенностью здания КОЦ является единое нерасчлененное внутреннее пространство многофункционального назначения. Сооружение характеризуется новаторскими для того времени пространственно-функциональными и конструктивными решениями [11]. В дальнейшем Альберт Эдуардович с коллегами предложил целую номенклатуру культурно-общественных и культурно-спортивных центров.
Экологические аспекты социального регионализма
«Рациональное природопользование – это не только сфера материального производства, воспроизводства природных ресурсов, но и воспроизводство самого человека», – отмечал Альберт Эдуардович, указывая на важное значение создания экологической инфраструктуры архитектурной среды [8, с. 14]. В комплексном решении этой проблемы, считал он, должны применяться различные средства, включающие введение зеленых клиньев в застройку города, рациональную организацию движения, создание широкой сети парков, скверов и водоемов, введение социально-психологического лимита высоты зданий.
Он поддерживал утопическую, на первый взгляд, идею «расчлененного города», которая формировалась как попытка сбалансировать два противоположных фактора – обеспечить доступность горожан к естественным зеленым массивам и сельскохозяйственным угодьям, сохраняя при этом высокую интенсивность жизни и ее разнообразия. В то же время должны быть оптимизированы взаимосвязи жилой застройки и мест приложения труда. «В современном градостроительстве наиболее рациональной, с точки зрения связи мест применения труда и жилья, считается ленточная планировка территорий промышленных районов» [8, с. 18].
В решении всех вопросов экологизации архитектурной среды, считал Альберт Эдуардович, должны неукоснительно соблюдаться законы этики. В частности, говоря об озеленении города, он отмечал: «… архитектор должен отдавать себе отчет в том, что он строго ограничен в его праве реконструкции существующих зеленых насаждений и рассматривать этот вопрос как касающийся профессиональной этики»1.
В целом эти взгляды последовательно отражали идею гуманизации архитектуры, идею «человекоцентризма» и повышения социальных качеств жизненной среды.
Таким образом, изучение трудов Альберта Эдуардовича показало, что формирование тех или иных концептуальных представлений специалиста – явление, которое происходит под влиянием множества факторов, как объективных, так и личностных. Формирование концепции социального регионализма (в архитектуре) происходило под влиянием мирового архитектурного процесса, социально-культурных и политических событий в стране, динамики отечественного профессионального мышления и региональных условий общественно-экономического развития. Работая над идеей совершенной архитектурной формы всю творческую жизнь, Альберт Эдуардович пришел своим путем к представлению о ведущей роли социального фактора в формировании архитектурной среды.
Сохраняя романтический взгляд на профессию архитектора, он считал, что совершенная архитектурная форма – это форма, соответствующая высшим социальным качествам жизненной среды, способствующая социально-культурной самоидентификации территорий и выявлению их самобытности. Качества, которые выявляют такую форму, – это свойства архитектурных объектов, способствующие формированию образа региона в сознании жителей, сохранению социальной памяти, удовлетворение социальных потребностей, экологичность и контекстуальность.
Концепция социального регионализма А.Э. Коротковского создает предпосылки развития социально-топологического подхода к архитектурной форме. Архитектурно-градостроительная топология региона проявляется не только в пространственных свойствах региона – в конфигурации, размерах, взаиморасположении его частей, но и в социальных качествах объектов, их информационно-художественных особенностях, соответствующих «духу места».
Примечания
1 Коротковский А.Э. Модели архитектуры // Сборник трудов / А.Э. Коротковский /под. ред. В.И. Иовлева. – Екатеринбург: УрГАХУ, 2022 (в печати).
Библиография
1. Иконников, А.В. Архитектура XX века. Утопии и реальность / А.В. Иконников. – М.:Прогресс-Традиция, 2001. – Т. I. – 656 с. Т. 2. – 672 с.
2. Орельская, О.В. Глава 10. Национальная и региональная архитектура (регионализм) 1940–1970-х годов // Современная зарубежная архитектура: учебное пособие / О.В. Орельская. – М.: Академия, 2006. – С. 118–127. — 272 с.
3. Фремптон К. Глава 5. Критический регионализм: современная архитектура и культурная самобытность // Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития / К. Фремптон / под ред. В. Л. Хайта. – М.: Стройиздат, 1990. – 535 с.
4. Alexander, C. The Timeless Way of Building / C. Alexander. – N.Y., 1979. – P. 253.
5. Коротковский, А.Э. Основы архитектурной композиции: цикл лекций по курсу «Основы архитектурного проектирования» / А.Э. Коротковский. – Свердловск: Свердловский архитектурный институт, 1974. – 112 с.
6. Коротковский, А.Э. Введение в архитектурно-композиционное моделирование: учебное пособие / А.Э. Коротковский. – М: Московский архитектурный институт, 1975. – 302 с.
7. Коротковский А.Э. Методологические основы системной теории архитектуры: учебное пособие / А.Э. Коротковский. – М: Московский архитектурный институт, 1987. – 104 с.
8. Коротковский А.Э. Концепция социального регионализма: экологические аспекты // Архитектурно-композиционное моделирование устойчивой среды: учеб. пособие / В.И. Иовлев, А.Э. Коротковский, С.А. Дектерев [и др.]; под ред. В.И. Иовлева. – Екатеринбург: УрГАХУ, 2018. – 140 с.
9. Коротковский, А.Э. Комплексная программа научно-творческой и общественно-политической деятельности студентов САИ в области охраны природы, сохранения исторической застройки, реконструкции архитектурно-пространственной среды Уральского региона «Каменный пояс» / А.Э. Коротковский, Г.С. Заикин, А.А. Стариков. – Свердловск: САИ, 1978. – Ч. 1 – 3.
10. Коротковский, А.Э. Формы и перспективы сохранении и комплексного использования историко-архитектурных памятников Урала / А.Э. Коротковский, Г.С. Заикин // Вопросы теории и практики архитектурной композиции. – М., 1979. – С. 5–14.
11. Коротковский, А.Э. Новый типологический ряд культурно-спортивных центров с единым внутренним универсальным пространством / А.Э. Коротковский, Г.И. Дубровин, А.В. Овечкин // Архитектура и градостроительство Урала : межвуз. сб. - Свердловск : САИ, 1988. – С. 41–49.
Ссылка для цитирования статьи
Иовлев В.И. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО РЕГИОНАЛИЗМА В ТРУДАХ АРХИТЕКТОРА А.Э. КОРОТКОВСКОГО [Электронный ресурс] /В.И. Иовлев //Архитектон: известия вузов. – 2022. – №3(79). – URL: http://archvuz.ru/2022_3/4/ – doi: 10.47055/1990-4126-2022-3(79)-4
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная