Морозов Михаил Романович
К вопросу обоснования устройства боковых притворов восточнохристианского храма
Архитектон: известия вузов. №3 (87) Сентябрь, 2024
Статья посвящена установлению причин возникновения христианского храма с тремя притворами, что не представляется возможным без ответа на вопрос о причине наличия боковых входов в литургическое пространство интерьера. Символическое понимание пространства храма в VII–X вв. претерпело трансформацию от космологической модели «Храм – Космос» к модели «Храм – «земное небо»» (по Г.К. Вагнеру). Небесный Иерусалим из Откровения Иоанна Богослова рассматривается как конкретный пространственный образ христианского Горнего мира, который стал основой для зодчих «земного неба».
Церковное здание с тремя отдельными входами, рассматривается как «пространственная икона». Приводятся и анализируются цитаты из видения пророка Иезекииля, а также мнения различных ученых по вопросу использования геометрических форм церковного здания, открывающихся на четыре стороны. Делаются краткие выводы о символике данных форм, об антропоморфизации плана крестообразного здания, сопоставлениях иконографии и структуры пространства.
Изучение работ по истории византийского церковного обряда позволяет произвести анализ включения пространства притворов в ход богослужений. Особое внимание уделяется истории возникновения в IV в. в Константинополе нового типа богослужения, которое оказало значительное воздействие на архитектурную структуру собора Святой Софии в Константинополе. Анализируется функциональная необходимость боковых притворов на основе исторически сформированных траекторий движения людей во время литургии.
По итогам проведенных исследований библиографических источников выдвигается гипотеза о комплексных причинах возникновения храмов с тремя притворами.
Скопировать ссылку