Архитектон: известия вузов. №1 (81) Март, 2023
Дизайн среды
Ремизова Дарья Романовна
магистрант кафедры дизайна архитектурной среды,
Научный руководитель ст. преп. Е.В. Глатоленкова.
ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет»
Россия, Хабаровск, e-mail: 2017100947@pnu.edu.ru
Глатоленкова Екатерина Викторовна
старший преподаватель Высшей школы архитектуры и градостроительства.
Тихоокеанский государственный университет,
ORCID 0009-0001-6030-700X
Россия, Хабаровск, e-mail: 008703@togudv.ru
Концепция благоустройства среды района железнодорожного вокзала г. Спасска-Дальнего
УДК: 721
DOI: 10.47055/19904126_2023_1(81)_27
Аннотация
Ключевые слова: архитектурное наследие, вокзал, железнодорожная архитектура, благоустройство среды, Уссурийская железная дорога
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и РЯиК №21-512-23004
Введение
Актуальность. Сохранившиеся с начала XX века постройки первой дальневосточной магистрали– Уссурийской железной дороги –могут представлять большой потенциал для развития международного и внутреннего туризма. Изучение ее истории важно для понимания региона. На территории КНР целые кварталы железнодорожных станций, бывшие пассажирские здания, жилые дома и сохранившиеся общественные здания Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) – другого участка Транссибирской магистрали, построенной в тот же период, что и Уссурийская дорога, – имеют охранный статус и становятся достопримечательностями регионального масштаба, привлекающими приезжих. В России инфраструктура железнодорожных станций не приспособлена для работы с туристами – нет гостиниц, благоустроенной среды, навигации, проработанных маршрутов (более того – на протяженных участках нет электричек, которые бы позволяли передвигаться из города в город по железной дороге, а все поезда ходят ночью). Но нельзя не заметить возросший спрос на внутрироссийские путешествия. Активно популяризируется и Транссиб как в публицистике, различных сообществах и видео о путешествиях, так и в образовательной и научной среде. В октябре 2022 г. НИУ Высшей школой экономики (Москва) и кафедра отечественной и зарубежной истории Южно-Уральского государственного университета организовали межуниверситетскую студенческую экспедицию «Великий Сибирский путь: побеждая пространство и сотворяя историю», в которой приняли участие студенты и преподаватели разных вузов Челябинска. Экспедиция прошла по историческому маршруту из Челябинска во Владивосток с остановками в семи крупных городах, включая и Владивосток.
Краткий обзор исследований по теме. Собирая материал для публикации, авторы опирались, в первую очередь, на работы хорошо известных авторов: В. В. Бурковой, занимавшейся изучением истории строительства Дальневосточной железной дороги [1], историка дальневосточной архитектуры Н. П. Крадина, затрагивавшего общие вопросы архитектурного оформления ДВЖД [2], [3] и М.Е. Базилевича, изучающего вклад инженеров и архитекторов в промышленную архитектуру юга Дальнего Востока [4]. Изучению истории архитектуры железнодорожных вокзалов разных городов посвящены работы А.А. Васькина (о Московских вокзалах), Ю.А. Никифоровой и Ю. В. Наливайко (об Уральском регионе). О стилистических особенностях железнодорожной архитектуры писали О.С. Субботин, А.А. Артемьева. Среди множества авторов есть и те, кто пишет о возможностях восстановления и сохранения исторического железнодорожного наследия, например, о зарубежном опыте модернизации вокзальных комплексов городов Европы рассказывает в своей статье Р.А. Абдуллина [5], о принципах реконструкции Кругобайкальской железной дороги писал Д.К. Чертилов, о восстановлении облика первого вокзала Екатеринбурга – А.С. Смагина [6]. Зарубежный опыт представлен в работах Э. Бистона, изучающего Ливерпуль-роуд в Манчестере [7]. История города Спасска-Дальнего описана А.М. Бачуриным [8], архитектурный аспект изучался М.А. Типтюковой и Е.В. Стеховой[9].
Проблема исследования – адаптация железнодорожных объектов к новой функции и потребностям общества. Объект исследования – район железнодорожного вокзала Спасска-Дальнего.
Предмет – особенности благоустройства среды и организации многофункционального пространства с элементами исторической застройки и железнодорожной архитектуры. Целью работы является разработка концепции проектного предложения благоустройства привокзальной территории Спасска-Дальнего с включением исторической застройки железнодорожной архитектуры и инфраструктуры. В задачи входит анализ территории и исторического контекста, разработка функционального зонирования, оборудования.
Методика исследования. Проведение экспедиций с натурными обследованиями и теоретическими изысканиями (поиск старых фотографий, чертежей и исторических сведений) исследуемого объекта, фотофиксация, замеры позволили получить материал для дальнейшего изучения. Фотографии и историческая справка о Спасске-Дальнем получены во время проведенной в мае 2021 г. экспедиции; также были выявлены ряд жилых домов и зданий общественного назначения времен строительства Уссурийской железной дороги, не включенных в реестр культурного наследия Приморского края. Чертежи и проектная документация получены в результате архивных изысканий в августе, октябре 2021 г. В ходе разработки проектного предложения в январе–апреле 2022 Д.Р. Ремизовой проведены полевые исследования в районе железнодорожного вокзала (фотофиксация, анализ средовых факторов, анализ существующей застройки и озеленения), изучены материалы музея города. Экспериментальный проект – разработка моделей оборудования и комплексное решение среды железнодорожного вокзала с использованием элементов утраченных архитектурных объектов в качестве формообразующих – позволил наглядно продемонстрировать полученные результаты и использовать их в дальнейшей работе.
О топонимике станции Спасская – Евгеньевка. Поселок при железнодорожной станции в районе нынешнего г. Спасска-Дальнего основан в 1891 г. вместе с началом строительства Южно-Уссурийского участка, станция называлась по имени рядом расположенного села Спасское – Спасская. В 1894 г. по Южно-Уссурийскому участку началось движение поездов. В 1903 г. станцию переименовали в Евгеньевку, в честь жены начальника Управления Российских железных дорог К. Губера (здесь мы сошлемся на С. Сигачева, известного исследователя и популяризатора Транссиба; точных сведений насчет происхождения этого названия пока нет). В изданном сборнике документов РГИА ДВ «Заветная мечта императора. К 120-летию начала строительства Уссурийской железной дороги» собраны дела, посвященные в том числе истории переименований станций, есть и о перипетиях с названием Евгеньевки. Так, в письме к министру путей сообщения М.И. Хилкову генерал-губернатор Приамурья Н.И. Гродеков пишет: «…непонятным и обидным явилось переименование станций, расположенных при старейших и многолюднейших селениях Южно-Уссурийского края: Черниговке и Спасском. <…> Наконец, если бы почему-либо признаны были неудобными прежние названия, то, во всяком случае, новые названия следовало бы дать по именам местных исторических деятелей, а не по именам членов семейств начальствующих лиц дороги (Верино, Евгеньевка, Котиково)». Село и станция были на удалении друг от друга, по грунтовыми дорогам между ними был налажен извоз. Оживленность станции привела к появлению торгового поселка – Спасской слободы. В справочном спутнике И.С. Кларк так отзывается о прилегающему к станции поселку: «Минуя ст. Евгеньевку с раскинувшимся около неегромадным селом Спасским, живописно разбросавшим свои белые, крытые оцинкованным железом, мазанки, с окружающими их садиками по отлогому пригорку...» [10, с. 55].
Современное состояние территории железнодорожной станции
В структуре современного Спасска-Дальнего отчетливо читается район железнодорожного вокзала с узнаваемой старой площадью, прямыми улицами. Территория бывшего железнодорожного поселка во многом сохранила облик начала века, прежде всего – в планировке, малоэтажной застройке. В 1920-е гг. был модернизирован железнодорожный вокзал – к старому зданию пристроили объем с элементами стиля модерн – это новое здание эксплуатируется до сих пор, паровозное депо также эксплуатируется и было отреставрировано, сохранились водонапорная башня и ряд домов, построенных для железнодорожников в 1910-е гг. на второй от дороги линии, здание школы. Деревянные дома первой линии не уцелели. Фотографии отдельных объектов – на рис. 1.
Рис. 1. Современная застройка Спасска-Дальнего: паровозное (локомотивное) депо после реставрации. Фото Д.Р. Ремизовой, 2022;
железнодорожный вокзал и водонапорная башня. Фото Е.В. Глатоленковой, 2021
Транссибирская магистраль пересекает город в центральной части, но районы, расположенные по обе стороны от путей, оторваны друг от друга: автомобильные переезды расположены на расстоянии около 1,5 км от вокзала, пешеходного перехода через пути рядом с вокзалом нет, ближайший виадук – на расстоянии около 1 км. На рис. 2 выделен район железнодорожного вокзала и показаны переезды.
Рис. 2. Историческая застройка поселка железнодорожной станции на карте Спасска-Дальнего:
а) пешеходный виадук; б) автомобильные переезды через пути;
в) рассматриваемая территория железнодорожного вокзала (данные карты © участники проекта OpenStreetMap, ODbL)
В центре привокзальной площади стоит памятник «Штурмовые ночи Спасска» – объект федерального значения (отреставрирован в 2022 г.), вокруг – торговые павильоны, автобусные остановки, неухоженные пустыри. На привокзальной территории нет благоустроенных участков и зон отдыха для горожан и приезжих.
Выделяются следующие функциональные зоны:
1) железнодорожная зона (включает вокзал и привокзальную площадь) и здания, принадлежащие Российским железным дорогам;
2) историческая зона (здания, принадлежащие старому железнодорожному поселку, школа, водонапорная башня и железнодорожное депо);
3) торговая зона (два магазина и привокзальные торговые павильоны);
4) жилая зона (каменная и деревянная жилая застройка);
5) ландшафтная зона (озеленение вокруг площади, пустыри);
6) мемориальная зона (памятник). Резюмируем выявленные проблемы:
- неблагоустроенная территория, прилежащая к железнодорожному вокзалу;
- отсутствие организованных мест отдыха (скамеек с навесами, в том числе в зоне ожидания поездов);
- плохое состояние исторически значимых объектов бывшего железнодорожного поселка (заброшенные здания, руины);
- отсутствие спланированного озеленения;
- отсутствие навигации вне здания железнодорожного вокзала;
- стихийная торговля;
- неорганизованная парковка.
Международный и отечественный опыт реновации железнодорожного наследия – анализ примеров. Индустриальный туризм (посещение исторических промышленных объектов, продвижение изучения промышленной архитектуры) становится все более популярным во всем мире. Локальные территории промышленного назначения могут быть преобразованы в культурные площадки, интересные туристам. Музеи промышленной истории под открытым небом, экскурсии для местных жителей и туры выходного дня для гостей города по специально разработанным маршрутам – перспективные направления индустриального туризма.
Перспективность этого направления уже давно показала практика других стран. Так, в Великобритании распространены частные исторические железные дороги. Одним из ярких примеров является Музей науки и промышленности, который находится на месте первой в мире пассажирской железнодорожной станции Манчестер–Ливерпуль-роуд, открытой как часть Ливерпульско-Манчестерской железной дороги в 1830 г. Здесь можно увидеть работающие до сих пор паровые машины, а также локомотивы и паровозы разных лет. Бывшая станция Ливерпуль-роуд сохранилась вместе с платформой, путями и была превращена в один из павильонов музея, в котором теперь размещаются временные фотовыставки, а также экспозиция про историю первой железной дороги и галерея «Подземный Манчестер». В США железнодорожный транспорт не является основным в пассажирских перевозках, поэтому поездка на трансатлантическом экспрессе – это скорее экзотика, интересная туристам. Популярным направлением является дорога Аллегейни-Портидж в центральной Пенсильвании. Служба национальных парков превратила один из ее участков в исторический музей Allegheny Portage Railroad. Железнодорожный путь и некоторые постройки были реконструированы, открыт музей с постоянной экспозицией, на открытых площадках можно устраивать пикники, развита сеть пешеходных троп. Рядом с дорогой находится Samuel Lemon House, таверна, которая была популярной остановкой для пассажиров железной дороги.
На Северо-Востоке Китая, вдоль бывшей Китайско-Восточной железной дороги, построенной как часть Великого Сибирского пути, также реализуется план по созданию туристического маршрута: реконструированы ряд объектов и целые железнодорожные поселки, созданы музеи и парки. В России благодаря активистам из проекта «Заповедные железные дороги», многие заброшенные и выведенные из эксплуатации пути возрождаются и используются в качестве небольших туристических маршрутов (Кругобайкальская, железные дороги о. Сахалина и др.). Участники путешествуют на поездах по различным исторически значимым и часто забытым местам и стараются привлечь внимание к проблеме почти не развитого железнодорожного туризма в России [11].
Концепция благоустройства среды района железнодорожного вокзала
Главные концептуальные идеи и мероприятия проектирования средового пространства района железнодорожного вокзала Спасска-Дальнего можно описать следующим образом:
- функциональная организация пространства (создание рекреационных зон для отдыха, общественной зоны для мероприятий, выставочной зоны для временных экспозиций);
- стилизация (создание образа и атмосферы поселка железнодорожников, восстановленного по изученным историческим материалам);
- сезонное использование территории (трансформации для проведения праздников, сезонных ярмарок).
Сложность проекта благоустройства территории железнодорожного вокзала заключается в создании многофункционального пространства с сохранением основной функции – обслуживания пассажиров в зоне вокзала и локомотивов в зоне депо. Анализ исторической застройки позволил определить стилистическую направленность выбранных решений. Предлагается использование традиционных для уссурийской линии элементов декора железнодорожных объектов в оформлении оборудования и элементов благоустройства (деревянные элементы, использовавшиеся в обрамлении окон и фронтонов кровель применяются в элементах конструкции торговых павильонов и малых архитектурных форм зоны отдыха). Предлагается следующее функциональное зонирование и наполнение (рис. 3).
Рис. 3. а – привокзальная зона отдыха; б – торговая зона «сезонная ярмарка»;
в – рекреационная зона «сквер истории»; г – арт-зона; д – историческая зона;
е – гостиничная зона; ж – зона парковок автотранспорта; з – транспортная зона;
и – жилая зона; к – автомобильная парковка; л – парковка рейсовых автобусов;
м – парковка такси; н – автобусная остановка; о – движение автомобильного транспорта;
п – движение поездов; р – движение пешеходов; с – движение туристов/приезжих
Привокзальная зона отдыха планируется с левой стороны от здания вокзала и попасть в нее можно будет либо с железнодорожной платформы, либо со стороны привокзальной площади. Это небольшой зеленый сквер, окруженный растениями и предназначенный для отдыха путешественников либо ожидающих поезда. На Уссурийской железной дороге традиция разбивать сады вдоль путей была с начала эксплуатации, первоначально зеленые насаждения служили для шумозащиты. Предлагается установка деревянных качелей с резными деталями, также отсылающими к декору старой застройки.
Торговая зона «Сезонная ярмарка». Уже не первый год в Спасске-Дальнем проводятся различные сезонные фестивали, одним из самых известных и крупных стала арбузная ярмарка, с 2021 г. она даже приобрела региональный статус. Проектом предлагается организовать площадку для проведения различных ярмарок и фестивалей в шаговой доступности от вокзала. Всего предусмотрено 21 торговая точка. Торговые киоски открытого типа в двух вариантах выполнены и стилизованы под проекты киосков с кипятком, использовавшихся на дорогах дальневосточных участков.
Рекреационная зона «Сквер истории» представляет собой открытую площадку при существующем здании музея истории города, в центре которого расположены стенды для размещения различной информации, временных и постоянных экспозиций. Предусмотрены места для отдыха, главными элементами которых являются деревянные навесы, которые так же отсылают к первым постройкам города (рис. 4).
Рис. 4. Визуализация проекта торговой зоны и «Сквера истории»
Историческая и жилая зоны. В этой зоне расположены дома, имеющие историческую ценность, но не являющиеся памятниками. Нами определены четыре деревянных жилых дома, два из которых заброшены. Предлагается отреставрировать здания и частично арендовать их под магазины, библиотеки, кафе и т.д.
Арт-зона. На территории расположены каменное здание (бывший клуб), руины деревянного дома. Предлагается на месте разрушенного дома возвести деревянную беседку с навесом и качелями и организовать площадки для проведения мероприятий на открытом воздухе, кинопоказов в летнее время, а бывший клуб оборудовать под коворкинг или арендную зону всесезонного использования (рис. 5).
Рис. 5. Визуализация проекта арт-зоны и зоны отдыха у вокзала
Гостиничная зона. В этой зоне расположено кирпичное двухэтажное здание, бывшее общежитие железнодорожников. Предлагается организовать в этом месте гостиницу. Также рядом со зданием планируется разместить детскую площадку и места для прогулок и отдыха.
Зона парковок автотранспорта. Проектом предусматривается наличие шести зон парковок. Первая расположена возле ярмарочной зоны, вторая – у арт-зоны, третья и четвертая – у вокзала, пятая – у сквера, шестая – у старого депо.
Зона остановки общественного транспорта. В ней планируется остановочный павильон и навигационный стенд. В районе железнодорожного вокзала предусмотрено четыре таких зоны: три остановки для городских автобусов находятся напротив привокзальной площади, одна остановка для междугородних автобусов находится напротив автовокзала.
Проектируемое оборудование и предметное наполнение среды составляют важные визуальные ряды в общей композиции пространства, поэтому одна из проблем благоустройства решается путем разработки авторских объектов. Малые архитектурные формы, помимо прямой функции, украшают, разграничивают, организовывают территорию и участвуют в создании стилевой общности.
Разрабатываемый многофункциональный комплекс предназначен для всесезонной эксплуатации. Вокзал – это одна из самых живых частей города, так что проектируемая территория должна благоприятно выглядеть и рационально использоваться в любое время года.
В теплый период года ярмарочная зона и кинотеатр у арт-зоны будут пользоваться особым спросом, число посетителей будет максимальным. В холодное время года ярмарочная зона будет использоваться только для проведения сезонных ярмарок (предновогодней и новогодней), а рекреационная зона в сквере станет отличным местом для проведения новогодних праздников. В арт-зоне предусмотрено два вида помещений, в летнее время различные мероприятия можно проводить в деревянной беседке, в зимнее – в здании. Другие зоны можно эксплуатировать в любое время года.
Визуализация проекта с изображениями и чертежами основных объектов представлена на рис. 6.
Рис. 6. Компоновка восьми планшетов проекта благоустройства среды станции Спасск-Дальний
Заключение
В статье изложены основные положения дизайн-проекта благоустройства среды станции Спасск-Дальний. Проведен предпроектный анализ, включающий как исследование современного состояния рассматриваемого района, так и историческую справку (история строительства станционного поселка, смена топонимики, анализ опыта реновации аналогичных проектов в России и за рубежом); сформирована концепция, выдвинуто общее планировочное решение, разработано предметно-пространственное наполнение среды с использованием элементов, отсылающих к образу утраченных объектов.
Проведенная работа является частью исследовательского проекта, была защищена в качестве выпускной квалификационной работы и предполагается ее дальнейшая разработка.
Библиография
1. Буркова, В.В. Дальневосточная магистраль России: 100-летию Дальневост. железной дороги посвящается, 1897–1997 / В.В. Буркова, В.А. Крапивный, А.А. Забелин. – Хабаровск: Част. коллекция, 1997. – 351 с.
2. Крадин, Н.П. Старый Хабаровск. Портрет города в дереве и камне (1858-2018). Изд. 3-е, перераб. и доп. / Н.П. Крадин. – Хабаровск: Приамурские ведомости, 2018. – 447 с.
3. Крадин, Н.П. Русские инженеры и архитекторы в Китае / Н.П. Крадин. – Хабаровск: Хабаровская краевая типография, 2018. – 380 с.
4. Базилевич, М., Крадин, Н. Industrial architecture of Primorye. Vladivostok, Ussuriysk / М. Базилевич, Н. Крадин // Проект Байкал. – 2020. – № 65. – С. 122–131.
5. Абдуллина, Р.А. Зарубежный опыт реконструкции территорий исторических железнодорожных вокзалов / Р.А. Абдуллина // Инновации. Наука. Образование. – 2021.– Vol. № 48. – С. 1194–1200.
6. Смагина, А.С. Реконструкция облика первого железнодорожного вокзала Екатеринбурга / А.С. Смагина // Современные тенденции в науке и образовании: новый взгляд : мат-лы Междунар. (заочной) науч.-практ. конф. Нефтекамск, 22 сентября 2020 года / Под общ. ред. А.И. Вострецова. – Нефтекамск: Мир науки, 2020. – С. 90–96.
7. Beeston Erin. Spaces of Industrial Heritage: a history of uses, perceptions and the re-making of Liverpool Road Station Manchester / Beeston Erin. – Manchester: University of Manchester, 2020.
8. Бачурин, А.М. Спасская энциклопедия. Городской округ Спасск-Дальний и Спасский муниципальный район / А.М. Бачурин. – Владивосток: Дальнаука, 2013. – 485 с.
9. Типтюкова, М.А., Стехова, Е.В. История образования города Спасск-Дальнии. Его градообразующая составляющая и значимые памятники архитектуры [Электронный ресурс] / М.А. Типтюкова, Е.В. Стехова // Новые идеи нового века: мат-лы Междунар. науч. конф. ФАД ТОГУ. 2020. Т. 1. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42950366_75465829.pdf
10. Кларк, И.С. Спутник по Сибири, Маньчжурии, Амуру и Уссурийскому краю: в 9 вып.: в 10 т. - Т. III.: Вып. III. Летнее движение 1907 года. Репринтное издание 1906-1913 гг. / И.С. Кларк. – СПб: Альфарет. – 2011. – Vol. 3. – 582 c.
11. Заповедные железные дороги [Электронный ресурс]. – URL: https://rusbestrailways.ru/
Ссылка для цитирования статьи
Ремизова, Д.Р., Глатоленкова, Е.В. Концепция благоустройства среды района железнодорожного вокзала г. Спасска-Дальнего [Электронный ресурс] / Д.Р. Ремизова, Е.В. Глатоленкова // Архитектон: известия вузов. – 2023. – №1(81). – URL: http://archvuz.ru/2023_1/27/ – doi: 10.47055/19904126_2023_1(81)_27
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная