Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №2 (90) Июнь, 2025

Теория архитектуры

Аль-Тамими Сахер Мухаммед Махмуд

аспирант кафедры истории искусств и музееведения.
Научный руководитель: доктор культурологии, профессор М.В. Панкина.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Россия, Екатеринбург, e-mail: sakher.tameme@yahoo.com

Панкина Марина Владимировна

доктор культурологии,
профессор кафедры культурологии и дизайна.
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6971-7497 

Россия, Екатеринбург, e-mail: m.v.pankina@urfu.ru

Анализ особенностей минаретов современных мечетей в Иордании

УДК: 72.036
Шифр научной специальности: 5.10.3
DOI: 10.47055/19904126_2025_2(90)_7

Аннотация

В статье проанализированы особенности архитектуры мечетей, построенных в 2000-х гг. в Иордании по проектам местных архитекторов. Особое внимание уделено минарету, который, несмотря на утрату своей традиционной функции как места, откуда муэдзин призывает на молебен, остается важным элементом архитектурной композиции мечети. В исследовании рассмотрены восемь мечетей и их минареты. Выявлены общие тенденции проектирования минаретов в современных мечетях с точки зрения их функций, расположения на плане, формообразования, конструкции, деталей и декора. Впервые введены в научный оборот до сих пор не исследованные архитектурные объекты Иордании, которые демонстрируют новые тенденции в архитектуре мечетей.

Ключевые слова: исламская архитектура, тенденции архитектуры, архитектура Иордании, современная мечеть, минарет

Введение

Архитектура исламской мечети на протяжении веков развивалась и изменялась под влиянием региональных традиций, процессов глобализации и современных тенденций в архитектуре (возможностей новых технологий, конструкций и материалов). При этом минарет оставался одной из самых узнаваемых и важных частей здания мечети. Он выполнял не только функцию высокой башни с площадкой для муэдзина, призывающего верующих к молитве [16], но и был главным композиционным визуальным элементом, который возвышается над землей, отражая исламскую идентичность и указывая на наличие места поклонения [11]. С момента изобретения громкоговорителей и других аудиосредств минарет утратил свою утилитарную функцию, необходимости подниматься наверх у муэдзина теперь нет. Призыв к молитве передают через динамики или в записи. Несмотря на это, минарет до сих пор возводят в мечетях из-за его символического значения, он по-прежнему представляет собой выразительный архитектурный элемент. Изменилось его первоначальное назначение, но сохранилась роль визуальной и смысловой доминанты, ориентира. Минарет как символ вознесения молитвы к небу, к Аллаху сохранил свои пространственные, визуальные, духовные, культурные и социальные характеристики.

В архитектуре современных мечетей наиболее распространенным подходом является воспроизведение, стилизация традиционных форм мечетей с использованием новых технологий и материалов [12,13]. Однако во всем мире, в том числе и в арабских странах, появляется много необычных мечетей в современных стилях, таких как минимализм, хай-тек, деконструктивизм, бионический, параметрический. Арабские и европейские архитекторы предлагают и воплощают проекты мечетей без купола, минаретов, иногда даже без михраба. Это связано со стремлением показать авторское уникальное решение, вписать мечеть в стилистику современного города (особенно европейского или американского). Возможность для такого переосмысления культового сооружения имеется в связи с тем, что в исламских религиозных текстах не описаны каноны места молитвы [2].

Актуальность исследования. В Иордании глобальные тенденции в архитектуре повлияли и на облик мечетей. Многие местные архитекторы получают образование в Европе, заказчики и девелоперы приглашают зарубежных специалистов, проводят международные конкурсы. В целом возможность обмена информацией, взаимодействия и сотрудничества, освоения строительных технологий служат источником вдохновения для творчества и экспериментов. Исторические и неоклассические типы мечетей воспринимаются как эклектичные и несовременные [7, 8]. С начала XX в. в Иордании возведено много мечетей инновационных с точки зрения стиля, формы и декора. В их структуре появляются дополнительные функциональные помещения (например, общественный или образовательный центр, конференц-зал, кафе, магазин, музей, парковка и др.), позволяющие проводить различные мероприятия светского характера, в том числе для немусульман.

Объект исследования: архитектура мечетей Иордании, предмет – отражение в форме, конструкции, функции и декоре минаретов мечетей Иордании, построенных в 2000-х гг., современных тенденций архитектуры.

Проблема исследования заключается в том, что образ мечети визуализирует ценности, традиции ислама, которые должны сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Наряду с очень интересными современными архитектурными решениями мечетей появляются и неудачные, которые критикуют и не принимают верующие. Важнейшая часть визуального образа мечети, места коллективной молитвы – минарет, форма которого в современных мечетях претерпевает значительные изменения. Эксперименты в архитектуре могут нарушить эту связь, так как теряется узнаваемость и культурная идентичность современных мечетей.

Цель исследования – выявить особенности и тенденции проектирования минаретов в современных мечетях Иордании.

Задачи – провести сравнительный анализ мечетей Иордании, построенных в 2003–2020-х гг.; проанализировать решения минаретов в этих мечетях с точки зрения формы, конструкции, функции и декора, а также с точки зрения соответствия традиционному формообразованию минаретов; обобщить результаты исследования в выводах об особенностях формы, о роли минарета в современных мечетях Иордании.

Границы исследования: эмпирические исследования охватывают архитектуру мечетей Иордании 2003–2020-х гг., кроме того, были рассмотрены черты традиционных мечетей в Иерусалиме, Ираке, Тунисе, Турции, что обусловлено необходимостью создания целостной картины их развития, выявления преемственности в формировании их образа.

Результаты исследования могут стать полезными для искусствоведов, архитекторов, дизайнеров, девелоперов и посетителей мечетей для понимания критериев проектирования минаретов, используемых в современной архитектуре мечетей.

Методика

Среди наиболее известных авторов, которые писали о минаретах: Джонатан М. Блум (J. Bloom), Ричард Готтейл (R. Gottheil), Рашид Бензин (R. Benzine), Хассан Касим (H. Kasim) [10–12, 14, 19]. Однако эти исследования носят исторический, описательный характер, не охватывают и не выявляют особенности объектов, возведенных в XX веке. При этом практически каждый новый проект предлагает иную интерпретацию мечети, что иногда делает ее неузнаваемой, вызывая неприятие и даже возмущение горожан и туристов.

Проведено сравнение исторических форм минарета с современными решениями, выявлены ключевые приемы организации формы минарета и его декора. Исследование показывает значимые архитектурные приемы и новые концепции в архитектуре мечетей, на которую повлияли современные архитектурные движения и стили. Первая часть исследования посвящена описанию исторических, традиционных форм минарета как важнейшего элемента мечети. Во второй части проведен анализ минаретов восьми мечетей, построенных в современной стилистике после 2000 г. по проектам иорданских архитекторов. Выбор мечетей обусловлен целью исследования – выявить тенденции проектирования минаретов в современных мечетях Иордании, проанализировать их особенности по сравнению с традиционными минаретами. Методы исследования: историко-культурный анализ, сравнительный анализ композиционных, конструктивных и декоративных решений традиционных и современных минаретов, композиционный и образно-стилевой анализ, обобщение.

Минарет в древних мечетях

Мечеть – это место поклонения или здание, предназначенное для богослужения и ежедневного совершения пяти молитв [1, с. 210, 221]. Место, где верующий может поклониться Аллаху во время молитвы, не предполагает ничего, кроме ритуального пространства [3, с. 131–140]. Прототипом мусульманской мечети был дом пророка Мухаммеда в Медине (Саудовская Аравия) [15, с. 69–86]. Молитвы совершались и с крыш жилых домов или непосредственно в общественных местах Медины [17]. Мечети использовали также для проведения заседаний общины, образования, решения судебных вопросов, для обмена новостями, в качестве гостевого дома. Изначально в архитектуре мечети минарета не было (рис. 1).

Рис. 1. Мечеть пророка Мухаммеда в Медине [9, с. 31]

Концепция мечети сформировалась в первом году хиджры, в 622 г. н. э. после переселения мусульманской общины под руководством пророка Мухаммеда из Мекки в Медину [5]. При его жизни в Медине была построена мечеть (Масджид Ан-Набави), которая считается прототипом всех мечетей по всему миру [18]. Она была небольшого размера (30 на 35 метров), прямоугольной формы с плоской крышей.

Минарет (араб. منارة‎, манара – место огня, маяк) – это часть мечети, которая имеет форму высокой башни, соединенной или примыкающей к ней или ограждению двора мечети [6]. Как сигнальная световая башня минарет воспринимался, когда муэдзин зажигал ночью наверху огонь, чтобы дать разрешение молиться, совершить ночной намаз или дать сигнал тревоги [14, 15]. Основное его предназначение – произнесение муэдзином призыва к всеобщей молитве.

Традиционно башню делали в плане круглой (на Ближнем и Среднем Востоке), квадратной (в Сирии и Северной Африке), комбинированной (четырехугольное основание и цилиндрическая верхняя часть) или многогранной. Ранние минареты имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних лестница располагалась внутри. В разных регионах сложились особые формы минарета: цельная цилиндрическая или конусообразная; призма с квадратным или многоугольным основанием; многоярусная, спиралевидная; с ребристой или гладкой поверхностью; с балконом или окнами; наверху мог быть купольный фонарь, шпиль, шатер, главка-кулла или плоская кровля (рис. 2).

Рис. 2. Разновидности форм минаретов в исторических мечетях. Источник: www.islamicarchitecture.org

В период Омейядов (661–750) архитектура мечетей активно развивалась, в их формах появились такие элементы, как минареты, купола и ниши. Самый ранний минарет в мире обнаружен в мечети аль-Умари (665–720) в Босре (Сирия). Перестроенная Омейядами мечеть Амра ибн аль-Аса в Фустате (Каир, Египет) в 673 г. имела 4 угловых минарета. Мечеть пророка в Медине несколько раз перестраивали, увеличивался ее размер, в 707–709 гг. построили 4 угловых минарета. Такой же древний минарет был построен в Кайруане (Тунис) в 724–727 гг. Впоследствии минареты были широко распространены во времена правления династии Аббасидов в 750–945 гг. и 1194–1258 гт. [14, 20]. В конце XV в. появился купол, а в середине XVI в. – минареты с несколькими ярусами балконов в мечети Сулеймание (Стамбул). До XXI в. сохранилось немного древних минаретов (см. табл. 1).

Таблица 1
Традиционные минареты в древних мечетях

В традиционной мечети минарет имеет следующие основные части: основание; ствол (с внутренним пространством и лестницей или с наружным пандусом или лестницей); один или несколько балконов на ярусах ствола; шейка; завершение в виде шпиля, шатра, купола или главки-куллы (рис. 3).

Рис. 3. Основные компоненты традиционного минарета. Сост. С.М.М. Аль-Тамими

Минарет использовался не только в функциональных целях как высокий ориентир места для молитвы, площадка для призыва к молитве пять раз в день, как сторожевая башня, но стал служить весьма заметным символом присутствия ислама в эпоху расширения его границ [10, 11]. Украшали минареты узорами кирпичной кладки, резьбой по камню, глазурованной керамикой, ажурными балконами для муэдзинов. Малые мечети могли строить без минарета или с одним, средние – с двумя, большие султанские мечети в Стамбуле имеют от четырех до шести минаретов. Самое большое количество – десять минаретов – сейчас имеет мечеть пророка в Медине (Саудовская Аравия).

Особенности современных мечетей Иордании

В научных публикациях исследователи описывают различные стилевые подходы к созданию образа мечети в настоящее время [20–22], среди них:

1) вернакулярный подход: использование традиционного и регионального (местного) архитектурного языка; эти мечети построены местным сообществом;
2) традиционный подход: проект создается в соответствии с историческими прототипами, но с применением современных материалов и технологий;
3) современная стилизация традиционных форм мечети;
4) подход модернизма: интернациональный характер; стремление к простым, прямоугольным формам; функционализм, рациональное решение внутренних пространств; использование современных строительных материалов и технологий; стеклянные стены, стальные рамы, бетонные скелетные конструкции, солнечные батареи в некоторых объектах намеренно демонстрируются. Для архитектуры модернизма характерно отсутствие декора, но на фасадах мечетей Иордании декор в виде арабских орнаментов (гирих, куфистический шрифт) используют на панелях перед окнами или вокруг них, под куполом и наверху минарета;
5) подход постмодернизма: трансформация и эксперименты с формой плана и фасада; образность и оригинальность; активное декорирование фасада, использование компьютерных технологий проектирования параметрических форм. На фасадах мечетей Иордании появляется новая геометрия орнаментов, которые могут располагаться под углом, изменяться по размеру и «растворяться».

В небольших поселениях мечети строят в соответствии с народным подходом. Пример традиционного подхода к созданию образа – мечеть короля Абдаллы I (Амман, 1982), это первое современное сооружение, которое анализируется во многих исследованиях [7, 20]. С 2000-х гг. подавляющее большинство мечетей в городах Иордании стали строить не в соответствии с традиционными формами. Архитекторы используют современную стилизацию исторических прототипов, либо следуют подходам модернизма или постмодернизма (табл. 2). Причины этого: глобализация в целом; обмен опытом и получение арабскими архитекторами образования в Европе и США; возможности новых материалов и технологий; желание авторов показать собственное видение образа, новые идеи, поскольку мечети являются значимыми общественными центрами города [2, с. 118–121]. В качестве примеров рассмотрим мечети в городах Амман и Эр-Рамта, построенные с 2003 г. до настоящего времени. Отобраны небольшие мечети, так как в таких объектах архитекторы чаще экспериментируют, ищут новые выразительные приемы. Эти мечети упоминаются в путеводителях и в архитектурных новостях как успешные современные проекты. Мы рассмотрели наиболее значимые для формирования образа и обеспечения узнаваемости культового сооружения характеристики: подход к проектированию, форма плана и наличие двора; строительные материалы и конструкции; наличие купола; количество и расположение минаретов; декор (табл. 2).

Таблица 2
Основные характеристики мечетей Иордании, отобранных для анализа



Анализ современных решений минаретов

Рассмотрим подробнее минареты представленных мечетей. Сохранились ли в них черты традиционных мечетей: деление на пропорциональные части, балкон, купол, полумесяц? В двух первых примерах (мечеть короля Хусейна бин Талал и мечеть Абу Газале) минареты имеют традиционный исторический вид, что задает общую стилистику мечетей. В остальных примерах мы видим очень современные минималистичные решения с простой геометрией объемов, но минареты достаточно высокие, имеют большое значение в композиции здания. В отличие от исторических мечетей, где часто встречаются цилиндрические и многогранные минареты, все представленные минареты имеют квадратное или прямоугольное сечение ствола (табл. 3, 4).

Таблица 3
Сравнительный анализ минаретов в представленных мечетях (часть 1)

 

Таблица 4
Сравнительный анализ минаретов в представленных мечетях (часть 2)

Особенности минаретов мечетей, расположенных в крупнейших городах Иордании, отражают тенденции архитектуры мечетей Иордании в целом:

- в общей композиции мечетей минареты остаются важным вертикальным акцентом, но их стилистическое решение отличается от традиционного;
- большинство мечетей имеют один минарет;
- минарет чаще всего стоит отдельно от здания мечети, фактически является самостоятельным выразительным объемом;
- наблюдается общая тенденция к геометризации и простоте форм; все минареты имеют простую прямоугольную форму, зачастую без разделения на ярусы;
- традиционные детали минарета упрощаются: балкон отсутствует или его заменяет горизонтальная плита, так как он не нужен функционально, муэдзин на него не поднимается, призыв к молитве передают с помощью громкоговорителей; полумесяц может отсутствовать или его вырезают в металлической прямоугольной плоскости;
- декор в виде орнаментов (гирих и куфистический шрифт) может отсутствовать, или его располагают на ажурных металлических решетках и рельефных плоскостях; изменяют строгую геометрию орнаментов: звезды и линии гириха могут быть расположены под углом, изменяться по размеру, «растворяться»;
- активно используется ночная подсветка полумесяца и орнаментов на решетках фасадов (в том числе изнутри здания).

Вывод

Современные тенденции в стилистике архитектуры мечетей возможны, поскольку в религиозных текстах ислама отсутствуют жесткие каноны, определяющие планировку и внешний вид места молитвы. Для архитектуры большинства мечетей, построенных в 2000-х гг. в Иордании, характерно использование подходов модернизма и постмодернизма. Новые выразительные формы позволяют подчеркнуть современность здания, и, следовательно, актуальность ислама, вписать мечеть в стилистику городской застройки. Небольшие мечети лаконичны, имеют всего один минарет, но при этом выглядят очень гармоничными и новаторскими за счет пропорций, интересного сочетания объемов и минимума декоративных элементов. Отметим, что в странах Европы, США и даже в ОАЭ, Катаре, Иране новые мечети часто строят без минарета [2, 4, 7], а в Иордании хотя бы один минарет имеется во всех мечетях. Характерно отделение объема минарета от основного здания: либо его пристраивают к главному фасаду, либо это отдельно стоящий объем, что в традиционных мечетях встречается очень редко. Экологический подход в проектировании и строительстве мечетей выражается в экономичности, рациональности, простоте, использовании местных материалов (камня или белой штукатурки).

В основном минареты делают в виде единого призматического объема с прямоугольным сечением, без членения на ярусы, без балкона, и даже полумесяц нанесен или вырезан на тонкой прямоугольной металлической плоскости. Декором является стилизованный упрощенный гирих или геометризированный куфистический шрифт с символичными надписями. Активно используют ажурные элементы из металла с подсветкой изнутри, что делает фасад очень выразительным в темное время суток.

В современной архитектуре Иордании минарет создает узнаваемый силуэт мечети, что в совокупности с декором позволяет обеспечить преемственность развития архитектуры мечетей. Минарет остается важнейшей частью мечети, символом вознесения к небу, визуальной и смысловой доминантой, ориентиром, вертикальным акцентом.

Библиография

1. Али-заде, А.А. Исламский энциклопедический словарь / А.А. Али-заде. – М.: Ансар, 2007. – 400 с.

2. Аль-Тамими С.М.М., Панкина М.В. Современные тенденции архитектуры мечетей: проблема сохранения культурной идентичности / С.М.М. Аль-Тамими, М.В. Панкина // Артикульт. – 2024. – № 4 (56). – С. 112–133.

3. Грабар, О. Формирование исламского искусства / пер. с англ., коммент., послесловие Т.Х. Стародуб / Олег Грабар. – М.: Садра, 2016. – 448 с.

4. Кононенко, Е.И. Архитектура современной мечети: опыт систематизации (рец. на монографию С.М. Червонной «Современная мечеть. Отечественный и мировой опыт Новейшего времени» (Торунь, 2016)) / Е.И. Кононенко // Исламоведение. – 2018. –Т. 9. – № 1. – С. 91–98.

5. Ньюби, Г. Краткая энциклопедия ислама (A Concise Encyclopedia of Islam) / пер. с англ. / Г. Ньюби. – М.: Фаир-пресс, 2007. – 384 с.

6. Стародуб, Т.Х. Минарет. Большая российская энциклопедия / Т.Х. Стародуб. – URL: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/2214724

7. Червонная, С.М. Современная мечеть: отечественный и мировой опыт Новейшего времени / С.М. Червонная. – Варшава: Польский ин-т исслед. мирового искусства, 2016. – 478 с.

8. Шукуров, Ш.М. Архитектура современной мечети. Истоки / Ш.М. Шукуров. – М.: Прогресс-Традиция, 2014. – 232 с.

9. Шукуров, Ш.М. Образ Храма. Imago Templi / Ш.М. Шукуров. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 496 с.

10. Al-Zubaidi. Taj al-Arus min Jawaher Al-Qamus / Al-Zubaidi. – Dar Sader, 1984. – 602 p.

11. Benzine, R. The Minaret in The History of Islam. The Swiss Minaret Ban / R. Benzine // Islam in question. Edited by Patrick Haenni and Stéphane Lathion, 2011. – Р. 19–22.

12. Bloom, J. The Minaret Symbol of Faith and Power / J. Bloom // Saudi Aramco World. – 2002. – № 53 (2). – Р. 26–35.

13. Bloom, J. The Minaret. South Bridge / J. Bloom. – Edinburgh: Edinburgh University Press, 2013. – 416 p.

14. Farazmand, P. arbangholi, H. Investigating the Patterns of Islamic Architecture in Architecture Design of Third Millennium Mosques / P. Farazmand & H. Sarbangholi // European Online Journal of Natural and Social Sciences. 2014. – Vol. 3. – № 4. – Р. 502–514.

15. Gottheil, R. The Origin and History of the Minaret / R. Gottheil // Journal of the American Oriental Society. – 1910. – Vol. 30. – № 2. – Р. 132–154.

16. Grabar, O. The Iconography of Islamic Architecture // O. Grabar // Early Islamic Art, – 650–1100. Vol. I. Constructing the Study of Islamic Art. Hampshire: Ashgate Publishing Limited, 2005.– Р. 69–86.

17. Hillenbrand, R. Islamic Architecture: Form, Function and Meaning. s.l / R. Hillenbrand // The American University in Cairo Press. 2000. XXVI. – 645 p.

18. Imdat, A. Emergent Design: Rethinking Contemporary Mosque Architecture in Light of Digital Technology / A. Imdat. – Massachusetts Institute of Technology, Department of Architecture, 2002. – Р. 75–80.

19. Johns, J. The House of the Prophet and the Concept of the Mosque / J. Johns. // Oxford Studies in Islamic Art. – 1999. – Vol. – 9. – Р. 59–112.

20. Kasim, H. (). Minarets of Baghdad: Monuments of Architectural Identity / H. Kasim. Iraqi Journal of Architecture and Planning. – 2012. – № 9 (26). – Р. 58–75.

21. Sqour&Trad. The Design of Minarets` between History and Contemporary, Case Studies from Jordan // Аl-Manarah for Research and Studies. – 2016. – № 4 (22). – Р. 311–334.

22. Taher, M., Dundar, M. A Comparative Analytical Study of the Conversion Form of Minaret in Contemporary Mosque Architecture / Mustafa Taher & Murat Dundar // Journal of Intercultural Studies. – 2017. – Vol. 7. – Р. 23–30.

23. Ürey, Ö. Transformation of Minarets in Contemporary Mosque / Ö. Ürey // International Journal of Science Culture and Sport. – 2013. – № 1(4). – Р. 95–117.

Ссылка для цитирования статьи

Аль-Тамими С.М.М. Анализ особенностей минаретов современных мечетей в Иордании / С.М.М. Аль-Тамими, М.В. Панкина //Архитектон: известия вузов. – 2025. – №2(90). – URL: http://archvuz.ru/2025_2/7/  – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_2(90)_7 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 07.03.2025
Просмотров: 118