Архитектон: известия вузов. №3 (91) Сентябрь, 2025
Ландшафтный дизайн
Тарасова Оксана Петровна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна.
Оренбургский государственный университет,
ORCID: 0000-0002-5579-6259.
Россия, Оренбург, e-mail: optarasova2019@mail.ru
Мороз Анна Олеговна
лаборант кафедры дизайна.
Оренбургский государственный университет.
ORCID: 0009-0005-8675-8545
Россия, Оренбург, e-mail: moroz_ann02@mail.ru
Феномен адаптации и принципы универсального дизайна в формировании безбарьерной среды ботанического сада
УДК: 721.012:58.006:612.017(470.56)
Шифр научной специальности: 5.10.3.
DOI: 10.47055/19904126_2025_3(91)_21
Аннотация
Ключевые слова: адаптация, универсальный дизайн, безбарьерная среда, концепция дизайн-проекта
В современном обществе все большее внимание уделяется созданию безбарьерной среды для обеспечения мобильности и доступности всем категориям граждан. Изменения, происходящие в дизайне с середины прошлого века, отражают изменения в запросах общества и государства к формированию инфраструктуры города. Концепция безбарьерной среды, изначально направленная на создание доступности для людей с ограничениями по здоровью*, получила развитие в части сокращения проблем социальной эксклюзии и обеспечения условий для различных групп населения. Мы разделяем точку зрения Е. Леонтьевой, которая определяет«безбарьерную» среду как общую концепцию организации пространства, заключающуюся в том, что люди должны жить без затрудняющих ограничений. Она трактует его как «зонтичное» понятие, которое может быть применимо и в универсальном, и в инклюзивном средовом дизайне [1].
Процесс адаптации организма человека к условиям городской среды может быть облегчен или минимизирован средствами дизайна за счет устранения различных существующих барьеров. Создание функционального комфорта становится возможным благодаря взаимодействию специалистов из разных областей, позволяющему определить пути устранения возможных барьеров (физических, информационных, средовых и т. п.). Известно, что дизайн как предметная область лежит на стыке широкого спектра научных дисциплин, которые оказывают влияние на его принципы и направления развития. Дисциплины варьируются от сферы архитектуры и строительства до систем здравоохранения, реабилитации и инвалидности. В европейских странах в безбарьерный средовой дизайн вовлекаются люди, изучающие человеческое поведение и особенности взаимодействия со средой и обществом, терапевты, а также администраторы и менеджеры сообществ и учреждений, отстаивающих права и интересы пожилых людей [2]. Именно при таком всестороннем погружении в проблему проектирования или модернизации городской среды использование принципов универсального дизайна позволяет обеспечить доступность и беспрепятственность использования объектов, созданных с учетом особенностей целевой аудитории.
По мнению Центра универсального дизайна при Университете штата Северная Каролина США «универсальный дизайн – это не конкретные продукты для определенной группы людей, а хороший дизайн для всех возрастов и жизненных обстоятельств» [3]. Учеными университета были сформулированы семь принципов универсального дизайна: равенство, гибкость, простота и интуитивность, доступность информации, «право на ошибку» (предупреждение и защита от возможных случайных опасных ситуаций), минимизация физической нагрузки и обеспечение достаточного пространства для взаимодействия [1; 2; 4].
В настоящей статье предложена концепция дизайна гармоничной, привлекательной и дружелюбной среды, адаптированной под потребности различных категорий людей на территории ботанического сада Оренбургского государственного университета. Спецификой данной территории является ее расположение в промышленном районе города рядом с жилой многоквартирной застройкой. Район характеризуется выраженным дефицитом благоустроенных зеленых зон, высоким уровнем загрязнения воздуха.
Особенностью Оренбуржья в целом является континентальный климат (перепад температур летом и зимой от +45 до –30 градусов по Цельсию соответственно), частые сильные ветры, неравномерное распределение осадков, засушливость, неоднородность почв, травянистая степная растительность. Типичные растения в степях – ковыли, полынь, типчак, солодка Коржинского, чабрец, зверобой, овсец пустынный, мятлик, житняк. Среди лиственных видов деревьев на территории области произрастают дуб черешчатый, липа сердцелистная, клен остролистный, вяз гладкий и вяз шершавый, являющиеся широколиственными породами. Из мелколистных пород деревьев повсеместно растет береза, осина, тополь, ольха, ива. Всего отмечено произрастание около 100 видов деревьев и кустарников [5]. В настоящее время в саду ведется большая научно-исследовательская работа по интродукции декоративных древесных, кустарниковых и травянистых растений.
Концепция была разработана на основе предпроектного исследования, которое позволило выявить и сформулировать существующий перечень проблем, всесторонне оценить возможность их решения средствами дизайна с опорой на обозначенные выше принципы. Объект нашего исследования – территория и ландшафтные составляющие ботанического сада Оренбургского государственного университета. Предмет исследования – приемы адаптации территории ботанического сада для всех категорий граждан. Гипотеза исследования – приемы адаптации на основе принципов универсального дизайна позволят обеспечить целевую аудиторию (ЦА) ботанического сада ОГУ безбарьерной благоустроенной средой. Среда, обладающая адаптивными свойствами в самом общем виде, нами определяется как стабильно функционирующая (без потери качества) при различных изменениях внешних и внутренних условий взаимодействия с человеком, обеспечивая требуемое качество жизни.
Для достижения поставленной цели последовательно решался следующий ряд задач:
1) сбор информации об исходном состоянии территории ботанического сада и запросах потребителей (климатические, санитарно-гигиенические условия, реализуемые функции), изучение требований правовой и НТД к организации ботанического сада, всесторонняя диагностика ситуации, проблематизация;
2) изучение сущности и особенностей реализации принципов универсального дизайна в создании безбарьерной среды при благоустройстве городского пространства;
3) разработка смысловой и образно-художественной концепции дизайна территории ботанического сада, адаптированного под запросы и потребности потребителей.
В ходе работы применялись следующие методы исследования: анализ, анкетирование, проблематизация, сценарное моделирование, профессиографирование, синтез, составление перечня эргономических требований, макетирование.
Теоретической основой исследования послужили труды Рональда Мейса, Селвина Голдсмита, в которых представлена сущность понятия универсального дизайна, обеспечивающего создание безбарьерной среды [6]. Также были изучены практико-ориентированные труды д-ра Силке Клауса, д-ра Оливера Хервига, Питера Глейзера, Пита Керчера, проф., д-ра Урсулы Лер, проф., д-ра Вольфганга Ф. Э. Прейзера, д-ра Петера Ноймана, Маркуса Ребстока, проф. Карина Шмидт-Руланда, Хуэй Ван, Хоупин Дэн, Е.Г. Леонтьевой, Н.А. Лазовской, чьи исследования направлены на поиск способов практического применения принципов универсального дизайна [7–9].
Понятие «адаптация» является общенаучным, поскольку используется в различных сферах научного знания (биология, философия, социология, психология, педагогика, медицина и др. науки). Авторами изучены труды ряда отечественных исследователей, посвященные сущности и эволюции адаптации, ее современных аспектов, компонентов и производных, особенностей адаптивных процессов А.Б. Георгиевского, С.М. Кетько, Е.В. Петровой, О.Е. Баксанского, В.К. Лабутина и др. [10]. В статье понятие «адаптация» рассматривается в контексте сферы дизайна как явление, требующее изучения с целью осознанного внедрения в практику дизайн-проектирования, в том числе при создании безбарьерного пространства. Быстрая и безболезненная адаптация человека к окружающей предметно-пространственной среде возможна, если проектируемая среда способна подстраиваться под биологические и надбиологические потребности и возможности человека. Как уже отмечалось, это возможно при согласовании проектных решений на каждом этапе создания объекта дизайна с разными специалистами, изучающими человека во всем многообразии проявлений его биосоциальной природы.
Согласно Конвенции о правах инвалидов, понятие «универсальный дизайн» означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна [11, с. 3]. «Специальным дизайном» в данном определении, на наш взгляд, называют модифицированные варианты элементов среды, приспособленные под ряд возможных ограничений функционирования тела человека. Считается, что универсальный дизайн не исключает использование при необходимости ассистивных устройств (специальных вспомогательных приспособлений) для конкретных групп инвалидов, а использование этого принципа обязательно при проектировании средовых объектов с целью обеспечения (в максимально возможной степени) равных условий их доступности и использования для всех людей. Важно отметить, что такая доступность должна быть обеспечена изначально, без последующих доработок под особенности людей с ОВЗ*.
Вместе с тем, при всей привлекательности такого подхода при благоустройстве городского пространства авторы считают, что на длительный период обеспечить качественное функционирование среды не получится. Это связано с необходимостью ремонта объектов, постоянно находящихся под воздействием сложных климатических условий, типами ограничений человека (приспособительные процессы тела человека, имеющего, например, временные ограничения, эволюционируют, что обязательно потребует усовершенствования среды), научно-практическими инновациями, внедрением передовых разработок и пр. Исходя из данного утверждения, коррективы и модификации оборудования, малых архитектурных форм, строительных конструкций и других элементов среды неизбежны. А наименее затратный способ длительное время обеспечить ее стабильное функционирование – закладывание изначально расширенного диапазона возможностей и потенциально полезных характеристик объектов или системы, в которой находится человек [12]. Редизайн объекта, по истечении заложенного для его функционирования времени, позволит актуализировать новые потенции, соответствующие запросам времени.
Как уже отмечалось, проектируемая территория находится в Оренбурге по адресу: ул. Терешковой, 134. Площадь сада 24,5 га. Фотофиксация территории представлена на рис. 1. По одной из сторон периметра сада размещены административные строения и хозяйственные блоки. Вблизи пролегают две интенсивные транспортные сети, соединяющие две улицы с плотным движением автомобилей.
Рис. 1. Фотофиксация территории ботанического сада. Фото: А. Мороз
На данный момент коллекционный фонд открытого грунта ботанического сада насчитывает более 350 таксонов различных родов и семейств растений. На территории сада заложены коллекционные участки: кониферетум (хвойные), салицетум (участок ив), фрутицетум (коллекционный участок кустарников), иридарий (коллекционный участок ирисов), пионарий (коллекционный участок пионов), розарий (коллекционный участок роз), сирингарий (коллекционный участок сирени), участок декоративных рябин и боярышников, участок лекарственных растений и др. Собрана коллекция клоновых подвоев яблони. Создано несколько питомников: декоративных древесных плодовых культур (яблони сортов Royalty, Makamik, Сиверса, зонтичная); древесных и кустарниковых растений, интродуцированных в Оренбургской области; различных видов и форм хвойных. Схема ботанического сада представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема ботанического сада Оренбургского государственного университета.Сост. А. Мороз
Анализ исходной ситуации на территории ботанического сада позволил выявить ряд проблем, из них наиболее значимы:
1) отсутствие благоустроенного озелененного рекреационного пространства, отвечающего не только научно-исследовательской функции ботанического сада, но и досуговой, познавательной, развивающей, успокаивающей и оздоравливающей функциям. На данный момент территория используется только сотрудниками и студентами ОГУ в качестве научно-исследовательской площадки и не имеет функциональных зон для жителей прилежащих жилых комплексов;
2) отсутствие жесткой структуры территории, представленной тропиночной сетью, четкой организацией подъездов и подходов к хозяйственным постройкам и пр. На данный момент на территории только намечены основные осевые пешеходные маршруты;
3) ощущение некоторой запущенности территории, ее неухоженности в связи с тем, что проектируемая территория заполнена растениями лишь частично, и большая часть пустует;
4) отсутствие централизованной системы полива вносит ограничение в ассортимент используемых для озеленения территории растений;
5) отсутствие системы навигации, указывающей безопасные маршруты движения по ботаническому саду, и позволяющей ориентироваться на территории, в том числе с ограничениями по зрению (нет оборудованных табличек с информацией на шрифте Брайля, тактильных плит и контрастных полос);
6) недостаточность источников освещения для обеспечения безопасности на всей территории сада;
7) отсутствие организованного пространства около пруда;
8) отсутствие доступа к территории саду людям с ОВЗ из-за пришедшего в негодность дорожного покрытия. На данный момент доступ к территории сада для инвалидов с нейромышечными, скелетными и другими, связанными с движением, функциями, а также слепых и слабовидящих обеспечен только двумя центральными пересекающимися асфальтированными дорожками;
9) размещение ботанического сада в непосредственной близости от массива многоэтажных новостроек из-заточечной застройки района города;
10) ограниченность контингента сотрудников ботанического сада не позволяет проводить полный спектр работ по уходу за насаждениями и территорией.
Данные входные условия позволили отметить четыре ключевых позиции, которые необходимо учесть при разработке концепции благоустройства и озеленения ботанического сада:
- создание малоуходного сада;
- организация доступной среды для любых категорий граждан, в том числе продвигающихся на колясках, слепых и слабовидящих;
- обеспечение целевого многообразия деятельности на территории сада;
- обеспечение эргономичности и эстетической выразительности проектируемой среды.
Остальные качества априори присутствуют и будут преобладать в том или ином случае в зависимости от назначения каждого конкретного участка сада.
Концептуально ботанический сад предложено представить как «Центр развития, образования и вдохновения». Расположение ботанического сада в центре города обусловливает создание многозадачного и многофункционального «зеленого» природного пространства, выполненного в стиле малоуходного экосада. Ботанический сад призван выполнять не только свою первичную функцию – научную (изучение растительного многообразия и его демонстрация), но и обучающую, воспитательную, развивающую функции за счет создания соответствующих рекреационных зон. Включенность ботанического сада в городскую среду предполагает выполнение созерцательной, медитативной и релаксирующей функций. Инклюзивные площадки позволят расширить возможности людей с ОВЗ и будут удобны для всех категорий жителей. Кроме того, такая площадка несет оздоравливающую и профилактическую функции.
Обучающая функция состоит в просвещении населения по уходу за растениями и их посадке. Воспитательная заключается в формировании бережного и экологичного отношения к природе. Развивающая функция может проявляться в расширении и улучшении физического состоянии человека, расширения горизонта познания. Известно, что взаимодействие людей с природой обладает терапевтической и релаксирующей функциями, а психоэмоциональное состояние человека после контакта с растениями становится спокойным и умиротворенным [13]. Оздоравливающая функция будет заключаться в сохранении и укреплении здоровья.
В нашем исследовании в качестве примера внедрения концепции дизайна на территории ботанического сада взят участок, предназначенный преимущественно для людей с ограничениями по зрению (рис. 3). Она частично заполнена посадками, с севера прилегает к пруду.
Рис. 3. Экспликация генерального плана участка для людей с ограничениями по зрению. Сост. А. Мороз
При разработке концепции основной фокус был сосредоточен на потребностях слепых и слабовидящих людей, но не ограничивался исключительно данной категорией потребителей. Основная дизайнерская задача в проектировании площадки преимущественно для слепых и слабовидящих заключается в сочетании первичных функций ботанического сада – изучение и демонстрация растений с оздоровлением и повышением восприятия окружающей среды разными органами чувств. Акцент на разнообразие запахов и тактильных ощущений сделан по просьбе работников и воспитанников ГКОУ «Школа-интернат № 2» г. Оренбурга для слепых и слабовидящих, расположенной поблизости. По их мнению, площадка, построенная на комплексе типов восприятия (зрительном, слуховом, осязательном и обонятельном), станет объединяющим фактором взаимоотношений со всеми посетителями вне зависимости от особенностей здоровья, что важно для социализации детей. Авторы внимательно изучали их запросы, потребности, особенности жизнедеятельности, мироощущения и мировосприятия. Данные сведения сопоставлялись с аналогичными характеристиками здоровых людей, на основании чего разрабатывалась концепция и принимались дизайнерские решения.
Акцентным на территории площадки принят сад чувств, предназначенный для проведения профилактических и оздоравливающих занятий, рекреации и отдыха. Сады чувств при всем их современном многообразии являются наиболее востребованными всеми категориями посетителей, поэтому требуют наполнения различными эргономичными и эстетически привлекательными малыми архитектурными формами (МАФ) (скамейками, высокими грядами, перголами), гармонично сочетающимися с окружающей средой и позволяющими уединиться или проводить групповые встречи (рис. 4). Особые требования к данным элементам средового дизайна – адаптивность, вариативность использования, нетребовательность к постоянному обслуживанию.
Рис. 4. Иллюстрации с элементами благоустройства и указанием представленных зон. Сост. А. Мороз
К ассортименту растений, применяемому в грядах и для наполнения тактильной тропы, предъявлялись следующие требования: приятный аромат зелени и разнообразных поверхностей в виде мульчи, коры, шишек и т. д.; выраженная фактурность и текстура; не аллергенность; безопасность при контакте. В этой связи требуемого чувственного эффекта от контакта с растениями и декоративной отсыпкой можно достичь, используя текстурированные растения, ароматные цветы и травы, фактурную декоративную отсыпку, звуковые элементы (колокольчики, водные объекты), съедобные травы и листья кустарников. Использование в проекте различных материалов для дорожек, проходящих через участки сада, будет способствовать пробуждению у потребителя интереса к исследованию территории. Посетитель двигается по определенному направлению. В движении меняются окружающая среда (форма, цвет, запах, звук, температура, тактильность) и картина восприятия.
Поскольку в регионе выражен дефицит естественной зеленой растительности и яркой цветовой гаммы в сочетании с жарким климатом в летний период, проектируемое пространство предпочтительно выдержать в прохладной светлой зеленой гамме с яркими цветными вкраплениями. Светлое озелененное пространство создает более привлекательную атмосферу для людей в связи с естественностью и натуральностью, обеспечивает визуальный комфорт, способствует улучшению эмоционального состояния. В таких условиях иммунобиологические процессы организма и все процессы жизнедеятельности протекают спокойно и непринужденно, вследствие чего уменьшаются стресс и беспокойство, нормализуется кровяное давление и пульс, снимается мышечное напряжение. Активная оздоравливающая функция выражена в зоне параворкаута для людей с ОВЗ, в том числе реабилитирующихся после СВО.
Таким образом, в пространстве сада проектируются две зоны преимущественно обонятельного и осязательного восприятия. В одной части представлены разноуровневые низкие и высокие гряды из деревянных реек, в которых высажены сорта базилика, душицы, иссопа, кинзы, мяты, петрушки, тимьяна, шалфея; в другой части сегменты круга поделены на разные насыпные материалы. Сенсорный сад чувств наполнен ароматными и съедобными растениями, а на дорожках чередуются покрытия по принципу контраста (шишки, спилы деревьев, мульча, галька, песок, газон) (рис. 4). Тропа оборудована поручнями, сопровождающими маршрут. Параллельно сенсорной тропинке закладывается покрытие, по которому легко передвигаться на колясках (деккинг, бетон, асфальт, прорезиненное покрытие, плитка). Это не скользкие, быстро высыхающие поверхности, устойчивые к влиянию внешней среды (влага, трение, контраст температур, нагрев). Дорожка для перемещения на колясках ограничена невысоким бордюром, предохраняющим от съезда на сенсорную тропу.
Ландшафт организован пересечением радиальных и центральных линий тропиночной сети с круглыми площадками, обозначающими рекреационные зоны: сенсорный сад чувств, тактильная тропа, зона параворкаута, смотровая видовая площадка над прудом и детская площадка.
Площадка для параворкаута оборудована тренажерами, настраиваемыми индивидуально под параметры человека. Обязательно оборудование пандусами под углом 5 градусов для подъезда к зонам сада чувств, параворкаута и видовой площадке. Места для сидения предусматриваются разной высоты с учетом антропометрических параметров и возможностей посетителей разных возрастных групп и состояния здоровья. Габариты подбирались по методу перцентиля. По всему ботаническому саду внедрены информационные таблицы на шрифте Брайля со сведениями о растениях.
Композиции цветников одновременно воздействуют на несколько чувств человека: слух и обоняние или слух, зрение, обоняние и др. Предлагаются цветники, которые в течение сезона цветения привлекают бабочек. Цветовое решение преимущественно в гамме аналоговой триады, состоящей из синего, фиолетового и светло-бордового оттенков (рис. 5). Подбор растений осуществляется с учетом четвертой зоны морозостойкости. Предусмотрено наполнение пространства ботанического сада высокими деревьями, создающими тень (тополь пирамидальный, орех маньчжурский, дуб, рябина, ель). В проекте используются породы растений без шипов, колючек, неядовитые и неаллергенные. Применяются преимущественно рядовые посадки деревьев и кустарников для формирования кромок путей пешеходного движения. Граница озелененных эксплуатируемых площадок, примыкающая к путям пешеходного движения, не должна иметь перепада высот, бордюров, бортовых камней высотой более 4 см.
Рис. 5. Виды ландшафтов и растений. Сост. А. Мороз
Каждая функциональная зона предполагает необходимое предметно-пространственное наполнение и размещение в пространстве сада во взаимосвязи между собой в одну гармоничную систему. План дорожно-тропиночной сети включает несколько маршрутов: прогулочный (с обходом территории по периметру) и максимально короткий, пересекающий участок по диагонали. Движение по сенсорной тропе однонаправленное. Территория площадки отделяется от других зон ботанического сада разреженным зеленым массивом. Доступ к пруду ограничен.
Следует отметить, что были изучены нормативно-технические документы и осуществлен тщательный эргономический анализ социально-психологического, физиологического, антропометрического, психологического, гигиенического и психофизиологического факторов. Результаты анализа факторов и соматографического анализа мест взаимодействия посетителей с объектами сада позволили определить габаритные размеры объектов мебели, выбрать оптимальные материалы для покрытий и МАФ, определиться с шириной тропинок, высотой расположения системы навигации и информационных табличек, цветовой гаммой, выбрать ассортимент растений и пр. Благодаря эргономическому анализу адаптация среды ботанического сада под запросы, возможности и характеристики целевой аудитории была успешно осуществлена.
Таким образом, обеспечение функционального комфорта – ключевая задача современного дизайна, а использование принципов универсального дизайна при проектировании или модернизации инфраструктуры города позволяет адаптировать среду под возможности и потребности людей быстро и минимизируя нагрузку на психофизиологию человека. Безбарьерная среда, в свою очередь, способствует социальной интеграции различных категорий населения, инклюзии, активности, снижению уровня травматизма и улучшению качества жизни людей. Поэтому внедрение концепции создания пространства, основанной на создании безбарьерной среды, позволяет людям полноценно жить без затрудняющих ограничений.
Примечание
*ГОСТ Р 59811-2021 Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов. Термины и определения. ГОСТ от 27 октября 2021 г. № 59811-2021. - М.: ФГБУ «Российский институт стандартизации», 2021. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200181442
Библиография
1.Леонтьева, Е. Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида. Базовый курс / Е. Леонтьева. – Екатеринбург: TATLIN, 2013. – 128 с. – URL https://tatlin.ru/shop/dostupnaya_sreda_i_universalnyj_dizajn_glazami_invalida_bazovyj_kurs
2. Wolfgang, F. E. Preiser. Von der Richtlinie des Universal Designs zur Praxis- und Bewertungsforschung / F. Wolfgang, E. Preiser // Universal Design. – Berlin, Boston: Birkhäuser, 2008 – Р. 22–29. – URL: https://www.idz.de/dokumente/Universal_Design_Publikation.pdf
3. Herwig, O. Einfach gut füralle. Im Universal Design liegtunsere Zukunft / Oliver Herwig // Universal Design. – Berlin, Boston: Birkhäuser, 2008 – Р. 50–57. – URL: https://www.idz.de/dokumente/Universal_Design_Publikation.pdf
4. Мороз, В.В. Мороз, А.О. Универсальный дизайн городской среды: аксиологический аспект / В.В.Мороз, А.О.Мороз //Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: мат-лы Всерос. науч.-метод. конф., 30 января – 1 февраля 2025 г., Оренбург. – Оренбург: ОГУ, 2025. – С. 4062–4066.
5. Почва. Флора. Фауна // Оренбургская область. – 2020. – 18 авг. – URL: https://orenburg-gov.ru/activity/585/?ysclid=mfz8v6q6gj978667577
6. Goldsmith, S. Designing for the Disabled / S. Goldsmith № 3 – United Kingdom: Riba Publications LTD, 1976.
7. Hui Wang, Houping Deng. Research on Barrier-free Design of House Environment / Hui Wang, Houping Deng // Proceedings of the 2018 International Conference on Advances in Social Sciences and Sustainable Development (ASSSD 2018) China. – Fuzhou: Atlantis Press, 2018. – Р. 5–8. – URL: https://www.atlantis-press.com/proceedings/asssd-18/25894386
8. Universal Design. Berlin, Boston: Birkhäuser. – Р. 50–57. – URL: https://www.idz.de/dokumente/Universal_Design_Publikation.pdf
9. Лазовская, Н. А. От безбарьерной среды к универсальному дизайну: теория и практика / Н. А. Лазовская // Архитектура : сб. науч. тр. Город, изд-во? – 2016. – Вып. 9. – С. 227–231. – URL https://rep.bntu.by/bitstream/handle/data/23716/227%20-%20231.pdf?sequence=1
10. Тарасова, О.П. Сущность понятия «адаптация» в аспекте общей теории систем / О.П. Тарасова // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестн. РГХПУим. С.Г. Строганова. – М.: РГХПУ, 2025. – № 1. Ч. 2. – С. 234–245.
11. Конвенция о правах инвалидов. Ст. 2 Определения. – URL https://base.garant.ru/2565085/741609f9002bd54a24e5c49cb5af953b/
12. Тарасова, О.П. К вопросу об эргономической сущности адаптации в дизайне предметно-пространственной среды / О.П. Тарасова // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: мат-лы Всерос. науч.-метод. конф., 26-27 января 2023 г.,Оренбург. – Оренбург: ОГУ, 2023. – С. 3606–3609.
13. Филин, В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо / В.А. Филин. – 3-е изд. – М. : Видеоэкология, 2006. – 512 с - ISBN 5-9900611-1-0.
Ссылка для цитирования статьи
Тарасова, О.П. Феномен адаптации и принципы универсального дизайна в формировании безбарьерной среды ботанического сада / О.П. Тарасова, А.О. Мороз //Архитектон: известия вузов. – 2025. – №3(91). – URL: http://archvuz.ru/2025_3/21/ – DOI: https://doi.org/10.47055/19904126_2025_3(91)_21
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная