Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (83) Сентябрь, 2023

Изобразительное искусство

Яковлева Елена Пантелеевна

доктор искусствоведения,
ведущий научный сотрудник сектора актуальных проблем современной художественной культуры,
Российский институт истории искусств.

Россия, Санкт-Петербург, e-mail: avmonal@yandex.ru

Фотоизображение произведений искусства как инструмент экспертизы и атрибуций (на примере живописи и графики В.И. Шухаева)

УДК: 75+77
DOI: 10.47055/19904126_2023_3(83)_26

Аннотация

Статья основана на исследовании картин и рисунков Василия Ивановича Шухаева (1887–1973) из собраний государственных музеев и частных коллекций, а также из числа работ, бытующих на антикварном рынке. В связи с этим сохраняет актуальность вопрос об экспертизе и атрибуциях произведений художника и, соответственно, о методах и инструментах экспертного исследования. Экспертно-атрибуционная практика автора настоящей статьи показала значимость использования фотоизображений произведений искусства, музейных и выставочных экспозиций и интерьеров жилых помещений, запечатлевших экспертируемые работы, фотографий натурных пейзажей, снятых самим художником. Особую ценность имеют фотографии, созданные при жизни автора, поступившие в архивные хранилища из его собрания. Помимо перечисленных выше, к ним относятся фотокарточки, содержащие надписи на паспарту или на обороте. Весь этот материал позволяет представить, как выглядели утраченные произведения искусства, дает основание для подтверждения авторства и даты создания работы художником, позволяет выявить варианты и копии картин, исключить подделки, показать этапы и особенности создания автором художественного произведения, а в ряде случаев засвидетельствовать переписывание картин спустя многие годы, что было свойственно В.И. Шухаеву. Использование означенных фотоизображений в экспертно-атрибуционной работе способно конкретизировать и визуализировать творческий путь и деятельность художника, что важно для объективного изучения его искусства и может быть использовано в научно-исследовательской, музейно-выставочной, и просветительской работе специалистов гуманитарного профиля.

Ключевые слова: фотоизображения произведений изобразительного искусства, экспертиза, атрибуция, живопись и рисунок, В.И. Шухаев

Актуальность темы, заявленной в названии статьи, обусловлена необходимостью введения в научный оборот систематизированной информации об использовании в ходе проведения искусствоведческой экспертизы произведений Василия Ивановича Шухаева фотоизображений его работ, фотоснимков экспозиций выставок художника и его семейных фотографий из государственных собраний и частных архивов – Научного архива Российской академии художеств в Санкт-Петербурге, Отдела рукописей Государственного Русского музея, Российского государственного архива литературы и искусства, Московского музея современного искусства, Национального архива Грузии, бывшего архива Шухаевых, принадлежащего ныне государственным и частным лицам. Фотоизображения не раз применялись и будут применяться впредь с целью исследования жизни и творчества художника, а также в качестве инструмента при проведении искусствоведческих экспертиз и атрибуций произведений искусства [1, с. 107–113].

Как известно, искусствоведческая экспертиза – это первый этап в изучении художественного произведения, идентификация и установление его статуса и накопление первичных знаний о нем. Атрибуция же – это углубленное изучение произведения, направленное на уточнение его авторства, места и времени создания, выяснение провенанса и иных особенностей. Экспертиза и атрибуция художественных произведений предполагают использование основных групп источников – дополняющих друг друга технико-технологических, художественных, литературных и документальных материалов, в том числе фотоизображений.

Можно привести многочисленные и разнообразные примеры их использования в процессе исследования отдельных произведений и всего творчества Василия Шухаева. Прежде всего, стоит отметить, что исключительно благодаря сохранившимся фотографиям сегодня известно, что представляли собой пропавшие в 1949 г. в Тбилиси большеформатные, значимые для творческой биографии художника полотна [2, с. 32–36] – конкурсная картина «Вакханалия» (1912), за создание которой автор был удостоен пенсионерской поездки в Италию [2, с. 35;], две картины на библейский сюжет: «Сусанна и старцы» (1913), написанная в Риме во время пенсионерской поездки [2, с. 32], и «Иосиф и жена Пентефрия» (1923), созданная спустя десять лет в эмиграции во Франции [2, с. 34], а также соцреалистическая картина «Молотьба» (1936) [3, с. 76], над которой художник работал после возвращения из эмиграции сначала в кабардино-балкарском колхозе, где собирал материал, а затем в Ленинграде, где жил до своего ареста в 1937 г. О композиции и размерах (300х400 см) этого широкоформатного полотна дает представление фотография, снятая на экспозиции первой в Советском Союзе персональной выставки Шухаева (1936) в ленинградской Академии художеств [4, с. 40, ил. 38] и в московском «Всекохудожнике» [3, с. 76].

Здесь следует подчеркнуть чрезвычайно важное для исследователей значение фотоизображений экспозиций прижизненных выставок художника, особенно когда они не сопровождались каталогами. Так, именно фотоизображения подтвердили провенанс ряда произведений, в том числе тех, что до сих пор не выявлены в коллекциях и могут еще появиться на антикварном рынке.

Исключительно благодаря фотографии из бывшего архива В.И. и В.Ф. Шухаевых (ныне частный архив) известно, как выглядела заказная картина «Товарищ Сталин на сходке в Крцанисском ущелье» (1953), упоминаемая лишь в списках произведений художника. Благодаря надписи Веры Федоровны Шухаевой, жены автора, на паспарту этой фотографии известны дата создания картины, техника ее исполнения (масло) и размеры (200х300 см), а также факт ее уничтожения самим автором [4, c. 42, ил. 40].

Судя по фотографиям экспозиции выставки произведений Шухаева, проходившей в Ленинградском Союзе художников с декабря 1962 по январь 1963 г. [4, с. 59, ил. 5, 6], а также согласно документальным материалам, именно с этой выставки Государственный Русский музей приобрел в свое собрание несколько подготовительных рисунков (1916) к неоконченной картине «Полк на позициях» (1917) [5] и ставший знаменитым двойной автопортрет Александра Яковлева и Василия Шухаева «Арлекин и Пьеро» (1914; завершен Шухаевым в 1962). Сравнение фотоизображения двойного автопортрета на момент его создания в 1914 г. с завершенной картиной свидетельствует о первоначальном замысле композиции и последующем ее изменении: готовясь к выставке, Шухаев удалил арки над фигурами Арлекина и Пьеро и написал одну общую, объединяющую фигуры и придающую целостность композиционному построению [4, с. 14, ил. 10, 11].

Эту особенность Шухаева-живописца – переписывать накануне предстоящих выставок фрагменты уже завершенных и даже сфотографированных картин – следует отметить особо. Подобного рода произведения не раз вводили в заблуждение экспертов несовпадением изображений на картине и на фотографии, причем фотографии, принадлежащей самому автору. Однако, зная об этой особенности, эксперт может учитывать ее при проведении других исследований. В то же время, такой подход автора к завершению своей работы по-своему характеризует его творческий метод и дает представление о процессе создания картины. Так, спустя два года после окончания работы над композицией «Обнаженная с тазом» (1920) Шухаев дописал интерьер, создав, по существу, новое произведение (1922) [4, с. 27, ил. 20]. Завершенный и сфотографированный эскиз картины «Обсуждение эскизов» (1955) (рис. 1) явился основой картины «Художники» (1955), имеющей бóльшие размеры (160х98 вместо 100х63 см). В правой части композиции картины художник изменил лица двух девушек и переписал правую руку мужчины в шляпе [4, с. 107, ил. 39]. Остается лишь предполагать, в период подготовки какой выставки это произошло.


Рис. 1. В.И. Шухаев. Обсуждение эскизов. 1955. Холст, масло. 100х163.
Местонахождение неизвестно. Фото из бывшего архива Шухаевых. Частный архив

О том, как выглядит завершенный в 1925 г. живописный портрет парижского издателя Люсьена Вожеля, местонахождение которого в настоящее время не установлено, сегодня можно судить не только по его графическому эскизу из собрания Национального музея Грузии, но также по семейному фотоснимку Шухаевых, на котором запечатлены жена художника и ее мать на фоне большеформатного портрета издателя, изображенного в черном фраке и цилиндре спускающимся по беломраморной лестнице [4, с. 35, ил. 32].

Фотография рисунка мужской головы в профиль из бывшего архива Шухаевых, отпечатанная в парижском фотоателье, и надпись на ее обороте, сделанная женой художника, позволили атрибутировать это произведение (рис. 2) [6, p. 76–77, lot 57]. Прежде всего, уточнить имя изображенного – капитан Обур. Сравнение профильного рисунка головы немолодого мужчины с образом одного из персонажей картины «Беседа» (фр.: «La Conversation») (рис. 3), известной по другой фотографии из того же архива, показало их сходство. Поиски информации о картине, местонахождение которой в настоящее время неизвестно, привели к совместной выставке Александра Яковлева и Василия Шухаева, проходившей в парижской галерее Барбазанж в декабре 1921 г. Согласно ее каталогу, картина «Беседа» экспонировалась с названием «La Conversation» [7, № 4]. Датируя рисунок на обороте фотографии «1923–4» годом, жена художника ошиблась, и это понятно, поскольку Шухаевы, с 1921 по 1925 г., отдыхая на острове Пор Кро в Средиземном море, ежегодно общались там с капитаном Обуром. Название острова «Port-Cros» Вера Федоровна также привела в надписи на обороте фотографии картины. Таким образом, в действительности, и сама картина, и натурный подготовительный рисунок к ней в виде профильного портрета капитана Обура были созданы Шухаевым летом 1921 г. на острове Пор Кро. Дарственная надпись автора на лицевой стороне рисунка, адресованная Генриетте Леопольдовне Гиршман, датирована 11 июня 1922 г. [6, p. 77, lot 57], т. е. уже после создания упомянутой выше фотографии, что также опровергает дату создания портрета капитана Обура, приведенную женой художника.

Рис. 2. В.И. Шухаев. Капитан Обур. Эскиз к картине «Беседа» (фр.: «La Conversation»). 1921.
Фото из бывшего архива Шухаевых. Частный архив

Рис. 3. В.И. Шухаев. Беседа. 1921. Местонахождение неизвестно.
Фото из бывшего архива Шухаевых. Частный архив

Подчеркивая роль фотоизображений в процессе изучения творчества Шухаева, необходимо отметить, что ряд французских и грузинских пейзажей художник писал, опираясь не только на натуру, но и на специально снятые им фотографии этих мест. Они хранятся в разных архивных фондах художника, но специальному анализу и определению их значимости в создании произведений искусства мастера до сих пор не подвергались. Одним из многих показательных примеров является горный пейзаж «Панкисское ущелье» (1963. Холст, темпера. 120х95. Частное собрание), написанный по фотографии этого места [4, с. 110, ил. 45, 46].

Фотография графического портрета не известного на момент исследования корнета 4-го гусарского Мариупольского полка (1916) [5, c. 104] способствовала выявлению подделки сангинного рисунка, фигурировавшего на антикварном рынке. В ходе исследования, в том числе с использованием групповой фотографии офицеров данного полка (1916) [5, с. 103], удалось установить предполагаемое имя корнета – Януш Бокщанин. Последующая работа с польскими литературными источниками, содержащими фотографии полковника Польской армии Януша Бокщанина, и идентификация его облика с обликом корнета с рисунка Шухаева подтвердили имя изображенного, а документы из Российского государственного военно-исторического архива способствовали уточнению биографии офицера до 1918 г., т. е. до его перехода на службу в Польскую армию.

Огромная роль принадлежит фотоизображениям, использованным в процессе исследования картины Шухаева «В Оверни», датированной автором 1929 г. и приобретенной современным владельцем на лондонском аукционе [8, lot 24] (рис. 4). На оборотной стороне картины, на подрамнике, прикреплены две выставочные наклейки: «Всекохудожника» c несохранившейся надписью, свидетельствующая об экспонировании произведения на персональной выставке Василия Шухаева 1936 г. в Москве и Ленинграде, и наклейка с названием картины «В Оверни», показанной на выставке художника 1958 г. в Выставочном зале Союза советских художников. Подчеркнем, что на выставочной наклейке 1936 г. надпись с названием картины не сохранилась, а в каталоге выставки [10] произведение «В Оверни» 1929 г. создания отсутствует.

Анализ фотоизображений московской экспозиции данной выставки позволил выявить на одном из фотоснимков пейзаж, композиционно похожий на картину «В Оверни» [3, с. 76, 4-я картина слева в верхнем ряду]. В бывшем архиве Шухаевых (ныне частный архив) удалось выявить фотографию именно этого пейзажа. На оборотной стороне фотоснимка почерком Веры Федоровны Шухаевой написано название картины «Корсика», дата ее создания – 1930 г., а также материал, техника и размеры: холст, темпера, 59х78 см и местонахождение: «Собр<ание> Корнилова Ленинград».

Сравнение фотоизображения картины «Корсика» с картиной «В Оверни» показало их сходство и различие, а именно близость размеров, общего построения картины и многих деталей ее композиции. Установлено, что одно и то же место в композиции обеих картин занимают одинаковые деревья, их стволы и в большинстве своем – кроны, а также холмистая местность и жилые постройки на спуске с холма.

Различия касаются изображения пейзажей дальнего плана (справа на линии горизонта), наличие в картине «В Оверни» фигуры крестьянина, спускающегося по склону холма, и бредущего за ним быка, а также авторской надписи В. Шухаев 1929. На линии горизонта, в центре композиции, в глубине, хорошо видны купы деревьев и очертания полуразрушенного замка, напоминающего средневековый замок Мольтгильберт, расположенный на территории горной местности Центральной части Франции в районе Оверни. Этот образ по-своему подтверждает название картины. В отличие от «чистого» пейзажа в картине «Корсика», полотно «В Оверни», благодаря изображенным на нем образам крестьянина и быка, носит жанровый характер.

Гора на дальнем плане на фотографии пейзажа «Корсика» (справа от центра) своими очертаниями напоминает известный корсиканский архипелаг Сангинэр с его знаменитым маяком, а силуэтные пейзажи дальнего плана картины подтвердили обоснованность ее названия – «Корсика». Все перечисленное, а также многочисленные композиционно-образные совпадения с картиной «В Оверни» позволили предположить, что картина «Корсика» лежит в основе картины «В Оверни». Более того, последняя представляет собой переписанную, а потому не существующую более, картину «Корсика». Однако справа внизу на картине «В Оверни» стоит авторская надпись, включающая подпись (В. Шухаев) и дату (1929). Между тем, пейзаж «Корсика» был создан предположительно в 1930 г., когда Василий Шухаев и его друг Александр Яковлев находились на этом острове. Дату «1930 г.» поставила на обороте фотографии картины «Корсика» и Вера Федоровна. Исходя из этого, версия о том, что в основу жанровой картины «В Оверни», датированной 1929 г., была положена более поздняя по времени создания картина «Корсика» (1930), кажется сомнительной, если не учитывать, что авторская надпись на картине «В Оверни» сделана по-русски, а это значает, что Шухаев нанес ее на картину не во Франции, где он проживал до 1935 г., а в Советском Союзе, уже после возращения из эмиграции. Во Франции свои произведения художник подписывал исключительно по-французски. Кроме того, никаких надписей на картине «Корсика», если судить по упомянутой выше фотографии произведения из архива Шухаевых, нет.

Таким образом, установлено, что на персональной выставке художника в Москве и Ленинграде (1936) экспонировалась картина «Корсика» (Холст, темпера. 60х78), что подтверждают отчасти наклейка выставки «Всекохудожника», фотография московской экспозиции выставки [3, с. 76] и ее каталог [10, с. 14, № 44) (в каталоге картина «Корсика» ошибочно введена в блок произведений 1929 г. создания, а не 1930). В дальнейшем история бытования этой картины (в отличие от одноименного произведения из собрания ленинградского искусствоведа и коллекционера П. Е. Корнилова) не прослеживается. Один из пейзажей с названием «Корсика» (1930. Холст, темпера. 59,7х78,2) как собственность Корнилова экспонировался на выставке Шухаева в Ленинграде (1968), но на московской выставке художника (1977) уже был представлен как экспонат Архангельского областного музея изобразительных искусств (ныне Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера», г. Архангельск).

Рис. 4. В.И. Шухаев. В Оверни. 1929. Холст, темпера. 78,5х60.
Частное собрание. Публикуется с разрешения владельца

Спустя год после успешного проведения выставок 1936 г. Шухаев был арестован по 58-й статье и десять последующих лет провел в ссылке на Колыме. Лишь осенью 1947 г. он поселился в Грузии и в 1954 г. при поддержке Союза художников Грузинской ССР в Тбилиси подготовил первую за последние восемнадцать лет выставку своих работ. В ее состав вошла картина «В Оверни». Данный факт зафиксирован в опубликованном недавно машинописном списке произведений, названном автором «Персональная выставка в 1954 г. художника В. И. Шухаева» [9, с. 282, № 11].

В 1958 г. последовала более масштабная Выставка произведений Василия Ивановича Шухаева в Москве, в выставочном зале Союза художников СССР. Об этом свидетельствуют каталог выставки и вторая наклейка на подрамнике картины. Экспонировалось произведение также на последующих персональных выставках Шухаева в Тбилиси (1962) и Ленинграде (1962–1963 и 1968). Анализ выставочных каталогов позволил предположить, что после ленинградской выставки 1968 г. картина «В Оверни» поступила сначала в собрание семьи Кулаковых [11, с. 150], а потом в коллекцию известного ленинградского собирателя А. Ф. Чудновского [12, p. 56–57, lot 46]. Во всех каталогах техникой исполнения картины «В Оверни» и других произведений французского периода значится темпера, но лишь иногда уточняется, что речь идет о яичной темпере, а именно ею обычно работал художник [13, c. 42].

Возвращаясь к названию картины «Корсика», стоит обратить внимание на пейзаж Шухаева с названием «Перед дождем» (холст, темпера. 60,5х78,5), датированный 1914 г. «с вопросом» из собрания Государственного Русского музея [14, с. 211, № 1180]. В Отделе рукописей Русского музея, в фонде Шухаева, хранится фотография этого произведения (ОР ГРМ. Ф. 154. Оп. 1. Ед. хр. 182. Л. 11) с надписью на обороте, сделанной рукой стареющей Веры Федоровны. Надпись включает несколько названий изображенной на картине местности: Франция, зачеркнутые слова Корсика, Цихисчжвари, а также дату: 1930 г. и имя владельца: собственность Е.И. Хучуа. Этот пейзаж в 1977 г. Русский музей приобрел у частного лица с неуточненными названием и датой. Между тем фотоизображение пейзажа и надпись жены художника на обороте фотоснимка, а также образно-стилистическая близость его живописи с другими пейзажами французского периода творчества Шухаева, в том числе с корсиканскими, может служить основанием для переатрибуции работы.

Таким образом, все приведенные примеры убедительно подтверждают роль и значение фотоизображений произведений искусства как одного из важных инструментов при проведении художественной экспертизы и атрибуций.

Библиография

1. Яковлева, Е. П. Роль и значение фотографии в вопросах экспертизы и атрибуции произведений изобразительного искусства / Е. П. Яковлева // Фотография, кино, видео: вопросы истории, теории и педагогики: мат-лы 1 межвуз. науч.-практ. конф. с элементами научной школы (17–18 ноября 2011 года, Санкт-Петербург) / под ред. Э. В. Махровой, Е. К. Блиновой, Н. Н. Дроздовой-Пичуриной, О. Б. Катаевой. – СПб.: Экспресс, 2012. – С. 107–113.

2. Яковлева, Е. П. Пропавшие полотна Василия Шухаева / Е. П. Яковлева // Антик-Respekt. – 2005. – Май. – С. 32–36.

3. Юдина Т. Выставки «Всекохудожника» / Т. Юдина / Архивные материалы библиотеки МСХ / Василий Иванович Шухаев. 1936. Открытие и экспозиция выставки в Москве в залах «Всекохудожника» на Кузнецком, 11 // Антикварный мир. – 2017. – Январь. – С. 56–77.

4. Василий Шухаев (1887–1973). Ретроспектива: Каталог выставки / под науч. ред. Е. П. Яковлевой. М.: Московский музей современного искусства, 2015. – 236 с.

5. Яковлева, Е. П. О картине В. И. Шухаева «Полк на позициях» и портретах офицеров 4-го гусарского Мариупольского полка / Е.П. Яковлева // Василий Шухаев: искусство, судьба, наследие: колл. моногр. / под науч. ред. Е. П. Яковлевой; сост.: Е. Н. Каменская, Е. П. Яковлева. – М.: БуксМАрт, 2019. – С. 100–121.

6. Christie’s. Important Russian Art. London, 27 November 2017. – London, 2017.

7. Exposition Alexandre Iacovleff et Vassili Choukhaeff du 15 novembre au 1er decembre. Galerie Barbazanges – Paris, 1921.

8. MacDougall. Arts LTD. Шедевры русского искусства. – London, 5 Juin 2019. – London, 2019.

9. Каменская, Е.Н. О первой выставке В. И. Шухаева в Тбилиси (1954) / Е. Н. Каменская // Василий Шухаев: искусство, судьба, наследие: колл. моногр. / под науч. ред. Е. П. Яковлевой; сост.: Е. Н. Каменская, Е. П. Яковлева. – М.: БуксМАрт, 2019. С. 279–295.

10. В. И. Шухаев. Выставки в Москве и Ленинграде / Всероссийская академия художеств. Всекохудожник. Ленизо. Л.: Изд-во ВАХ, 1936. – 20 с., ил.

11. Мямлин, И.Г. Василий Иванович Шухаев / И.Г. Мямлин. – Л.: Художник РСФСР, 1972. – 174 с.

12. Sotheby’s. Russian pictures. Auction in London 7 June 2016. – London, 2016.

13. Яковлева Е.П. В. И. Шухаев о технике и технологии живописи / Е.П. Яковлева // Особенности развития техник и технологий в искусстве. История и современность: колл. моногр. / Российская академия художеств / отв. ред. и сост. Т. Л. Астраханцева. М.: Союз Дизайн, 2020. – 368 с. – С. 39–44.

14. Русский музей представляет: Живопись первой половины ХХ века (С – Я) / Альманах. Вып. 463. – СПб.: Palace Editions, 2015.

Ссылка для цитирования статьи

Яковлева, Е.П. Фотоизображение произведений искусства как инструмент экспертизы и атрибуций(на примере живописи и графики В.И. Шухаева)/ Е.П. Яковлева //Архитектон: известия вузов. – 2023. – №3(83). – URL: http://archvuz.ru/2023_3/26/  – doi: 10.47055/19904126_2023_3(83)_26


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 20.07.2023
Просмотров: 106