Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Архитектон: известия вузов. №3 (91) Сентябрь, 2025

Теория архитектуры

Дедов Виктор Алексеевич

аспирант кафедры теории и практики архитектурного проектирования.
Научный руководитель: кандидат архитектуры, доцент Е.В. Кокорина.
Воронежский государственный технический университет,
SPIN: 9052-1081
AuthorID: 1238454

Россия, Воронеж, e-mail: dedov.viktor@inbox.ru

Принципы формирования архитектурного образа в современной архитектуре

УДК: 72.06:316.658.2
Шифр научной специальности: 2.1.11
DOI: 10.47055/19904126_2025_3(91)_1

Аннотация

В исследовании рассматривается архитектурный образ как когнитивный результат восприятия архитектуры и информационная модель архитектуры, состоящая из 7 категорий сигналов. Формулируется условная система координат в виде принципов, включающих все разнообразие проявлений сигналов архитектурного образа между двумя полярными состояниями. Эти принципы выявлены на основе анализа релевантных тенденций в теории и практике современной архитектуры. Для каждого из принципов выработаны рекомендации по использованию, осмысляющие практикоориентированные процессы в единую теоретическую систему.

Ключевые слова: архитектурный образ, современная архитектура, социальная коммуникация, сигналы

Введение

На первый взгляд, формулировка темы кажется тавтологичной, однако термины «архитектура» и «архитектурный образ» в данном исследовании имеют принципиально разное значение: под «архитектурой» понимается гипотетически непознаваемая вещь-в-себе, в то время как «архитектурный образ» рассматривается как гипотетически познаваемая вещь-для-нас (по Иммануилу Канту). Архитектурный образ (далее АО) является одним из самых часто используемых терминов в теории и практике отечественной архитектуры, однако четкое и однозначное его определение пока с трудом может быть сформулировано в виду многогранности и мультипарадигмальности явления. Данное исследование продолжает цикл изучения АО как когнитивного результата восприятия архитектуры, что синонимично информационной модели архитектуры, состоящей из 7 категорий сигналов: местонахождение, инфраструктура, форма, наименование, содержание, платформа, позиция (более подробно изучено в работе [1]). Уильям Джон Томас Митчелл в генеалогии семейства образов рассматривает архитектурный образ как графический и выделяет другие ветви: оптический, перцептуальный, ментальный и вербальный образы [2, с. 27]. В данном исследовании архитектурный образ рассматривается шире, чем просто графический образ, он включает все выделенные ветви этой генеалогии.

Цель исследования: формулировка принципов формирования АО в современной архитектуре.

Задачи исследования: проведение обзорного анализа релевантных концепций отечественных и зарубежных ученых за последние 5 лет; выявление тенденций формирования современной архитектуры; формулировка принципов формирования АО для каждой категории сигналов АО; формулировка рекомендаций по работе с этими принципами.

Актуальность исследования подтверждается отсутствием комплексной теории АО современной архитектуры в отечественной теории архитектуры, а также углублением интереса в изучении процессов социальной коммуникации в теории архитектуры. Новизна исследования заключается в систематизации практиоориентированных подходов к формированию АО, а также корреляции с современными тенденциями в архитектурной индустрии. Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные принципы можно рассматривать как компоненты в предпроектных исследованиях и творческих разработках архитектора, которые могут повысить качество функционально-образных характеристик архитектурной среды и поспособствует ее целостности с контекстом, уникальности и идентичности.

Методика

В исследовании используются системный структурно-функциональный подход (позволяет выстроить для каждой категории сигналов систему из трех измерений в виде принципов) и системно-генетический подход (позволяет изучить то, как могут видоизменяться сигналы в трех измерениях выявленных принципов). Основные методы исследования: абстрагирование, анализ и синтез (для выявления релевантных тенденций), дедукция (для проецирования релевантных тенденций на частные проявления архитектурного образа через принципы формирования) и восхождение от абстрактного к конкретному. Дисциплинарные границы исследования: АО изучается на стыке теории архитектуры, социальной коммуникации и психологии восприятия. Интерпретацию результатов исследования стоит производить через призму системного метода и формализации.

Обзорный анализ некоторых релевантных тенденций современной архитектуры

Современная архитектура развивается по пути симбиотического объединения жилой и общественной функции (см. диссертацию Е.М. Генераловой [3]), что снимает с повестки дня их противостояние, ведь по закону диалектики эти противоположности синтезируются в нечто новое. Аналогичным образом с повестки дня снимается противостояние культовой и общественной функции. В текущем мире постметамодерна Бог «умер», что способствует трансформации определения «культовая» архитектура с традиционных типологий храмов различных религий на архитектуру, признаваемую иконической самой по себе. Мы получаем смещение архитектуры с роли канала социальной коммуникации на роль актора в этой коммуникации: архитектура, ранее связанная с божественным, сама становится своего рода божественным. Иконическую архитектуру и сопутствующие ей классовую поляризацию и гиперпотребление подробно изучил Leslie Sklair [4]. Развитие иконической архитектуры (iconic architectural development (IAD)) и обретение «иконической силы», определяемой как слияние мощных социальных значений с эстетикой физических объектов, изучил Matt Patterson [5]. Сегодня главной особенностью культового зодчества отечественные теоретики в лице Е.В. Косенковой и Д.В. Литвинова называют адаптивность [6]: культовая архитектура адаптируется и становится неотличима от общественной, что формирует первую тенденцию и дает возможность изучать современную культовую и общественную архитектуру в синергии. Релевантность тенденции для выявления принципов формирования АО заключается в том, что архитектура рассматривается как канал социальной коммуникации между человеком и человеком (социальная коммуникация) и человеком и божественным (Абсолютом) – синергетическое изучение культовой и общественной архитектуры позволяет преодолеть типологическую дихотомию и углубить представления об архитектуре через призму социальной коммуникации.

Вторая тенденция может быть сформулирована как адаптивность через создание «умного» города для возможности анализа, менеджмента, моделирования и отработки сценариев в разных городских ситуациях. Использование технологий в методе «futurecraft», не стремящегося предсказать будущее, а направленно его проектирующего, описано Carlo Ratti и Matthew Claudel [7]. Критический обзор развития концепции адаптируемости зданий провели Rand Askar, Luís Bragança и Helena Gervásio [8]. Адаптивность зданий и факторы изменений рассмотрел Dr. John Kamara с коллегами [9]. Европейские столицы в постиндустриальном обществе через призму горизонтального сетевого менеджмента и SMART-системы исследовала Е.В. Водопьянова [10]. Влияние изменений климата на устойчивую архитектуру в умных городах изучил Dinh Ba Hung Anh совместно с коллегами [11]. Концепцию «умного города» применимо к людям третьего возраста рассмотрели Li Min и В.О. Рыжиков [12].

Переходя от людей третьего возраста к другим незащищенным группам населения, можно выявить третью тенденцию в увеличении инклюзивности и безопасности среды. Широкий спектр зарубежных концепций инклюзивного дизайна проанализировала Э.К. Наберушкина совместно с коллегами [13]. Современные тенденции в проектировании инклюзивных школ изучили А.Р. Клочко и П.А. Топаева [14], выявив большое количество принципов инклюзивного проектирования. Методы применения инклюзивных приемов в архитектуре театров анализировала А.А. Соколова [15]. Тренд на мультимодальность и инклюзию в общественной архитектуре на примере музеев изучили Nina Levent и Alvaro Pascual-Leone [16].

Четвертая тенденция на социальный инжиниринг как вид организации пространства, провоцирующий возникновение социальных контактов, выявленный в исследованиях И.В. Диановой-Клоковой [17], прослеживается и в ее последующем с коллегами исследовании, рассмотревшем общественные пространства в структуре научно-инновационной деятельности [18]. Организацию общественных пространств на примере университетских кампусов Европы изучила Е.С. Палей [19]. Формирование IT-центров рассмотрели А.А. Ремизова и М.В. Барабаш [20]. Исчерпывающим трудом по архитектуре общественных пространств, осмысляющим в том числе тему адресата в формировании общественных пространств, можно считать монографию А.Л. Гельфонд [21].

Пятая тенденция – активная взаимосвязь с природным ландшафтом, в частности с околоводными территориями города, в равной степени прослеживается в отечественных и зарубежных исследованиях: создание устойчивой среды через успешные кейсы реконструкции портово-промышленных зон изучили Д.С. Власенко и А.В. Скопинцев [22], а городское развитие прибрежных и речных районов через создание общественных пространств проанализировали Francesca Dal Cin, Fransje Hooimeijer и Maria Matos Silva [23].

Шестая тенденция связана взаимодействием с архитектурно-градостроительным контекстом застроенных территорий, в том числе с осмыслением и переосмыслением роли и возможностей архитектора. Изучая «швы и шрамы» архитектуры, П.В. Капустин сделал вывод о «лоскутности» как свойстве архитектурной реальности и архитектурного дискурса [24]. Подходы к выражению феномена памяти, преимущественно заключающиеся в репликации и цитировании исторических построек, рассмотрела Д.В. Бакшутова [25]. В том же ключе А.С. Щенков и Н.Е. Антонова изучили эстетические аспекты интервенции современных элементов в руинированные объекты [26]. Также нельзя не упомянуть критику «woke-повестки» от Patrik Schumacher [27] и ответе на эту критику от Alan Ricks.

Эмблематичным примером седьмой тенденции на высотные здания, олицетворяющей стремление к новым технологиям и совершенствованию формообразования, является позиция Rainer Mahlamäki, который в интервью Инне Рогачий подчеркнул большое значение формы высотных зданий, создающих среду современных городов, при этом разделяя понятия чистоты формы и простоты формы [28]. Современные высотные жилые деревянные здания разных стран проанализировали Hüseyin EmreIlgın, Markku Karjalainen и Sofie Pelsmakers [29]. Релевантность тенденции для выявления принципов формирования АО заключается в активном поиске новых средств создания формы архитектуры, что позволяет преодолеть кризис идентичности на фоне реплицируемости мотивов современной архитектуры.

Заключительная выявленная тенденция – деревянное строительство как аспект устойчивой архитектуры и развитие экологоориентированного вектора. Деревянное строительство так же, как и другие направления устойчивого развития (технология «цифрового двойника» зданий, энергоэффективность зданий, 3D-печать зданий и т. п.), подробно раскрыл Н.С. Здор [30].

Принципы формирования АО. Чтобы предметно работать с категориями сигналов АО на практике, необходимо сформулировать условную система координат в виде принципов, включающих всё разнообразие проявлений сигналов архитектурного образа между двумя полярными состояниями. На основе обзорного анализа некоторых релевантных тенденций современной архитектуры были сформулированы и систематизированы такие принципы.

I. МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ (ФИЗИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ) формируется через следующие принципы (табл. 1).

Таблица 1
Принципы формирования сигналов НАХОЖДЕНИЯ

II. ИНФРАСТРУКТУРА (ФУНКЦИЯ АРХИТЕКТУРЫ) формируется через следующие принципы (табл. 2)

Таблица 2
Принципы формирования сигналов ИНФРАСТРУКТУРЫ

III. ФОРМА (ФОРМА АРХИТЕКТУРЫ) формируется через следующие принципы (табл. 3).

Таблица 3
Принципы формирования сигналов ФОРМЫ

IV. НАИМЕНОВАНИЕ (ВЕРБАЛИЗУЕМОСТЬ И СИГНИФИЦИРУЕМОСТЬ АРХИТЕКТУРЫ) формируется через следующие принципы (табл. 4).

Таблица 4
Принципы формирования сигналов НАИМЕНОВАНИЯ

V. СОДЕРЖАНИЕ (ФОРМАРЕПРЕЗЕНТАЦИИ АРХИТЕКТУРЫ) формируется через следующие принципы (табл. 5).

Таблица 5
Принципы формирования сигналов СОДЕРЖАНИЯ

VI. ПЛАТФОРМА (СОЦИАЛЬНЫЙ БАЗИС АРХИТЕКТУРЫ) формируется через следующие принципы (табл. 6).

Таблица 6
Принципы формирования сигналов ПЛАТФОРМЫ

VII. ПОЗИЦИЯ (ПОЛОЖЕНИЕ АРХИТЕКТУРЫ В КОНЦЕПТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ) формируется через следующие принципы (табл. 7).

Таблица 7
Принципы формирования сигналов ПОЗИЦИИ

Результаты

К выявленным тенденциям, детерминирующим развитие формирования АО современной архитектуры, сформулированным на основе обзорного анализа, относятся следующие: стирание границ между жилой, культовой и общественной архитектурой, адаптивность архитектуры через создание «умного» города, увеличение инклюзивности и безопасности среды, социальный инжиниринг, связь с природным ландшафтом, связь с архитектурно-градостроительным контекстом, развитие технологий и высотное строительство, а также устойчивая архитектура и постепенное внедрение использования современных деревянных конструкций. Главным результатом исследования являются сформулированные на основе описанных ранее тенденций принципы формирования АО для каждой категории сигналов АО, а также сформулированные рекомендации по работе с этими принципами.

Выводы

В сегодняшней практике архитектуры необходимо расширять полномочия архитектора и сформировать роль бренд-менеджера архитектуры. В профессиональные обязанности бренд-менеджера архитектуры будет входить работа над формированием архитектурного образа, обработка обратной связи от реципиентов, комплексное представление объекта в социокультурном пространстве, а также ведение проекта с начала (этапа творческого поиска и эскизного проектирования) до введения в эксплуатацию и функционирования. Только подобный комплексный подход позволит архитектуре быть полноценным, изучаемым, регулируемым и адаптируемым объектом пространства социальной коммуникации общества.

Библиография

1. Дедов, В.А. Архитектурный образ как информационная модель архитектуры и совокупность сигналов: анализ структуры / В.А. Дедов // Приволжский научный журнал. – 2025. – № 1(73). – С. 320–328. – EDN QYBLMX.

2. Митчелл, У.Дж.Т. Иконология. Образ. Текст. Идеология / У. Дж. Т. Митчелл [пер. с англ. В. Дрозда]. – М. ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2017. – 240 с.; ил.

3. Генералова, Е.М. Концепция формирования архитектуры высотных зданий и комплексов симбиотического типа: дис. ... д-ра архитектуры: 2.2.23 / Е.М. Генералова. – Нижний Новгород, 2023. – 455 с.

4. Sklair, L. The Icon Project: Architecture, Cities, and Capitalist Globalization. [Online], New York, 2017; Oxford Academic. – 2020. – 12 Nov. Available from: https://doi.org/10.1093/oso/9780190464189.001.0001 

5. Patterson, M. Architecture as performance art: evaluating “iconic power” in the development of two museums / Matt Patterson // American Journal of Cultural Sociology. – 2020. – Vol. 8. – P. 158–190. – URL: https://link.springer.com/article/10.1057/s41290-018-00067-2

6. Косенкова Е.В. Адаптивность как современная тенденция в культовом зодчестве / Е.В. Косенкова, Д.В. Литвинов // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и градостроительство : сб. ст. 79-й Всерос. науч.-тех. конф. Самара, 18–22 апреля 2022 г. – Самара : Самарский гос. тех. ун-т, 2022. – С. 602–609. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49345173 

7. Ратти, К. Город завтрашнего дня: Сенсоры, сети, хакеры и будущее городской жизни / Карло Ратти, Мэтью Клодел; пер. с англ. Е. Бондал. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2017. – 248 с.

8. Askar R. Adaptability of Buildings: A Critical Review on the Concept Evolution / Rand Askar, Luís Bragança, Helena Gervásio // Applied Sciences. – 2021. – Vol. 11. – № 10. – URL: https://www.mdpi.com/2076-3417/11/10/4483 

9. Kamara, J.M. Change Factors and the Adaptability of Buildings / John M. Kamara, Oliver Heidrich, Vincenza E. Tafaro, Sebastiano Maltese and etc.  // Sustainability. – 2020. – Vol. 12. – URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/12/16/6585 

10. Водопьянова, Е.В. Европейские столицы в постиндустриальном измерении / Е.В. Водопьянова // Современная Европа. – 2021. – № 3. – С. 149–158. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskie-stolitsy-v-postindustrialnom-izmerenii 

11. The Impact of Climate Change on Sustainable Architecture in Smart Cities / B.H. A. Dinh, H.T. Nguyen, T.P.C. Dang, M.P. Tran // International Journal of Multidisciplinary Research and Growth Evaluation. – 2021. – Vol. 2. – № 4. – P. 99–102. – URL: https://www.researchgate.net/publication/352799907_The_Impact_of_Climate_Change_on_Sustainable_Architecture_in_Smart_Cities 

12. Ли, М. Развитие концепции «умного города» и ее влияние на развитие среды для пожилых людей / М. Ли, В.О. Рыжиков // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестн. РГХПУ им. С.Г. Строганова. – 2024. – № 2-2. – С. 84–94. – DOI 10.37485/1997-4663_2024_2_2_84_94.

13. Наберушкина Э.К. Инклюзивный дизайн (обзор зарубежных концепций) / Э.К. Наберушкина, Е.А. Радченко, Е.Р. Мирзаева // Теория и практика общественного развития. – 2023. – № 2 (180).– С. 30-35. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnyy-dizayn-obzor-zarubezhnyh-kontseptsiy 

14. Клочко, А.Р. Современные тенденции в архитектурном проектировании инклюзивных школ / А.Р. Клочко, П.А. Топаева // Строительство: наука и образование. – 2021. – № 3. – С. 23–40. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-v-arhitekturnom-proektirovanii-inklyuzivnyh-shkol 

15. Соколова, А.А. Приемы проектирования инклюзивных зданий на примере разных объектов и методы их применения в архитектуре театров / А.А. Соколова // Урбанистика. – 2024. – № 2. – С. 41–62. – DOI 10.7256/2310-8673.2024.2.70363. . – URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=70363 

16.Левент, Н., Паскуаль-Леоне, А. Мультисенсорный музей: междисциплинарный взгляд на осязание, звук, запах, память и пространство / под науч. ред. Н. Большакова, Т. Лапшиной. – М.: Музей современного искусства Гараж, 2022. – 496 с.

17. Дианова-Клокова, И.В. Социальный инжиниринг в архитектуре научно-инновационных объектов / И.В. Дианова-Клокова, Д.А. Метаньев // Academia. Архитектура и строительство. – 2016. – № 3. – С. 71-78. – EDN WWOFSD.

18. Дианова-Клокова, И. В. Общественные пространства в структуре научно-инновационной деятельности / И. В. Дианова-Клокова, Д. А. Метаньев, Д. А. Хрусталев // Системные технологии. – 2021. – № 2 (39). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschestvennye-prostranstva-v-strukture-nauchno-innovatsionnoy-deyatelnosti 

19. Палей, Е.С. Современные университетские кампусы Европы. Организация общественного пространства : специальность 05.23.21 «Архитектура зданий и сооружений» : дис. ... канд. архитектуры / Екатерина Сергеевна Палей; Московский архитектурный институт (государственная академия). – М., 2021. – 264 с.

20. Ремизова, А.А. Современные тенденции архитектурного формирования центров информационных технологий / А.А. Ремизова, М.В. Барабаш // Вестн. Томск. гос. арх.-строит. ун-та. – 2023. – Т. 25. – № 2. – С. 103–111. DOI: 10.31675/1607-1859-2023-25-2-103-111.

21. Гельфонд, А.Л. Архитектура общественных пространств : монография / А.Л. Гельфонд. – М. : ИНФРА-М, 2023. – 412 с.

22. Власенко, Д.С. Анализ европейского опыта проектирования устойчивой архитектуры на примере преобразования бывших портово-промышленных комплексов / Д.С. Власенко, А.В. Скопинцев // Инженерный вестник Дона. – 2023. – №5 (101).– С. 451–469. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-evropeyskogo-opyta-proektirovaniya-ustoychivoy-arhitektury-na-primere-preobrazovaniya-byvshih-portovo-promyshlennyh 

23. Dal Cin F. Planning the Urban Waterfront Transformation, from Infrastructures to Public Space Design in a Sea-Level Rise Scenario: The European Union Prize for Contemporary Architecture Case / F. Dal Cin, F. Hooimeijer, M. Matos Silva. – // Water. – 2021. – Vol. 13, № 218. – URL: https://doi.org/10.3390/16020218 

24. Капустин, П. Швы и шрамы архитектурной мысли / П. Капустин // Проект Байкал. – 2022. – Т. 19. – № 74. – С. 128–137. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50159108 

25. Бакшутова, Д. В. Подходы к выражению феномена памяти в новейшей архитектуре / Д. В. Бакшутова // Архитектон: известия вузов. – 2021. – № 1 (73). – URL: https://elibrary.ru/bkviuo 

26. Щенков, А.С. Об эстетических аспектах архитектурной интервенции в среду небольших исторических городов / А.С. Щенков // Academia. Архитектура и строительство. – 2022. – № 3. – С. 51–59.

27. Schumacher, P. The End of Architecture. Khōrein / P. Schumacher // Journal for Architecture and Philosophy. – 2025. – № 2(2). – Р. 3–40. Retrieved from https://khorein.ifdt.bg.ac.rs/index.php/ch/article/view/53 

28. Рогачий, И. Архитектурный профиль Северной Европы меняется навсегда: с возведением небоскребов в Дании, Норвегии, Швеции ландшафт изменится радикально. Новые высотки Trigoni в Хельсинки будут видны через Финский залив даже из Таллина / И. Рогачий // The Art Newspaper Russia. – 2021. – № 2. – С. 14.

29. Ilgın, H.E. Contemporary tall residential timber buildings: what are the main architectural and structural design considerations? / Hüseyin Emre Ilgın, Markku Karjalainen, Sofie Pelsmakers // International Journal of Building Pathology and Adaptation. – 2023. – Vol. 41, № 6. – P. 26–46. – URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/ijbpa-10-2021-0142/full/html 

30. Здор, Н.С. Новейшие направления формирования архитектуры общественных зданий и сооружений / Н.С. Здор. // Инженерный вестник Дона. – 2024. – № 8(116). – С. 41–71. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=72652331 

Ссылка для цитирования статьи

Дедов В.А. Принципы формирования архитектурного образа в современной архитектуре / В.А. Дедов //Архитектон: известия вузов. – 2025. – №3(91). – URL: http://archvuz.ru/2025_3/1/  – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_3(91)_1 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Дата поступления: 09.05.2025
Просмотров: 218