Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №4 (80) Декабрь, 2022

Дизайн среды

Файзрахманова Гузель Ринатовна

кандидат искусствоведения,
доцент кафедры градостроительства и планировки сельских населенных мест.
Казанский государственный архитектурно-строительный университет.
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1099-0768 

Россия, Казань, e-mail: guzelfa@list.ru

Закирова Юлия Александровна

кандидат архитектуры, доцент кафедры градостроительства и п.с.н.м.
ФГБОУ ВО «Казанский государственный архитектурно строительный университет».

Россия, Казань, e-mail: jzakirova@gmail.com

Кулакова Екатерина Андреевна

архитектор,
НАО «Мостаф»

Россия, Казань, e-mail: kulakova.e97@gmail.com

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙН-КОДА СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ (НА ПРИМЕРЕ НОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ)

УДК: 711.01
DOI: 10.47055/1990-4126-2022-4(80)-26

Аннотация

Статья посвящена методологии разработки дизайн-кода для городских районов с современной жилой застройкой. В отличие от исторической среды, в которой идентичность, «дух места» легко считываются как местными жителями, так и туристами благодаря насыщенному архитектурными памятниками пространству, типовая жилая застройка не дает так много источников для выявления идентичности. Дизайн-код, разработанный для данных пространств, сможет стать инструментом для создания ценной в эстетическом плане и комфортной для проживания районной среды. В процессе исследования данной проблемы разработаны алгоритм и модель построения дизайн-кода Ново-Савиновского района г. Казани на базе типовых и уникальных характеристик территории, в том числе выявленной идентичности места, влияющей на образные качества дизайн-кода. Даются регламенты и рекомендации по его разработке для разных типов районной среды.

Ключевые слова: дизайн-код, городская среда, образ города, городская идентичность, Казань

Введение

В современной российской теории и практике формирования внешнего облика города понятие дизайн-кода стало активно использоваться после 2010 г. Появились различные подходы по его разработке, было выполнено множество проектов, реализованных в ряде городов Российской Федерации; в профессиональной среде сложилось общее понимание того, что дизайн-код позволяет визуально объединить пространство города, подчеркнуть его уникальный стиль, отражающий его идентичность, его прошлое и настоящее. По сути, дизайн-код – это локальный регламент, инструмент, направляющий и корректирующий градостроительное развитие территории и создающий благоприятную городскую среду. Дизайн-код охватывает все элементы, формирующие архитектурно-художественный облик городского интерьера: привлекательные фасады зданий, удобные пешеходные и велосипедные дорожки, разумно размещенные информационные и рекламные конструкции, понятные элементы навигации, малые архитектурные формы, арт-объекты и др. При этом, несмотря на наличие большого количества исследовательских и практических дизайнерских работ, недостаточно разработана методология разработки дизайн-кода, что и позволило обозначить данную научную проблему.

Объект исследования – городской дизайн-код. Предмет исследования – методология формирования дизайн-кода городской среды. Цель исследования – определение методов и приемов формирования дизайн-кода современной городской застройки. Задачи исследования – анализ современной градостроительной теории и практики по формированию облика и образа города, зарубежного и отечественного опыта по созданию дизайн-кода в городах; разработка методики формирования дизайн-кода в современных российских городах. Гипотезой исследования является предположение, что дизайн-код – это, прежде всего, инструмент проявления и усиления идентичности места, района, территории и определение, какими приемами и через работу с какими элементами городской среды можно выразить ее особенность. Дизайн-код формируется под влиянием локальной индивидуальности городских районов, и в ходе исследования городской среды определяются факторы, влияющие на территориальную идентичность.

Теоретическая база исследования представлена несколькими группами научных работ, отражающих различные вопросы и аспекты поставленной проблемы. Важнейшими работами в современной урбанистике и градостроительстве являются труды и концепции зарубежных исследователей 1970–1980-х гг.: «Язык шаблонов» К. Александера, «Образ города» К. Линча, «Язык архитектуры постмодернизма» Ч. Дженкса, «Уроки Лас-Вегаса» Р. Вентури, Д. Скотт-Браун и С. Айзенура, «Жизнь среди зданий» Я. Гейла (1987). Среди отечественных исследований, касающихся дизайна и эстетических качеств городской среды, выделяются работы З.Н. Яргиной, В.Л. Глазычева, С.М. Михайлова, М.И. Белова, А.С. Михайловой, В.Т. Шимко, В.А. Нефедова, Г.В Есаулова., Е.И. Петровской [1–4].

Методика исследования основана на комплексном подходе, включающем методы архитектурно-градостроительного, искусствоведческого, социологического и психологического анализа. В процессе исследования проведены сбор, систематизация и анализ литературных, проектных материалов для выявления принципов организации городского пространства, анализ документации и авторских переводов зарубежной литературы, сопоставление данных натурных исследований г. Казани, зарубежного и отечественного опыта, отраженного в исследованиях отечественных ученых [5, 6, 7]. Также в качестве материала для исследования были привлечены данные социологических опросов, проводившихся в ходе разработки и принятия «Стратегии социально-экономического развития г. Казани на период до 2030 г.».


Предпосылки формирования дизайн-кода районов г. Казани

Казань – крупный город с населением 1 300 000 человек (данные 2021 г.), столица Республики Татарстан. В рамках анализа символической репрезентации города внешней среде (на государственном, международном уровне), внешнему потребителю (гостям города, и туристам) были рассмотрены элементы дизайна городской среды, воспроизводящие официальную символику и айдентику, выявлено, как образ города воспринимается горожанами, проанализированы муниципальные документы, регулирующие внешний облик города.

В официальной символике и айдентике (разрабатываемой в разные годы) Казани и Республики Татарстан активно используются национальные культурные особенности (рис. 1). Так, ключевыми мотивами являются: образы Ак барса (мифологического крылатого белого барса) и Зиланта (мифологического крылатого змея, изображенного на гербе Казани), элементы цветочного татарского орнамента, а также зеленый, белый и красный цвета – символы татарстанской государственности (цвета официального флага Республики Татарстан). Основные элементы айдентики Казани, используемой при оформлении официальных мероприятий, кроме перечисленных, – изображения знаковых уникальных архитектурных объектов города.

Рис. 1.
1 – разработчики айдентики агентство «Апостол»;
2 – разработчики айдентики компания INSTID;
3 – айдентика города, разработанная выпускниками БВШД.
Иллюстрация авторов

С 2010-х гг. Казань была активно представлена в масштабных российских и международных спортивных событиях: Универсиада (2013), Чемпионат мира по водным видам спорта (2015), Чемпионат мира по футболу (2018). Для каждого события создавалась новая символика; бренды событий разрабатывали разные компании, представляя каждый раз новые образы, не связанные между собой, с использованием разных шрифтов, форм и символик (рис. 2).

В городской среде национальный символизм транслируется посредством следующих элементов средового дизайна:

– вывески: в Казани официальные названия и надписи на русском языке дублируются на татарском языке;
– арт-объекты: фигуры белого барса в разной интерпретации, скульптура по мотивам национальных сказок, объемные изображения букв татарского алфавита;
– стрит-арт, посвященный спортивным событиям;
– архитектурные объекты, отражающие национальную специфику (мечети, здание центрального ЗАГСа, тектоника которого воспроизводит форму казана, горожане называют его «чашей»), уникальные спортивные объекты.

Рис. 2. Символика города и республики, разработанная для международных мероприятий в 2005–2020 гг.
Сост. Е.А. Кулакова

Рис. 3. Примеры национальной символики в архитектуре и элементах средового дизайна.
Фото авторов

В основном во внешней репрезентации города задействованы территории и объекты исторического центра (Вахитовский район и часть Кировского), а также правый берег р. Казанки (Ново-Савиновский район), где сосредоточены новые спортивные сооружения.

Для понимания восприятия образа города горожанами проанализированы результаты опросов, проводившихся в ходе разработки и принятия Стратегии социально-экономического развития города Казань на период до 2030 г. Выявлено, что город в сознании горожан во многом ассоциируется с центральной исторической зоной (Кремль, центральный ЗАГС, цирк и проч.), в то время как другие административные районы не упоминаются. Только при целенаправленных вопросах именно о районе проживания начинают отмечаться какие-то особенности среды и застройки, любимые и значимые места. Наиболее яркие образы районов Казани представлены в таблице и на схеме. Так, в Кировском районе символом является входная трехпролетная арка в парк им. Петрова и здание татарского ТЮЗа им. Г. Кариева на ул. Гладилова, в Авиастроительном районе – ДК им. В.И. Ленина, входная арка в парк «Крылья Советов», в Московском районе – бывшее здание рынка с мозаичным фасадом (народное название – «тюбетейка») и др.

Также опросы показали, что многие горожане использовали для описания желаемого облика города природные характеристики – они часто упоминали р. Волгу, зеленый цвет, цветущие клумбы, деревья и кустарники, прогулочные парки и бульвары. Также для людей оказались важны следующие параметры – чистота, безопасность, дружелюбие, разнообразие. Здесь стоит отметить, что градостроительные преобразования Казани (начиная с 2010 г. до настоящего времени), а именно реконструкция парков и общественных пространств, позволили районам обрести интересные образы и точки притяжения, значимые для всех житедей. Это говорит о важности формирования дизайн-кода именно в масштабах локальных районов, с активной работой с местным сообществом и необходимости более активного проявления социокультурной специфики территорий.

Факторы формирования дизайн-кода районов Казани

В ходе натурных обследований городской среды, анализа планировочной структуры города, уклада жизни горожан, культурной жизни города выявлено, что особенности формирования дизайн-кода районов Казани определяются территориальной привязкой, характером архитектуры и историей. На основе этого выявлены факторы формирования дизайн-кода районов Казани:

архитектурный фактор включает выявление индивидуальности в среде: виды дорожного покрытия, декорирование фасадов зданий, тип застройки, наличие арт-объектов, колористика, уличная мебель и т.п.;

природный фактор проявляется в наличии в среде ландшафтных особенностей. Это могут быть парки, скверы, бульвары, озера, реки, пруды;

социокультурный фактор включает историю места, топонимику, городские мероприятия, связанные с какими-то событиями.

Все эти факторы взаимосвязаны и влияют на человека и его ощущение себя в пространстве. Выявляются ориентиры и акцентные объекты, которые помогают сформировать индивидуальный облик территории. В зависимости от специфики конкретной территории какой-то из факторов проявляется сильнее. Таким образом, при создании дизайн-кода определяется доминантный фактор, определяющий центральный элемент, влияющий на актуальный имидж района.

Концепция формирования дизайн-кода Ново-Савиновского района Казани

Для апробации разработки концепции дизайн-кода городского района был рассмотрен Ново-Савиновский район. Район расположен на правом берегу р. Казанки. Это один из самых больших по численности населения (222 926 человек на 2021 г.), самый малый по территории (20,66 км²) и, таким образом, самый плотно заселенный район города. Застройка района формирует современную панораму города. Анализ городской среды Ново-Савиновского района позволил выделить ее положительные и отрицательные характеристики:

Положительные характеристики Отрицательные характеристики
богатый природный ландшафт,
застройка выходит к берегу реки, 
внутри застройки есть малые водные объекты
скудная типовая застройка
наличие достопримечательностей неблагоустроенные территории
наличие современных благоустроенных
территорий
подтопляемые территории
наличие знаковых сооружений отсутствие единой стилистики
в оформлении застройки
наличие социокультурного фактора отсутствие исторических объектов
и объектов культурного наследия
регулярная планировка облегчает
ориентацию
регулярная планировка в жилой застройке
создает однотипную среду

При анализе городской среды и застройки Ново-Саввинского района были рассмотрены природный (рис. 4), архитектурный (рис. 5), социокультурный факторы (слои), которые могут определить дизайн-код района. На территории Ново-Савиновского района имеются малые водные объекты: озера Марьино, Малое Чуйково, Большое Чуйково, Большое Чайковое озеро во дворе Школьников, река Казанка. Эта особенность определяет идентичность данной территории. Озера расположены в разных частях района, разрознены, между ними нет благоустроенных связей, многие из них нуждаются в благоустройстве.

Рис. 4. Водные объекты на территории Ново-Савиновского района. Фото авторов

Анализ архитектурно-планировочных характеристик района показал, что в целом застройка района сложилась преимущественно во второй половине ХХ в. В городском сообществе известен топоним «кварталы», обозначающий территорию района. На ней отсутствуют объекты культурного наследия, застройка района формирует городскую панораму преимущественно жилыми комплексами (период застройки с начала 2000-х гг. до настоящего времени), есть новые и уникальные с точки зрения функций, конструкций объекты (стадион «Казань-Арена», Дворец водных видов спорта, Дворец единоборств и др.).

В состав района входят несколько микрорайонов, основанных на месте исторических поселков  Савиново, Козья слобода. История поселения Козья слобода, как и само происхождение топонима, уходят корнями в глубокое средневековье. Еще в XVI в. на правом берегу Казанки за заливными государевыми лугами возникло небольшое поселение. В 1654 г. многие горожане, спасаясь от разразившейся эпидемии моровой язвы (чумы), перебрались на правый берег Казанки, что и послужило первым толчком к росту слободы. Здесь стали разводить коз и коров. В 1889 г. слобода вошла в городскую черту ‒ были осушены болота, тянущиеся через Гривку к Ягодной слободе, а сам район стал интенсивно застраиваться деревянными домами. В последующие годы между заречными слободами были сооружены земляные дамбы, связанные с Горбатым и Хижицким мостами в единую транспортную инфраструктуру. Сегодня топоним «Козья слобода» отражен в названии станции метро.

Рис. 5. Характер архитектуры, элементов средового дизайна на территории Ново-Савиновского района. Фото авторов

Также на территории района есть улицы, названные в честь поэтов, историков, писателей. Например, улица Фатыха Амирхана носит имя татарского писателя и публициста. Улица Сибгата Хакима названа в честь татарского поэта, улица Рашида Нигматуллина – в честь советского ученого в области электрохимии (рис. 6).

Рис. 6. Схема размещения улиц, названных в честь татарских писателей и ученых на территории Ново-Савиновского района.
Иллюстрация авторов

В качестве приоритетного фактора, формирующего идентичность среды, определен природный, так как именно он выявляет уникальность среды района. Главным решением, подчеркивающим идентичность места, связанного с образом воды, может стать соединение водных объектов и примыкающих к ним пространств с помощью дополнительных звеньев, таких как малые архитектурные формы, оформление фасадов первых этажей и элементов благоустройства в единой цветовой гамме и тематике. Одним из ключевых приемов формирования дизайн-кода Ново-Савиновского района, подчеркивающего его индивидуальность, является активное использование водных элементов в оформлении и благоустройстве среды (рис. 7):

1) фонтаны и водные скульптуры (наличие на территории в местах отдыха фонтанов, питьевых фонтанчиков, водных скульптур);
2) включение пластичной массы в ландшафт – это может быть имитация субстанции воды через форму и материал, также может использоваться дождевая вода для создания водных композиций;
3) формирование зон благоустройства вдоль береговой линии;
4) создание водных элементов в среде, это может быть имитация ручья с помощью сбора дождевой воды, строительство мостиков или тропинок через водные преграды.
5) разработка каскадных форм, которые могут быть горизонтальными, вертикальными, включающими зону отдыха.

Рис. 7. Рекомендации по формированию дизайн-кода Ново-Савиновского района на основе
активного использования водных элементов в оформлении и благоустройстве среды
Сост. Е.А. Кулакова

История места может влиять на тематику арт-объектов или объектов, временно оформляющих территорию (например, арт-объекты в виде коров и коз). Они могут располагаться в общественных пространствах (набережной, скверах и бульварах), что позволит усилить идентичность места, воспроизводя исторические события и персонажей, сделать район отличным от других. Развитие городской среды в таком ключе демонстрирует многослойность и многоаспектность городской идентичности, ее неповторимость. Также предлагается отразить социокультурные особенности территории путем установки памятных табличек, встроенных в мощение, фасады зданий и канализационные люки. В табличках может быть описана не только биография исторических деятелей, но и их заслуги, размещены строчки из стихов, а также иллюстрации к произведениям. На фасадах домов могут появиться стенные росписи с изображениями сказочных героев, фрагментами текстов.

Анализ архитектурных качеств застройки района показал наличие ткани сложившейся жилой застройки без выраженного единого стиля и относительно большое количество уникальных объектов на небольшой площади района. В связи с этим при разработке дизайн-кода района целесообразно включить рекомендации по отделочным материалам, по колористике фасадов зданий (которые могут быть учтены при капремонте и модернизации застройки).

 

Рис. 8. Пример формирования дизайн-кода Ново-Савиновского района с учетом социокультурного фактора.
Сост. Е.А. Кулакова. Авторы проекта* «Бульвар Белые цветы» консорциум Проектная группа 8 + ПАРК)

Колористику фасадов предлагается разделить на три блока: колористику центральной зоны (наиболее яркие и акцентные цвета), срединной зоны (в жилой застройке приглушенные цвета) и периферийной зоны (рекомендуется добиваться единого цветового звучания и использования доминирующего цвета для определенных элементов зданий, например, кровли).

Также в рекомендациях дана инструкция по покрытиям поверхностей пешеходных путей общественных зон района. Покрытие может состоять из гранитной плитки, гранитной брусчатки, резиновой крошки, гранитной крошки. Главной особенностью является наличие индивидуального рисунка и индивидуального колористического решения для района. В связи с тем, что на территории района имеется большое количество отдельно стоящих мелких торговых объектов и все они имеют разную форму и конфигурацию, предлагается установить рекомендации по их конфигурации и оформлению и рекомендации по оформлению сезонных кафе и веранд.

Рис. 9. Рекомендации по формированию дизайн-кода Ново-Савиновского района на основе
внедрения знаковых элементов и стрит-арта. Сост. Е.А. Кулакова

Результаты

Таким образом, в процессе работы над данным проектом были сформулированы положения методологии формирования дизайн-кода, включающей принципы, алгоритм и модель построения дизайн-кода района города.

1. Принцип территориальности заключается в выявлении особых факторов, существующих только на этой территории. Это могут быть природные данные, объекты культурного наследия, важные градостроительные объекты притяжения. Дизайн-код формируется исходя из локальных особенностей территории. Таким образом, становится видимой местная идентичность и уникальные характеристики места. Именно выявление идентичности для многих российских городов сейчас ключевая задача, так как они или сформировались, или росли в период индустриального развития (ХХ в.) и их среда со временем становятся «депрессивной» (говорят что город «не имеет своего лица»). Использование этого принципа влияет на развитие местности, улучшает среду, повышает ее качество, делает запоминающейся.

2. Принцип гармоничности заключается в приоритетном отношении к сложившейся архитектурной среде, памятникам, объектам культурного значения, вследствие этого базовые элементы, дополняющие внешний облик городской среды (информационные конструкции, городская мебель, оборудование) должны иметь сдержанный, «ненарочитый» дизайн, не «кричащие» колористические решения, способствуя выявлению тем самым уникальности застройки или природных особенностей места.

3. Принцип экологичности заключается в следующем:

– сохранение и восстановление значимых компонентов природы, сохранение и выявление естественного ландшафта;
– увеличение площади зеленых и благоустроенных пространств;
– использование местных натуральных материалов, которые при необходимости можно утилизировать экологичными способами или использовать повторно;
– взаимоувязка растительности, рельефа местности, флоры и архитектуры;
– использование декоративных свойств растительности и водных устройств.

4. Принцип эргономичности заключается в создании пространств удобных для человека. Эргономический подход предполагает понимание поведенческих, физиологических особенностей людей, их возрастной категории, потребности к взаимодействию с проектируемой средой. Т.е. дизайн-код – это инструмент формирования комфортной, безопасной и доступной городской среды, помогающий учитывать антропометрические, психофизические и психологические свойства человека. Этот принцип учитывает все составляющие характеристики места обитания человека. На него могут влиять свет, звуки, безопасность городских пространств, колористика, фактура и материалы, которые составляют личную гармонию для человека, влияют на его состояние и поведение.

5. Принцип сохранения среды заключается в сохранении и восстановлении утраченных особенностей территории.

Также выявлен алгоритм формирования дизайн-кода районов города

1. Выделение ключевых городских пространств и территорий – подробная разработка для них правил оформления городской среды.

2. Территориальное районирование внутри административных районов, выявление морфотипа городской среды

3. Определение наиболее важных факторов, формирующих идентичность территории, которые должны быть проявлены в дизайн-коде данного района.

4. Разработка дизайн-кода района Разработка дизайн-кода для специальных мероприятий или праздничного дизайн-кода ключевых городских пространств (например, городских площадей или улиц с новогодним оформлением).

Алгоритм формирования дизайн-кода городской среды включает следующие положения:

– выделение ключевых городских пространств и территорий – подробная разработка для них правил оформления городской среды;
– территориальное районирование внутри административных районов, выявление морфотипа городской среды;
– определение наиболее важных факторов, формирующих идентичность территории, которые должны быть проявлены в дизайн-коде данного района;
– разработка дизайн-кода района;
– может быть отдельно разработан праздничный дизайн-код для событийных мероприятий.

Модель построения дизайн-кода района города основана на определении типологии среды.

В ходе анализа были определены 3 типа среды для района по степени значимости для жителей, количеству пользователей этой зоны, концентрации объектов обслуживания, точек притяжения, наличию особых, знаковых объектов. Это 1 – центральный тип среды, 2 – срединный тип среды, 3 – периферийный тип среды. Для каждого типа предлагаются блоки с перечнем средовых параметров:

– регламентационный блок обязателен к исполнению,
– рекомендательный блок  носит рекомендательный характер,
– индивидуальный блок  подразумевает возможность появления, разработки индивидуальных решений.

Выводы

Перечень средовых параметров, методов и приемов для разработки дизайн-кода определен. Но для каждого типа среды будет меняться их принадлежность к блоку (обязательному к исполнению или рекомендуемому). В частности, для важных, центральных, узловых городских пространств, которые значимы и для жителей города и формируют образ города для приезжих, перечень обязательных требований к средовым параметрам будет более широким. В то время как эти же категории для срединного жилого типа среды будут носить рекомендательный характер.

Таким образом, в процессе исследования посредством выявления локальной индивидуальности территории были разработаны алгоритмы и модель формирования дизайн-кода для Ново-Савиновского района г. Казани. Сформулированные принципы и рекомендации могут стать примером для решения аналогичных проектных задач, лечь в основу градостроительной документации, регламентирующей архитектурно-дизайнерскую практику в этой области.

 Примечание
* http://park.tatar/abs 

Библиография

1. Линч, К. Образ города / К. Линч. – М.: Стройиздат, 1982. – 328 с.: ил.

2. Глазычев, В.Л. Урбанистика / В.Л. Глазычев. 2-е изд., стереотип. – М.: Европа, 2017. – 228 с.

3. Есаулов, Г.В. Об идентичности в архитектуре и градостроительстве [Электронный ресурс] / Г.В. Есаулов // Academia. Архитектура и строительство. – 2018. – № 4. – С. 12 – 18. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-identichnosti-v-arhitekture-i-gradostroitelstve 

4. Петровская, Е.И. Градостроительный регламент, средовые коды и критерии качества городского пространства [Электронный ресурс] / Е.И. Петровская // Архитектура и современные информационные технологии. – 2017. – №2 (39). – С. 268 – 283. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gradostroitelnyy-reglament-sredovye-kody-i-kriterii-kachestva-gorodskogo-prostranstva 

5. Петров, Н.В., Гардер, М.О. Бренды, символы и дизайн-код Нижнего Новгорода [Электронный ресурс] / Н.В. Петров, М.О. Гардер // Фольклор и антропология города. – 2019. – № 3 – 4. – С. 180 – 190. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/brendy-simvoly-i-dizayn-kod-nizhnego-novgoroda 

6. Донгузов, К.А., Маннасова, Ю.И. Зарубежный опыт дизайн-кодирования городских пространств [Электронный ресурс] / К.А. Донгузов, Ю.И. Маннасова // Научный журнал. – 2022. – №2 (64). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-dizayn-kodirovaniya-gorodskih-prostranstv 

7. Копычина-Лоренс, С.М. Некоторые аспекты дизайн-среды общедоступных городских общественных пространств [Электронный ресурс] / С.М. Копычина-Лоренс // Глобус. – 2020. – №2 (48). – С. 4 – 8. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-dizayn-sredy-obschedostupnyh-gorodskih-obschestvennyh-prostanstv 

8. Шлендер, Р.А., Алексеева, А.В. Необходимость дизайн-кода современному российскому городу (на примере г. Омска) [Электронный ресурс] / Р.А. Шлендер, А.В. Алексеева // Скиф. – 2019. – №11 (39). – С. 731 – 737. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-dizayn-koda-sovremennomu-rossiyskomu-gorodu-na-primere-g-omska 

9. Антонова, Н. Е. «Дух места» как предмет охраны [Электронный ресурс] Н. Е. Антонова // Academia. Архитектура и строительство. – 2015. – №1. – C. 30 – 39. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duh-mesta-kak-predmet-ohrany 

10. Альземенева, Е.В., Мамаева, Ю.В. Идентичность городской среды [Электронный ресурс] / Е.В. Альземенева, Ю.В. Мамаева // Инж.-строит. вестн. Прикаспия. – 2021. – №2 (36). – С. 40 – 47. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identichnost-gorodskoy-sredy 

Ссылка для цитирования статьи

Файзрахманова, Г.Р. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙН-КОДА СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ(НА ПРИМЕРЕ НОВО-САВИНОВСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ) [Электронный ресурс] / Г.Р. Файзрахманова, Ю.А. Закирова, Е.А. Кулакова //Архитектон: известия вузов. – 2022. – №4(80). – URL: http://archvuz.ru/2022_4/26/  – doi: 10.47055/1990-4126-2022-4(80)-26


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 14.11.2022
Просмотров: 141