Архитектон: известия вузов. №1 (89) Март, 2025
Градостроительство
Зиятдинов Зуфар Закиевич
кандидат архитектуры, доцент,
Пензенский государственный университет строительства и архитектуры;
главный архитектор ООО «Формула»,
Россия, Пенза, e-mail: z.uf@yandex.ru
Паттерны композиционно-градостроительных идей застройки жилых комплексов и микрорайонов
УДК: 711
Шифр научной специальности: 2.1.13
DOI: 10.47055/19904126_2025_1(89)_16
Аннотация
Ключевые слова: композиционно-градостроительная идея, градостроительные решения, узловой подход к планированию застройки, структура застройки, градостроительная композиция
Введение
В настоящее время при рассмотрении проектов планировки территорий остро встает проблема отсутствия композиционно-градостроительно идей, наличие которых является главным критерием созданий высокохудожественной городской среды [1–6]. Преобладает утилитарно-функциональный подход, направленный на решение технических вопросов организации застройки, а именно соблюдение нормативов относительно числа стоянок для личного транспорта населения, продолжительности инсоляции жилых помещений, размеров и доступности площадок, санитарно-гигиенических и противопожарных разрывов и т.д. [1, 2, 7–10]. Художественно-эстетическая сторона рассматривается на уровне декоративно-украшательского подхода [10–12] и сводится к определению этажности зданий, выбору видов наружной отделки, цветовой палитры фасадов.
Основная цель многих проектных организаций – услужить девелоперам и обеспечить на стройплощадке максимальную общую площадь жилья для роста прибыли от его продажи [6, 13]. Композиционно-градостроительные идеи в большинстве планируемых микрорайонов отсутствуют, в связи с чем застройка оказывается лишенной единой художественно-смысловой основы и тем самым в значительной степени теряет эстетические качества [10, 14, 15].
Проблема композиционно-градопланировочной идеи становится крайне востребованной для практики градостроительного планирования микрорайонов и требует изучения.
Методика исследований
– графоаналитическое рассмотрение градостроительной документации по планированию микрорайонов и крупных ЖК, включая конкурсные проекты, в которых наиболее выраженно воплощаются творческие потенциалы их авторов в силу меньшего девелоперского диктата;
– натурные обследования застройки с фотофиксацией наиболее интересных решений по критериям выражения градостроительной идеи;
– апробация получаемых результатов исследования в курсовых, дипломных бакалаврских и магистерских проектах градостроительного планирования новых микрорайонов и реконструкции территорий;
– интервьюирование экспертов, в качестве которых выступили преподаватели архитектурных факультетов вузов, главные архитекторы творческих проектных мастерских.
Научная новизна работы состоит в анализе применяемых композиционно-градостроительных решений организации застройки микрорайонов и крупных ЖК, в классификации градостроительных композиций по критерию соотношений между открытыми пространствами и материальными объемами в структурах планируемых территорий; в разграничении применяемых в практике градостроительного планирования понятий «градостроительный концепт, подход, идея и прием».
Смыслы градоконцептов, подходов, идей и приемов
Анализ научной градостроительной литературы, обзорных статей из архитектурных журналов, а также интервьюирование экспертов, позволяют констатировать, что:
градоконцепты представляют собой общие идеи и философские трактовки, направленные на решение главной проблемы эпохи исторического периода. Проблема состоит в устаревании градостроительных форм и их несоответствии новым содержаниям, которые вызваны развитием научно-технологического прогресса [1, 2, 10, 14]. Для устранения несоответствия между формой и содержанием выдвигаются новые концептуальные решения, выраженные вербально и/или в виде схем. При этом детализация отсутствует, имеются лишь общие рекомендации. Так, обостряющиеся антропогенно-экологические проблемы инициировали рождение концепции зеленого города с увеличенной долей озелененных пространств. Развитие технологий градостроительного мониторинга и получения больших данных обусловили концепт умного города. Градоформа города-завода сформировалась как реакция на лозунг «все для фронта, все для победы»: первостепенным было военное производство, жилье выполняло функцию обслуживания индустрии. Концепт (воспетого В.В. Маяковским) социалистического города-сада возник как ответ на социальный заказ на светлое будущее. После Великой Отечественной войны генерируется концепция районно-микрорайонной структуры селитебной зоны с трехступенчатой системой обслуживания, – данная концепция выражала материально-пространственное равенство людей и явилась уникальным проявлением демократичности градостроительных объектов.
Подходы более конкретны по сравнению с концептами и относятся к практическому воплощению концептуальной идеи. Например, существует средовой подход, при котором архитектура строящихся объектов формируется с учетом контекста расположенной рядом застройки. Узловой подход к застройке рассматривает отдельные участки, на которых здания приближены друг к другу: к примеру, торцевой фасад одного здания к продольному фасаду другого, т. е. решаются отдельные узлы без формирования цельной композиции без единого принципа формирования застройки, градопланировочная идея отсутствует или выражена не эксплицитно, структура выглядит дробной и случайной (рис. 1, 2).
Рис. 1. Узловой подход в планировании застройки ЖК. Решается не застройка в целом,
а отдельные ее участки, называемые узлами, где соседствуют здания.
Три дома с юго-запада размещены в виде строчной застройки.
Совсем по-другому решены дугообразные в плане здания, одно из которых имеет переменную этажность,
другое не имеет таковой. Один круглый в плане дом и его придомовая дворовая территория вынесены
на магистраль, еще три таких дома – в центре композиции. Еще 5-этажный дугообразный дом
(мало заметный на изображении) выглядит неуместным. Композиционно-градостроительная идея
отсутствует или выражена субъективно и представляется непонятной.
Источник: https://dzen.ru/a/Zv22ZlxeTxz0wAhI
Рис. 2. Узловой подход в планировке микрорайона №6 жилого района Арбеково в Пензе.
Застройка микрорайона максимально уплотнена. Цельная композиция застройки не рассматривается.
Решается задача выполнить требования девелопера и действующих сводов правил.
Источник: Яндекс-карты
Композиционно-градостроительные идеи относятся ко всей территории комплекса или микрорайона и определяют общее правило формирования структуры застройки. Назначается главное и второстепенное, этажность и типы домов, размещение скверов, бульваров, площадей, объектов обслуживания. Все планировочные решения направлены на выражение идеи. По ходу проектирования идея и конкретные решения уточняются. Это может быть планировка улиц, расположение зданий, размеры и размещение общественных пространств и озелененных зон. Пример композиционной идеи дан на рис. 3.
Рис. 3. Присутствует эксплицитно выраженная композиционно-градостроительная идея:
доминирующее круглое незастроенное пространство, в центре которого расположено озеро.
Озеро и окружающее его рекреационное пространство – доминирующий элемент композиции.
Вдоль круглой в плане объездной дороги расположен пояс жилых домов в виде кварталов
прямоугольной застройки, между которыми – высотные здания башенного типа.
Источник: https://en.m.wikipedia.org/wiki/File:Õhuvaade_Väike-Õismäe_asumile.png
Композиционные приемы – часто приемы и идеи перекликаются и различия между ними отсутствуют. То есть идею можно назвать приемом и наоборот, хотя приемы по иерархии более частная вещь сравнительно с идеей. Идея, как правило, структурирует весь жилой комплекс или микрорайон, а прием может относиться к отдельному зданию или нескольким зданиям в составе комплекса. На рис. 4 представлен композиционный прием «три высотки на стилобате».
Рис. 4. Застройка ЖК «Прилесный» в Пензе: вид в плане и перспектива.
Применен – композиционно-градостроительный прием «три высотных здания на стилобате» вдоль ул. Мира.
Источник: Яндекс-карты.
Таким образом, концепты задают общую направленность и философию градостроительства, подходы определяют методы и стратегии реализации этих концепций, а градостроительные идеи непосредственно касаются визуально-эстетической и функциональной организации пространства. Композиционные приемы относятся к отдельным зданиям и сооружениям или их группам и несут в основном эстетико-композиционный смысл.
Взаимоотношения пространств и объемов
Композиционно-градостроительная идея микрорайона или крупного ЖК всегда учитывает открытое пространство как элемент архитектурно-планировочной композиции. По критерию соотношений между открытыми пространствами и материальными объемами зданий можно выделить 4 типа градостроительно-композиционных идей (таблица).
Типы композиционно-градостроительных идей застройки микрорайонов по доминирующему элементу композиции
Тип идеи (компо- зиции) | Доминирующий элемент: пространство или объемы | Отношения между пространством и объемами |
А | Пространство | Пространство доминирует своими размерами и/или локацией (примечание 2) |
Б | Объемы (примечание 1) | Объемы доминируют над пространством (примечание 3) |
В | Пространство и объемы | Равновесие пространств и объемов с равнозначным партнерством |
Г | Отсутствие доминирования | Доминатор не определен, идея и композиция не сформированы |
Примечания к таблице:
1. Используемое в таблице слово «объемы» означает здания и сооружения.
2. Доминирование (открытого) пространства реализуется через его размеры и локацию, например, в центре микрорайона.
3. Доминирование объемов выражается как визуально, так и в больших величинах их планировочных показателей: значения коэффициента застройки и коэффициента плотности застройки (показатели согласно СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство...) близки к максимально нормативным значениям или превышают их.
Композиции типа А: доминирование пространства
Во многих случаях пространство является главным композиционно-структурным элементом микрорайона. Важную роль играют поверхности, образующие и ограничивающие пространство: рельеф, здания, ландшафтно-природные объекты (водоемы, леса, горы и т.д.).
Эксплицитна идея композиции микрорайона с доминированием центрального рекреационного пространства, вокруг которого формируется застройка (рис. 5, 6).
Рис. 5. Видна четко зафиксированная композиционно-градостроительная идея:
центрально расположенное пространство сквера, окруженное поясом застройки.
Пространство сквера доминирует и по размерам, так как является наиболее крупным
структурным элементом композиции, и по локации, поскольку расположено в центре застройки.
Источник: https://tehne.com/event/koncepty/20-proektov-konkursa-koncepciy-renovacii-zhilyh-kvartalov-moskvy
Авторы: ООО «Спектрум-холдинг», AREP GROUP
Рис. 6. Композиционная идея – обрамляющий пояс вокруг центрального доминирующего пространства,
в котором запланированы бульвары, скверы, участки школ и детских садов.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/realestate_inverstor/posle-popravok-v-214fz-pereustupka-prav-nevozmojna-5bed9409dc8f3900aae7ab28
Широко распространена радиально-кольцевая градокомпозиция, которая отличается центростремительными лучеобразными магистралями и площадью в месте схождения улиц. Структура, состоящая из радиальных и кольцеобразных улиц, часто полностью или частично воплощается в крупных ЖК и микрорайонах (рис. 7).
Рис. 7. Реновация завода им. Фрунзе в Пензе. Магистерская научно-проектная работа.
Руководитель проекта И. А. Херувимова. Четко обозначены радиально-кольцевая структура микрорайона,
развитый сквер и несколько пешеходных бульваров к центрально расположенной площади круглой формы.
Озелененное пространство является доминирующим компонентом планировочной системы
Во многих ЖК и микрорайонах реализуется идея раскрытия пространств на аттрактивный ландшафтно-природный компонент, например, водоем, лесной массив. При этом здания располагаются торцами к ландшафтному компоненту, на который из дворовых пространств открываются выразительные виды (рис. 8, 9).
Рис. 8. Композиционно-градостроительная идея раскрытия пространств на аттрактивный
ландшафтно-природный объект реализуется посредством ряда градопланировочных приемов.
1. Размещение многосекционных зданий торцами к набережной – для обеспечения визуальных
связей с застройкой на второй и третьей линиях и создания связности и перетекания пространств.
2. Единство пространства набережной с открытыми на нее дворовыми пространствами через
систему бульваров, дорожек, тротуаров с визуально акцентируемыми арт-объектами.
3. Снижение (или, наоборот, повышение) этажности по направлению к набережной.
4. Насыщение пространства вдоль водоема общественным функционалом и высококачественным благоустройством.
5. Деликатное транспортное обслуживание с исключением пересечений трафика с пешеходными потоками.
Источник: фрагмент экспозиции магистерской диссертации. Руководитель работы З.З. Зиятдинов
Рис. 9. Раскрытие пространств на озеро. Градопланировочные приемы аналогичны примененным на рис. 8.
Торгово-коммерческие предприятия вынесены на окружающие микрорайоны транспортные магистрали.
Запланированный внутри застройки кольцевой бульвар связан с магистралями и озерной набережной
системой поперечных бульваров. Точечные высотные здания, размещенные вдоль бульвара (вариант слева) и набережной (справа),
маркируют пространство и формируют ясную ориентацию в пространстве. Автостоянки организованы
в подземном варианте. Источник: студенческие курсовые проекты. Руководитель проектов З.З Зиятдинов
Композиции типа Б: доминирование объемов
Интересен пример застройки ЖК, в котором единая идея касается не только пространства, но и жилых объемов (рис. 10, 11). Композиция относится скорее к типу Б ввиду высокой плотности застройки и ее динамичной формы. Доминирование объемных форм зданий и сооружений реализуется: 1) через их архитектуру, решаемую по одному принципу, в виде крупных выразительных нешаблонных форм; 2) через высокую плотность застройки, которая способствует восприятию зданий в виде единого застроенного массива. В каждом случае площадь территории, отведенной под размещение зданий, должна визуально восприниматься не меньше, а, как правило, больше, чем площади открытых пространств ЖК или микрорайона. В последние десятилетия градопланировочные композиции, в которых доминирующим элементом являются объемы (тип Б), получают наибольшее распространение, поскольку соответствуют стремлениям девелоперов максимально застроить (приобретенную через процедуру аукциона) территорию и получить прибыль от продажи жилых и коммерческих площадей.
Рис. 10. Главным элементом композиции являются объемы, Их доминирование обусловлено
сильным эмоциональным воздействием на реципиентов посредством нестандартных форм
и крупногабаритных размеров, а также благодаря отсутствию общего объединяющего пространства.
Источник: https://ru.pinterest.com/pin/508906826635979080/
Рис. 11. На рисунке видна радиально-кольцевая структура ЖК, в которой композиционное главенство
принадлежит зданиям, а пространства оказались тесными. Этажность зданий растет к центру.
Раскрытие дворовых пространств запланировано к территориям, находящимся в окружении ЖК.
Источник: Жилой микрорайон «Новосергиевка» от архитектурной мастерской В.В. Цехомского.
URL: https://ru.pinterest.com/pin/859976491325350818/
Композиции типа В: равновесие пространств и объемов
На рис. 12 представлено проектное предложение жилого микрорайона «Балтийская Жемчужина», который расположен между озером в центре композиции и рекой, омывающей территорию «Жемчужины» с внешней стороны. Структура имеет два доминирующих элемента, взаимодополняющих друг друга. Первая доминанта – рекреационное пространство вокруг озера. Вторая – здания, которые размещены на участке спиралевидной формы в плане. Играть роль одной из доминант зданиям позволяет их объединение в единый крупный комплекс: отдельные (расположенные торцами к реке) объемы объединены протяженными круглыми в плане корпусами, поднятыми над землей. Жилье расположено поперек водных объектов с раскрытием дворовых пространств на ландшафтно-природные компоненты.
Рис. 12. Тип В. Доминируют и объемы, и пространство. Жилой район «Балтийская Жемчужина».
Проект «Студии-44» / Residentialdistrict «BaltiskayaZhemchuzhina».
Источник: https://archi.ru/projects/russia/4558/zhiloi-raion-baltiiskaya-zhemchuzhina-proekt-studii
На рис. 13 представлена радиально-кольцевая композиция с плавным понижением этажности от окраин микрорайона к центрально расположенному пространству круглой площади. Габариты зданий определены четко прочитываемой нешаблонной идеей, которая объединяет здания комплекса в единое образование, которое составляет достойную конкуренцию открытому пространству и воспринимается в качестве второго доминирующего элемента структуры, а также придает микрорайону идентичность (узнаваемость) архитектурно-градохудожественного образа.
Рис. 13. Проектное предложение «Площадка «Кузьминки» (ЮВАО).
Источник: Конкурс реновации жилищного фонда в Москве. Авторы проекта ООО ТПО «Прайд»,
ZahaHadidArchitects, АRTEZA, Transsolar, Tyrens, KPMG, KROST, Habidatum.
URL: https://tehne.com/event/koncepty/20-proektov-konkursa-koncepciy-renovacii-zhilyh-kvartalov-moskvy
Композиции типа Г: доминатор не определен, идея и композиция не эксплицитны
Пример застройки без четко обозначенной планировочной идеи – проект застройки территории «Хорошево-Мневники» (СЗАО) от ООО «АИ-Архитектс» (рис. 14).
Рис. 14. Представлена композиция, которая может быть отнесена к типам Г и Б.
К типу Г – в силу присутствия некого хаоса, беспринципного размещения домов, тесноты,
отсутствия доминирующего открытого рекреационного пространства и комплекса зданий,
претендующего на роль доминатора. К типу Б – поскольку объемы оказывают подавляющий прессинг.
Композиционно-градостроительная идея как таковая не читается либо она выражена не эксплицитно.
Источник: Конкурс реновации жилищного фонда в Москве. Площадка «Хорошево-Мневники» (СЗАО).
Проектное предложение ООО «АИ-Архитектс».
URL: https://tehne.com/event/koncepty/20-proektov-konkursa-koncepciy-renovacii-zhilyh-kvartalov-moskvy
Градостроительные композиции с отсутствием идеи и доминирующего элемента (тип Г) появляются, когда здания возводятся не единомоментно, а в течение длительного времени, например в несколько десятилетий, и не соблюдается принцип преемственности градопланирования. При этом генеральный план многократно меняется, застройка возникает частями, и каждая часть – с применением различных объемно-планировочных решений. Тип Г характерен и для реконструкции территорий, когда планируется уплотнение застройки и вносятся отдельные вкрапления объемов в существующую ткань микрорайона, при этом используется, как правило, узловой подход (рис. 15).
Рис. 15. Застройка возводилась более 40 лет. Отсутствует доминирующий элемент структуры.
Композиция не имеет ясного решения и выглядит суммой отдельных объемов без иерархического соподчинения.
Источник: Яндекс-карты
Заключение
1. В условиях современного рыночного урбанизма в РФ в градостроительных решениях застройки микрорайонов и крупных жилых комплексов наблюдается стремление девелоперов возвести на стройплощадке как можно больше продаваемых квадратных метров жилой и коммерческой площади для получения максимально возможной прибыли. В результате этого минимизируются расположенные в структурах ЖК площади открытых общественных пространств. Качество градостроительных композиций уступает экономическому прессингу, наблюдается постоянный рост средней этажности жилья [2, 14], возрастает плотность застройки [14], распространяется утилитарно-функционально-технический подход к планированию территорий [10]. Как таковая теория градостроительной композиции в практике градопланирования реализуется крайне недостаточно.
2. В настоящем исследовании разработана типология композиционно-градостроительных решений микрорайонов и крупных жилых комплексов по критерию соотношений между открытыми пространствами и материальными объемами. Выделено 4 типа композиций с доминирующим элементом в виде: А – открытого пространства; Б – объемов (зданий и сооружений); В – равновесия пространств и объемов; Г – отсутствия доминирования в силу несформированности композиции. Наиболее предпочтительными с позиций девелоперов являются композиции типа Б, с позиций жителей – А.
Выделение указанных типов позволит проектировщику осознанно подходить к формированию структуры жилых территорий, понимать художественно-эстетический уровень получаемого проектного результата, и при необходимости корректировать градостроительную документацию.
3. Используемые в специальной научной литературе понятия концепт, подход, идея, прием не имеют единого толкования, в связи с чем в настоящей работе определено, что концепты представляют общие градофилософские смыслы и установки, подходы указывают методы реализации концепций, идеи касаются визуально-эстетической и функциональной организации пространства, композиционно-градостроительные приемы относятся к отдельным зданиям и сооружениям или их группам и несут в основном эстетико-композиционный смысл.
Библиография
1. Xiamin, Ye. Interpretation of Relationship between Urban Planning and architectural design / Ye Xiamin // Journal of World Architecture. – 2017. – November. – No. 1(3). – P. 15–26. DOI: 10.26689/jwa.v1i3.179
2. Моисеев, Ю.М. Управление будущим: контекст градостроительных перспектив / Ю.М. Моисеев // Архитектура и строительство России. – 2019. – № 1 (229). – С. 10–17.
3. Addas, A. Role of Urban Planning Standards in Improving Lifestyle in a Sustainable System / A. Addas // Sustainability. – 2023. – № 15(12). – URL: https://doi.org/10.3390/su15129171
4. Холодова, Л.П. О современных архитектурных процессах / Л.П. Холодова // Архитектон: известия вузов. – 2023. – №3(83). – URL: http://archvuz.ru/2023_3/10/ – doi: 10.47055/19904126_2023_3(83)_10
5. Sailus, M. 7 Types Of Urban Planning Concepts Explained for Sustainable City Development / M. Sailus // February, 2025. – URL:https://www.clearpointstrategy.com/blog/types-of-urban-planning
6. Боков, А.В. О стратегии пространственного развития / А.В. Боков // AMIT. – 2018. – № 4(45). – С. 13–37. – URL: http://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/01_bokov/index.php
7. Зиятдинов, Т.З. Методологические предпосылки градостроительного реагирования на глобальные вызовы / Т.З. Зиятдинов // Архитектон: известия вузов. – 2021. – № 1(73). – URL: http://archvuz.ru/2021_1/12/ – doi: 10.47055/1990-4126-2021-1(73)-12
8. Крашенинников, А.В. Когнитивнаяурбанистика: архетипы и прототипы городской среды: Монография / А.В. Крашенинников. – М.: КУРС, 2020 – 210 с.
9. Шубенков, М.В. Современный город как антропогенно-природная система / М.В. Шубенков, М.Ю. Шубенкова // AMIT. – 2020. – №4(53). – С. 182–190. – URL: https://marhi.ru/AMIT/2020/4kvart20/PDF/11_shubenkov.pdf – DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15311
10. Зиятдинов, З.З. Дифференциация проектных решений по архитектурно-художественным критериям / З.З. Зиятдинов // Архитектон: известия вузов. – 2024. – № 4(88). – URL: http://archvuz.ru/2024_4/3/ – doi: https://doi.org/10.47055/19904126_2024_4(88)_3
11. Sibarani, S. Top 15 Theories in Urban Planning / S. Sibarani // Theories, Urban design, Urban Planning. 2023. – URL: https://urbandesignlab.in/top-15-theories-in-urban-planning/
12. Al-Jaberi, A.A. Urban planning ideas and concepts that influenced the development of New Urbanism movement / A.A. Al-Jaberi // Urban Studies. – 2020. – № 2. – Р. 41–61. URL: https://doi.org/10.7256/2310-8673.2020.2.32838
13. Mohajer, E. Explaining the Design Components of Residental Complexes on Responding to the Need for Self-Actualization / E. Mohajer, H. Azemati, K. Movahed // Geographical Urban Planning Research Quarterly. – 2024. – № 3. – URL: http://www.jurbangeo.ut.ac.ir – DOI:10.22059/JURBANGEO.2024.369557.1893
14. Jozwik, R. Architectural and Urban Changes in a Residential Environment – Implications for Design Science / R. Jozwik // Sustainable Development of Regions and Cities. – 2024. – № 16(10). – URL: https://doi.org/10.3390/su16103987
15. Azad, I. Architectural Analysis of Residential Complexes Based on Physical Components Affecting the Inhabitants’ Mental Health: A Case Study. / I. Azad, K. Manesh, F. Alborzi, S. Khansari // Middle Eastern Journal of Disability Studies. – 2020. – № 10.– URL: http://jdisabilstud.org/article-1-1548-en.html
Ссылка для цитирования статьи
Зиятдинов, З.З. Паттерны композиционно-градостроительных идей застройки жилых комплексов и микрорайонов / З.З. Зиятдинов //Архитектон: известия вузов. – 2025. – №1(89). – URL: http://archvuz.ru/2025_1/16/ – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_1(89)_16
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная