Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (82) Июнь, 2023

Градостроительство

Черепнина Яна Леонидовна

аспирант, ст. преподаватель кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры.
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова,

Россия, Екатеринбург, e-mail: yana-cher@mail.ru

Особенности формирования градостроительных подходов в генеральных планах 1972 и 2004 годов г. Екатеринбурга

УДК: 71
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_21

Аннотация

С самого первого дня город-завод-крепость Екатеринбург строился по предварительно разработанному плану. За 300-летний период своего развития Екатеринбург – Свердловск получил более 20 схем и городских планов. С XVIII в. до XXI в. город развивался как индустриальный центр, с появлением Генерального плана 2004 г. Екатеринбург начал писать свою историю как мегаполис с постиндустриальным промышленным центром. В статье проводится сравнительная характеристика генеральных планов Свердловска 1972 г. и Екатеринбурга 2004 г., что позволяет показать преемственность, традиции и инновационные идеи в развитии города. Схожие черты генеральных планов – компактность и увеличение площади города, планируемый прирост населения, увеличение объемов строительства жилого фонда, рост протяженности улично-дорожной сети и общественного транспорта, реконструкция существующих магистралей и дорог, основание новых районов, вынос опасных предприятий из жилой застройки, формирование водно-зеленого каркаса – это преемственная традиция данных планов. Несоответствие генеральных планов выражается в различных обоснованиях развития и функциях города, в конфигурации города, объединении с городами-спутниками и формировании городской агломерации.

Ключевые слова: генеральные планы Свердловска – Екатеринбурга, преемственность и традиции генерального плана, индустриальный город, город-завод

Введение

Объект исследования – г. Екатеринбург, предмет исследования – генеральные планы Екатеринбурга (Свердловска) 1972 и 2004 гг. В процессе сравнительного анализа двух генеральных планов города прослеживается преемственность их основ. Актуальность исследования обусловлена необходимостью реализации Основ государственной культурной политики (Указы Президента № 808 и № 35) в области архитектурно-градостроительной деятельности, а также исполнение ФЗ № 179 и № 612, установивших соответствующие требования к предмету охраны исторического поселения и формированию архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства. Взгляд на развитие и изменения города в год его 300-летия. Поставленные задачи решались путем сбора материала, анализа источников информации, обобщения, сопоставления и сортировки большого количества данных для получения максимального количества надежных сведений. Кроме этого, при работе над статьей использовался описательный метод.

Природные богатства уральского края, выгодная особенность его географического местоположения – на границе Обь-Иртышского и Волго-Камского бассейнов, сделали Екатеринбург центром Среднего Урала.

Разработка генерального плана Екатеринбурга началась в XVIII в., в 1787 г. первый план был представлен Екатерине II. План изменялся, исправлялся, дополнялся в течение еще 58 лет и был утвержден в 1845 г. Николаем I. План определял расширение границ города и основные направления застройки территорий, главным образом, на юго-восток, вдоль поймы реки Исети и на северо-восток, где были удобные для заселения участки земли. Крепость города-завода обладала оптимально квадратной формой. Город представлял собой прямоугольник, разделенный улицами на кварталы, вытянутыми с севера на юг. Планировалось создание 34 широких и прямых улиц, разделенных на 335 жилых кварталов [12]. Аутентичный этап строительства Екатеринбурга как города-завода характеризовался совокупностью природной и архитектурной среды, единством визуального восприятия между пространством и застройкой. В основе планировки использовались принципы и традиции древнерусского строительства – резиньяция (подчинение) застройки природным условиям, т.е. на планировку города оказали влияние форма рек, прудов и рельеф местности. Но основонй планировочной доминантой Екатеринбурга стало не русло реки, а ось главной дороги, именно здесь стали пересекаться транспортные пути, идущие из европейской части России в Сибирь и также соединившие южные и северные районы Урала. Город стали называть «окном в Азию».

Уникальным комплексом была центральная часть Екатеринбурга с заводом, предзаводскими площадями, крепостью и гражданскими постройками. Архитектура города была самой инновационной для Урала. С 1826 г. Екатеринбург – центр горнозаводского Урала, и первая половина XIX в. становится для Екатеринбурга «золотым веком». Город стал мировым центром по обработке камня, чему способствовало открытие месторождений золота, драгоценных и полудрагоценных камней. Классический стиль церквей, дворцово-парковых ансамблей и промышленных зданий сделал Екатеринбург одним из наиболее изысканных городов на востоке России.

В начале XX в. Екатеринбург фактически исчерпал возможности генерального плана 1845 г., первая мировая война и события 1917 г. прервали его развитие. В конце 1923 г. состоялось соединение Екатеринбургской, Пермской, Челябинской и Тюменской областей в единую экономическую, административную и культурную Уральскую область с центром в Екатеринбурге. А 18 ноября 1924 г. постановлением ЦИК СССР город Екатеринбург был переименован в Свердловск, насчитывающий 45 округов и имеющий статус крупнейшего промышленного региона [1].

Концепция перспективного генерального плана развития Свердловска началась с распланирования центральной части города в 1925 г. В 1927 г. была составлена первая общая схема развития города. На ней были определены крупные промышленные новостройки и жилые районы, объединенные магистралями, которые соединяли их с центром и территориями общего пользования – аэропортом, железнодорожным вокзалом, магистральными и разъездными путями. Послереволюционный период назван периодом второго рождения города, именно тогда было положено начало таких преобразований, которые позволили городу обогнать в развитии другие города и стать одним из крупнейших административных, хозяйственных и культурных центров страны.

Разработка генерального плана «Большой Свердловск» началось в 1931 г. архитекторами С.В. Домбровским, Г.А. Голубевым и П.В. Оранским. Являясь «черновым наброском», план «Большого Свердловска» положил начало формированию «некомпактного города» с обособленными друг от друга промышленными и общественно-жилыми территориями, с группой центральных районов (Старый город, ВИЗ, Втузгородок) и сформированным водно-зеленым диаметром в пойме р. Исети. Генеральный план сохранял в целостности сформировавшуюся планировочную структуру, объединял старую часть города с новыми промышленными районами. Началось возведение жилых районов Уралмаш, Эльмаш, Вторчермет и застройка «старого города» общественно-жилыми комплексами. Территория города должна была составить не менее 100 тыс. га с пролиферацией, главным образом, на север, до деревни Балтым и в меньшей степени – на юг до Нижне-Исетска. Начало ВОВ не позволило реализовать этот план. Но он занял видное место в истории генерального плана города. Именно в него был внесен принцип объединения жилых территорий с помощью кольцевых магистралей, который был использован в дальнейших планах и отразился в практике застройки города. В 1934 г. Уральская область, фактически интегрирующая весь Урал, была поделена на несколько областей. Свердловск лишился превосходства регионального административно-хозяйственного центра, вследствие чего значительно секвестрировалось финансирование, это послужило причиной консервации почти ста начатых строек общественных и жилых зданий. В это время сменился подход отечественной архитектуры и градостроительства: начался период «гигантомании» в градостроительстве, что отразилось и на последующих проектах планировки Свердловска. Социалистический Свердловск – это стремительно растущий город, в котором реализовались передовые градостроительные решения. Колоссального размаха достигло строительство объектов промышленности, жилищного, культурного и коммунального направлений [3, 5].

Работа была продолжена в 1947 г. в Ленгипрогоре, но тоже отложена и возобновлена только в конце 50-х гг. в Свердловскгражданпроекте под руководством К.А. Узких и В.А. Пискунова. Расчетная численность составляла 1200 тыс. жителей. Этот проект существенно отличался от предыдущих и создавался с учетом новых экономических, методических и функциональных принципов, но в его основе сохранилась традиционная идея: Свердловск – компактный город [1].

В конце 60-х гг. в Свердловске сложилась сложная градостроительная ситуация: неоднородность центральной застройки, потеря главных архитектурно-планировочных и градостроительных ориентиров, необходимость определения основных композиционно-пространственных направлений, значительное число ветхого жилья – все это требовало реконструктивных действий. В 1967 г. были утверждены технические обоснования генерального плана, но вышли новые транспортные нормы, работу снова отложили. В итоге генеральный план был закончен в 1970 г. и утвержден только в мае 1972 г. Советом Министров РСФСР. Затянувшийся период разработки генерального плана объяснялся серьезными изменениями в политико-социально-экономических условиях страны и трудоемкостью комплексного подхода к развитию города [1].

Концепция проекта поддерживала принцип создания компактного города и характеризовалась иным подходом к планировочной организации территорий. В основу легли главные градостроительные идеи, разработанные в довоенных генеральных планах города с учетом региональных природных и классических особенностей архитектурно-планировочной структуры города-завода. Город рассматривался как единая структура. В соответствии с генеральным планом устанавливалась очередность по решению ряда проблем градостроительства:

- Вместо мелкоячеистого устройства жилых кварталов были сформированы крупные планировочные районы, объединенные улично-дорожной сетью.

- Образовались главные направления перспективы развития Свердловска – юго-западное и северо-восточное.

- Подразумевалось развитие и расширение транспортных путей как одно из главных положений для нормальной деятельности и развития города: предполагалось возведение нового аэропорта, увеличение железнодорожного узла, строительство кольцевых дорог и трасс непрерывного и скоростного движения, транспортное объединение отдаленных районов с центром и между собой, создание транспортного узла в центре города, строительство метрополитена связывающего периферийные районы с центром.

- Выведение более 50 мелких предприятий и использование их территорий под жилую застройку, озеленение или для расширения транспортных магистралей.

- Строительство и расширение учебных заведений, проектных и научных организаций.

- Строительство железоделательного завода. Структурно-пространственное устройство генерального плана сформировало и зафиксировало реализацию давнего градостроительного принципа: Свердловск – компактный город.

Положительным моментом этого генерального плана был факт существования больших резервных территорий для развития города. Такие идеи стали началом генерального плана Свердловска 1972 г. [1, 5].

К 2000 г. основные идеи генерального плана Свердловска (Екатеринбурга) 1972 г. были реализованы, но сроки окончания реализации генерального плана совпали с изменениями в постсоветском периоде: трудности проектирования общественных пространств усугубились, появилась тенденция ухудшения качества градостроительных решений по организации общественных пространств. Основной причиной стали негативные стороны рыночной экономики, не заинтересованной в развитии общественных пространств и инфраструктуры как не приносящие прибыль.

Екатеринбург стал одним из первых российских городов, где началась разработка плана стратегического развития, где были синтезированы лучшие достижения зарубежной практики городского управления, модифицированные с учетом российских реалий. При этом акцент был сделан на двух аспектах. Первый – отказ от традиционной для советского планирования количественной детализации и комплексности в пользу концентрации на главном для выживания, адаптации и устойчивого развития города в конкурентной рыночной среде. Второй – включение в процесс планирования заинтересованных участников городского развития и организация поиска договоренности между ними по поводу будущего города в рамках многостороннего и конструктивного диалога бизнеса, власти и общества [17].

Администрацией города для осуществления этой идеи была сформирована мастерская генерального плана, ее задачей была разработка плана развития города до 2025 г., учитывающего интересы общества и государства – условия жизнедеятельности, направленность и перспективы развития территории, формирование инфраструктур. Законодательные изменения касались защиты объектов исторического и творческого наследия, охраняемых территорий, а также санитарного и природоохранного благополучия города.

Проект генерального плана 2004 г. разрабатывался на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в его состав вошел Екатеринбург и 31 населенный пункт, с учитываемой площадью 114 289 га. Отдаленные населенные пункты будут являться отдаленными районами и войдут в «городскую черту», тем самым увеличив размеры территории города.

Сохранению и филиации подлежит компактная форма города, исторически сформированный каркас города, исторические тракты, улицы и площади, комплексные здания, кварталы, бульвары и парки, имеющие историческое и культурное значение.

Индивидуальному контролю подлежит градостроительная инициатива в области исторического центра с максимальной плотностью истории и культуры. Это создаст условия для сохранения и развития исторического центра города.

В основу генерального плана заложили общий коэффициент численности населения (коэффициент общего прироста населения за определенный промежуток времени). Поэтому главным вопросом разработки генерального плана 2004 г. считается расширение жилищного строительства.

В плане предполагалось увеличение объемов строительства жилого фонда до 42 млн. м2. Основанием жилой зоны стали уже сформировавшиеся центральные и периферические районы и образования. Планировалось возвести до 17,4 млн. м2 жилья разной этажности. Проведение реконструкции сохраняемого жилого фонда («сталинок», «брежневок», «хрущевок») и снос ветхого 1-2-этажного жилья; восстановление и благоустройство жилых кварталов, представляющих культурную и историческую ценности; сохранение и увеличение малоэтажной застройки городского коттеджного типа. Ядром жилой зоны станут уже сформированные центральные и периферические районы города.

По генеральному плану 2004 г. запланирована лучевая планировочная структура застройки 15 крупных районов с населением от 50 до 200 тысяч жителей – эти районы располагаются продольно главных лучей развития городской застройки. Лучевая направленность возникает вокруг центральных исторически сформированных районов. Территория города разделена на зоны:

- общественно-деловую;
- жилую;
- водно-зеленый каркас;
- инженерно-транспортную инфраструктуру;
- производственную;
- зону специальных назначений.

Лучевая структура учитывает расширение международного транспортно-логистического комплекса и придает особое значение развитию транспортного и инженерного каркаса. Основные «лучи» – это выездные магистрали, системы групп, определяющие идею мирового города. Радиально-кольцевая структура главных транспортных магистралей дает возможность соединить все районы с центральной частью города и между собой. Требовалось увеличение улично-дорожной сети, поэтому предполагалась ее протяженность до 1625 км – общегородских и районных магистральных улиц, дорог местного значения и дорог скоростного движения. Планировалось лродолжить создание «колец» в городе и вокруг него, строительство новых улиц и транспортных развязок.

Обеспечение безопасности пешеходного движения, за счет сети пешеходных улиц и площадей. Решение проблем, связанных с парковками транспорта, – строительство сети крупных паркингов, многоэтажных наземных и подземных гаражей, автостоянок и комплексов автосервисных услуг.

В генеральном плане учитывалось увеличение общественного транспорта: - продление трамвайных линий с 81 до 116 км, троллейбуса с 83 до 172 км, автобуса до 300 км, метрополитена до 22 км, начало развития городской электрички. Городской общественный транспорт связывал все районы с центром города и сближал их районы между собой и с центром.

Значительное место в общей планировочной структуре города занимает рекреационно-ландшафтная зона с лесопарками, парками, акваторией прудов и рек, которая делит застройку города и достигает центра города. Реализация работ по очистке поймы р. Исети и городского пруда, проведение работ по благоустройству и озеленению русла реки. Использование природных доминант как художественно-эстетических уникальных компонентов природного ландшафта. Водно-зеленый каркас формируется на основе объектов природно-заповедного фонда – это комплекс природных территорий: лесов, лугов, рек и водоемов, городских озелененных территорий представляющих единую систему природоохранного, восстановительно-оздоровительного, экологического значения. Оговаривалось расширение территории лесопарков за счет перевода лесов, граничащих с лесопарками, с повышением уровня благоустройства – прежде всего в юго-восточном направлении, как самого экологически чистого и высокоперспективного. Эти меры направлены на сохранение природных территорий и не допускают возможности нерационального и бесконтрольного природного ресурсoиспользования. Лучевая организация городской застройки позволила обеспечить строительство новых крупных районов средней и повышенной этажности, расширение районов малоэтажной застройки, реконструкцию районов, входящих в границы городского округа и создание единой системы расселения «Большой Екатеринбург» [3, 5–7].



Заключение

В XVIII в. активно использовался «образцовый» тип плана города. Этот план предполагал регулярную планировку улиц, выстраивание типовых кварталов с жилой застройкой. Позже, в период активной урбанизации, стали разрабатываться динамичные модели планировки городов, в которых была заложена возможность их территориального развития.

Знакомясь ближе с историей нашего и мирового градостроительства, мы уже более не можем рассматривать градостроительные решения Урала как нечто посредственное, улавливая в них проявления яркой индивидуальности и таланта создателей, выявляя множество пронзающих сквозь века нитей, связавших то или иное решение не только с национальными шедеврами, но и с мировыми. Среди российских городов Екатеринбург – единственный, который в 2002 г. включен в число 12 идеальных городов мира. Столица Урала находится в одном ряду с Токио, Нью-Йорком, Сингапуром, Рио-де-Жанейро и Стокгольмом.

Представление Екатеринбурга как мирового города можно осуществить во всевозможных композиционных решениях. Система идеализирования устройства города и композиционного моделирования сможет помочь спрогнозировать стадии развития Екатеринбурга, а культурно-генетический код идеального города XVIII в. можно передать в XXI в.

Одним из существенных факторов, способствующим внедрению стратегического подхода в практику городского управления, является наличие в крупнейших российских городах сформировавшихся научных школ, способных взять на себя многогранный и трудоемкий процесс разработки плана стратегического развития [18].

Миссия Екатеринбурга обозначена как «трансформация города из исторически сложившегося индустриально-хозяйственно-научного центра в современный многофункциональный центр с элементами мирового города, ядром которого станет научно-производственно-финансово-информационный комплекс, способный интегрировать Екатеринбург в глобальную экономику, встроить в новейшие инновационные национальные и региональные процессы и создать комфортную среду для обитания его жителей»*.

На Урале сложилась своя градостроительная школа, творчество ее последователей отмечено профессиональным совершенством и безусловной самобытностью. Градостроительство Урала имеет все основания, чтобы рассматриваться как региональная школа, ибо обладает определенными традициями. Во-первых, большая, а в некоторых случаях основополагающая роль промышленных построек, во-вторых, своеобразные художественно-стилевые черты на всех этапах развития. Перспективное развитие уральских городов требует от проектировщиков повышенного внимания к памятникам прошлого, очень деликатного внедрения их во вновь создаваемую застройку, поиск органичного соприкосновения нового и старого. Преемственное развитие архитектурно-планировочной структуры города неразрывно связано с необходимостью реализации мер по сохранению и дальнейшему устойчивому развитию сложившейся городской среды [7]. Исключительно важно учитывать «местный колорит», сохранение которого – одно из важнейших условий исторической преемственности. Условия преемственного развития города должны входить в основу разработки стратегического плана. Последовательное взаимодействие этапов градостроительной эволюции гарантирует сохранение и проявление преемственности.

Примечание

* Стратегический план развития Екатеринбурга.–  URL: https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE/%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Библиография

1. Букин, В.П., Пискунов, В.А. Перспективы развития до 2000 года / В.П. Букин, В.А. Пискунов. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. – 255 с.

2. Саваренская, Т.Ф.История градостроительного искусства / Т.Ф Саваренская., Д.О. Швидковский, Ф.А. Петров. – М.: Стройиздат,1989. – 391 с.

3. Мазаев, Г.В. Форма плана города и законы ее развития / Г.В. Мазаев // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2014. – № 3. – С.9-14.

4. Лотарёва, Р.М. Города-заводы России / Р.М. Лотарёва. – Екатеринбург: Сократ,2011. – 287 с.

5. Голобородский, М.В. История генерального плана Екатеринбурга. 1723–2013 / М.В. Голобородский, С.И. Санок, Л.И. Токменинова. – Екатеринбург: Tatlin Publishers, 2013.

6. Рябинин, Б.С. Город, где мы живём / Б.С. Рябинин. Сред.-Урал. кн. изд-во, 1980. – 224 с.

7. Колясников, В.А. Генеральный план Екатеринбурга: традиции и новаторство / В.А. Колясников // Стройкомплекс Среднего Урала. – 2003. – № 1. – С.36-40. 

8. Колясников, В.А. Градостроительная экология Урала. В 3 ч. / В.А. Колясников. – Екатеринбург: Архитектон, 1999. – 532 с.

9. Колясников, В.А., Современная теория и практика градостроительства: территориальное планирование городов: учеб. пособие / В.А. Колясников. – Екатеринбург: Архитектон, 2012. – 406 с.

10. Стариков, А.А. Архитектурно-градостроительные проблемы пространственного развития городов России / А.А. Стариков // Архитектон: известия вузов. – 2018. – № 2 (62). – URL: http://archvuz.ru/2018_2/7 

11. Ранинский Ю. В. Историко-теоретические основы преемственности в развитии архитектурного ансамбля: автореф. дис. ... д-ра архитектуры. – М., 1981.– 48 с.

12. Холодова, Л.П. Манхеттенский код: пространство как товар / Л.П. Холодова // Архитектон: известия вузов. – 2021. – №1(73). – URL: http://archvuz.ru/2021_1/4/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-1(73)-4

13. Яргина, З.Н., Косицкий, Я.В. и лр . Основы теории градостроительства / З.Н. Яргина, Я.В. Косицкий. – М.,1986.

14. Смоляр, И.М. Терминологический словарь по градостроительству / И.М. Смоляр. – М.: РОХОС, 2004. – 160 с.

15. Региональные особенности градостроительства Урала/ под ред. В.А. Колясникова – Екатеринбург: Архитектон, 1995. – 302 с.

16. Заикин, Г.С. Историко-архитектурные основы районной планировки / Г.С. Заикин. – М.: МАрХИ, 1984. –95с.

17. Жихаревич, Б.С. Современная экономическая политика городских и региональных властей / Б.С. Жихаревич. – СПб.: ИС ЭП РАН, 1995. – 135 с.

18. Тургель, И.Д., Маковкина, С.А. Сравнительный анализ практики стратегического планирования социально-экономического развития в крупнейших городах России / И.Д. Тургель, С.А. Маковкина // Экономика и управление. – 2009. – № 6 (99).

Ссылка для цитирования статьи

Черепнина, Я.Л. Особенности формирования градостроительных подходов в генеральных планах 1972 и 2004 годов г. Екатеринбурга [Электронный ресурс] / Я.Л. Черепнина //Архитектон: известия вузов. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/2023_2/21/  – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_21


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 19.04.2023
Просмотров: 109