Архитектон: известия вузов. №1 (89) Март, 2025
Градостроительство
Гущин Александр Николаевич
кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры,
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова,
Россия, Екатеринбург, e-mail: alexanderNG@yandex.ru
Дивакова Марина Николаевна
кандидат архитектуры,
доцент кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры,
Уральский государственный архитектурно-художественный университет имени Н.С. Алфёрова,
Россия, Екатеринбург, e-mail: fpk-d@yandex.ru
К определению понятия «водно-зеленый каркас»
УДК: 712.3
Шифр научной специальности: 2.1.13
DOI: 10.47055/19904126_2025_1(89)_18
Аннотация
Ключевые слова: водно-зеленый каркас, культурный ландшафт, формальная логика, родовидовое определение
Введение
Термин «каркас» в строительстве означает внутреннюю несущую конструкцию (толковый словарь Ушакова [1]). Проникновение представлений о каркасе в градостроительную практику идет вместе с усложнением структуры городов. Фредерик Лоу Олмстед в конце ХIX в. создает в Бостоне первую в мире систему озелененных территорий. В ХХ в. Фрэнк Ллойд Райт вводит концепцию акрогорода с большим количеством взаимосвязанных рекреационных пространств. Усложнение структуры городов требует новых теоретических концепций. Советский градостроитель А.Э. Гутнов переносит понятие каркаса в градостроительную практику. Он понимает под каркасом устойчивую часть градостроительной системы и противопоставляет ее «ткани» – остальной части системы, которая формируется вокруг каркаса за счет использования его ресурсов [2]. В область экологии понятие каркаса переносят градостроитель В.В. Владимиров и географ Б.Б. Родоман. Перенос представлений о каркасе в область экологии требует ответа на вопрос о том, что поддерживает каркас. В середине ХХ в. Ян Мак-Харг и Энн Уинстон Спирн вводят юридически закрепленное понятие зеленой инфраструктуры, что открывает дорогу к пониманию зеленого каркаса как элемента городской инфраструктуры. Почти сразу же приходит осознание, что важную роль в поддержании жизнедеятельности растений играет вода, и понятие зеленого каркаса трансформируется в понятие водно-зеленого каркаса. Накапливается практический опыт создания водно-зеленых каркасов. На пространстве бывшего СССР один из самых успешных проектов – водно-зеленый диаметр Минска.
Новый всплеск интереса к водно-зеленым каркасам породил совместный российско-французский проект, в котором водно-зеленый каркас рассматривался как средство создания комфортной городской среды в устойчивых и умных городах. Определение каркаса было сформулировано следующим образом: «Водно-зеленый городской каркас – это совокупность соединенных между собой городских территорий с растительным покровом и городскими водоемами, включенными в городскую среду. Это могут быть как естественные, природные объекты, так и искусственные. К ним относятся скверы, парки, лужайки, водоемы, реки. Основная задача каркаса – обеспечение комфорта и создание рекреационных зон, микроклимата города, улучшение экологии» [3]. К участию в проекте присоединилось несколько городов, были созданы рабочие группы по формированию водно-зеленого каркаса (например, рабочая группы в Новосибирске [4]). Также открыты образовательные программы по водно-зеленому каркасу [5].
Представления о водно-зеленом каркасе начинают фиксироваться на уровне нормативной документации. В стандарте (ГОСТ Р 71473 – 2024) дается следующее определение: «водно-зеленый городской каркас: система соединенных определенным образом водных и зеленых пространств, интегрированных в планировочную структуру городов и прилегающих к ним территорий, позволяющая установить непрерывные биологические связи и обеспечить движение флоры и фауны»*
Данное определение не является удачным, и подлежит критике как с сущностной, так и с формально-логической точек зрения. С сущностной точки зрения критика определения заключается в том, что каркас представляется просто как система «определенным образом соединенных» пространств. Однако понятие каркаса введено для того, чтобы выделить структурный элемент, обеспечивающий устойчивость всей системе. Таким образом, в приведенном определении выхолащивается само содержание понятия о каркасе. Также из определения исчезли все упоминания о регулирующей роли каркаса в области рекреации, микроклимата, а регулирующая роль в области экологии свелась к обеспечению движения флоры и фауны. С формально-логической точки зрения приведенное определение подлежит критическому анализу с позиций точности использованных формулировок. Неясно, что в определении понимается под «непрерывными биологическим связями». Биологическая связь, например, существует между родителями и детьми или, ближе к контексту определения, между живыми организмами и их потомством. Также неясно, каким образом каркас может обеспечить движение флоры (если речь идет о пространственных и временных масштабах города, а не о геологических процессах).
Все сказанное побудило авторов изложить авторскую точку зрения на водно-зеленый каркас, причем сделать акцент на формально-логической стороне дела.
1. Логическая структура определений
Согласно принципам классической логики наиболее важным является родовидовой способ определения понятий [6]. Родовидовое определение имеет следующую структуру:
A есть B, при условии C (1)
где А – подлежащее суждения (определяемое, definiendum), далее следует сказуемое суждения, называемое определителем (определяющее, definiens). Составляющая сказуемого B по отношению к определяемому A является родом и обозначает то общее, что есть в определении самого термина. Подлежащее A по отношению к B является видом и обозначает то индивидуальное, что есть в определении термина. Условие C обозначает индивидуальные характеристики, которыми вид отличается от рода. Таким образом, логическое определение состоит из родового понятия и видового отличия.
Пример: каркас (франц. carcasse – скелет) в технике остов (скелет) какого-либо изделия, здания или сооружения, состоящий из отдельных скрепленных между собой элементов (стержней) [7]. В работе В.А.Николаева дается родовидовое определение экологического каркаса: «Экологический каркас – совокупность геосистем в пределах определенного ландшафта, выполняющих функцию защиты окружающей среды и «мягкого» управления ландшафтом» [8]. В первом случае родовым понятием является «внутренняя несущая конструкция», во втором – «совокупность геосистем в пределах определенного ландшафта».
2. Альтернативы для выбора родового понятия и авторское определение
Альтернативы для принятия решений относительно определения водно-зеленого каркаса должны, по мнению, авторов, опираться на два принципа: 1) междисциплинарность, 2) системность. Требование междициплинарности вытекает из признания регулирующей роли водно-зеленого каркаса в разнообразных процессах: климатических, рекреационных, экологических. Пренебрежение требованием междисциплинарности приводит к цитированным выше требованиям обеспечить движение флоры и фауны по системе пространств. Требование системности – оборотная сторона требования междисциплинарности. Оно необходимо, чтобы водно-зеленый каркас, имеющий отношение ко многим процессам, оставался чем-то единым и целостным.
Одним из пионеров системного подхода, который не просто его использовал, но дал его явное определение, стал советский градостроитель А.Э. Гутнов [9]. В качестве обязательных признаков системного подхода он выделял следующие признаки: 1) для анализа городской среды необходимо рассматривать не отдельные здания и сооружения, но пространственный обособленный участок городской среды, 2) участок должен выбираться так, чтобы его можно было рассматривать как единый градостроительный комплекс, 3) средоформирующими признаками градостроительного комплекса могут быть выбраны: стилевое единство, общность ландшафтных характеристик или специфика функционального использования.
Из сказанного вытекают две возможные альтернативы для выбора родового понятия «архитектурно-градостроительная» и «ландшафтная» (географическая). Архитектурно-градостроительная альтернатива для определения водно-зеленого каркаса в качестве родового понятия использована в ГОСТ Р 71473 – 2024, где водно-зеленый каркас представляет «систему соединенных определенным образом водных и зеленых пространств». Вторая альтернатива – «ландшафтная» – использует в качестве родового понятия ландшафт. Она также названа «географической» в силу того, что ландшафт изучается в основном географами. При этом ландшафт также является системой и для его изучения используется системный подход. Чтобы выявить различия между альтернативами, следуем работе А.В. Хорошева, который выявлял различия между географическим и архитектурно-градостроительным («негеографическим», ландшафтным) подходами [10].
Перечислим основные различия, отмеченные исследователем.
– Различие в целях планирования: для географического подхода цель – «вписать природопользование в естественное ландшафтное разнообразие» [10], для ландшафтного подхода цель – создать «эстетически привлекательное разнообразие» [10]; сейчас принято ставить целью создание комфортной городской среды.
– Различие в масштабах территории: пространственные масштабы варьируются для «географического» подхода до 1:1 000 000, для «ландшафтного» – на порядки меньше: до 1:10 000.
– Приоритет определения границ: для «географического» подхода – приоритет естественных границ ландшафта, для «ландшафтного» - приоритет искусственных границ.
– Временные границы планирования для «географического» подхода – долговременное, на время жизни нескольких поколений, но при этом гибкое, при котором допускается смена сценариев и приоритетов; для «ландшафтного» – неизменная цель в пределах жизни одного поколения.
– Сфера применения: для «географического» подхода – отношения между сельским хозяйством, лесным хозяйством, городским хозяйством, промышленностью, рекреацией, охраной природы и др., для «ландшафтного» – городское хозяйство, рекреация, инфраструктура.
– Пространственный контекст: для «географического» подхода – обязательный учет взаимодействия ландшафтов, для «ландшафтного» – ландшафт рассматривается в изолированном пространстве (часто просто рассматривается как территория).
– Эстетические характеристики ландшафта: для «географического» подхода неважны, для «ландшафтного» имеют существенное значение.
В целом можно заключить, что географический подход – более общий. Также географический подход является междисциплинарным.
Исходя из приведенных аргументов авторы используют в качестве родового понятия «ландшафт», причем в редакции ГОСТ Р 56891.4-2016 «культурный ландшафт есть территориальный комплекс, сформировавшийся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящий из характерных сочетаний природных и антропогенных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности»**
На этой основе получаем авторское определение: водно-зеленый каркас представляет природную компоненту культурного ландшафта, формируемую в результате градостроительной деятельности, в пределах гидросети и приречных территорий, снабженную специальными правовыми режимами, и предназначенную для обеспечения комфорта городской среды, регулирования микроклимата и сохранения городских экосистем.
3. Отражение общего в частном (общие признаки рода в виде)
При родовидовом способе определения понятий вид наследует от рода общие характеристики. Соответственно, водно-зеленый каркас, будучи производным понятием, наследует такие признаки, как:
• Водно-зеленый каркас есть территориальный комплекс
Территориальный комплекс – понятие широко распространенное в экономике и географии, представляет территориальную систему взаимодействующих компонентов [11]. Аналогом территориального комплекса является понятие градостроительного комплекса, который ввел А.Э. Гутнов. Территориальный комплекс представляет собой систему, дополнительно имеющую пространственные характеристики: границы, пространственное расположение компонентов.
• Водно-зеленый каркас формируется в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, социокультурной и хозяйственной деятельности человека
Водно-зеленый каркас формируется как результат эволюционного взаимодействия природы и человека, т.е. имеет свою историю. На рис. 1 показана эволюция водно-зеленого каркаса к его современному состоянию на примере г. Оренбурга.

Рис. 1. Эволюционное развитие водно-зеленого диаметра Оренбурга.
Автор А. Избасова
• Водно-зеленый каркас состоит из природных и антропогенных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности
Детально перечислить все природные и антропогенные компоненты ландшафта и затем раскрыть все взаимосвязи между ними – отдельная сложная задача, которой занимается ландшафтоведение. Отметим очевидное: наличие взаимосвязи и взаимообусловленности природных компонентов в водно-зеленом каркасе следует уже из самого названия «водно-зеленый каркас». Необходимость выявления основных взаимосвязей следует из признания того факта, что водно-зеленый каркас играет активную регулирующую роль в городском климате, рекреации и пр. На рис. 2 представлена схема зон влияния природных и техногенных факторов для водно-зеленого каркаса Оренбурга.

Рис. 2. Схема зон влияния природных и техногенных факторов на водно-зеленый каркас Оренбурга.
Автор Н. Леушева
4. Отличия вида от рода (индивидуальные признаки)
Покажем индивидуальные различия видового понятия (каркаса) от родового понятия (культурного ландшафта). Таких отличий четыре.
• Водно-зеленый каркас формируется в результате градостроительной деятельности
Понятие градостроительной деятельности зафиксировано в Градостроительном Кодексе [12]. Согласно Градостроительному Кодексу, градостроительная деятельность использует виды деятельности, которые можно разделить на два типа: проектные и строительно-эксплуатационные. К процедурам проектирования относятся: территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории и архитектурно-строительное проектирование. К процедурам строительно-эксплуатационным относятся: строительство, реконструкция, капитальный ремонт, эксплуатация. Конкретизация способов формирования водно-зеленого каркаса позволяет сузить рамки «географического» подхода, положенного в основу родового определения. С точки зрения логики, градостроительная деятельность конкретизирует способы, которыми достигается эволюционное взаимодействие природы и человека при создании водно-зеленого каркаса.
Важно, что градостроительная деятельность протекает на разных пространственных масштабах. Наиболее масштабный вид деятельности – территориальное планирование, которое определяет назначение того или иного участка территории. Результаты фиксируются в документах территориального планирования от уровня Российской Федерации до уровня муниципального образования [12, ст. 9]. Назначение территории, зафиксированное в документах территориального планирования, конкретизируется путем разбиения на более мелкие участки с помощью градостроительного зонирования [12, гл. 4]. Последним этапом являются проекты планировки территории, которые создаются для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории [12, ст. 42]. Таким образом, создание и поддержание водно-зеленого каркаса – это результат сложной многоуровневой процедуры, а не просто объединение определенным способом планировочных элементов.
• Водно-зеленый каркас формируется в пределах гидросети и приречных территорий
Термин «приречная территория» впервые упомянут в 1943 г. в генеральном плане Лондонского графства. Генеральный план готовили П. Аберкромби и Н. Форшоупри. Они выделили зону в 800 м вдоль реки, которую назвали приречной территорией, и предназначили ее для дальнейшей трансформации функционального назначения. Территория была выделена по результатам исследования функционального назначения, которое показало, что больше 50% территории занято под промышленно-складские и портовые функции.
Термин вошел в обиход, было проведено несколько научных исследований. Обобщающее исследование выполнено в диссертации Н.Э. Оселко, посвященной планировочным аспектам развития приречной территорией крупнейшего города [13]. В работе упоминаются рекомендации 1969 г. института КиевНИиПГрад, согласно которым ширина приречной территории («зоны влияния реки») зоны была определена пешеходной доступностью в 20 минут или имеющимися ограничениями (железнодорожной линии или автомагистрали), а длина зоны определялась границами города или пригородной зоны. Согласно исследованию самой Н.Э. Оселко, «приречная территория имеет четкие параметры и границы: ее длина обусловливается чертой города, а ширина комплексом природных и градостроительных факторов». Данное уточнение, касающееся ширины приречной территории полезно и для определения линейных размеров водно-зеленого каркаса. Комплекс природных и градостроительных факторов, определяющих размер приречной территории, включал градостроительные, геологические, геоморфологические, исторические факторы.

Рис. 3. Приречная территория для р. Москвы [15]
В итоге приречная территория получала достаточно большие линейные размеры. На рис. 3 показана приречная территория р. Москвы, определяемая Н.Э. Оселко по комплексу природных и градостроительных факторов.
Дальнейшее уточнение комплекса природных и градостроительных факторов, определяющих приречную территорию, можно найти в диссертации О.С. Федосеевой посвященной лавндшафтному анализу приречных территорий. В работе приводится разработанный автором список показателей, позволяющих выделить приречную территорию [14].
Подводя итог, заключаем, что предложенная формулировка о том, что водно-зеленый каркас располагается в пределах приречной территории, позволяет создавать планировочную структуру, необходимую для водно-зеленого каркаса. Пространственные параметры приречной территории должны определяться исходя из функциональной роли, которую призван выполнять водно-зеленый каркас. Набор функций водно-зеленого каркаса был перечислен ранее: комфортная городская среда, городской климат, рекреация, экология.
• Защищенность специальными правовыми режимами
Защищенность специальными правовыми режимами есть обязательное условие сохранения водно-зеленого каркаса. Антропогенная составляющая культурного ландшафта агрессивна по отношению к природным компонентам. На рис. 4 показано состояние р. Исети и приречных территорий.

Рис. 4. Состояние р. Исети. Место съемки: мост на ул. Куйбышева, Дата съемки 26.09.2023.
Фото: инициативная группа «Парки и скверы Екатеринбурга» [15]
Фото на рис. 4 наглядно иллюстрирует необходимость правовой защиты приречной территории. Формы правовой защиты достаточно разнообразны, начиная от средств правовой защиты в рамках градостроительной деятельности – градостроительных регламентов, зафиксированных в Правилах землепользования и застройки, заканчивая специальными правовыми режимами в рамках особо охраняемых природных территорий, входящих в состав каркаса.
• Функции водно-зеленого каркаса
Выше говорилось, что водно-зеленый каркас призван играть стабилизирующую и регулирующую роль в сфере: городского климата, рекреации и экологии. Возможность выполнять перечисленные функции зависит от пространственных размеров каркаса. Данное положение легко проиллюстрировать на примере климата.
Первоначально водно-зеленый каркас предназначался для регулирования микроклимата. Понятия городского микроклимата и городского климата отличаются по линейным размерам. Согласно М.С. Мягкову с соавторами [16], масштаб микроклиматических явлений сопоставим по размеру с отдельными архитектурными и ландшафтными объектами: зданиями, деревьями или их небольшими группами, садами, скверами, улицами. Характерная размерность микроклиматических явлений – от 1 м до нескольких сотен метров, в зависимости от свойств подстилающей поверхности и размеров размещенных на ней зданий и сооружений. Климатический масштаб малого и среднего города соответствует местному климату и меняется в диапазоне от сотен метров до 50 километров. Для крупных и крупнейших городов пространственный размер будет соответствовать мезоклимату.
Возвращаясь к водно-зеленому каркасу, можно использовать принцип «подобное управляет подобным». Откуда следует, что для управления климатическими явлениями местного климата и мезоклимата необходим водно-зеленый каркас соответствующего размера. Например, водно-зеленый каркас в пределах приречной территории, изображенный на рис. 2, будучи целиком заполнен зелеными насаждениями, мог бы определять городской климат крупнейшего города. По мнению авторов, в первоначальном определении водно-зеленого каркаса не случайно была функция управления городским микроклиматом. Пространственный масштаб микроклиматических явлений позволяет вместо целостного каркаса переходить к более мелким ландшафтным объектам. Можно ожидать также, что проблема теплового острова в городах будет побуждать к уплотнению и увеличению пространственных размеров каркаса.
Аналогично для выполнения каркасом функции по сохранению экологии необходимо знать линейные размеры городских биотопов – участков территории, занятых определенными биоценозами. Размеры городских биотопов разнообразны так же, как масштабы климатических явлений: от сантиметров до десятков километров. В работе Т.С. Путятиной с соавторами [17] проведена типизация биотопов (участков суши или водоема с относительно однородными для обитающих там организмов условиями).
Авторы выделили три категории биотопов.
– средние по площади биотопы занимают площадь 10–100 га на естественных почвах, как правило, это территории старых регулярных парков.
– биотопы на территориях ландшафтных парков, занимающие территории размером 100–300 га.
– биотопы на территориях лесопарков, занимающие свыше 300 га, связанные с подмосковными лесами. Данную оценку можно взять как ориентир при создании ядер водно-зеленого каркаса. Далее между ядрами водно-зеленого каркаса необходимо создать соответствующих размеров зеленые связи.
Заключение
В настоящей статье авторы предприняли попытку определить понятие водно-зеленого каркаса по родовидовой логической схеме. Обсуждены возможные способы выбора родового понятия и показана целесообразность использования понятия «культурный ландшафт» в качестве родового понятия. Затем произведено уточнение родового понятия в части необходимых признаков водно-зеленого каркаса: защищенности специальным правовым режимом, расположения в пределах приречной территории, выполнения регулирующей функции в области микроклимата и сохранения экологии.
Примечания
*Ландшафтная архитектура территорий городских и сельских поселений. Термины и определения: ГОСТ Р 71473-2024. – М.: Рос. ин-т стандартизации, 2024.
**Национальный стандарт Российской Федерации. Сохранение объектов культурного наследия. Термины и определения: ГОСТ Р 56891.4-2016. Ч. 4. Исторические территории и историко-культурные ландшафты. – М.: Стандартинформ, 2016.
Библиография
1. Каркас // Толковый словарь русского языка: в 4 т. ; под ред. Д.Н. Ушакова. – М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935–1940. Т. 1: А – Кюрины / Сост. Г.О. Винокур, проф. Б.А. Ларин, С.И. Ожегов, Б.В. Томашевский, проф. Д.Н. Ушаков; Под ред. проф. Д.Н. Ушакова. – М.: Советская энциклопедия; ОГИЗ, 1935. 1562 стб.
2. Гутнов, А. Эволюция градостроительства / А. Гутнов. – М.: ТАТLIN, 2024. – 139 с.
3. Подведены итоги первого года работы российско-французского проекта «Водно-зеленый городской каркас». Минстрой России. Стройкомплекс России. – URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/podvedeny-itogi-pervogo-goda-raboty-rossiysko-frantsuzskogo-proekta-vodno-zelenyy-gorodskoy-karkas/
4. Зелёный Новосибирск. – URL: https://vk.com/wall-92117313_2314
5. Минстрой России запускает образовательную программу по водно-зеленым каркасам. Минстрой России. – URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-zapuskaet-obrazovatelnuyu-programmu-po-vodno-zelenym-karkasam/
6. Челпанов, В.Г. Учебник логики / В.Г. Челпанов. – М.: Научная Библиотека, 2010. – 128 c.
7. Каркас. Большой Энциклопедический словарь. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/149122
8. Николаев В.А. Культурный ландшафт – геоэкологическая система / В.А. Николаев // Вестн. МГУ. Сер.5. География. – 2000. – № 6. – С. 3–8.
9. Гутнов А. Город как объект системного исследования / А. Гутнов // Вопросы теории архитектуры (тезисы лекций для семинаров повышения квалификации архитекторов): сб. ст. – М., 1976. – С. 101–114.
10. Хорошев, А.В. Географическая концепция ландшафтного планирования / А.В. Хорошев // Изв. РАН. Серия географическая. – 2015. – №. 4. – С. 103–112.
11. Нужина, И.П., Юдахина, О.Б. Концептуальная модель региональной эколого-экономической системы / И.П. Нужина, О.Б. Юдахина// Вестн. Томск. гос. ун-та. Экономика. – 2008. – №. 1 (2). – С. 54–67.
12. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
13. Оселко, Н.Э. Планировочное развитие приречной территори и крупнейшего столичного города: дис. … канд. архитектуры. 18.00.04 / Н.Э. Оселко. – М., 2001.
14. Федосеева, О.С. Ландшафтный анализ приречной территории (на примере города Москвы). Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры 18.00.04 «Градостроительство, планировка сельских населенных мест»/ О.С. Федосеева. – Москва, 2013.
15. Открытое письмо главе Администрации МО г. Екатеринбург Орлову Алексею Валерьевичу. Парки и скверы Екатеринбурга. – URL: https://vk.com/wall-156077137_16310
16. Мягков М.С. и др. Город, архитектура, человек и климат / М.С. Мягков. – М.: Архитектура-С, 2007. – 344 с.
17. Путятина, Т.С., Перфильева, К.С., Закалюкина, Ю.В. Типизация городских биотопов на примере мирмекокомплексов Москвы / Т.С. Путятина, К.С. Перфильева, Ю.В. Закалюкина // Зоологический журнал. – 2017. – Т.96. – №. 11. – С. 1373.
Ссылка для цитирования статьи
Гущин, А.Н. К определению понятия «водно-зеленый каркас» / А.Н. Гущин, М.Н.Дивакова //Архитектон: известия вузов. – 2025. – №1(89). – URL: http://archvuz.ru/2025_1/18/ – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_1(89)_18
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная