Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Пичугина
Ольга
Кузьминична

кандидат искусствоведения, доцент.
ФГБОУ ВО "Уральский государственный архитектурно-художественный университет",

Россия, Екатеринбург, e-mail: opich2008@ya.ru

ПУБЛИКАЦИИ

Пичугина Ольга Кузьминична
О СОДЕРЖАНИИ И НАЗНАЧЕНИИ «ГРОЗЫ» ДЖОРДЖОНЕ

Архитектон: известия вузов. №1 (77) Март, 2022

В статье предпринимается попытка расшифровать содержание картины «Гроза», созданной Джорджоне в первом десятилетии XVI в. Исследование позволило предположить наличие в ней двух тематических пластов: внешнего, лежащего в плоскости бытового прочтения сюжета, и глубинного, основанного на эзотерических представлениях эпохи. Астрология и оккультные практики во второй половине XV столетия получают в Италии широкое распространение. Натуральная магия, способствующая, как представлялось, привлечению положительных звездных влияний, приобрела обширный круг последователей. Ее практическому применению посвящена третья книга трактата Марсилио Фичино «О жизни». Имеющееся в ней описание одного из талисманов близко соответствует иконографии героев «Грозы». Проведенные в связи с этим исследования дали основание предположить, что картина создавалась как талисман, способный наделить его владельца особыми дарами – жизнелюбием, выдающимися интеллектуальными способностями, душевной щедростью

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2022_1/18/

Ссылка для цитирования статьи

Пичугина, О.К. О СОДЕРЖАНИИ И НАЗНАЧЕНИИ «ГРОЗЫ» ДЖОРДЖОНЕ [Электронный ресурс] / О.К. Пичугина //Архитектон: известия вузов. – 2022. – №1(77). – URL: http://archvuz.ru/2022_1/18/  – doi: 10.47055/1990-4126-2022-1(77)-18

Пичугина Ольга Кузьминична
УТОЧНЕНИЕ БИОГРАФИИ ПОЛИДОРО ДА ЛАНЧАНО В СВЕТЕ ДАННЫХ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Архитектон: известия вузов. №4 (76) Декабрь, 2021

Статья посвящена проблеме уточнения биографических сведений о художнике путем изучения применяемого им живописного метода. Рассматривается биография итальянского художника XVI века Полидоро да Ланчано, вступившего в венецианскую гильдию художников в 1530 г. и работавшего под неизменным стилистическим влиянием Тициана. Документов об обучении Полидоро не сохранилось и потому не известно, у кого из мастеров он получил необходимые знания и навыки, обеспечившие молодому художнику карьеру живописца. И сегодня мнения специалистов по этому вопросу разделились. Одни считают, что Полидоро учился непосредственно в мастерской Тициана, другие опровергают это мнение. Цель статьи состоит в том, чтобы показать на примере анализа технологических приемов создания картины «Святое собеседование» из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств, относимой творчеству Полидоро да Ланчано, возможность или невозможность отнесения мастера к прямым ученикам Тициана. Исследование проводится путем сравнения опубликованных сведений об особенностях живописного метода Тициана и его мастерской с данными, полученными в процессе технико-технологического изучения картины Полидоро да Ланчано «Святое собеседование». Проведенное сравнение позволило сделать предварительный вывод о том, что Полидоро с большой долей вероятности получил профессию живописца вне стен мастерской Тициана.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2021_4/23/

Ссылка для цитирования статьи

Пичугина О.К. УТОЧНЕНИЕ БИОГРАФИИ ПОЛИДОРО ДА ЛАНЧАНО В СВЕТЕ ДАННЫХ ТЕХНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ [Электронный ресурс] /О.К. Пичугина //Архитектон: известия вузов. – 2021. – №4(76). – URL: http://archvuz.ru/2021_4/23/  – doi: 10.47055/1990-4126-2021-4(76)-23

Пичугина Ольга Кузьминична
РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ПОДРАЖАНИЯ В ЖИВОПИСНОЙ ПРАКТИКЕ ИТАЛЬЯНСКИХ МАСТЕРОВ XVI–XVII вв.

Архитектон: известия вузов. №4 (72) Декабрь, 2020

Статья посвящена исследованию методов подражания, получивших широкое распространение в формах копирования, репликации, компиляции и имитации в итальянской живописи периода Возрождения и барокко. Итальянская художественная культура унаследовала практику подражания образцам от эпохи Античности и Средневековья. Именно на ней основывалась подготовка учеников и организация работ в художественных мастерских. Обращение к образцам и одновременно поиски стилистической оригинальности со второй половины XV в. привели к распространению приемов репликации, компиляции, имитации и эмуляции. Практика подражания получила свое продолжение в деятельности итальянских мастеров XVII в. Таким образом, процессы подражания в виде копирования, репликации, компиляции и имитации в эпоху XVI–XVII вв. представляли собой важнейшую составляющую повседневной художественной реальности и оказали значительное воздействие на ее теоретическое осмысление на последующих этапах развития.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2020_4/18/

Ссылка для цитирования статьи

Пичугина О.К. РАЗВИТИЕ МЕТОДОВ ПОДРАЖАНИЯ В ЖИВОПИСНОЙ ПРАКТИКЕ ИТАЛЬЯНСКИХ МАСТЕРОВ XVI–XVII вв.[Электронный ресурс] /О.К. Пичугина //Архитектон: известия вузов. – 2020. – №4(72). – URL: http://archvuz.ru/2020_4/18/  – doi: 10.47055/1990-4126-2020-4(72)-18

Пичугина Ольга Кузьминична
КАРТИНА «СМЕРТЬ ДИДОНЫ» КРУГА КАРЛО ФРАНЧЕСКО НУВАЛОНЕ

Архитектон: известия вузов. №3 (67) Сентябрь, 2019

Статья посвящена рассмотрению вариантов картины «Смерть Дидоны», связанных с именем итальянского художника XVII в. Карло Франческо Нуволоне. Все они имеют близкую по рисунку центральную группу персонажей, но отличаются по форматам и размерам основы. Сюда входят произведения из музейных, корпоративных и частных коллекций, в том числе из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Изучение способов копирования, применяемых в первой половине XVII в., позволило предположить использование инструментальных методов для создания вариантов картины «Смерть Дидоны». Обилие вариантов картины объясняется популярностью мифологического сюжета. Он рассматривался современниками в рамках «спора о женщинах». Так принято называть литературную полемику о гендерной роли женщин, продолжавшуюся в Европе с XV по XVII в. Ее влияние нашло отражение в живописи. Актуальность приобрели истории великих или известных женщин. Особую популярность в живописи в начале XVII в. получили драматические сюжеты гибели Лукреции, Софонисбы, Клеопатры и Дидоны.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2019_3/19/

Ссылка для цитирования статьи

Пичугина О.К. КАРТИНА «СМЕРТЬ ДИДОНЫ» КРУГА КАРЛО ФРАНЧЕСКО НУВАЛОНЕ [Электронный ресурс] /О.К. Пичугина //Архитектон: известия вузов. – 2019. – №3(67). – URL: http://archvuz.ru/2019_3/19 

Пичугина Ольга Кузьминична
ПОКЛОНЕНИЕ МЛАДЕНЦУ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ. ВОПРОСЫ ИКОНОГРАФИИ

Архитектон: известия вузов. №3 (59) Сентябрь, 2017

Иконография Поклонения Младенцу получила широкое распространение в итальянской живописи XIV–XVI вв. Новый подход к трактовке событий, связанных с рождением Богомладенца, возник на основе визионерского опыта Биргитты Шведской. Первые композиции, связанные с биргиттинской иконографией, появились в конце XIV – начале XV в. в творчестве Пьетро ди Миниато, Мартино ди Бартоломео ди Бьяджо и Турино Ванни. Популярность новой трактовки сюжета связана с возникновением Мариологического Возрождения, определившего гуманистическую направленность развития итальянской культуры во второй половине XIV столетия. Регламентирующая основа, влиявшая на развитие темы Поклонения, была тесно связана с литургической драмой и жанром ритуальных хвалебных песнопений – лауд. А позже – с религиозными мистериальными представлениями – sacre rappresentazione, отделенными от непосредственной литургической практики. Еще одним явлением, оказавшим влияние на развитие композиции Поклонения стали рождественские инсталляции пресепе, начало которым было положено Франциском Ассизским в 1223 г.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2017_3/12/

Ссылка для цитирования статьи

Пичугина О.К. ПОКЛОНЕНИЕ МЛАДЕНЦУ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ. ВОПРОСЫ ИКОНОГРАФИИ [Электронный ресурс] / О.К. Пичугина //Архитектон: известия вузов. – 2017. – №3(59). – URL: http://archvuz.ru/2017_3/12 

Пичугина Ольга Кузьминична
К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ КАРТИНЫ «БУРЯ» ИЗ СОБРАНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

Архитектон: известия вузов. №4 (48) Декабрь, 2014

В статье приводятся результаты технико-технологических и стилистических исследований пейзажа «Буря» из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Благодаря изучению характера деревянной основы и строения послойной живописной структуры подтверждена принадлежность произведения голландской школе XVII столетия. Ранее картина приписывалась творчеству голландского мариниста Симона де Влигера. На основании найденных аналогов автором статьи пейзаж переатрибутирован голландскому художнику Питеру Мулиру Старшему (1610 – 1670) и датирован 1630–1640 годами.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2014_4/21/

Ссылка для цитирования статьи

Пичугина О.К. К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ КАРТИНЫ «БУРЯ» ИЗ СОБРАНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ [Электронный ресурс] /О.К. Пичугина //Архитектон: известия вузов. – 2014. – №4(48). – URL: http://archvuz.ru/2014_4/21 

див для текста