Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (10) June, 2005
Theory of architecture
Ахмадуллина Диана Дамировна
аспирант
Научный руководитель: кандидат архитектуры, профессор О.А. Шипицына
УралГАХА
,
СВОЕОБРАЗИЕ АРХИТЕКТУРЫ НЕОКЛАССИЦИЗМА В ГОРОДЕ МАГНИТОГОРСКЕ
Архитектура – это отражение истории страны, ее политических, экономических, социальных и многих других процессов. Архитектура меняется вместе с изменением общества, в пространственно-временных рамках отражая социальную структуру общества. ХХ столетие – эпоха постоянных изменений и потрясений в жизни России, это, естественно, отразилось в отечественной архитектуре.
Город Магнитогорск стал символом революционного переустройства общества, ярким отражением политики советского государства. Проектировали город такие архитекторы как Э.Май, А.Оль, Е. Левинсон, Г.Симонов как экспериментальную площадку для воплощения советской идеологии. Однако после 1932 года было официально разрешено только одно направление, ориентированное на исторические традиции классицизма.
Современная архитектурная наука проявляет повышенный интерес к архитектуре 30-50-х годов ХХ века. Особенно начинают привлекать внимание постройки неоклассицизма этого периода, возведенные в небольших провинциальных городах, таких как Магнитогорск. Это связано с тем, что архитектура таких небольших городов изучена недостаточно. Архитектура Магнитогорска периода 30-50-х годов развивалась не только под воздействием общих идеологических, социально-политических, экономических факторов, влияния центра, но и региональных условий.
Начало неоклассического направления советской архитектуры наглядно демонстрируется в застройке жилых кварталов Магнитогорска, расположенных на Уральской улице и с обеих сторон улицы Комсомольской. Архитекторы И.Метт и Т.Бутаева разрабатывали фасады жилых домов по примеру классической русской архитектуры. Если на улице Комсомольской жилые дома объединены в единый ансамбль рустовкой первых этажей и классической строгостью верхних, то ближе к улице Ломоносова, которая расположена параллельно ул. Комсомольской, те же архитекторы перевели фасады зданий в ампирную трактовку, дополнив их многочисленными тонко проработанными деталями. Именно здесь удалось найти образ жилого дома для социалистического промышленного города, каким был Магнитогорск
Однако расцвет неоклассицизма в понимании магнитогорских архитекторов был достигнут при проектировании главной магистрали северной части правобережья — проспекта Металлургов. Архитектура этой части города явилась ярким отражением теоретических направлений советского неоклассицизма. Гигантские темпы и масштабы нового строительства в послевоенный период были продиктованы, в том числе, и победой советского государства в Великой Отечественной войне. Поэтому не случайно в это время архитекторы обратились к образам Рима и эпохи Возрождения. Архитекторы осваивали труды Витрувия и Леон-Баттисты Альберти, Палладио и Росси, Кваренги и Баженова. Вновь пересматривались классические композиции, копировались трехлучевые схемы Петербурга и замыкание улиц доминантами зданий, хорошо просматриваемых в створе.
Стиль, расцвет которого пришелся на годы массового послевоенного строительства, вошел в историю как социалистический неоклассицизм. Обилие и разнообразие архитектурных деталей, элементов декора создает насыщенный эмоциональный фон в восприятии. Отличительной чертой применения классических архитектурных форм в эти годы становится их нарочитое упрощение, что способствовало монументализации архитектурного образа. Колонны «теряют» энтазис, а иногда и капитель, пропорции ордера утяжеляются, а композиции в целом приобретают членения крупного масштаба. Это черты неоклассицизма 1930-х годов. Уличные фасады, оболочка домов контрастируют с дворовыми. На уровне пластики зданий принципы неоклассицизма наиболее ярко проявились в деталировке, которая стала важным признаком стиля.
В архитектуре неоклассицизма Магнитогорска использовались разные ордерные системы, тематические барельефы (проспект Металлургов), скульптура, в некоторых сочетались реалистические изображения, орнамент, советская, государственная, военная символика, национальный герб, символика серпа и молота (фасады проспекта Ленина). Кроме того, особого внимания заслуживает изучение композиционного строя неоклассицизма, поскольку даже непросвещенный взгляд обнаруживает в этой архитектуре яркие и неповторимые формы, которые создают богатую пространственную палитру и обогащают историческую и современную. Всё это, а также массовость застройки периода 1930–1950-х годов, популярность стиля среди населения, преобладание неоклассицистических построек на наиболее важных участках города способствовало тому, что эти объекты до сих пор являются ведущим символом сталинской эпохи – это витрина деформированного, но социализма его своеобразные памятники.
Начиная 1954 г. принимается ряд постановлений и решений о смене направленности архитектуры, и после нескольких лет переходного периода в 1959 году с запретом на строительство нетиповых зданий без специального разрешения Госстроя СССР в формировании облика города окончательно утверждается другое направление – технологизм. Архитекторов обвиняют в излишествах и украшательстве. Это направление в архитектуре, взявшее верх после Всесоюзного совещания строителей, архитекторов и работников промышленности строительных материалов, строительного и дорожного машиностроения, проектных и научно-исследовательских организаций 1954 г. и Второго Всесоюзного съезда архитекторов 1955 г., не учитывало возросших запросов общества не только в индивидуальном жилье, но и в жилье качественном.
Однако в настоящее время имеет место возврат к историческим традициям в архитектуре. Поэтому есть необходимость изучения архитектуры периода неоклассицизма 30–50-х ХХ века в Магнитогорске для создания систематизированного каталога, альбомов архитектурных деталей, которые могут успешно использоваться в практике исторического направления современного зодчества.
References
1. Маклакова Т.Г. Архитектура двадцатого века. – М.: АСВ, 2001. – 200 с.
2. Федосихин В.С., Хорошанский В.В. Магнитогорск – классика советской социалистической архитектуры 1918-1991гг. – Магнитогорск, 2003.
3. Хмельницкий Д. Сталин и архитектура // WWW.archi.ru 2004
4. За широкую индустриализацию строительства по типовым проектам // Архитектура СССР. –1955. – №2. – С.1-4.
5. Второй Всесоюзный съезд советских архитекторов // Архитектура СССР. – 1956. – №. 1. – С.4-15.
Citation link
Ахмадуллина Д.Д. СВОЕОБРАЗИЕ АРХИТЕКТУРЫ НЕОКЛАССИЦИЗМА В ГОРОДЕ МАГНИТОГОРСКЕ [Электронный ресурс] /Д.Д. Ахмадуллина //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №2(10). – URL: http://archvuz.ru/en/2005_2/38
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная