Уральский государственный архитектурно-художественный университет

ISSN 1990-4126

Пичугина
Ольга
Кузьминична

кандидат искусствоведения, доцент.
ФГБОУ ВПО "Уральская государственная архитектурно-художественная академия",

Россия, Екатеринбург, e-mail: opich2008@ya.ru

ПУБЛИКАЦИИ

Пичугина Ольга Кузьминична
КАРТИНА «СМЕРТЬ ДИДОНЫ» КРУГА КАРЛО ФРАНЧЕСКО НУВАЛОНЕ

Архитектон: известия вузов. №3 (67) Сентябрь, 2019

Статья посвящена рассмотрению вариантов картины «Смерть Дидоны», связанных с именем итальянского художника XVII в. Карло Франческо Нуволоне. Все они имеют близкую по рисунку центральную группу персонажей, но отличаются по форматам и размерам основы. Сюда входят произведения из музейных, корпоративных и частных коллекций, в том числе из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Изучение способов копирования, применяемых в первой половине XVII в., позволило предположить использование инструментальных методов для создания вариантов картины «Смерть Дидоны». Обилие вариантов картины объясняется популярностью мифологического сюжета. Он рассматривался современниками в рамках «спора о женщинах». Так принято называть литературную полемику о гендерной роли женщин, продолжавшуюся в Европе с XV по XVII в. Ее влияние нашло отражение в живописи. Актуальность приобрели истории великих или известных женщин. Особую популярность в живописи в начале XVII в. получили драматические сюжеты гибели Лукреции, Софонисбы, Клеопатры и Дидоны.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2019_3/19/

Ссылка для цитирования статьи

Пичугина О.К. КАРТИНА «СМЕРТЬ ДИДОНЫ» КРУГА КАРЛО ФРАНЧЕСКО НУВАЛОНЕ [Электронный ресурс] /О.К. Пичугина //Архитектон: известия вузов. – 2019. – №3(67). – URL: http://archvuz.ru/2019_3/19 

Пичугина Ольга Кузьминична
ПОКЛОНЕНИЕ МЛАДЕНЦУ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ. ВОПРОСЫ ИКОНОГРАФИИ

Архитектон: известия вузов. №3 (59) Сентябрь, 2017

Иконография Поклонения Младенцу получила широкое распространение в итальянской живописи XIV–XVI вв. Новый подход к трактовке событий, связанных с рождением Богомладенца, возник на основе визионерского опыта Биргитты Шведской. Первые композиции, связанные с биргиттинской иконографией, появились в конце XIV – начале XV в. в творчестве Пьетро ди Миниато, Мартино ди Бартоломео ди Бьяджо и Турино Ванни. Популярность новой трактовки сюжета связана с возникновением Мариологического Возрождения, определившего гуманистическую направленность развития итальянской культуры во второй половине XIV столетия. Регламентирующая основа, влиявшая на развитие темы Поклонения, была тесно связана с литургической драмой и жанром ритуальных хвалебных песнопений – лауд. А позже – с религиозными мистериальными представлениями – sacre rappresentazione, отделенными от непосредственной литургической практики. Еще одним явлением, оказавшим влияние на развитие композиции Поклонения стали рождественские инсталляции пресепе, начало которым было положено Франциском Ассизским в 1223 г.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2017_3/12/

Ссылка для цитирования статьи

Пичугина О.К. ПОКЛОНЕНИЕ МЛАДЕНЦУ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ. ВОПРОСЫ ИКОНОГРАФИИ [Электронный ресурс] / О.К. Пичугина //Архитектон: известия вузов. – 2017. – №3(59). – URL: http://archvuz.ru/2017_3/12 

Пичугина Ольга Кузьминична
К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ КАРТИНЫ «БУРЯ» ИЗ СОБРАНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

Архитектон: известия вузов. №4 (48) Декабрь, 2014

В статье приводятся результаты технико-технологических и стилистических исследований пейзажа «Буря» из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Благодаря изучению характера деревянной основы и строения послойной живописной структуры подтверждена принадлежность произведения голландской школе XVII столетия. Ранее картина приписывалась творчеству голландского мариниста Симона де Влигера. На основании найденных аналогов автором статьи пейзаж переатрибутирован голландскому художнику Питеру Мулиру Старшему (1610 – 1670) и датирован 1630–1640 годами.

Скопировать ссылку

http://archvuz.ru/2014_4/21/

Ссылка для цитирования статьи

Пичугина О.К. К ВОПРОСУ ОБ АТРИБУЦИИ КАРТИНЫ «БУРЯ» ИЗ СОБРАНИЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКОГО МУЗЕЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ [Электронный ресурс] /О.К. Пичугина //Архитектон: известия вузов. – 2014. – №4(48). – URL: http://archvuz.ru/2014_4/21