Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (6) June, 2004

Theory of architecture

Демидов Н. Ю.

магистрант.
Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Т.Ю. Быстрова.
УралГАХА

,

УЧЕТ ПРОТИВОРЕЧИЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ (тезисы)

Мир, который мы творим, это окружающая нас среда, созданная умом и руками человека. Это – “вторая природа” (К. Маркс), в которой живет человек.

Отношение к творениям современной цивилизации самое противоречивое. От прямой неприязни: “Уже ясно, что человек вытесняет природу. Ту, первую природу, из которой сам вышел. Первую вытесняет и создает свою, вторую …следы экспансии – повсюду, вплоть до околоземного пространства, уже всерьез замусоренного. Именно такое впечатление и остается: где человек, там грязь, поруха и мусор”. До слепого оптимизма статьи “Поэзия второй природы” времен журнала “Техника – молодежи” и современной прогрессивной высокотехнологичной точки зрения К. Хадеева (статья “Мы беременны цивилизацией будущего”).

Причина этих противоречий кроется в следующем.
Сам человек как произведение, создан природой. И природа является наиболее гармоничной средой для реализации его потребностей, которые изначально возникли в этой системе. Однако создание среды природой отличается от создания среды человеком. Рост природной среды происходит как целостное, единое движение. Человек же, наоборот, разделяет среду (это связанно с характером его физического устройства, восприятия, мышления). Результат такого преобразования – вторая природа,  противоречит человеку, как продукту и элементу первой. Что может и должен проектировать дизайнер в этих условиях и какова доля его участия в процессе бытия человека в мире, им же созданном?

Характерное свойство второй природы – границы, разделяющие не только деятельность человека, но и среду обитания на различные уровни для оптимизации все той же деятельности. Это приводит к изменению сути вещей в различных контекстах. Каждая среда дает свой спектр восприятия ее человеком, свою ценностную шкалу. Переход из одной в другую сопровождается “скачком”, который требует адаптации, иногда очень резкой и болезненной, вызывая необходимость в новых компенсаторах.

Процесс не вызывает большого внимания, когда человек успевает адаптироваться к очередной деформации среды, вызванной изменением предметного мира. В основе всех изменений лежали изобретения, позволяющие перейти от существующего уровня удовлетворения потребностей человека к новому качественному уровню. Процесс все время развивается и носит разрозненный характер, что ведет к невозможности воспользоваться новыми функциями и явлениями, связанными со сложностью в освоении новых структур мышления. Ускорение темпов развития второй природы (технологий и способов мышления) требует новых принципов координации процесса.

Многие узлы противоречий проявляется там, где кончается обыденное (бытовое) пространство человека, за которое выносятся конфликты: биологического с социальным, бес-сознательного с сознанием, личного и общественного. Наглядный пример – снаряжение для эвакуации в условиях ЧС, когда человек не в состоянии воспользоваться спасательным оборудованием из-за возникшей в его восприятии пропасти. В ситуации сильного стресса вклю-чаются изначально заложенные природой механизмы, вступающие в противоречие с механизмами второй природы, и та и другая решают одну задачу – спасти, в результате же происходит борьба, усугубляющая последствия. Первая природа превращается в “мачеху-природу”. Все, что возникает, неожиданно проявляет себя как хаос неорганизованных, стихийных сил.

По словам итальянского дизайнера Этторе Соттсаса, “проблема состоит не в том, чтобы силиться дотянуться до "хорошего дизайна", но в том, чтобы просто делать дизайн, стремясь максимально приблизиться к нынешнему антропологическому состоянию, которое, в свою очередь, должно максимально приближаться к тому самообразу, что потребен обществу”.

В практике дизайна человек зачастую нарезается на мелкие кусочки (утилитарное, эстетическое, телесное, духовное… и т.д.), и это очень полезно для углубленного изучения каждого явления и для оптимизации труда. Но полученные в итоге результаты необходимо привести к общему знаменателю. В данном случае необходим новый подход, где дизайнер выступает как специалист по наиболее целостному виденью человека, сокращая многоэтажную дробь второй природы. А степень присутствия дизайна пропорциональна скорости развития общества, где его необходимость – степени разницы между восприятием человека действительности и действительностью (величиной и скоростью изменения предметного мира по отношению к природе).

Citation link

Демидов Н.Ю. УЧЕТ ПРОТИВОРЕЧИЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ(Тезисы)[Электронный ресурс] /Н.Ю. Демидов //Архитектон: известия вузов. – 2004. – №1(6). – URL: http://archvuz.ru/en/2004_1/28 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2004
Views: 65