Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (82) Июнь, 2023

История архитектуры

Суздальцев Евгений Леонидович

кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой средового дизайна.
Государственный университет просвещения,

Россия, Мытищи, e-mail: egens@mail.ru

Соколова Анна Сергеевна

аспирант кафедры живописи.
Государственный университет просвещения,

Россия, Мытищи, e-mail: sanet18@yandex.ru

Львова Инна Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент,
заведующий кафедрой народных художественных ремесел.
Государственный университет просвещения,

Россия, Мытищи, e-mail: nzfamily@mail.ru

Ларионова Нина Львовна

доцент кафедры средового дизайна.
Государственный университет просвещения,
ORCID 0000-0001-9266-0804

Россия, Мытищи, e-mail: larri.n@mail.ru

Роль изобразительных источников в восстановлении исторического облика усадьбы Семеновское-Отрада

УДК: 719
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_12

Аннотация

В статье рассматривается роль произведений искусства в качестве изобразительных источников при работе по реставрации усадьбы. В связи с тем, что задачи, встающие перед историческими исследованиями, становятся все более сложными, появляется потребность в освоении источников, ранее считавшихся вспомогательными. В первую очередь, это касается произведений искусства. Изобразительные источники не менее важны, чем любые другие. В качестве подтверждения данного факта в статье анализируются работы К.К. Кольмана, Г.А. Боссе, В.В. Кабанова, Н.А. Киселева, Й.Н. Рауха, а также картина неизвестного художника середины XIX в., на примере которых изучается значимость произведений искусства при восстановлении исторического облика русской усадьбы, в данном случае – усадьбы Семеновское-Отрада, и делается вывод о том, можно ли использовать для организации работы по ее восстановлению исключительно произведения искусства или необходимы и другие источники.

Ключевые слова: изобразительные источники, русская усадьба, реставрация, Семеновское-Отрада

Введение

Русская усадьба – явление национальной культуры, включающее взаимодействие различных видов искусства, ее изучают как отечественные, но и зарубежные специалисты. «Усадьбоведение» стало отдельным направлением науки. Историю русских усадеб, их облик, структуру, особенности можно узнать из архивных документов, мемуаров, фотографий, а также из произведений живописи. Российский искусствовед Е.А. Савина, анализируя творчество мастеров «Товарищества передвижных художественных выставок», отмечала, что расцвет усадебного искусства совпал с расцветом усадьбы и пришелся на первые десятилетия XIX в. [1]. Таким образом, произведения искусства в числе других источников могут стать превосходным инструментом для восстановления исторического облика русской усадьбы и проведения работ по ее реставрации. Они дают возможность: лучше понять планировку усадебных комплексов, проанализировать рельеф местности, фасады построек, малые архитектурные формы, скульптуры; увидеть, какие материалы были использованы при строительстве зданий и укладке дорожек; определить цветовую палитру, частично ознакомиться с ассортиментом растений.

В конце ХХ в С.О. Шмидт предложил новую классификацию исторических источников, являющихся основой любого исторического исследования, по типам и подтипам, где он разделил изобразительные источники на 3 группы:

• художественно-изобразительные (включающие произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);
• изобразительно-графические (прежде всего памятники, содержащие информацию, выражаемую при помощи наглядных графических образов, не составляющих алфавит);
• изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры) [2].

Тема значимости роли изобразительных источников для проведения реставрации отражена в работах многих исследователей. Например, Д.Ю. Гузевичи, И.Д. Гузевич, изучая проблему самого изображения как источника, в итоге приходят к следующему выводу: «…все есть источник. Надо только уметь им пользоваться» [3, с. 73]. Е.М. Коляда пишет, что во все периоды истории ландшафтная архитектура являлась материалом для вдохновения художников, которые в своих картинах и рисунках запечатлели парки и сады, в настоящее время либо полностью уничтоженные, либо подвергшиеся серьезным изменениям [4]. Е.М. Коляда также отмечает, что композиционные решения довольно значительной части приусадебных парков были приняты с опорой на живописные полотна художников. М.А. Полякова, рассматривая проблему исторической реконструкции утраченных усадебных музейных собраний, выделяет значимость в данном процессе изобразительных источников [5]. И.А. Ртищева при анализе исторических источников представляет произведения известного российского художника А.М. Васнецова как визуальные реконструкции прошлого Москвы [6].

О важности анализа изображений на рисунках и живописных полотнах при организации реставрационных работ говорится и в исследованиях о процессе возвращения исторического облика различным усадьбам. В качестве примера можно привести статью К.Э. Сорокиной, где указывается, что только благодаря изображениям усадьбы в картинах таких художников, как Н.В. Новиков, И.Э. Грабарь и И.И. Фирсов, удалось узнать цветовой колорит усадьбы [7]. О.Е. Глаголева в статье «Компьютерные реконструкции исторических усадеб: Богородицкий дворцово-парковый ансамбль XIII века», подчеркивает, что фотография хоть и позволила понять форму и внешний видо дной из построек дворцово-паркового ансамбля, но не дала информации о материалах. Только благодаря акварели А.Т. Болотова удалось установить использовавшийся материал и цветовое решение [8]. В другом исследовании по данной теме, принадлежащем Школе ландшафтного дизайна, отмечается, что только благодаря картинам В.А. Серова, И.И. Левитана, И.Е. Репина, К.К. Коровина, А.А. Киселева, на которых изображены виды усадьбы Абрамцево, мы имеем возможность увидеть, какие планировочные решения применялись, и какие растения высаживались в прошлом [9].

Теоретические основы исследовательской деятельности

Задачи, стоящие перед историческими исследованиями, постепенно усложняются, из-за чего возникает необходимость осваивать источники, которые ранее играли вспомогательную роль и, как точно подметил крупнейший в России специалист в области источниковедения Г.Н. Ланской, «являлись лишь дополнением к тексту» [10, с. 101], особенно это касается произведений искусства. Как указывает другой специалист по источниковедению отечественной истории В.В. Алексеев, «в условиях современности идет процесс осознания значимости визуальных источников и приравнивание их по информативности к письменным документам» [11, с. 91].

Над темой изобразительных источников и их роли в исторических исследованиях работали А.В. Кибовский, Л.В. Белгородская, Е.Л. Суздальцев, Н.В. Середа и др. [13–16]. Самый известный из них – доктор исторических наук, действительный член Российской академии художеств А.В. Кибовский – научно обосновал историко-предметный метод атрибуции, известный с конца XIX в. [12].

Другой из перечисленных исследователей – Л.В. Белгородская [14], предложила комплекс алгоритмов и моделей работы с изобразительными источниками, который выглядит следующим образом:

• подбор информация о художнике;
• определение периода создания картины;
• нахождение места картины на сегодняшний день;
• рассмотрение сюжета картины;
• анализ находок художника при изображении исторического материала;
• вычленение ошибок в картине. Этот пункт особенно важен, так как произведения искусства не всегда точно отображают действительность, художники по разным причинам «уходят» от исторической достоверности. Данную проблему поднимает в своих исследованиях и педагог, художник и военный реконструктор Е.Л. Суздальцев [15];
• изучение данных современной науки о периоде, изображенном на картине;
• определение значимости художественного произведения в культурном и историческом плане. Об этом писал О.В. Соколов, историк и специалист по периоду наполеоновских войн [17].

Иными словами, при рассмотрении произведений искусства в качестве исторических источников необходимо провести критический анализ, а также изучить исторические сведения о картине и периоде ее создания.

Практические результаты

Более подробно проследим значимость произведений искусства при организации работ по возвращению исторического облика русской усадьбе на примере изобразительных источников, которые можно использовать для восстановления усадьбы XVIII в. Семеновское-Отрада, расположенной в селе Семеновское Ступинского района Московской области.

Рис. 1. К.К. Кольман. «Главный дом». 1864. Бумага, акварель. 40х30 см. Отдел рукописей РГБ

Начнем с акварели профессора Императорской Академии художеств, известного российского архитектора Карла Кольмана, созданной им в 1864 г. (рис. 1). В его работах довольно часто главенствующая позиция отводилась значимым эпизодам строительства, где «документальная точность была очень важна» [18, с. 103]. Данная акварель не стала исключением. В то время К.К. Кольман частично перестраивал главное здание усадьбы, в том числе переделывал балконы, на что, в первую очередь, и сделал акцент в своем рисунке, где им представлен левый вход в здание, над которым и расположен балкон, обрамленный балюстрадой.

Сразу можно определить, что здание выполнено в классическом стиле. Есть возможность довольно детально рассмотреть оформление окон и дверного проема, а также барельефа на стене, расположенного между окнами первого и второго этажа. Их облик можно качественно и подробно восстановить по рисунку. Карниз менее проработан, его центральная часть просто намечена последовательными мазками, из-за чего точно рассмотреть узор и конфигурацию невозможно – только примерные очертания.

Несмотря на легкость и воздушность изображения, К.К. Кольман все же смог отчасти передать материал здания,сделанного из красного кирпича. О том, что это не просто красная краска, а именно кирпич, говорят характерные мазки ближайшего угла дома (для сравнения – на белой пристройке входа полоски отсутствуют).

Цвет дорожного покрытия указывает на то, что оно сделано, скорее всего, из материала, похожего на сегодняшнюю смесь, состоящую из щебня, карьерного непромытого песка и порошковой глины, или уложен крошкой (если судить по красноватому оттенку, то, вероятно, кирпичными высевками). Для более точного определения необходима дополнительная информация из других исторических источников.

Для определения размеров окон, дверных проемов, высоты здания К.К. Кольман изобразил людей, по росту которых можно рассчитать все перечисленные элементы.

Рис. 2. Фасад главного дома усадьбы Семёновская-Отрада (реконструкция). 2022.
Компьютерная графика. Автор А.С. Соколова. Частная коллекция

Акварель К.К. Кольмана сыграла значительную роль при реконструкции главного здания усадьбы в программе 3Dmax (рис. 2), позволив точно узнать вид балкона и входа, обрамление окон и двери, примерный вид карниза, высоту здания, окон, двери, балюстрады. Она имела большое значение при подборе материалов здания и дорожного покрытия.

Рис. 3. Й.Н. Раух. «Отрада». 1838. Холст, масло, 70х98 см. Сызранский краеведческий музей

Далее в качестве изобразительного источника по восстановлению исторического облика усадьбы рассмотрим картину«Отрада» австрийского художника XIX в., мастера пейзажа Й.Н. Рауха (рис. 3), написанную в 1838 г., которая часто позиционируется как картина неизвестного художника начала XIX в.

В конце ХХ в. Л.М. Смирнов, анализируя выставку «Русская усадьба в изобразительном искусстве», прошедшую в Москве в 1990-е гг., заключил, что XIX в. можно охарактеризовать как «дворянский» период жизни усадьбы, а изобразительное искусство того времени – как «живописно-романтическое» [19, с. 35], что находит полное отражение в работе Й.Н. Рауха.

На картине можно рассмотреть главный комплекс усадьбы (рис. 4), правда, из-за его отдаленного расположения мелкие детали утрачены, не совсем понятно строение ворот – художник передает только их приблизительный вид. Художественное полотно позволяет исследователям определить локализацию и вид мавзолея (самое правое здание), храма, определить частичную конфигурацию дорожек, распределение деревьев и облик моста через реку.

Рис. 4. Здания основного комплекса усадьбы Семёновское-Отрада (реконструкция), 2022.
Компьютерная графика. Автор А.С. Соколова Частная коллекция

Въезд в усадьбу проектировал известный российский архитектор и художник середины XIX в. Г.А. Боссе, являющийся создателем входной группы – парадного двора усадьбы, расположенного перед входом в основное здание. Сохранились эскизы мастера, на которых он очень тщательно и подробно изобразил главные ворота. На рисунке видны проработанные узоры ограды, фонари, калитки, барельефы, скульптуры лежащих львов над калитками. В центре ворот вверху можно даже рассмотреть корону (рис. 5). Весь декор, согласно современным исследованиям, выполнен из популярного в конце XIX в. сплава на основе меди и цинка.

Рис. 5. Г.А. Боссе. «Ограда парадного двора». 1851. Бумага, перо, тушь. 15х40 см. Отдел рукописей РГБ

Рисунок известного российского историка В.В. Кабанова (рис. 6) был выполнен более 100 лет спустя после изображения Г.А. Боссе. При их сравнении можно заметить, что поменялась поза львов, строение ворот (расположение калиток сместилось ближе к центру, львы больше не находятся над ними, оставшись по бокам), переделан узор ограды, исчезла корона, находившаяся вверху в центре ворот.

Рис. 6. В.В. Кабанов. «Отрада. Главные ворота дворца». 1970. Бумага, перо, тушь. 15х40 см. Отдел рукописей РГБ

По данному изображению можно предположить, какой материал использовался для строительства. Если у Г.А. Боссе ворота однотонные, то у В.В. Кабанова видна кирпичная кладка. Из этого следует, что столбы, опора ворот, созданы, скорее всего, из кирпича и окрашены светлой краской.

На дальнем плане видно, что оформление окон дома соответствует представленному на акварели К.К. Кольмана «Главный дом». Есть возможность рассмотреть расположенные между воротами и домом очертания небольших столбиков для солнечных часов. Благодаря изображениям Г.А. Боссе и В.В. Кабанова, одному из авторов удалось реконструировать данные ворота в компьютерной программе 3Dmax.

Рис. 7. А.С. Соколова. Ворота со львами усадебного комплекса Семёновское-Отрада (реконструкция). 2022.
Компьютерная графика. Частная коллекция

В предлагаемом исследовании авторы больше внимания уделили работе Г.А. Боссе, так как именно он изначально создал не только проект ворот усадьбы, но и выполнил рисунок данных ворот. В свою очередь, рисунки В.В. Кабанова сыграли важную роль при определении материалов, используемых при строительстве усадьбы и уточнении оформления окон главного здания, а также в воссоздании облика солнечных часов.

Рис. 8. Картина неизвестного художника «Вид усадьбы Отрада-Семеновское». Середина XIX в.
Холст, масло, 70х120 см. Государственный исторический музей

Продолжая работу над темой, авторы обратили внимание на картину неизвестного художника, написанную в середине XIX в. На ней тщательно изображены массивы деревьев и их расположение относительно главного комплекса усадьбы и друг друга. При ближайшем рассмотрении можно заметить две классические беседки-ротонды. Они не прорисованы подробно, просто чуть намечены, но основная суть передана. Можно предположить, что большая часть беседок данной усадьбы выглядела именно так.

Помимо рассмотренных ранее зданий основного комплекса, можно увидеть на картине сооружение с арками и башенками на дальнем берегу реки. Оно выполнено в том же цвете, что и главное здание усадьбы, из чего можно сделать вывод, что оно тоже сделано из кирпича. Здание представляет особый интерес, так как стилистически отличается от основного комплекса и беседок, к тому же в настоящее время оно полностью разрушено и в других изобразительных и документальных источниках упоминание о нем отсутствует.

Растения на картине сложно определить. Ствол деревьев слева на переднем плане сделан светлыми и темными мазками, а если просмотреть в дополнение к картине библиографический очерк графа В.Г. Орлова за 1878 г. [20], то можно утверждать, что, скорее всего, здесь изображены осины.

В итоге благодаря данной картине удалось более точно составить чертежи усадьбы, подобрать растения, уточнить облик основного комплекса, воссоздать примерный вид беседок и здания с башенками в компьютерной программе 3Dmax (рис. 9), определиться с материалами для здания с башенками.

Рис. 9. А.С. Соколова. Беседка и здание с башенками усадебного комплекса Семёновское-Отрада
(реконструкция по картине неизвестного художника «Вид усадьбы Отрада-Семеновское»)». 2022.
Компьютерная графика. Частная коллекция

Конец XIX – начало XX в. принято описывать как «буржуазный» период жизни усадеб, а искусство того времени как «этюдно-поэтическое». Это четко прослеживается в картинах Н.А. Киселева (рис. 10), которые по сравнению с картинами XIX в. теряют свой масштаб и сложность, становятся быстрыми картинами-набросками, передающими общее настроение, но не отличающимися подробной прорисовкой деталей.

Рис. 10. Н.А. Киселев. «Пейзажи усадьбы Семеновское-Отрада». 1922.
Холст, масло, 33,5х22 см. Частное собрание

Н.А. Киселев не писал главный комплекс усадьбы или другие значимые усадебные постройки, а в основном концентрировался на изображении природы, поэтому его картины не дают информации о зданиях, планировке или малых архитектурных формах, вместо этого они предлагают расширить представление о растениях, произраставших на территории. На пейзажах усадьбы Семёновское-Отрада, написанных им в1922 г., можно увидеть произрастающие в усадьбе березу, ель, осину, злаковые травы.

Рис. 11. Н.А. Киселев. «Часовенка в лесу Отрады». 1922.
Холст, масло, 33,5х22 см. Частное собрание

По картине Н.А. Киселева «Часовенка в лесу Отрады» (рис. 11) можно подробно изучить облик часовенки, определить материал, из которого она сделана, а именно: красный кирпич, умело намеченный художником. Растения нарисованы не совсем понятно поэтому удалось определить только синие высокие цветы как цикорий обыкновенный.

Анализ всех перечисленных произведений искусства, которые в данном исследовании выступили в качестве изобразительных источников по усадьбе, позволил определить примерный вид фасада главного здания; получить частичное представление о солнечных часах, беседках, храме, мавзолее, здании с башенками, мосте через реку, материалах, используемых в строительстве, ассортименте растений; изучить облик главных ворот; узнать примерную конфигурацию одной из частей дорожно-тропиночной сети; примерное расположение деревьев и зданий основного комплекса усадьбы, что является ценной информацией, которая играет существенную роль при организации работы по реставрации усадьбы.

На основе данных материалов авторами статьи начата работа над проектом, воссоздающим исторический облик усадьбы Семёновское-Отрада.

Заключение

Подбор произведений искусства по теме исследования является началом работы по реставрации исторического облика усадьбы. При правильном анализе они позволяют определить планировку усадебных комплексов, фасады зданий, малые архитектурные формы, скульптуры, рельефы, материалы, цветовой колорит, ассортимент растений и т.д. Но важно помнить, что они не могут выступать как единственный источник информации – для реставрации усадьбы необходимо дополнять информацию, полученную при анализе художественных работ, другими источниками: документальными и материальными, что позволит наиболее полно восстановить исторический облик памятника культурного наследия.

Подводя итог, можно сказать, что произведения искусства – важный источник информации для реставрации, который необходимо активно использовать при работе с памятниками культурного наследия в комплексе с другими историческими материалами.

Библиография

1. Савина, Е.А. Усадебные мотивы в живописи мастеров «Товарищества передвижных художественных выставок, 2020 [Электронный ресурс] / Е.А. Савина. – URL: https://terrahumana.ru/arhiv/14_04/14_04_20.pdf 

2. Шмидт, С.О. О классификации исторических источников / С.О. Шмидт. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1997. – С. 87–89.

3. Гузевич, Д.Ю., Гузевич, И.Д. Изобразительные источники: смотреть и видеть / не видеть / Д.Ю. Гузевич, И.Д. Гузевич // Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки: сб. ст. – М., 2019. С. 72–89.

4. Коляда, Е.М. Сады и парки в европейском изобразительном искусстве, 2020 [Электронный ресурс] / Е.М. Коляда. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sady-i-parki-v-evropeyskom-izobrazitelnom-iskusstve/pdf 

5. Полякова, М.А. Изобразительные источники в исторической реконструкции утраченных усадебных музейных собраний / М.А. Полякова // Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки: сб. ст. – М., 2019. – С. 162–170.

6. Ртищева, И.А. () Аполлинарий Васнецов. Визуальные реконструкции прошлого Москвы / И.А. Ртищева // Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки: сб. ст. – М., 2019. – С. 310–317.

7. Сорокина, К.Э. Виртуальная реконструкция подмосковной усадьбы Ольгово: источники, методы и технологии исследования, 2021 / К.Э. Сорокина. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnaya-rekonstruktsiya-podmoskovnoy-usadby-olgovo-istochniki-metody-i-tehnologii-issledovaniya/pdf 

8. Глаголева, О.Е. Компьютерные реконструкции исторических усадеб: Богородицкий дворцово-парковый ансамбль XIII века / О.Е. Глаголева // Историческая информатика. Информационные технологии и математические методы в исторических исследованиях и образовании. – 2013. – № 3. – С. 15–29.

9. Школа ландшафтного дизайна. Ландшафтный дизайн на полотнах русских художников, 2016. – URL: https://7dach.ru/Marina_Andreeva/landshaftnyy-dizayn-na-polotnah-russkih-hudozhnikov-vsem-klassom-v-muzey-210648.html  

10. Ланской, Г.Н. Теоретические и методические аспекты классификации изобразительных источников в исторических исследованиях / Г.Н. Ланской // Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки. – М., 2019. – С. 101–109.

11. Алексеев, В.В. Феномен изобразительных источников / визуальных источников: к вопросу о терминологии и классификации / В.В. Алексеев // Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки. – М., 2019. – С. 90–101.

12. Алексеев, В.В. Образное и документальное отображение исторической реальности в изобразительных источниках / В.В. Алексеев // Проблемы источниковедения и историографии: мат-лы II науч. чтений памяти акад. И.Д. Ковальченко. – М.: РОССПЭН, 2000. – С. 297–301.

13. Кибовский, А.В. 500 неизвестных / А.В. Кибовский. – М.: Русские Витязи, 2019.

14. Белгородская, Л.В. Обучение технологиям извлечения информации из произведений исторической живописи / Л.В. Белгородская // Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки: сб. ст. – М., 2019. – С. 953–962.

15. Суздальцев, Е.Л. Проблема достоверности передачи материальной среды и поведенческих императивов в произведениях российских художников [Электронный ресурс] / Е.Л. Суздальцев, П.Д Чистов., С.В. Сидоренко // Архитектон: известия вузов. – 2022. – № 1 (77). – URL: http://archvuz.ru/2022_1/19/ 

16. Середа, Н.В. Археография и проблемы перевода визуальной информации в вербальную / Н.В. Середа // Роль изобразительных источников в информационном обеспечении исторической науки: сб. ст. – М., 2019. – С. 923–929.

17. Соколов, О.В., Ещенко, А.О. Ранний период Наполеоновских войн глазами художника и воина Луи-Франсуа Лежена / О.В. Соколов, А.О. Ещенко // Изв. Урал. федерал. ун-та. Сер. 2. Гуманитарные науки. – 2019. – Т. 21. – Вып. 2 (187). – С. 95–107.

18. Соломатина, Н.Н. Об авторстве нескольких акварелей, посвященных возведению Александровской колонны [Электронный ресурс] / Н.Н. Соломатина // Научно-техническая библиотека ПГУПС. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-avtorstve-neskolkih-akvareley-posvyaschennyh-vozvedeniyu-aleksandrovskoy-kolonny-iz-sobraniya-nauchno-tehnicheskoy-biblioteki/viewer 

19. Смирнов, Л. Усадебный ландшафт России / Л. Смирнов // Наше наследие. – 1994. – № 29–30 – С. 35–49

20. Орлов-Давыдов, В.П. Библиографический очерк графа Владимира Григорьевича Орлова. Т. 2 / В.П. Орлов-Давыдов. – СПб: тип. Акад. Наук, 1878. – 371 с.: ил.

Ссылка для цитирования статьи

Суздальцев, Е.Л. Роль изобразительных источников в восстановлении исторического облика усадьбы Семеновское-Отрада [Электронный ресурс] / Е.Л. Суздальцев, А.С. Соколова, И.А. Львова, Н.Л. Ларионова // Архитектон: известия вузов. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/2023_2/12/  – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_12


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 04.04.2023
Просмотров: 158