Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №4 (80) Декабрь, 2022

История архитектуры

Цветкова Полина Олеговна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории декоративного искусства и дизайна.
Московская художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова
ORCID: 0000-0002-1924-0712

Россия, Москва, e-mail: tsvetkovap@gmail.com

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАЛЛАДИАНСКИХ ПРИНЦИПОВ В КОЛОНИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЕ АВСТРАЛИИ XVIII–XIX ВЕКОВ

УДК: 72.03
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-4(80)-13

Аннотация

Статья посвящена описанию истории трансформации архитектурного стиля палладианства в колониальных условия, кратко изложена история колониальной политики Великобритании и особенности управления Австралией, в частности специфические черты управления территорией, повлекшие за собой социальный заказ на появление палладианских построек. Освещается период развития георгианского стиля в Австралии, ставшего почти синонимом палладианства, и контраст со стилем регентства. Описывается специфика местных строительных материалов, повлиявшая на конечный результат проектов. Анализируется творчество первого архитектора-палладианца Австралии Ф.Х. Гринуэйя, раскрываются характерные особенности колониальной трансформации стиля и индивидуальные черты, продиктованные особыми климатическими условиями. На примерах его построек проводятся аналогии с проектами А. Палладио и его последователей. Описывается переход австралийской архитектуры в стадию ранней эклектики и проявлению неопалладианства в конкретных постройках.

Ключевые слова: палладианство, архитектура классицизма, архитектура Австралии, архитекторы-палладианцы, архитекторы-неопалладианцы

Палладианское влияние в архитектуре Австралии проявилось уже во второй половине XVIII в., что является достаточно ранним примером распространения стиля в колониях. Австралия – обособленное владение Великобритании, расположенное на отдельном континенте. Нельзя отметить многочисленность исследований архитектуры Австралии этого периода, поскольку европейские искусствоведы обходят эту тему стороной, вероятно по причине большого диапазона направлений исследований в самой Европе. В Австралии встречаются работы, преимущественно посвященные отдельным постройкам и не анализирующие общий характер развития архитектуры, тем более не предпринималось развернутых попыток провести аналогии с европейскими принципами развития палладианского стиля и творчеством самого А. Палладио.

Среди работ, которые послужили источниками информации и сориентировали автора данной статьи, отметим книгу «Архитектура в Австралии: история» Д. Максвелла Фриланда (Cheshire: F. W. Cheshire Publishing, 1968) в которой автор кратко описывает историю социального заказа на появление классической европейской архитектуры на территории колонии. Определение специфических черт георгианкого стиля в Австралии и общая характеристика эпохи приведены в книге Д. Паркера «Жизнь в Георгианской Британии» (Gloucestershire: Putkin Publishing, 2013). Последняя работа привела нас к убеждению, что для создания правильной картины восприятия архитектуры Австралии XVIII–XIX вв. необходимо кратко описать историю колониальной политики Великобритании. Страна была самой крупной колониальной империей в XVIII–XIX вв.: в XIX в. она владела сорока тремя колониями (после потери Североамериканских территорий). Британская империя постоянно конкурировала с Голландией, Испанией и Францией за территориальные владения и сферы влияния. В XVIII в. колонии преимущественно использовались как сырьевые придатки имперского центра, никто всерьез не создавал для них архитектурные проекты или планы городов. Ситуация начала меняться на рубеже XVIII–XIX вв. Потеря части территорий в Северной Америке поставила перед империей задачу укрепления политической и культурной позиции, особенно в крупных и экономически важных регионах. Военное и политическое затишье в Европе после наполеоновских войн дало толчок новому периоду расширения империи.

Среди перечня колоний Британской империи самыми крупными были Австралия, Канада и Индия1. На этих территориях назначались генерал-губернаторы, а статус власти всячески поддерживался, в частности, с помощью архитектурных решений. В небольших колониальных владениях, где преимущественно практиковалась система управления территориями через протекторат, архитектура не была столь подчинена политическим задачам и палладианских построек значительно меньше2. Прежде всего «архитектурная политика» осуществлялась в трех самых крупных колониальных образованиях Британской империи. Однако, прежде чем перейти к конкретному анализу палладианской архитектурной традиции Австралии, стоит привести общий список колоний и объяснить почему не все они попали в данное исследование3. На примере колоний в Азии (Бахрейн, Бирма, Бруней, Индия, Кувейт, Мальдивские острова, Палестина, Сингапур) можно разграничить основные причины. Так, например, мы не касаемся колониальной архитектуры Бахрейна, Бирмы, Брунея, Кувейта, Палестины, Мальдивских островов, поскольку на этих территориях в основном присутствовала форма управления через протекторат, а значит, империя не стремилась к демонстрации собственной политической власти через постройки, ограничиваясь военным присутствием. Африканские колонии (Египет, Ботсвана, Гана, Кения, Маврикий, Нигерия, Сейшельские острова, Сомали, ЮАР, Уганда) преимущественно были присоединены через систему протектората или чисто военным путем в XIX в. и их фактическое развитие в архитектурном плане, инспирированное колонизаторами, приходится на период европейской эклектики середины и второй половины XIX в. История колониальной архитектуры английских владений в Латинской Америке представляет собой сложный сплав очень разнородных явлений, среди которых не представляется возможным выявить устоявшиеся палладианские признаки. В архитектуре Австралии и Новой Зеландии палладианские постройки встречаются. Они были созданы как символы общей принадлежности к культурному архетипу центра империи.

Австралийская колониальная архитектура XVIII–XIX вв., прежде всего, создавалась по заказам частных лиц и церкви. С этим связан достаточно камерных характер памятников, что не характерно для других колониальных территорий Великобритании4. Период проникновения и активного распространения палладианского архитектурного стиля в Австралии называют эпохой георгианской архитектуры (1788–1830). Для всего периода характерно особое соблюдение пропорций и баланса, используются простые математические пропорции для определения высоты по отношению к ширине здания или комнаты5. Присутствует совершенная симметрия и регулярность. Весь стиль фактически выстроен на правилах трактата А. Палладио и стремится максимально следовать всем законом классической ордерной архитектуры6.

Постройки конца XVIII в. практически не сохранились из-за низкого качества строительных материалов: из метрополии их привозили мало, а с местными возможностями английские строители были не знакомы, поэтому в большинстве построек смешивали совершенно разные строительные способы и средства. Большая часть домов была деревянной, в дефиците были гвозди, которые привозили из Англии. При этом мастера-строители чаще всего получили опыт на строительстве зданий в классических пропорциях по проектам архитекторов-палладианнцев. С этим фактом были связаны распространенные цитаты палладианского направления, встречающиеся до приезда в колонию профессиональных зодчих-палладианцев. Активизация строительной деятельности наблюдается к середине 1810–1820 гг., когда в Австралии приспособились к местным строительным материалам.

Первым архитектором-палладианцем Австралии был Ф.Х. Гринуэй (1777–1737)7. Его замечательным проектом стало здание Клифтон-клуба (1818)8, первоначально выстроенное для отеля в Бристоле9. Архитектурное решение фасада позволяет провести аналогию с организационными принципами палаццо Тьене, Барбаран да Порто и Дживена в Виченце, при этом архитектор не копирует ни одну схему напрямую, а создает индивидуальную вариацию. Некоторый аскетизм и строгость характерны для следующего этапа творчества архитектора. В проекте Казарм Гайд-парка в Сиднее (1819) отсутствуют декоративные разработки деталей ордерной системы (капителей, фризов, орнаментации), здание возведено из кирпича, имеет мало пластичный фасад10. В здании верховного суда в Сиднее (1820–1828)11 применены сходные приемы и материалы, наблюдается большая пространственная пластичность фасада, реализованная за счет проходной галереи в первом ярусе. При этом отсутствует цокольный этаж, и здание начинается от отметки улицы, что подчеркивает связь с ежедневной общественной жизнью города. В единый ансамбль со зданием казарм, по замыслу архитектора, входит церковь Сент-Джеймс (1820–1824). Построенная на той же площади в Сиднее, она является ярким образцом поздней георгианской архитектуры, но не отражает смещения в сторону стиля регентства12. Оба здания имеют сходные пропорции, главные фасады кажутся практически одинаковыми, но в церкви пилястры и фронтон исполнены из песчаника. Памятник, в котором исследователи отмечают явное проявление позднего характера георгианского стиля, – дом Элизабет Бей в Сиднее (1830)13 , чаще всего приводят как пример австралийской версии виллы Ротонда. Связана эта аналогия с центральным круглым пространством здания, перекрытым куполом со световым фонарем. В остальном фасады, имея палладианский ритм и пропорции построений, уже никак не коррелируются с фасадами виллы Ротонда в Виченце. Особенность поздней стадии стиля заключается в отходе от палладианской линии, усилении камерных решений фасада, декоративном подходе.

Вместе с активизацией эклектики в Европе середины XIX в. в Австралию приходит увлечение разными историческими стилями, самыми популярными были неоготика и викторианский историзм. Однако примеры проявления нео-палладианства также были многочисленны в 1870–1890 гг. Самая популярная модель для архитекторов-неопалладианцев тех лет – Базилика в Виченце А. Палладио. В сходных фасадных формах строились частные дома землевладельцев и общественные городские здания. Исследователи склонны объяснять это специфической необходимостью для Австралии окружать дом тенистыми террасами, галереями, которые, видимо, вызывали прямые ассоциации с проектом Базилики. Важным фактором являются очень специфические климатические условия Австралии, хотя, безусловно, это касается всех колониальных проявлений палладианства, но именно в архитектуре Австралии специфика «тропического классицизма» проявилась особенно сильно14.

Палладианство в Австралии не имело имперского характера и размаха, оно являлось частью белой колониальной культуры, с помощью которой эта культура заявляла о своем присутствии: «пространственные фантазии, тропические формы в смеси с активными проявлениями образов европейской классической архитектуры»15. В рамках архитектуры георгианского стиля зачастую можно отметить определенный аскетизм применяемых материалов, сконцентрированность в проектах на четком прочтении пропорций и канонов ордерной структуры, что в полной мере можно отнести и к постройкам этого стиля в Австралии. При этом в австралийских проектах частных палладианских зданий чувствуется стремление подчеркнуть исключительность владельца, а в общественных проектах считывается желание выделить и продемонстрировать особую культурную обособленность колонизаторов в целом. Но специфика местных материалов и климата вносили свои коррективы, так, например, определенным прототипом основных палладианских построек Австралии можно считать даже не архитектуру вилл или палаццо в творчестве А. Палладио, а архитектурные решения баркесс (вилы Тьене в Киконья, виллы Сарачено). Это связано с отсутствием традиционных для европейских палладианских проектов материалов и жарким климатом Австралии. В основе специфического аскетизма фасадов австралийского палладианства, который объективно можно сравнить с характером фасадов вспомогательных зданий в ансамблях вилл А. Палладио, лежит четкое понимание функционального назначения построек и, соответственно, целесообразность архитектурных решений.

Примечания

1 Позже появились определения – доминионы, относительно самостоятельные политические единицы, де факто очень во многих вопросах подчиненные Великобритании.

2 Договор между Британской империей и местным властителем, по которому последний получал военную поддержку в обмен на практически полный контроль над территорией и экономическими ресурсами.

3 Колонии Великобритании были в разное время рассредоточены на пяти континентах: в Европе (Гибралтар, Кипр, Ирландия, Мальта, Джерси, остров Мэн), в Африке, в Латинской Америке (Барбадос, Багамские острова, Виргинские острова), в Северной Америке (Бермудские острова, Канада, часть США в XVIII в.), в Австралии (Южная Австралия, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Фиджи).

4 J. Maxwell Freeland. Architecture in Australia: A History / Maxwell Freeland J. - Cheshire: F. W. Cheshire Publishing, 1968,  p. 201-216.

5 St John Parker M. Life in Georgian Britain / St John Parker M. – Gloucestershire: Putkin Publishing, 2013, p. 87.

6 К представителям георгианского архитектурного стиля в Британии, по мнению специалистов, относятся: У. Кент, К. Кемпбел, Р. Бойл (Лорд Берлингтон), Д. Пейн, Д. Гиббс (после 1720-х гг.), Д. Вуд Старший. Однако нельзя считать георгианскую архитектуру синонимом палладианства, так как внутри явления существовали различные течения, так могли применять рокайльные мотивы, шинуазри, в позднем периоде – неоклассические.

7 Профессиональный английский зодчий, в Англии был осужден за подделку документов и в 1814 г. выслан Австралию, где после отбытия наказания (1814–1817) зарекомендовал себя как специалист и стал главным архитектором колонии.

8 На фасаде здания активно выделен главный этаж – пьяно нобиле, опирающийся на мощный рустованный ярус цокольной галереи. Шесть ионических полуколонн ритмически организуют главную часть, далее следуют два малых этажа в мезонине и фронтон.

9 J. E. Collins. The Clifton Club in Context / J. E. Collins – Bristol: Clifton Club Company, 1999, p. 56

10 Основное сравнение с проектами А. Палладио делает наиболее вероятным ориентацию архитектора на фасад виллы Тьене в Квинто.

11 Выстроено из красного кирпича, ордерные детали из песчаника. Пучки пилястр тосканского ордера придают фасаду строгость и сдержанность.

12 H. Tanner. Architects of Australia (1st ed.) / Tanner. H. // Sth Melbourne: MacMillan, 1981, p. 10–18.

13 Архитектор неизвестен.

14 Warwick Anderson, The Cultivation of Whiteness: Science, Health and Racial Destiny in Australia, Durham, NC: Duke University Press, 2006 [2002], especially Chapters 5 and 6, and “Traveling White,” in Leigh Boucher, Katherine Ellinghaus and Jane Carey (eds.), Re-Orienting Whiteness: Transnational Perspectives on the History of an Identity, New York: Palgrave Macmillan, 2009,р. 65–72.

15 P. Carter. The Road to Botany Bay: An Exploration of Landscape and History / Carter P. – Chicago, IL: University of Chicago Press, 1989. p. 22.

Библиография

1. Maxwell Freeland, J. Architecture in Australia: A History / J. Maxwell Freeland. – Cheshire: F. W. Cheshire Publishing,1968.

2. St Parker, J.M. Life in Georgian Britain / St J.M. Parker – Gloucestershire: Putkin Publishing, 2013.

3. Collins, J.E. The Clifton Club in Context / J.E. Collins. – Bristol: Clifton Club Company, 1999.

4. Tanner, H.Architects of Australia (1st ed.) / H. Tanner. – Sth Melbourne: MacMillan, 1981.

Ссылка для цитирования статьи

Цветкова, П.О. ТРАНСФОРМАЦИЯ ПАЛЛАДИАНСКИХ ПРИНЦИПОВ В КОЛОНИАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЕ АВСТРАЛИИ XVIII–XIX ВЕКОВ [Электронный ресурс] /П.О. Цветкова //Архитектон: известия вузов. – 2022. – №4(80). – URL: http://archvuz.ru/2022_4/13/  – doi: 10.47055/1990-4126-2022-4(80)-13


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 22.09.2022
Просмотров: 151