Заева-Бурдонская
Елена
Анатольевна
кандидат искусствоведения, профессор,
член-корреспондент РАХ.
и.о. зав. кафедрой средового дизайна, факультет дизайна,
Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова
ПУБЛИКАЦИИ
Заева-Бурдонская Елена Анатольевна
Особенности итальянского дизайна на рубеже XIX–XX столетий
Архитектон: известия вузов. №3 (87) Сентябрь, 2024
Своеобразие итальянского дизайна во многом сформировала эпоха рубежа XIX – XX столетий. В результате проведенных проектных реформ, сопровождавших становление новой государственности Италии, современное искусство и стиль были призваны утвердить национальную идентичность страны, а также удовлетворить амбициозные цели мирового реванша в области прикладного искусства. Дизайн стал отражением двойственной природы регионального стиля Либерти, развивавшегося в диалоге традиций и новаций. Инновационные процессы модернизма сопровождали глубоко укоренившиеся традиции античного наследия, как воспоминания великой эпохи Ренессанса. Определяющей чертой итальянского дизайна стало авторское начало, проявившееся на уровне авторских стилей, авторских проектных школ и отдельных проектно-производственных объединений. Индивидуальное творчество дизайнера, лишенное инерционности крупных проектных объединений, сопровождалось свободой творческого эксперимента, открытостью к инновационным интеллектуальным концепциям и формально-пластическим поискам, не утратившие своей актуальности и для современного этапа итальянского дизайна.
Скопировать ссылку
Заева-Бурдонская Елена Анатольевна
Проблема национальной идентичности дизайна на примере проектной стратегии Дрезденских мастерских
Архитектон: известия вузов. №2 (86) Июнь, 2024
Вопрос национальной идентичности дизайна в современной проектной культуре обострил переломный момент дизайн-индустрии на этапе Четвертой промышленной революции. Опыт истории формирования национальной школы дизайна вскрывает принципиальные подходы к диалогу традиции и новации, национального и универсального в проектировании. Дрезденские мастерские создали первую в мире прогрессивную индустриальную модель проектного развития в рамках единой национальной по природе новой культуры Германии в конце XIX столетия. Впервые дизайн стал звеном полного проектно-производственного цикла: от проекта до реализации продукта. В статье впервые раскрываются специфически национальные черты дрезденской проектной школы, среди которых: демократические принципы дизайна, экономическая целесообразность, соединение машинных и ремесленных технологий, увеличивающих эстетический потенциал производства, приемы адаптации традиционных прототипов и т.д. Выбранная проектная стратегия позволила создать жизнеспособное проектно-производственное объединение, давшее начало Современному движению и знаменитой школе Баухауза.
Скопировать ссылку
див для текста