Architecton: Proceedings of Higher Education №1 (9) March, 2005
Theory of architecture
Янкова Яна Константиновна
магистрант.
Научный руководитель: доктор архитектуры, профессор Л.П. Холодова.
УралГАХА
,
АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЦЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Текст доклада магистерской диссертации
Особенности архитектуры той или иной эпохи всегда определялись огромным количеством объективных факторов, таких как политическое устройство страны, ее общественный уклад, идеологические требования и многие другие. Считаем что, как и прежде, эти факторы важны и даже необходимы при изучении архитектуры, но на современном этапе развития архитектурной науки немыслимо ее адекватное понимание в отрыве от общенаучных достижений и современного образа мышления.
Именно поэтому объектом данного исследования является архитектура, архитектурная наука (от истоков и до наших дней) как междисциплинарная отрасль знания.
Изучение эволюции процессов архитектурной теории и практики, особенностей взаимодействия архитектуры с науками, занимающимися философской проблематикой, позволило сформулировать цель данного исследования – это определение влияния научных открытий во всех областях знания на архитектурную науку, в частности, на процесс зарождения, становления, раскрытия и кристаллизации архитектурных стилистических направлений.
Актуальность исследования заключается в том, что в нем ведется параллельное рассмотрение архитектуры и новаций в общенаучной сфере, дается профессиональная оценка архитектуры как междисциплинарной науки.
РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА
При рассмотрении архитектуры в контексте общенаучных достижений была выдвинута рабочая гипотеза исследования, в рамках которой необходимо было доказать, что во-первых, в процессе архитектурного творчества происходит взаимодействие науки и архитектуры на уровне общекультурной значимости; и, во-вторых, визуальный ряд научных открытий может быть использован в качестве стимуляции образно-ассоциативного мышления архитекторов в процессе проектирования.
Изучение опубликованных материалов по истории архитектуры, актуальным проблемам и новейшим тенденциям развития современного естествознания, а также методологической базы синергетической науки позволили заключить, что изученные источники раскрывают состояние современной архитектуры и указывают на возникшие в настоящее время проблемы. В то же время, параллельное рассмотрение архитектуры и новаций в других науках ведется в малом количестве, и редко заостряется внимание на междисциплинарном характере зодчества.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И АРХИТЕКТУРЫ НА УРОВНЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ ЗНАЧИМОСТИ
На наш взгляд, архитектура на рубеже веков понимается как обширная в пространственном отношении и сконцентрированная в творческом плане сфера деятельности всех научных дисциплин, которые мы выделили в три основных блока: гуманитарных, естественных и технических наук. Взаимосвязь архитектуры с этими тремя блоками представлена в форме схемы, которая еще раз подтверждает, что процесс архитектурного творчества непременно происходит под влиянием общекультурных особенностей данной эпохи, которые выражаются через научные открытия и новаторские идеи в сфере технических, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Продукт архитектурного творчества может в свою очередь быть представлен в виде архитектурного объекта как носителя материальной и духовной ценности или возникновения научной мысли как носителя исключительно духовной ценности. Рассматривая творческий процесс с позиций и теории, и практики, полученные материальные и духовные ценности можно обосновать с точки зрения функций, которые автоматически закрепляются за ними. Схема в целом показывает цикличный процесс взаимодействия полученных результатов архитектурного творчества с общенаучным знанием, поскольку функции отражают градацию знания на описанные ранее три категории: технические, естественнонаучные и гуманитарные научные дисциплины.
Взаимодействие архитектуры с другими областями науки
После того как был приведен в систему весь объем научных открытий ХХ века в трех основных блоках и выявлено взаимодействие этих блоков научных дисциплин с архитектурой, были выполнены графики эволюции знаний в естественных, гуманитарных и технических науках. В них отражено количественное соотношение открытий во временном промежутке с 1900 по 2000гг. На основе полученных графиков были зафиксированы периоды максимальной концентрации научных открытий:
• для естественнонаучных дисциплин – это 1920г., 1940г. и 1990г.;
• для гуманитарных дисциплин – это 1920г., 1970г., и наиболее существенный - 1990г.;
• для технических дисциплин – это 1940г. и 1990г.
![]() | ![]() | ![]() |
Эволюция гуманитарных знаний | Эволюция естественнонаучных знаний | Эволюция технических знаний |
На основе анализа фактографического материала и выполненных графиков был зафиксирован процесс параллельного развития архитектуры и общенаучных знаний. При отсутствии прямой зависимости между научными открытиями и формированием стилей в архитектуре считаем целесообразным отметить, что приведенные периоды концентрации научных открытий совпадают с переломными моментами в архитектурном творчестве.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАУКИ И АРХИТЕКТУРЫ НА ОБРАЗНО-СМЫСЛОВОМ АСПЕКТЕ
При определении значимости научных открытий, а точнее, их адаптированной в виде иллюстраций формы для процесса архитектурного творчества, была предпринята попытка синхронизировать такие значимые глобальные процессы как развитие науки и архитектуры. В данной таблице, сопоставляя визуальные образы архитектуры и научных открытий, мы не стремились выявить прямую зависимость между архитектурой и наукой. Мы искали подтверждение ранее высказанным предположениям о том, что в архитектурных объектах отражается «картина мира», в том числе и научного. И архитектор, являясь интеллектуальной креативной личностью, любую увиденную информацию перерабатывает с точки зрения архитектуры и на интуитивном уровне использует научные достижения других наук.
Отметим, что в начале века ХХ существенное влияние на архитектуру оказало развитие изобразительных искусств: появление в Европе фовизма, экспрессионизма, кубизма и других направлений изменило критерии оценки произведений искусства, которые строятся на чувствах, эмоциях, восприятии и впечатлении. Бесспорно, что ломка стереотипов в рамках изобразительного искусства включила в свою орбиту и архитектуру как носителя эстетического, художественного начала. Наш сравнительный анализ также строится на визуальном восприятии архитектурных объектов и научных открытий. Именно поэтому нам видятся схожими черты архитектуры S.Rodia и образов теории Большого Взрыва Ж.Леметра, и квантовой теории М.Планка.
1900-1930 гг.
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() |
Проводя параллели, мы хотим еще раз подчеркнуть, что архитектура не остается в стороне от процесса поиска новых путей понимания мира. Здание Habitat’67 в Канаде архитектора M.Safdie, предназначенное для жилья, функциональное на 100%, выглядит как некий футуристический конгломерат ячеек, сот, эфемерных кварков. И как это похоже на образное представление генетического кода ДНК!
![]() | ![]() |
Во второй половине ХХ века освоение электронно-виртуального мира «наполнило» зодчество явной усложненностью объемно-пространственных композиций, большой детализацией в решении фасадов, эфемерностью образов архитектуры: Offices Finsburg avenue (1982-84 гг.), Hisolar Research Building (1987г.), Vitra Design Museum (1990г.), Guggenheim Museum Bilbao (1997г.), Rose Center for Earth & Space (2000г.).
![]() | ![]() |
1980-2000 гг.
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
В результате выявления отсутствия прямой зависимости между архитектурным творчеством и общенаучными знаниями, предложенный метод объектной формы представления знаний и «визуально-смысловой» подход в данном случае рассматриваются как возможная альтернатива традиционному описательному подходу в изучении архитектурного наследия. Подобного рода методология исследования, бесспорно, отражает субъективную оценку автора, но одновременно является попыткой систематизации визуальных образов архитектуры. Предложенный вариант взаимосвязи между наукой и архитектурой может быть охарактеризован как образно-ассоциативная картина развития цивилизации через смысловую составляющую зодчества.
ВЫВОДЫ О МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТИ АРХИТЕКТУРЫ
Еще раз заострим внимание на том, что возникновение огромного количества стилевых направлений, их сосуществование в архитектурной действительности, колоссальные открытия в других областях науки наводят на мысль о пересмотре принципов методологии изучения архитектуры. Глубокое исследование открытий в области естествознания, системного и синергетического подхода делает возможным привнесение этих знаний на благодатную почву архитектуры.
Именно поэтому проблемы архитектурной выразительности, гармонизации жилой среды и смыслового богатства архитектурной формы не могут рассматриваться с узко специализированных позиций. Считаем своей целью еще раз обратить внимание на ее междисциплинарный характер и собственное место в общенаучном процессе.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИНЕРГЕТИКИ
Рассматривая взаимосвязь архитектуры и науки, считаем уместным привлечь методологическую базу синергетики – научного направления, которое исследует связи между элементами структуры, образующиеся в открытых системах, способных к самоорганизации. Затрагивая ключевые моменты теории синергетики, выделяют девять основополагающих принципов синергетического мировидения, которые отражают универсальные алгоритмы развития в целом. Приведем примеры работы этих принципов в конкретных условиях архитектурной действительности.
Один из наиболее важных принципов был назван нами «хаос в порядке, порядок в хаосе», то есть порядок на макроуровне вполне мирно уживается с хаосом на микроуровне, не стоит опасаться и игнорировать роль хаоса, он не только разрушителен, но и конструктивен. Так, хаотичная смена стилей в архитектуре ХХ века оставляет неизменной, упорядоченной саму суть архитектуры: обеспечение человека жильем, комфортом и удовлетворение его эстетических требований к окружающему пространству, то есть к архитектурной среде, в которой человек живет.
Другим принципом иллюстрируется сама суть синергетики как науки, занимающейся исследованием связей между элементами структуры в открытых системах, способных к самоорганизации. Характеризуя динамическую устойчивость системы, отметим, что полученное прогрессом непременно закрепляется в культуре. И пространственные структуры, создаваемые зодчеством, принимают очертания, отвечающие сложившимся схемам деятельности и фиксируют связанные с ними значениями. В то же время система в целом остается открытой для дальнейших изменений, чтобы удовлетворять вновь и вновь возникающие потребности. Тем самым архитектура служит и движению прогресса, и упрочнению результатов. Совмещение нового и старого в окружении человека, того, что достигнуто материальным и духовным производством разных эпох - одна из форм «памяти» культуры, которая обеспечивает непрерывность ее развития и неповторимое содержание ее национальных и местных типов.
ВЫВОДЫ О ПРИМЕНЕНИИ ПРИНЦИПОВ СИНЕРГЕТИКИ В АРХИТЕКТУРЕ
В целом же, активное применение принципов синергетики к архитектурной теории и практике даст возможность создания относительно долгосрочного прогноза развития зодчества, открытия тайн творчества и анализа процесса проектирования на совершенно ином уровне, нежели сейчас.
Можно заключить, что принципы синергетической науки работают во многих сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в архитектуре. Мы можем предположить, что развитие архитектуры с учетом принципов синергетики может быть альтернативой в решении насущных проблем зодчества, поскольку влияние основных концепций синергетики на процесс становления архитектурных стилистических направлений неоспоримо с точки зрения архитектуры – как управляющего блока строительной индустрии.
Отметим лишь, что особенности взаимодействия архитектуры и синергетики, рассмотренные в исследовании, в действительности несравненно сложнее, чем они даны в наших схематических характеристиках. Все они имеют множество отклонений и нюансов. На них следует смотреть как на общие тенденции, причины которых лежат в глубинах аппарата архитектуры. Мы попытались определить общие, но кардинальные черты процесса интеграции знания, объединения в междисциплинарную науку архитектуры и синергетики.
ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ
Обобщая все полученные результаты исследования, остается признать, что мир архитектуры обладает относительной самостоятельностью, независимостью от экономики и техники, что в нем имеются свои специфические законы смены и развития. Происходит диалог личностей, направлений, школ, стилей, культур, в нем вырабатываются своеобразные архитектурные ценности, соответствующие специфическим потребностям общества. На наш взгляд, актуально говорить о необходимости включения архитектуры в общенаучный процесс с целью обогащения ее внутреннего содержания.
Поскольку, человечество находится на той ступени развития, когда не материальные, а интеллектуальные открытия будут являться стимулом для развития не только архитектуры, но и искусства, можно надеяться, что нас ждут колоссальные перемены в зодчестве, в понимании принципов организации городского пространства, в формировании новой познавательной модели архитектуры. Роль в этом процессе научных достижений во всех областях знания – неоднозначна. Глубокий анализ, систематизация знаний и осмысление с позицией архитектуры позволят говорить об этом с большей долей уверенности и доказательности.
Полученная в ходе исследовательской работы информация помогает нам осознавать неизбежность периодической смены профессиональных идеалов и ценностей, увидеть и понять то новое, что в нем зарождается, и то, что изжило себя и неизбежно уходит в прошлое и, наконец, то главное, вечное, что составляет постоянное и непрерывно изменяющееся содержание искусства зодчества.
Результатом проведенного исследования также можно считать табличный иллюстративный материал, раскрывающий взаимовлияние архитектуры и научных открытий во всех областях знания. В таблицах и схемах максимально раскрывается процесс развития зодчества и влияние на этот процесс научных достижений других наук.
Citation link
Янкова Я.К. АРХИТЕКТУРНЫЙ ПРОЦЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ [Электронный ресурс] /Я.К. Янкова //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №1(9). – URL: http://archvuz.ru/en/2005_1/5
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная