Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (6) June, 2004

Theory of architecture

Волегова А. А.

,

КОСМОГОНИЯ И КОСМОЛОГИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА

С момента, как человек разумный появился на Земле, он начал осваивать пространство. Попытаемся рассмотреть градостроительство в ретроспективе: от его основания до наших дней и заглянуть в будущее.

На начальной стадии развития у человечества было ещё мифологическое сознание, т.е. люди отождествляли себя с окружающим миром и делали всё то, что этот внешний мир диктует. Всё видимое вокруг конкретно воспроизводится и вновь создаётся в слове, вещи, действии. Первообраз вселенной материализуется как модель сначала в произведениях декоративно-прикладного искусства: статуэтках, украшениях, а затем эта тема транслируется в градостроительство. Одновременно первообраз присутствует условно и в ритуале возведения архитектурного сооружения.

Строительство алтаря повторяет создание мира, космическая модель управляет строительством жилища. «Основание жилища начинается с жеста каменщика, который укрепляет в землю деревянный колышек, затем камень основания помещает на колышек, который отмечает центр мира. Алтарный камень изначально служил основанием мировой оси. Жилище одновременно центр и изображение мира» [8]

Соответственно, развитие города, которое велось согласно представлениям людей об устройстве вселенной, осуществляется от центра, от алтарного камня. При воспроизведении устройства мира на плане города архитекторы и строители руководствовались космогоническими мифами. Т.е. можно заключить, что в основе любого строительства того времени, будь то жертвенник, жилище или целое поселение, лежит, непременно, образность мироздания.

Так называемый центр вселенной, ось мира, практически у всех народов был либо мировой горой, либо мировым древом. Гора, равно как и древо, воплощают связь между небом и подземным миром.

«Многочисленные мифы повествуют о гигантском дереве – связующем звене между небом и землёй (как лестница или радуга), по которому некоторые персонажи поднимаются до уровня богов. Китайское солнечное дерево, по которому поднимались и спускались властители; ясень кельтов Игдрасиль, уходящий камнями в подземное царство; космический ясень Эдды Хеймдалль (небесный бутон); растение жизни, цветок вечной молодости, который Гильгамеш отправляется искать на середину океана; дуб, где Зевс расположил континенты и моря; яблоня, с которой идентифицируется Идунн в Скандинавии и т.д.» [1, с.101].

Постепенно границы поселений в виде круга сменились квадратными. Это можно трактовать, как «ключ к преобразованию небесных форм в формы земные»[1, с.80] и переход от кочевого образа жизни к оседлому, т.к. круг издревле считается символом неба, вращающейся вселенной, а квадрат – символом земли, стабильности.

«Ритуал, основанный на космогонических представлениях, до сих пор сохранился в некоторых традиционных обществах: место для города выбирают в ходе специальных обрядов, а его стены строят в виде квадрата или окружности, проделывая в них четверо ворот, сориентированных по сторонам света» [1, с.81].

Что собой представляет средневековый город? Центральное общественное пространство – рыночная площадь, на которой размещаются городская ратуша и главный собор. Связующими путями между центром и въездными воротами оборонительных стен проходят улицы. По мере развития город обрастал новыми круговыми границами внешних укреплений, превращая старые укрепления в кольцевые связи внутри своей структуры. Силуэт города имел пирамидальную структуру. «…Этажность застройки повышалась к центру, который был чётко зафиксирован доминантами ратуши и главного собора, не говоря уже о самом расположении центра, для которого часто выбирали вершину холма или излучину крутого берега реки». [9] Анализируя вышеизложенное, невозможно не отметить явного присутствия космогонии: развитие города от центра, в плане – концентрические круги, явный образ мировой горы.

Если рассмотреть эпоху Ренессанса, а затем и Просвещения, то в градостроительстве этого времени, согласно Лотману Ю.М.[3], можно выделить две тенденции: создание образа идеального города, острова или государства «над» реальностью либо создание проектов идеальных городов и опыты их реализации. «Рисунки идеальных городов Лючиано Лаурана (Урбино, Герцогский дворец). «Город Солнца» Кампанеллы. В основе ренессансного градостроительного утопизма лежали идеи Альберти. Планы городов, начертанные Дюрером, Леонардо да Винчи, план Сфорцинды, созданный Филарете, план идеального города Франческо ди Джорджо Мартини…» [3, с. 262].

Можно смело сказать, что космологические принципы строительства обосновались и в этой эпохе (правильные формы городов, строгая перпендикулярность радиальных улиц с пересечением в центре, ориентация входов по сторонам света) и стали органично сосуществовать с новыми концепциями, призванными воплотить единство гармонии и рациональности и осуществить, так называемую, победу рационализма рукотворного пространства над природным. «И если абсолютное воплощение этих принципов могло реализовываться лишь в утопиях, то тем не менее, они оказали практическое воздействие на планировку Ла-Валетты (на Мальте), Нанси, Петербурга, Лимы и ряда других годов» [3, с. 679].

И опять приходится отмечать, что характерной чертой в градостроительстве этой эпохи является яркая образность. Архитекторами создается идеальная модель, основанная на идеях рационализма, напоминающая звезду или, например, солнце. Эта модель предназначена для воссоздания её в качестве города. Продолжателем этого подхода, но уже в XVIII в. cтал французский архитектор-новатор Клод-Николя Леду. Город Шо изначально предполагался в форме квадрата, но в итоге организовался в форме овала, близкого к кругу. Сам автор говорит о своём проекте: « Я дал городу форму чистую, как солнце в его круговращении» [2, с. 122].

Как правило, подобные идеальные города либо так и оставались на бумаге, либо в ходе своего развития город неизбежно обрастал тканью, которая в особенностях природного ландшафта переставала следовать закономерностям, заложенным автором. Так город приобретает иную структуру, а черты первоначального замысла несёт только исторический центр. Исходя из этого возникает вопрос, возможно ли принципиально в современных условиях или, скажем, в будущем создать идеальный город?

          Такая задача была поставлена перед студентами организаторами конкурса «Идеальный город будущего», который был объявлен УралГАХА и Институтом Клода-Николя Леду, с которой они, в свою очередь, успешно справились. Небезынтересно посмотреть какие идеи они предложили.

• Идеальный город «Корабль будущего». Авторы: А.Беленкова, Н. Зыков, руководители: профессора А.А.Барабанов и В.М.Поздникин (рис.3а).

            «Использование поверхности и толщи мирового океана – главная идея этого проекта. Плавучий город-корабль будущего, в котором нашли своё применение новые и новейшие технологии, материалы, конструкции, средства транспорта и оборудование, предназначенные для обеспечения высококомфортной и экологической среды обитания» [2, с.285]. Мысль поместить производственно-жилое образование в новую водную среду уходит корнями в космогонические мифы, т.к., пожалуй, нет ни одной древней культуры, которая не высказывала бы предположения о появлении жизни из воды.

         «Звёздно-кольцевая исходная планировочная структура города корабля по мере развития становится радиально-кольцевой» [2, с.285]. Примеры звёздно-кольцевых структур встречались в планировке древних иранских городов, звёздчатую форму имели оборонительные стены многих средневековых городов, архитекторы Возрождения использовали эту схему в своих градостроительных проектах, но, как уже упоминалось выше, подобные замыслы были обречены на отсутствие возможности развития города. Авторы данного конкурсного проекта оказались, по-видимому, предусмотрительнее, т.к. предложили поэтапное развитие структуры, которому не будет препятствовать ландшафт, поскольку город находится в воде. Центральная точка города закреплена вертикалью, «мировой осью», помещенной в сферу, одна половина которой скрыта под водой. В этом прочитывается явная аналогия с представлениями о мироустройстве древних, которые сводятся к тому, что вселенная трехчастна:

-верхнее полушарие – небо;
-земля – центр космической сферы;
-нижнее полушарие – мир снизу, симметричный верхнему по отношению к плоскости земли.

         Земля и небо соединены космическим деревом[8].Если посмотреть на центральное ядро этого города в разрезе, невольно возникает в памяти образ Мирового Яйца. «Это Мировое Яйцо представляли в виде сферы, окружающей Землю, где и зародилась вселенская жизнь» [1,с.493].

          «Во многих космогонических учениях важную роль играет Космическое Яйцо. Зародыш всех явлений, а значит, и Вселенной, заключен в пещере; скорлупа яйца есть пространственные границы мира, а находящийся внутри зародыш – символ неиссякаемого динамизма жизни в природе» [1, с.494].

         Жилые образования города также представлены сферами (мобильными), пронизанными своеобразными «осями». С поверхности воды они воспринимаются как купола, расположенные по кольцевой схеме. Таким образом, можно трактовать эти жилые ячейки, как своеобразные микрокосмы, вращающиеся вокруг единого общего центра и в то же время генерирующие какую-то собственную жизнь в своих границах.

• Идеальный город будущего «Звезда морей» . Авторы: А. Лобанов, А. Вырлан, Н. Ламехова, В. Харламов. Руководитель: профессор А.А. Барабанов.

           В основу этого проекта также положено освоение океана. «…город состоит из базовой автономной структуры – платформы, способной самостоятельно перемещаться по воде и имеющей все необходимое для жизни и работы на ней людей. Эти структуры, по размеру сравнимые с современным кварталом, способны стыковаться между собой, постепенно обрастая строениями в глубину и в высоту» [2, с.295].

          Как и предыдущий, этот проект демонстрирует космологическую направленность в своём развитии. В центральной части пересекаются два взаимно перпендикулярных направления дорог, ориентированных по сторонам света, которые в дальнейшем дополняются ещё двумя, повернутыми относительно первого пересечения на сорок пять градусов. В итоге формируются восемь главных направлений. Такая планировка ведет своё начало с самых первых городищ, где четверо ворот всегда располагались по сторонам света. Это было обусловлено символикой пространства, способом ориентации человека, рассматриваемого как центр Вселенной. Каждой стороне придавалось своё сакральное значение. В дальнейшем такая особенность расположения главных улиц и ворот использовалась и в средневековых городах, и в идеальных городах последующих эпох.

          Собираясь из отдельных элементов, городская структура образует в плане круг или, точнее, колесо. «Символика колеса близка символике круга и выражает идею движения, связанную, по древним верованиям, с вращением бога Солнца вокруг Земли. Колесо было также символом Солнца, поскольку его спицы напоминают лучи небесного светила, которое движется по кругу и кажется живым» [1, с.185]

«Колесо с восемью спицами – это кельтское колесо, изображение восьми направлений пространства, символ возрождения, обновления» [1, с.187]

Наряду с глубокой символической значимостью, которую авторы закладывают в проект, неоспоримо достоинство этой идеи и в функциональном отношении, т.к. предусмотрены возможности не только роста, но и трансформации города (притом, во всех измерениях) за счет различных вариантов присоединения друг к другу автономных сегментов. Подобный подход к проектированию города является новаторским, именно он снимает вопросы, связанные с трудностями при соблюдении изначально принятых закономерностей проектирования в процессе эволюции города. Связь с землёй осуществляет высокоскоростная транспортная магистраль, которая продолжает северное направление городской дороги.

• «Полис-Вселенная». Авторы: Н. Супрун, Ю. Плотников, М. Коротич Руководитель: профессор А.А.Барабанов.

         В предыдущих рассмотренных проектах в качестве вновь освоенной рассматривалась водная среда, а «Полис-Вселенную» предлагается сформировать на другой планете, как первый шаг к освоению просторов космоса. «Купол – самое оптимальное решение создать атмосферу в этой ситуации. Прозрачная оболочка является практически незримой границей между жизнью вокруг человека и бескрайней Вселенной. Размеры купола вмещают в себя не весь город, а отдельные его районы. Сетью куполов структурно заполняется вся планета. По мере заселения купола разрастаются, объединяются и в итоге атмосферой будет заполнено всё – таков принцип освоения. Линии наземных и подземных коммуникаций связывают структуру в единое целое» [2, с.319]. Под куполами есть возможность создавать среду максимально приближенную к естественной земной. «В самом сердце города расположен космопорт. Он защищён раздвижными лопастями, похожими на лепестки» [2, с.319]. Глядя на конструкцию космопорта сквозь призму тысячелетий, видится всё та же трехчастная модель вселенной, заключённая в сферу, которая ещё давно была описана древними. Купола выстраиваются по кругу относительно центра-космопорта, посредством которого и заносится жизнь во вновь созданный город, т.е. в очередной раз используется символика круга, согласно которой от центральной точки берёт начало движение и, в более широком смысле, сама жизнь. «Круг – это «развитие» центральной точки, расширение во всех смыслах, цикличное повторение жизни, смерти, дня, ночи и т.д.» [1, с.201] Характерным моментом является и то, что субструктуры полиса связываются с центром по направлениям, образующим семилучевую звезду, которая, в свою очередь, является символом восходящего Солнца [7].

 • Идеальный город «Мировая ось» . Авторы: Л. Паюсов, О. Карташова. Руководитель: профессор А.А. Барабанов.

         «Структурная система города самостоятельна и не зависит от внешних факторов. Город возведён с использованием биологических материалов – живых организмов. Растительность и сама структура города вырабатывают кислород. Город представляет собой гигантский живой организм, и все процессы в нём подчинены мысли человека. Его структурный каркас состоит из системы горизонтальных округлых уровней, закреплённой на протяжённой центральной оси, являющейся главной вертикальной коммуникацией. Система уровней медленно вращается вокруг оси. Город погружён в капсулу, состоящую из атмосферы. Транспорт и люди свободно передвигаются в пространстве – летают» [2, с.305].

            В очередной раз авторами предложено оторваться от поверхности Земли и воссоздавать жизненное и общественное пространство, именуемое городом, за её пределами. Но данная идея парадоксальна ещё и тем, что город сам должен явиться генератором жизни, самопорождающим организмом, чтобы безбоязненно бороздить просторы вселенной, не завися ни от чего. Такая непростая функция, безусловно, требует соответствующей формы, которая заимствуется из глубин человеческой мудрости. Наиболее полно свойство такой самодостаточности отражается в образе «мировой оси», представляющей как центр мира, так и представление вселенной в целом [6].

            Подобно тому как Вселенная образовывалась вращением в пространстве и времени вокруг «мировой оси», округлые уровни города, вращаясь вокруг главной коммуникации этого гигантского сооружения, создают атмосферу, т.е. – жизнь.

           Рассмотренные предложения по созданию идеальных городов базировались на попытке вырваться за грани привычно осваиваемого пространства и создать некие урбанистические образования в качественно новых условиях. А есть ли структура, которая в условиях будущего обеспечит гармоничное существование социума на Земле?

 • «Мандала» – город мечты и гармонии. Авторы: Е. Голощапов, М. Лямина, руководитель: профессор А.А. Барабанов.

             За основу планировки идеального города на Земле взят принцип Мандалы. «Мандала (в переводе с Санскрита - священный круг) – это космограмма, геометрическая проекция Вселенной. Она представляет Вселенную не только как инертное космическое пространство, но также и как вращение во времени; и динамика и статика рассматриваются здесь как жизненный процесс, развивающийся из основного принципа (начала), вращаясь вокруг центральной оси, горы Меру, axis mundi, на вершине которой отдыхает солнце, а основание уходит в мистические подземные глубины» [1, с.235-236]. Внешний круг Мандалы символизирует целостность вселенной, ограничивая её пределы в пространстве и одновременно моделируя её временную структуру. Стороны квадрата, вписанного во внешний круг, соответствуют основным направлениям, пространственным координатам универсума. Вписанный в квадрат внутренний восьмилепестковый круг (янтра) символизирует женское начало, внутри которого помещается знак мужского начала – ваджра. [4]

           Помимо того, что принцип Мандалы универсален как модель мироздания, он же является средством достижения глубин подсознания в ритуале или индивидуальной медитации [4]. По Юнгу Мандала – это система, задающая особый вселенский ритм, объединяющий макро- и микрокосм [4]. Учитывая такие сакральные свойства этого символа, напрашивается предположение, что, взяв его за основу планировочной структуры города, можно добиться оптимального состояния, гармонии во взаимоотношениях города и человека, ведь это образ, в центре которого человек сливается со вселенскими силами, психическую энергию которых он усваивает. Не зря эта символика использовалась в храмах и старых городах Индокитая, в вавилонском зиккурате и даже иранских городах.

          А если представить себе город со всем его современным техническим оснащением, или, более того, город будущего с ещё более совершенными технологиями, которые зачастую противоречат истинной, природной сущности человека, то не будет ли в этой ситуации Мандала тем универсальным средством, которое уравновесит этот дисбаланс?

        Итак, подводя черту под просмотренной ретроспективой, можно обоснованно констатировать факт, что космологические принципы, легшие в основу первых мегалитических сооружений, созданных нашими предками, чьё сознание было тогда мифологическим, прочно закрепились как универсальные постулаты в архитектуре и градостроительстве. И если в момент своего зарождения строительство не существовало без ритуала, а было по сути дела его материализацией, то в дальнейшем и вплоть до сегодняшнего дня архитектурой и строительством руководит образность, истоки которой как раз уходят к тем мифотворческим эпохам.

Иллюстрации

Рис.: 1а, 2а, 3а, 6а, 7а, 8а, 7 – извлечение из Клод-Николя Леду и русская архитектура: Каталог выставки.4.10.-6.11.2001. – Екатеринбург: Архитектон, 2001

 

References

1. Жюльен Надя Словарь символов: иллюстрированный справочник. Челябинск: Изд-во «Урал Л.Т.Д.», 1999, 2000

2. Клод-Николя Леду и русская архитектура: Каталог выставки.4.10.-6.11.2001. . Екатеринбург: Архитектон, 2001

3. Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб.: Искусство СПб,2000.

4. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2000.

5. Павлов Н.Л. Алтарь. Ступа. Храм. Архаическое мироздание в архитектуре Индоевропейцев.–  М.: Олма-Пресс, 2001.

6. Семиотика пространства: сб. науч. тр. Международной ассоциации семиотики пространства / Под ред. А.А. Барабанова. – Екатеринбург: Архитектон,1999.

7. Шейнина Е.Я. Энциклопедия символов. – М. :АСТ; Харьков: Торсинг, 2002.

8. Alexandros-Ph. Lagopulos “Urbanisme et Semiotique dans les societes pre-industrielles.” Anthropos. Diffusion: Economica, 49, rue Hericart – 75015 Paris.

9. http://glazychev.ru/books/mir_architectury/archit.htm 

10. http://www.kailash.ru/company/friends.shtml   

11. http://www.pravidya.ru/rus/sadhana/vajrabhairava/preface.html 

12. http://religion.rin.ru/cgi-bin/religion/show.pl?id=35&id_m=52&pag ...

13. http://www.smr.ru/centre/win/facts/mandala/vvod/mand_moskva.htm 

14. http://www.tibet.ru/encyclopedia/m/index.shtml 

15. http://yacht.zamok.net/DV/Tantra/tantra.html 

Citation link

Волегова А.А. КОСМОГОНИЯ И КОСМОЛОГИЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА [Электронный ресурс] /А.А. Волегова //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №1(6). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_1/16 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2004
Views: 70