Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (83) Сентябрь, 2023

Градостроительство

Йылмазсой Бурак Каан Эрджан

докторант.
Научный руководитель: профессор Е.А. Гаджиева.
Азербайджанский архитектурно-строительный университет.
Азербайджан, Баку, e-mail: burak.yilmazsoy@gmail.com

,

Формирование структуры районов Стамбула в Османский период

УДК: 711.4
DOI: 10.47055/19904126_2023_3(83)_21

Аннотация

В статье исследуется историческая эволюция пространственной структуры Стамбула и возникновение общественных центров в разные периоды. Перестройка города при Баязиде II в 1510 г. стала важным ориентиром для последующего анализа. Отмечается влияние европейского Возрождения на османскую элиту XVII в. и появление открытых пространств, связанных с новым образом жизни. Приток мигрантов из Анатолии В XVIII в. привел к возникновению трущоб в Эйюпе, Касымпаше и Ускударе.
В статье выявлено появление разбросанных по городу малых общественных центров, лишенных целостной системы. Обобщены структурные и функциональные изменения за этот период, включая появление новых центров, таких как Каракой и Сишане, развитие осей Каракой–Таксим и Топхана–Ортакой, а также введение варианта транспортировки "Туннель". Бейоглу превратился в центр с высоким потреблением и различными удобствами.

Ключевые слова: Стамбул, пространственная структура города, Османская империя, общественный центр

Введение

Стамбул был перестроен в 1510 г. во время правления Баязида II. Поэтому большая часть сохранившихся исследований относится к этому периоду. В XVII в. Возрождение (в Европе это XV–XVI вв.) начало оказывать влияние на османскую элиту. Османская династия воспринимала новый образ жизни через летний дворец в долине Кагытхане и сады "Садабат" на севере Золотого Рога.

В XVIII в. массовая миграция из Анатолии привела к появлению трущоб в Эйюпе, Касымпаше и Ускюдаре (согласно работе Ильбера Ортайлы "Обзор исторической эволюции пространственной структуры Стамбула").

С интенсивным открытием Западу в период Танзимата в XVIII–XIX вв. Стамбул стал символически местом цивилизации. Город перешел от самодостаточной государственно-зависимой столичной структуры к зависимости от иностранного капитала, преодолевая границы центральной части города и расширяясь в направлении Галата и Бейоглу.

В XIX в. важным явлением в расширении Стамбула стали пригороды. Вместе с развитием транспортных средств, особенно на европейской стороне Босфора, отдаленные места – Кадыкёй, Бакыркёй и Ешилкёй – стали ключевыми пригородными центрами. Тарабья-Еникёй превратился в район летних посольств. Острова также тесно связались с городом. Сразу после создания муниципалитета Бейоглу были учреждены современные муниципальные учреждения.

При этом Стамбул оставался слаборазвитым столичным центром, о чем свидетельствует сосуществование в системе транспорта лодок и пароходов, конных повозок и трамваев.

Цель данной статьи – исследование возникновения и развития пригородов Стамбула в XIX в., изучение исторических изменений в пространственной структуре города и анализ их социально-экономических последствий. Основное внимание уделяется факторам субурбанизации, влиянию миграции и трансформации трущоб. Также рассматриваются структурные и функциональные изменения, включая появление новых центров и осей, внедрение новых видов транспорта и превращение Бейоглу в центр высокого потребления. Массовая миграция из Анатолии и Румели в Стамбул привела к появлению трущоб в районах Эйюп, Касымпаша, Хаское и Ускудара. Например, Касымпаша и площадь Хаской-Быкрядом с Бейоглу стали местами проживания людей с низким доходом, ведущих отличный образ жизни от Перы [4]. Аналогичная ситуация возникла и в некоторых частях Ускудара на анатолийской стороне. В XIX в. в городе появились отдельные поселения, в результате чего Стамбул превратился в разросшуюся городскую структуру [11], затрудняющую предоставление муниципальных услуг (Ильбер Ортайлы).

Этот период можно характеризовать как время появления отдельных небольших центров, расположенных далеко друг от друга и не образующих единой системы.

Если сделать обобщение структурно-функциональных изменений, произошедших в городе в этот период, можно выделить следующее:

• Появление двух новых центров – Каракой и Шишане, рядом с традиционным центром в районе Галата.

• Развитие двух новых осей – Каракой-Таксим и Топхана-Ортакой, которые стали формировать городское пространство.

• Введение нового вида транспорта – "туннель", который соединил Каракой и Галату.

• Бейоглу превратился в центр высокого потребления в городе, где можно было найти большие семейные дома, выдающиеся ханы, роскошные пассажи, тортуну (конные повозки), рестораны, театры, кабаре и магазины.

После захвата османами города были предприняты усилия по восстановлению поврежденных участков. В Стамбуле проводились обширные ремонтные работы для озеленения и улучшения коммерческого имиджа и жизнеспособности города [12]. Религиозно-культурная структура приобрела космополитический характер: ислам доминировал в центре, а немусульманские сообщества формировали отдельные кварталы на окраинах Стамбула. Развитие торговых функций привело к расширению портов в направлении устья реки. Также расширились тыловые районы стамбульского порта (например, египетский рынок, выходящий за границы государства, как описывает Ильбер Ортайлы).

В последующие века город столкнулся с угрозой массовой миграции и рисковал превратиться в трущобы из-за ухудшающихся условий. С другой стороны, превращение района Пера в современный деловой центр, обогащение проживающего там населения и его стремление к модернизации привели к тому, что новообразованный Стамбул, особенно Пера, смотрел свысока на старый Стамбул. В последние годы Османской империи Стамбул расширился за пределы своих стен и территории Пера. Районы стали расти благодаря удобному транспорту, предоставляемому в то время. Маленькие поселения можно было наблюдать даже вдоль берегов Босфора. Эта экспансия за стены затронула не только гражданское общество, но и дворцовые и государственные учреждения, которые перешли от Византии к Османской империи и существовали веками [13]. Кадыкой и Ускудар также стали местами, где наблюдалась плотная урбанизация. Все эти события объясняют причины появления общественных центров.

Начался процесс формирования отдельного района Бейоглу, который выделился из традиционной области исторического полуострова как с точки зрения функциональности, так и самовосприятия [5]. Использование этой территории привело к появлению двусторонних структур, обслуживающих разные социальные слои. Происходило прерывание и расширение городского пространства с исторического полуострова на смежные территории. В результате на данном этапе развития влияние центрального управления ослабевало, а формирование городской среды в этой области осуществлялось за счет иностранных инвестиций и местного влияния.

Методология

В исследовании используются исторические источники для изучения процесса возникновения и развития пригородов в Стамбуле, позволяющие проследить изменения в пространственной и функциональной структуре города [12].

– Первоисточники включают исторические тексты, документы и записи XVI–XIX вв., которые предоставляют информацию о развитии Стамбула и его пригородов.

– Вторичные источники состоят из научных работ, статей и исследований, посвященных городской истории Стамбула, пространственной структуре, миграции и социально-экономической динамике [1].

– Дополнительные источники включают карты, иллюстрации, фотографии и архитектурные планы, дающие визуальное представление и контекст для анализа.

Анализ данных

– Проводится тематический анализ для выявления и классификации ключевых тем и закономерностей, связанных с появлением и развитием пригородов Стамбула [6].

– Собранные данные анализируются в хронологическом порядке, чтобы понять прогресс пространственных изменений и факторы, влияющие на рост пригородов.

– Сравнительный анализ используется для изучения различий между традиционным центром Стамбула и зарождающимися пригородными районами. Рассматриваются влияние османского правления, вестернизации и взаимодействие между различными социальными слоями и этническими сообществами [14].

– Проанализированные данные интерпретируются, чтобы выделить факторы, способствующие субурбанизации, а также их влияние на социальные и экономические изменения.

– Выводы обсуждаются в связи с исторической эволюцией Стамбула, ролью миграции, созданием общественных центров и появлением различных социальных групп. Исследование опирается на исторические записи и доступные вторичные источники, которые могут иметь ограничения с точки зрения точности, предвзятости или отсутствия информации. Интерпретации исторических событий и процессов требуют анализа и осмысления со стороны исследователя.

Исследование завершается обобщением основных выводов, касающихся формирования пригородов в городе Стамбуле, их воздействия на структуру городского пространства и социально-экономическую динамику. На основе обнаруженных пробелов в историческом понимании стамбульских пригородов могут быть предложены рекомендации для последующих исследований или для расширения областей исследования.

Результаты и обсуждение

Возникновение пригородов в XIX в.

– В XIX в. пригороды Стамбула стали значимым явлением.

– Улучшение транспортной инфраструктуры сыграло решающую роль в росте пригородов, особенно на обеих сторонах Босфора, таких как Кадыкой, Бакыркой, Ешилкой и Тарабя-Еникой.

– Эти пригородные центры предоставляли возможности для отдыха, проведения летних посольств и естественного взаимодействия с городом через острова.

Слаборазвитый столичный центр и появление трущоб

– Несмотря на улучшение транспортной системы, Стамбул оставался слаборазвитым столичным центром с ограниченной транспортной инфраструктурой, включающей лодки, пароходы, конные экипажи и трамваи.

– Разрастающаяся городская структура Стамбула оказалась непропорционально большой по сравнению с численностью населения, что привело к возникновению трущоб.

– Малообеспеченные и безработные мигранты, прибывающие из Анатолии или Румелии, образовали трущобы в таких районах, как Эйюп, Касымпаша, Хаской и Ускюдар, что затрудняло их социальную и экономическую интеграцию.

Структурно-функциональные изменения

– В этот период появились два новых центра – Каракёй и Шишхане, расположенные неподалеку от традиционного центра в районе Галата.

– Две новые оси (Каракой-Таксим и Топхана-Ортакой) стали формировать городское пространство, отражая изменяющуюся динамику города.

– Введение "туннеля" – нового транспортного средства, соединяющего Каракой и Галату, расширило возможности коммуникации.

– Бейоглу превратился в центр с высоким уровнем потребления, характеризующийся большими семейными домами, роскошными отелями, широкими проспектами, конными повозками, ресторанами, театрами, кабаре и магазинами.

Влияние миграции и преобразование трущоб

– Прилив мигрантов и ухудшение условий жизни привели к появлению трущоб в пригородах Стамбула.

– Касымпаша, Хаской и некоторые части Ускюдара стали жилищем для групп с низким уровнем дохода, их образ жизни отличался от образа жизни в Пера.

– Рост разбросанных и смежных поселений усугубил проблемы предоставления муниципальных услуг и управления расширяющейся городской структурой.

Расширение за пределы стен и урбанизация

– Стамбул расширился за пределы своих стен и района Пера благодаря улучшенной транспортной связи.

– Кадыкей и Ускюдар стали центрами интенсивной урбанизации, которая была обусловлена удобством транспорта и схемами миграции.

– Экспансия «за стены» затронула как гражданское общество, так и дворцовые и государственные институты, приводя к перестройке городской среды и ослаблению центрального управления.

Создание района Бейоглу

– Начался процесс формирования района Бейоглу, который отделил его от традиционного пространства исторического полуострова с точки зрения функциональности и самосознания.

– Использование этой территории привело к развитию двусторонних структур, обслуживающих различные социальные слои, что отражало эволюцию городской динамики.

Влияние иностранных инвестиций и местного влияния сформировало городскую среду вдоль этой оси. Эти результаты дают представление об исторической эволюции пригородов Стамбула, включая факторы, стимулирующие субурбанизацию, влияние на пространственную структуру города и социально-экономические последствия этих событий [17].

Заключение

Следует отметить, что историческая эволюция пространственной структуры Стамбула свидетельствует о существенных изменениях и преобразованиях, которые происходили на протяжении многих веков. Начиная с восстановления города во времена правления Баязида II с 1510 г. и до влияния эпохи Возрождения на османскую элиту, Стамбул пережил разнообразные изменения в своем развитии.

В XVIII и XIX вв. Стамбул модернизировался по западному типу (вестернизация), превратившись из самодостаточной столицы в город, зависимый от иностранного влияния [3]. Это привело к расширению городских границ в направлении Галаты и Бейоглу, что способствовало появлению новых центров и осей, формирующих городскую топологию. Введение "туннеля" как нового вида транспорта, соединяющего Каракой и Галату, а также превращение Бейоглу в центр высокого потребления, сыграли свою роль в развитии города. Усовершенствованная транспортная инфраструктура сделала такие направления, как Кадыкой, Бакыркой, Ешилкой и Тарабья-Еникой, важными пригородными центрами. Однако, несмотря на эти достижения, Стамбул оставался малоразвитым столичным центром, где сосуществовали различные виды транспорта, а также возникали трущобы из-за миграции мигрантов из Анатолии и Румели.

Пространственная структура Стамбула в указанный период характеризовалась развитием небольших центров, расположенных на значительном удалении друг от друга и не образующих единой системы. Рост изолированных и прилегающих к друг другу поселений привел к расширению городской структуры, которая превышала потребности его населения, создавая проблемы в предоставлении муниципальных услуг [18].

Преобразования Стамбула и его расширение за пределы стен оказали значительное воздействие на город. В период усилий по восстановлению поврежденных районов и стимулированию коммерческой активности путем проведения обширных ремонтных работ, влияние центрального управления ослабло из-за расширения или перерывов в городском пространстве Стамбула. Возникновение интенсивной урбанизации в Кадыкее и Ускюдаре дополнительно усилило эти изменения.

Процесс формирования района Бейоглу за пределами исторического полуострова представлял собой значительный сдвиг в функциональности и самоидентификации. Это привело к созданию двойственных структур, обслуживающих разные социальные группы и отражающих развивающуюся городскую среду вдоль этой оси благодаря иностранным инвестициям и местным влияниям.

Таким образом, историческая эволюция пространственной структуры Стамбула демонстрирует сложное взаимодействие социальных, экономических и политических факторов, а также влияние внешних культурных и архитектурных тенденций. Понимание этих исторических событий важно для осознания современного городского ландшафта Стамбула и его продолжающихся трансформаций.

Библиография

1. Alsac, U. IntellectualArchitecture: A SamplingThrough Renaissance Utopias / U. Alsac // METU, Faculty of ArchitectureJournal. – 1978. – № 4 (1). Р. 31–52. – URL: http://jfa.arch.metu.edu.tr/archive/0258-5316/1978/cilt04/sayi_1/31-52.pdf 

2. Karaman, M. Uskudar's Identity in Turkey: Üsküdar Anadolu / M. Karaman // I Üsküdar Symposium. – Istanbul, 2003. – Р. 221– 237. – URL : https://isamveri.org/pdfdrg/D096029/2004/2004_KARAMANM.pdf 

3. Emiralioglu, B. Investigation of Beyoglu District in terms of Transportation and Traffic-Suggestions: master's dissertation (аrchitecture) / B. Emiralioglu. – Istanbul: Technical University, 2005. – URL : https://polen.itu.edu.tr/items/3e83d32c-a37e-4f99-a603-a83020acf26e 

4. Han, N. Socio-Spatial Segregation in BeyogluHistoricalHousing Area: master's dissertation (аrchitecture) / N. Han. – Istanbul: Technical University, 2002. – URL: https://polen.itu.edu.tr/items/0958fd4f-c95e-4cb9-ad4b-4ab531f549e4 

5. Ozkan, M. Transformation of the Arcades in Beyoglu: Ph.D. dissertation / M. Ozkan – Mdole East Technical University, 2008. – URL: https://www.academia.edu/1031355/TRANSFORMATION_OF_THE_ARCADES_IN_BEYO%C4%9ELU 

6. Agnew, J. The City in Cultural Contex / J. Agnew, J. Mercer, D. Sopher. – England: Routledge, 1984. – URL: https://www.taylorfrancis.com/books/edit/10.4324/9780203716144/city-cultural-context-john-agnew-john-mercer-david-sopher 

7. Joshkun, N. A Living Organic City an Example: Uskudar: master's dissertation (аrchitecture) / N. Joshkun. – Istanbul: Technical University, – 2004. – URL: https://tez.yok.gov.tr/UlusalTezMerkezi/tezDetay.jsp?id=lMwlnbOPltjdPo4mUrpUVw&no=ALP_5VBAR6Ql_AfooQ-7Qg 

8. Ozdemir, A.D. The Effect of Social Change on Space in HistoricalEnvironments: master's dissertation (аrchitecture) / A.D. Ozdemir. – Istanbul: Technical University, 1996

9. Pabuchu, M. Military hospitals in the Ottoman Empire (1876-1908) / M. Pabuchu // Capadocia journal of history and social sciences. – 2014. – № 3. Р. 85–100. – URL: https://cahij.com/?mod=makale_tr_ozet&makale_id=23058 

10. Tandogan, I. Changes in function and texture from the Byzantine period to the present on the shores of the Golden Horn: master's dissertation (аrchitecture) / I. Tandogan. – Istanbul: TechnicalUniversity, – 2018. – URL : https://acikerisim.msgsu.edu.tr/xmlui/handle/20.500.14124/1601 

11. Dundar, B. The Effect of Reconstruction on the Historical Peninsula of Istanbul: master's dissertation (аrchitecture) / B. Dundar. – Istanbul: Technical University, 2001. – URL : https://polen.itu.edu.tr/items/1eb0f5cc-0a3b-46d0-8d59-3b046daac938  

12. Senan, N. An assessment on the relationship of urban renovation projects, historical sites and urban renovation in Turkey: a review of Oxmeydani historical site conservation and interaction transitional zoning plan: Ph.D. dissertation / N. Senan. – Istanbul: Zaim University, 2016.

13. Abdul-Karim, R. SheriyyeRegisters and TheirImportanceinterms of Socio-Economic and UrbanStudiesinOttomanSyria / R. Abdul-Karim // Journal of Foundations. – 2010. – № 33. – Р. 141–144. – URL: https://acikerisim.fsm.edu.tr/xmlui/handle/11352/813 

14. Eldem, E. World City Istanbul / E Eldem. – Istanbul: History Foundation Publications, 1996. – URL:https://www.nadirkitap.com/dunya-kenti-istanbul-istanbul-world-city-sayfa-altlarinda-hafif-burusma-var-yayin-kurulu-edhem-eldem-ayla-odekan-kitap12722526.html 

15. Theunissen, H. Dutch Tiles of the Ottoman Empire / H. Theunissen // Kebikech Journal of Resources and Research for Human Sciences. – 2008. – № 25. – Р. 357–384. – URL: https://kebikecdergi.files.wordpress.com/2012/07/29_hans.pdf 

16. Velioglu, A. Research on architectural design and its process in the historical environment. Doctoral dissertation (аrchitecture) / A. Velioglu // Karadeniz Technic University, 1992. – URL: https://tez.yok.gov.tr/UlusalTezMerkezi/tezDetay.jsp?id=NgkRP-YGOfASy7pited3Gg&no=NgkRP-YGOfASy7pited3Gg 

17. Kostof, S. The City Shaped Urban Patterns and Meanings Through History / S. Kostof. – London: Thames and Hudson. 1991. – URL: https://www.amazon.com/City-Shaped-Patterns-Meanings-Through/dp/0821220160 

18. Chelik, Z. Istanbul, the Ottoman Capital Change in the 19th Century / Z. Chelik. – Istanbul: Culture Publications, 1986. – URL : https://www.kitapyurdu.com/kitap/19-yuzyilda-osmanli-baskenti-degisen-istanbul/369306.html 

19. Tekeli, I. The Development of the Istanbul Metropoliten Area: Urban Administration and Planning / I. Tekeli. – Istanbul: Kent Basımevi, 1994. – URL: https://www.nadirkitap.com/the-development-of-the-istanbul-metropolitan-area-urban-administration-and-planning-ilhan-tekeli-kitap729529 

20. Hacioglu, E. Evaluation of the Effects of Legal Regulations on Architectural Design in the Historic Environment (Istanbul Historical Peninsula Example): master's dissertation (аrchitecture) / E. Hacioglu. – Istanbul: Technical University, 2010. – URL : https://polen.itu.edu.tr/items/5d375ac6-0628-4618-99b9-bb30111e9028 

Ссылка для цитирования статьи

Йылмазсой, Б.К.Э. Формирование структуры районов Стамбула в Османский период / Б.К.Э. Йылмазсой //Архитектон: известия вузов. – 2023. – №3(83). – URL: http://archvuz.ru/2023_3/21/  – doi: 10.47055/19904126_2023_3(83)_21


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 23.06.2023
Просмотров: 112