Архитектон: известия вузов. №2 (82) Июнь, 2023
Декоративно-прикладное искусство
Ло Хунхуэй
аспирант института дизайна и искусств.
Научный руководитель: кандидат искусствоведения Р. А. Тимофеева.
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна,
Россия, Санкт-Петербург, e-mail: painterlohom@mail.ru
Тимофеева Римма Александровна
кандидат искусствоведения.
Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна,
Россия, Санкт-Петербург, e-mail: rimma.a.timofeeva@gmail.com
Принципы организации монументально-декоративного оформления китайского метрополитена: взаимодействие с реципиентом
УДК: 75.052
DOI: 10.47055/19904126_2023_2(82)_28
Аннотация
Ключевые слова: монументально-декоративное искусство, художественное оформление станций метрополитена, паблик-арт, китайское искусство
Монументально-декоративное искусство российского метрополитена создало множество блестящих произведений в подземных «дворцах» Москвы и Санкт-Петербурга, которые не только являются частью жизни местных жителей, но и производят сильное впечатление на отечественных и зарубежных гостей. В настоящее время появились новые варианты оформления станций, используются новые технические средства в процессе изготовления монументально-декоративных работ. Например, на станции «Беговая» в Санкт-Петербурге, которая открылась в 2018 г., работы Ирины Барановой представлены в лентикулярных отпечатках с применением техники стерео-варио печати [9].
Изменение строительной среды, материалов, технологий, социальной идеологии и государственной политики с течением времени может быть как шансом, так и вызовом для монументально-декоративного искусства. Вопрос о том, как его развивать в новых социальных условиях с очевидностью встал перед российскими художниками-монументалистами. В этом контексте положительным является обращение к развитию монументального искусства в других странах. Художественное оформление российского метрополитена уже давно является важным объектом изучения для китайских исследователей и художников-монументалистов, а в настоящее время быстроразвивающийся китайский метрополитен, вероятно, постепенно становится важным объектом для российских исследователей.
Линия 1 пекинского метро, построенная в 1969 г., была самой ранней линией метрополитена в Китае, а сегодня китайский метрополитен уже стал крупнейшей городской рельсовой транспортной системой в мире. Согласно данным Китайской ассоциации городского рельсового транспорта, к концу 2022 г. в 42 городах континентального Китая открыты линии метрополитена общей протяженностью 8 012,85 км, что составляет 77,85% от всех видов городского рельсового транзита [6, с. 6–7]. За почти 40 лет, прошедших с 1984 г., китайское монументально-декоративное искусство метрополитена изменило свое положение, превратившись из простого «украшения станции» в «паблик-арт» (public-art) как средство, связывающее людей и пространство, горожан и город. «Слово "публичный" в понятии "паблик-арт" означает не только открытость и общедоступность физического пространства, в котором расположено произведение искусства, но и социальную публичность произведения искусства по отношению к общественности и в служении общественности» [2, с. 14]. Художник-монументалист У Диньюй резюмирует развитие такой концепции, как «от вмешательства искусства в пространство метрополитена к формированию пространства метрополитена искусством, и к активизации пространства искусством» [10. с. 1].
Основным стимулом для изменения концепции стала подготовка к Олимпийским играм в Пекине и Шанхайская Всемирной выставке в 2000-х гг. В этот период по мере ускорения строительства метрополитена исследователи и политические деятели начали обращать внимание не только на совместимость общего стиля оформления станций с различными категориями визуальной информации и дизайна, такими как архитектурные конструкции, произведения искусства, рекламы и указатели, но и четко осознали значительную роль пространства станции метрополитена в отражении культурного содержания, в частности местного колорита, что постепенно стало обязательным требованием к проекту метрополитена. В отличие от других видов паблик-арта, определенных китайскими исследователями, таких как временные художественные мероприятия, другие декоративные элементы и сувениры, большие монументально-декоративные произведения как постоянные, убедительные элементы станции, могут более четко указать на культурные темы станции и реализовать ее социальную значимость, представлять духовное ядро станции.
Соответствующие темы, естественно, являются самым прямым средством придания монументально-декоративным произведениям «публичности». Но по мере роста понимания паблик-арта китайские исследователи и художники-монументалисты начали осознавать, что недостаточно создать связь с публикой только через социальную значимость темы. По словам У Шисиня, «сложность паблик-арта заключается в том, что это не просто сложение один плюс один, а скорее сложное уравнение» [12, с. 58]. Художник-монументалист должен учитывать все факторы, чтобы получить оптимальный ответ на этот вопрос. Поэтому, чтобы более целостно реализовать «публичность», укрепить связь между произведением и публикой, и тем самым «активизировать пространство искусством», китайские исследователи и художники-монументалисты начали пересматривать монументально-декоративное искусство метрополитена с многомерной точки зрения и предприняли множество практических попыток.
Прямой способ усилить связь произведения с публикой в плане истории и культуры – это применение изображений древних произведений искусства, традиционных художественных стилей, материалов и народных ремесел на основе разработанной соответствующей темы. Один из примеров – роспись «Пышные десять тысяч деревьев» на станции Цянь-мэнь (Qianmen, 2021) линии 8 пекинского метрополитена. Основываясь на своих академических исследованиях автор росписи Чан Шана, авторитетный китайский искусствовед, отобрала наиболее представительные изображения деревьев из буддийских пещерных росписей разных эпох в регионе Дуньхуан, объединив их на одной картинной плоскости с помощью образов гор. Художественное наследие региона Дуньхуана в последние годы нередко привлекает внимание китайской общественности, и такая тема и стиль легко вызывает отклик на национальном уровне. Стоит отметить, что работа выполнена с использованием «микрокристаллического стекла» – экологического материала, изготовленного из промышленных отходов. Используемая технология была предоставлена Сычуаньской компанией «Имин» (Sichuan Yiming Microcrystalline Technology Co., Ltd), которая обладает рядом соответствующих патентов. Вопросы безопасности, экономичности и экологичности материала также имеют социальную значимость и могут рассматриваться как аспект «публичности» монументально-декоративной работы метрополитена.
На самом деле, чаще всего особое внимание уделяется местной истории и культуре, связанной с городом или кварталом, в котором расположена станция. Например, в работе «Ритм старого времени, звук сегодняшнего дня» на станции Сян-мэнь (Xiangmen, 2012) 1-й линии Сучжоуского метрополитена использован стиль местного фольклорного искусства «Таохуауская лубочная картина» (нянь-хуа, букв. «новогодняя картина»), а в работе «Ритм старого города» на станции Гу-лоу (Gulou, 2015) 2-й линии Нинбоского метрополитена использовано представительное местное ремесло «красно-золотая резьба по дереву», т. е. деревянная резьба с красной окраской и покрытием сусальным золотом.
Помимо специфических исторических и культурных факторов, городской район, в котором находится станция, может также иметь четкую современную функцию, например учебное заведение, торговый район, промышленная зона и т. д. Металлический рельеф «Дорога на горе книг» (рис. 1) на станции Нэй-да Нань-сяо-цюй (Neida Nanxiaoqu, 2020) 2-й линии метрополитена Хоххота является примером современной инновации традиционного искусства с точки зрения стилистики создания образа, характера материалов и технических средств. Работа создана под руководством У Динюй, основные используемые материалы – нержавеющая сталь, медная пластина и фторуглеродная краска. Тема работы, во-первых, отсылает к горе «Дациншань», находящейся на севере Хоххота, а также символизирует «восхождение на вершину знаний», что связано с Университетом Внутренней Монголии, расположенным рядом со станцией. Рельеф, покрывающий коричневый фон стены с изображениями книг, имитирует традиционную живопись на бумажном свитке, который летит снизу вверх слева направо. Складки на картине символизируют изучение и раскрытие современными китайцами знаний и художественных достижений своих предков.
Рис. 1. Детали произведения «Дорога на горе книг». Источник: сайт Xinhua Silk Road
Изображение горы здесь является абстракцией «золотисто-бирюзового стиля» китайской пейзажной живописи. Традиционно этот стиль характеризуется тонкими контурными линиями, использованием пигментов из азурита, малахита и золота, которые очень декоративны и распространены в древних придворных картинах, символизируя власть и процветание империи. Этот стиль фактически является вариацией «сине-зеленого стиля», который включает все картины с использованием синих и зеленых минеральных пигментов (рис. 2). На стене станции «складки» делят рельеф на множество геометрических частей, при этом синий и зеленый цвета изображают обобщенный горный хребет, волнистая поверхность имитирует его природную особенность, а золотистые металлические линии, следующие за складками, очерчивают вершины, усиливая контраст пространственной глубины. Визуальное богатство работы еще более подчеркивается различной яркостью плоскостей в разных направлениях при освещении.
Рис. 2. Горы и воды на тысячу ли (фрагмент). Ван Симэн. 51,3 х 1191,5 см. музей «Гугун», Пекин
Внедрение светотехники, дисплеев, аудиотехники и других современных технических средств в монументально-декоративные произведения является эффективным средством адаптации к эстетике современных людей. Множество таких примеров можно найти в Шанхае, одном из самых современных городов Китая. Художественное оформление станции Хань-чжун-лу (Hanzhong Road) 12-й линии называется «Подземный зачарованный лес бабочек» (2015). Свет от ламп льется вниз с вершины пяти наклонных колонн, имитируя солнечный свет, проходящий сквозь щели листьев в лесу, а на стенах перехода расположены 2015 ламп в форме бабочек, изготовленных по технологии 3D-печати, способных постоянно менять цвет. На станции Чэнь-чунь-лу (Chenchun Road, 2018) 13-й линии образы из самой известной пейзажной картины мастера Хуан Гунвана (XIII–XIV вв.) «Жилище в горах Фучунь» деконструированы и напечатаны на разных слоях стекла (рис. 3). По мере движения зрителя изображения на различных слоях стекла визуально создают определенную пространственную глубину с помощью освещения с обратной стороны, представляя эстетический эффект, отличный от оригинала.
Рис. 3. Художественное оформление станции Чэнь-чунь-лу.
Источник: Чэнь Мэнцзе, газета «Вечерние новости Синьминь»
Художественное оформление станции Ву-чжун-лу (Wuzhong Road, 2021) на линии 15 было спроектировано компанией Wutopia Lab. Интерьер вестибюля станции оформлен в виде ночного вида современного Шанхая с помощью алюминиевых пластин, покрытых миниатюрными светильниками, а световые полосы на стенах проходов и лестниц представляют собой абстрактный силуэт города. Эти светильники, расположенные в разных местах и постоянно меняющие цвет, являются не только осветительными приборами, но и выполняют роль создания эстетической атмосферы станции. Монументально-декоративное произведение на станции Университет Фудань (Fudan University, 2021) линии 18 является примером сочетания света и традиционных художественных принципов. Обобщенные формы камня наложены друг на друга в манере традиционных китайских пейзажных картин, образуя форму холмов и гор. Края каждого компонента инкрустированы полосами света, что визуально похоже на традиционную картину, очерченную световыми линиями. На станции Лу-цзя-цзуй (Lujiazui) на стене перехода, соединяющего линию 14 с линией 2, находится работа с движущимся изображением «Золотые волны» (2021), представленная на дисплее длиной 112 м (рис. 4). По словам авторов (компания teamlab), работа была создана путем компьютерного моделирования принципов движения волн, а затем преобразована в плоское изображение линейной структуры [4]. Волны символизируют р. Хуанпу в Шанхае, вода – символ богатства в традиционной китайской культуре, золотые волны представляют процветающее развитие Шанхая в настоящее время, а также связаны с Шанхайским всемирным финансовым центром, где расположена станция.
Рис. 4. Детали произведения «Золотые волны». Источник: официальный сайтTeamlab
В последние годы художественный язык света все чаще используется и в других городах, например работа «Память о свете и тени» на станции Хун-цзуй-цзы (Hongzuizi, 2017) линии 1 в Чанчуне связана с первой киностудией КНР, расположенной в этом городе. Множество стеклянных элементов в форме кинопленки соединены вместе на стене, с помощью освещения с обратной стороны, вызывая воспоминания о старых фильмах. Работы на станции Цянь-вань (Qianwan, 2019) на 5-й линии Шэньчжэньского метрополитена являются последними творениями американского художника Стивена Кнаппа (Stephen Knapp) (1947–2017). Свет от прожектора преломляется и отражается от стекла со специальным покрытием и разделяется на разные цвета. Работы помещены здесь как символ безграничных возможностей развития города.
Фактические психологические ощущения пассажиров при пользовании станциями являются еще одним аспектом, который необходимо учитывать художнику-монументалисту. Значительная часть пользователей китайского метро – молодые офисные работники, которые часто сталкиваются с большими психологическими нагрузками на работе и в жизни из-за жесткой конкуренции. Поэтому для некоторых станций более уместна облегченная тематика и стиль, чем серьезность истории и культуры нации. Типичным примером является Шэньчжэнь, известный как «город будущего» в Китае, который начал свою модернизацию только с 1979 г. и стал местом проживания молодых людей с мечтами со всей страны. Данные за 2019 г. показывают, что средний возраст пассажиров метрополитена Шэньчжэня – 31 год и 3 месяца, 73,9% из пассажиров имеют высшее образование [3]. По сравнению с другими городами, работы в абстрактном стиле очень широко представлены в художественном оформлении метро Шэньчжэня.
В работе «Земная радуга» на станции Чи-вань (Chiwan, 2019) 5-й линии Шэньчжэня используется цветной цемент – материал, который редко встречается в монументально-декоративных произведениях китайского метрополитена. Различные цветовые слои проявляются благодаря шлифовке серой цементной поверхности с разной интенсивностью, что символизирует теплое сердце современного города, обнаруженное в земле и бетонной архитектуре. Совершенно необычный материал используется в работе «Память» на станции Фу-юн (Fuyong) – множество раковин устриц образуют абстрактные образы волн, представляя память о маленькой рыбацкой деревушке на краю страны перед тем, как Шэньчжэнь превратился в мегаполис. В произведении «Синька (копия чертежа)» (рис. 5) на станции Ма-Вань (Mawan, 2019) используется белый мрамор, рельеф представлен в виде волнистых складок бумаги. Автор сначала развернул бумажный самолетик и парусник, затем использовал технологию 3D сканирования для получения цифровой модели после работы гравировального станка с ЧПУ, детализация была выполнена руками и, наконец, размещена на стене станции [7]. Произведение, с одной стороны, вызывает воспоминания о детстве, а с другой – предвещает будущие достижения Шэньчжэня.
Рис. 5. «Синька». Источник: официальный сайт SZMC
Некоторые произведения в Пекине сохраняют четкое конкретное содержание при создании художественной атмосферы, ориентированной на молодых людей. Станция Ван-цзин (Wangjing, 2014) на 14-й линии пекинского метрополитена расположена в районе с множеством интернет-компаний, где работает много молодых офисных работников. В оформлении станции использованы элементы из видеоигры «Тетрис», а монументально-декоративные произведения также используют метод формирования изображений из точек одинаковой формы, характерный для пиксельной игры, чтобы представить детские воспоминания и фантазии. На трех стенах цветовые кубики из нержавеющей стали создают рельефы, изображающие мальчика, смотрящего в телескоп с воздушного шара, девочку, летящую на чемодане с воздушными шарами в руках, и сцену из известной игры «Супер Марио».
Линия 10 является самой длинной и одной из наиболее загруженных линий пекинского метрополитена. Нежелательные результаты длительных поездок и переполненных пространств для психики пассажиров здесь выдвигаются на первый план. Скульптура девушки, ожидающей поезда, опирается на стену в работе «Цветущие годы» станции Цао-цяо (Caoqiao, 2012). Фон стены состоит из изображений, связанных с ее повседневной жизнью, представленных в виде пазла. Большие участки приятного розового цвета подчёеркивают позитивную сторону жизни. Работа «Пекинская весна» (рис. 6) на станции Си-дяо-юй-тай (Xidiaoyutai, 2012) на той же линии использует изображения и скульптуры в виде ласточек (один из символов Пекина), летящих сквозь свежие ивовые листья, чтобы передать дух Пекина в новую эпоху. Рядом находятся две скульптурные кошки, одна из которых спит, а другая смотрит на ласточку. В отличие от глубокого исторического и культурного содержания и насыщенных цветов других работ, показывающих дух города в пекинском метро, веселая милая сценка в этой работе явно больше подходит для молодых людей и поможет снять напряжение. Смешение особенностей городской традиционной культуры с художественным стилем, который отвечает эстетическим предпочтениям молодых людей, помогает углубить их чувство идентификации с городом.
Рис. 6. «Пекинская весна». Источник: Википедия
Сотрудничество скульптуры и росписи в этих двух работах фактически указывает на другой способ укрепления связи между произведением и зрителем – скульптура здесь становится мостом между двухмерным плоским пространством росписи и реальным пространством, в котором находится зритель. Кроме того, поведение пассажиров в процессе просмотра тоже может стать способом углубления этой связи, и создание такой возможности – важное средство достижения «публичности» монументально-декоративного произведения, его «интерактивности».
Произведение «Прогулка и беседа вместе» на станции Фэн-чжун-сы (Fenzhongsi, 2012) на линии 10 Пекина использует принцип мультипликации для разделения изображения и с помощью специальной ремесленной конструкции создает динамический визуальный эффект по мере прохода зрителя. Работа «Раннее утро» на станции Чжу-гуань (Zhuguang, 2016) линии 7 Шэньчжэня состоит из металлических скульптур в форме капель росы на стене, в которых использован принцип «искажающего зеркала» – детского сооружения с изогнутой поверхностью, которое было очень популярно в китайских парках в 1990-е гг. Когда пассажиры смотрят на эти скульптуры, они видят свои искаженные лица, отражающие усталость молодых людей, которые каждый день рано встают на работу, и напоминающие им о приятных детских воспоминаниях и мечтах. Похожий принцип можно найти в работе «Смотреть друг на друга» (рис. 7) на станции Шэнь-вай-гао-чжун (Shenwai Senior Campus, 2020) на 8-й линии Шэньчжэня. На одной стене станции расположены цветные полосы, представляющие различные эмоции, а на противоположной стене находится волнистое зеркало из нержавеющей стали, и когда зритель попадает в пространство между двумя стенами, он видит свои образы, сливающиеся с работой и с разнообразными эмоциональными изменениями городской жизни.
Рис. 7. «Смотреть друг на друга». Источник: официальный сайт SZMC
В дополнение к использованию свойств материала интерактивность произведения может быть достигнута и с помощью современных технических средств. Однако в нынешней ситуации китайского метрополитена интерактивные технологии чаще всего используются в рекламе и временных художественных мероприятиях, а в постоянных монументально-декоративных работах они применяются пока реже. Пример этого – станция Площадь Гуангу (Optics Valley Square, 2012, линия 2 в Ухане), расположенная в районе города, где сосредоточены высокотехнологичные отрасли. На стенах станции примитивные тотемы и традиционные орнаменты, взятые из местной культуры, абстрагированы и выгравированы на металлической пластине вместе с современными символами монет разных стран. На обратной стороне пластины установлены светильники, различные цвета которых создают фантастический визуальный эффект. С помощью восьми интерактивных проекторов и технологии инфракрасного распознавания действия зрителей передаются на плоскость работы [13, с. 223].
Пекин является наиболее развитым городом для монументально-декоративного искусства метрополитена Китая, некоторые произведения под руководством Центральной академии изобразительных искусств служат примером того, как китайские художники-монументалисты в последнее десятилетие уделяют особое внимание «интерактивности» монументально-декоративных произведений.
Станция Цинь-хуа-дун-лу-си-коу (Qinghua Donglu Xikou, 2014) 15-й линии пекинского метрополитена находится рядом с Университетом Цинхуа. Монументально-декоративное произведение станции «Воспоминания учащихся» состоит из серии литых бронзовых рельефов, помещенных в рамы из нержавеющей стали на стене, представляющих собой «окна», с помощью особой перспективы и света показывающие 16 наиболее типичных сцен и моментов жизни в университете. Вэй Синь, один из авторов, объясняет: «Публика может отсканировать QR-код рядом с работой, чтобы получить доступ к интерактивной онлайн-платформе, и введя номер соответствующего «окна», они смогут услышать разговоры и звуки, связанные с этой сценой. И, организуя новые художественные мероприятия, мы узнаем у общественности или соседних студентов, что они думают об этих сценах, и опубликуем их на интерактивной онлайн-платформе» [1, с. 43].
Монументально-декоративное произведение «Воспоминания о Пекине» на станции Нань-луо-гу-сян (Nanluogu Xiang, 2013) пекинской линии 8, расположенной в старой части города, не только показывает интерактивный характер в процессе просмотра, но и было создано при прямом участии публики. Проект начался в 2013 г., когда авторы сначала создали силуэты различных сцен местной народной жизни на стенах станции, используя более 4 000 прозрачных, сделанных вручную глазурных кубиков янтарного цвета (рис. 8). А к 2016 г. в эти кубики со стороной 6 см было вложено множество старых предметов, предоставленных жителями Пекина: значки, талоны на питание, ключи, обертки от конфет, игрушки и т. д., представляющие собой воспоминания, запечатанные янтарем. Под руководством профессора Ван Чжуна авторская команда провела большую работу с 2013 г., включая: сбор старых предметов у общественности через официальные сайты и СМИ; посещение старых пекинских купцов и носителей нематериального культурного наследия, чтобы узнать у них об особых историях, связанных с городом, и сделать аудиозаписи и видеозаписи; представление проекта горожанам, проживающим вблизи станции, и общение с ними для выяснения их предложений по проекту. Пассажиры могут отсканировать QR-код, посетить официальный сайт или онлайн-платформу в приложении для социальных сетей WeChat, чтобы получить текстовую, аудио-, фото- или видеоинформацию о старых предметах, а также можно оставить комментарии для общения с авторами.
Рис. 8. Элементы произведения «Воспоминания о Пекине». Источник: энциклопедия Байду
Проект «Воспоминания о Пекине» представлял собой интересный пример использования интерактивного подхода китайского художника-монументалиста. Один из участников проекта Ву Диньюй говорит: «Мы хотим не только украсить стену и придать ей формальную эстетику, но и вызвать воспоминания и мысли людей об этом месте через работу» [11, с. 113]. Ван Чжун, руководитель проекта, объяснил в интервью: «...позволить сохранить и передать память о городе в материальной форме и связать ее с текущей жизнью, чтобы каждый житель стал участником искусства, внушая чувство ответственности и сопричастности, вызывая чувство гордости, и вдохновляя туристов любить и помнить город... паблик-арт не ограничивается материальными объектами, но также является катализатором рассказа о городе, превращая искусство в "семя", посаженное в плодородную почву городской общественной жизни, вызывая "рост" культуры и давая жизненную силу городу» [8]. Однако несмотря на то, что после завершения работы она получила широкое признание общественности, к сожалению, выявились и определенные проблемы. Согласно газете «Вечерний Пекин», многие элементы работы пропали из-за вандализма и кражи пассажирами [5].
Работа «Один человек, одна картина» на станции Фу-тун (Futong, 2014) пекинской линии 14 является также примером прямого участия публики в творчестве. Сто сорок пять картин на стене в круглом или квадратном формате созданы людьми разных социальных статусов и возрастов.
Таким образом, монументально-декоративное искусство метрополитена в Китае четко определяется как «паблик-арт», ядром которого является публичность. Рассмотрение произведений в китайском метрополитене показывает, что кроме разработки подходящих тем, другие конкретные способы формирования связей с публикой можно обобщить в двух основных направлениях:
Во-первых, создание связей из определенных исторических и культурных факторов – прямое представление традиционных произведений искусства; применение традиционных художественных стилей, материалов и народных ремесел. Во-вторых, с учетом эстетических предпочтений и практических потребностей современных людей: применение современных художественных стилей; создание спокойной и приятной атмосферы; использование эстетической силы современных материалов и технологий изготовления; внедрение разнообразных новых современных технологических средств; приглашение публики к участию в творческом процессе; создание интерактивных возможностей для работы.
Сочетание традиционных и современных аспектов с целью достижения более совершенной «публичности» произведений в настоящее время является стремлением китайского художника-монументалиста. Стоит отметить, что создание интерактивности в произведениях привлекло внимание в последние годы, и хотя в настоящее время существует пока мало примеров на практике и не хватает разнообразия, это должно стать важной тенденцией в развитии монументально-декоративного искусства метрополитена Китая в 2020-х гг.
Библиография
1. Вэй, С. Паблик-арт и дух общественного пространства в «Воспоминания учащихся» / С. Вэй // Чжуанши. – 2015. – №11. – С. 41–43.DOI:10.16272/j.cnki.cn11-1392/j.2015.11.011 (на китайском яз.)
2. Вэн, Ц. Концепции и ориентации паблик-арта: исследование культуры и ценностей современного паблик-арта / Ц. Вэн. – Пекин: Изд-во Пекинского ун-та, 2002. – 191 с.– ISBN 7-301-05980-9 (на китайском яз.)
3. Данные метрополитена Шэньчжэня [Электронный ресурс] // Компания Qmitong Media. – URL: https://inlnk.ru/KeVJz7 (на китайском яз.)
4. Золотые волны в станции Луцзяцзуй [Электронный ресурс] // Компания Teamlab.– URL: https://www.teamlab.art/zh-hans/w/goldwaves_lujiazui/goldwaves_lujiazui/ (на китайском яз.)
5. Как сохранить уникальные воспоминания о Пекине [Электронный ресурс] // Вечерняя газета Пекина.– URL: https://china.huanqiu.com/article/9CaKrnJW2kZ (на китайском яз.)
6. Обзор городских рельсовых транспортных линий в континентальном Китае 2022 года [Электронный ресурс] // Китайская ассоциация метрополитенов. – URL: https://www.camet.org.cn/xxfb/11509 (на китайском яз.)
7. Онлайн-платформа художественного музея Шэньчжэньского метрополитена [Электронный ресурс] // Шэньчжэньский центр паблик-арта. – URL: https://artmetro.mysxl.cn/ (на китайском яз.)
8. Паблик-арт: катализатор городского повествования – Интервью с Ван Чжуном, директором Института городского дизайна Центральной академии изобразительных искусств [Электронный ресурс] // Сайт «Китайский писатель». – URL: http://www.chinawriter.com.cn/n1/2016/1221/c404005-28966372.html (на китайском яз.)
9. Подземное монументальное [Электронный ресурс] // Сайт tatlin.ru – URL: https://tatlin.ru/articles/podzemnoe_monumentalnoe
10. У, Д., Су, Ч. От декорации пространства искусством к активации пространства искусством: развитие и эволюция паблик-арта в пекинском метро за последние 30 лет / Д. У, Ч. Су // Городской массовый транзит. – 2015. – №4. – С. 1–4, 8.DOI:10.16037/j.1007-869x.2015.04.001 (на китайском яз.)
11. У, Д. Исследовательская практика в паблик-арте пекинского метро: творческое осмысление плана паблик-арта "Воспоминания о Пекине" / Д. У // Чжуанши. – 2015. – №1. – С. 112–114.DOI:10.16272/j.cnki.cn11-1392/j.2015.01.030(на китайском яз.)
12. У, Ш. Универсальность и особенность оценки паблик-арта – на примере проектов паблик-арта второй линии метро Чанчуня, Цзилинь / Ш. У // Скульптура. – 2019. – №6. – С. 58–63. (на китайском яз.)
13. Хэ, М., Цзи, С. Исследование искусства публичной инсталляции в транспортной архитектуре – на примере проекта художественного дизайна 2-й линии уханьского метрополитена / М. Хэ, С. Цзи //Урбанизм и архитектура. – 2013. – №20. – С. 223–224.DOI:10.19892/j.cnki.csjz.2013.20.195 (на китайском яз.)
Ссылка для цитирования статьи
Ло, Х., Тимофеева, Р.А. Принципы организации монументально-декоративного оформления китайского метрополитена: взаимодействие с реципиентом [Электронный ресурс] / Х. Ло, Р.А. Тимофеева //Архитектон: известия вузов. – 2023. – №2(82). – URL: http://archvuz.ru/2023_2/28/ – doi: 10.47055/19904126_2023_2(82)_28
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная