Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (10) June, 2005

Architectural practice

Ожиганова Елена Алексеевна

аспирант.
Научный руководитель: профессор Т.Н. Корепина,
УралГАХА

,

"ЧЕЛОВЕКООРИЕНТИРОВАННОЕ" ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЖИЛИЩА

Жилище каждого человека должно соответствовать индивидуальным качествам его личности, порядку его собственной жизни. Для того, чтобы создать такое, необходимо изучить потребности, желания и увлечения всех членов семьи, уметь приспособить их к единому организму домашней жизни.

«Домашность» дома, как качество самого места проживания – квартиры – ощущается человеком, вызывая состояние психологического, физиологического, функционального комфорта в случае соответствия среды критерию домашности. Все, что не соответствует критерию домашности в собственной квартире, незамедлительно отражается на поведении и отношении человека к окружению. В то же время полное владение пространством, отгороженном от внешнего мира, раскрепощает сознание, дарит шанс творческой свободы и фантазии. Поэтому удачное архитектурное решение интерьера жилища, соответствующее спектру ожиданий, воспринимается как средовая устроенность.

Дом «переживается» как целостность, будучи связанным в целое лишь в ментальных представлениях, и это переживание всегда соотнесено с конкретными и доступными для всех обитателей квартиры местами жизнедеятельности. Поэтому среда обитания, содержащая в себе черты приватного, индивидуально освоенного, усилив личностность переживания, дает возможность человеку идентифицировать себя с ней. Следовательно, для достижения гармонического единства интересов каждого человека и всей семьи в квартире должны быть предусмотрены обособленные пространства, как для индивидуальных потребностей, так и для общесемейных, с изоляцией одних от других.

 Однако жилищная скученность, порожденная демократической традицией общежития, всегда оценивалась в нашей стране положительно до недавнего времени. В действительности пребывание в обществе повышенной плотности в настоящее время вызывает жалобы и нарекания, о чем свидетельствует множество примеров.

Бесспорно, каждому человеку требуется свое физическое пространство, предназначенное для удовлетворения своих потребностей. Это положение сегодня стало важнейшим не только в утилитарно-физическом, но им в психологическом отношении.

 Кроме того, следует обратить внимание еще на одну особенность «домашности» внутреннего пространства квартиры. Она проявляется в стремлении сознания к «овладению» пространством, в общей необходимости, пространственной «отгороженности», обособленности и других регуляторах уединенности; в необходимости комфортности среды и особого «порядка вещей», устойчивости пространственных и образных структур.

При этом положительные изменения средовых качеств, понятые через аспекты «домашности», выступают как проектный акт приведения среды к ценностям и нормам, ожидаемым, желаемым, живущим в культурном сознании. Следовательно, и предметно- пространственная среда должна обладать качеством точного соответствия человеческим потребностям, свойствам «пригнанности» к этим потребностям.

С помощью создаваемого и упорядочиваемого предметно-пространственного окружения человек совершенствует и свою собственную природу, изменения которой определяются уже не биологическими законами, а специфическими законами трудовой деятельности и социальными отношениями. Именно культура и упорядоченный ею предметный мир образует как бы вынесенный вовне генетический код, направляющий развитие человека. Отсюда значение «человеческого фактора», который всегда следует учитывать, при планировочной организации интерьера жилища.

Пренебрежение этим значением в практике архитектурного проектирования квартир в застойные 70-80-е годы породило массу непродуманных проектов, что и привело к соответствующим негативным последствиям.

Так, в улучшенных типовых проектах выявлен ряд характерных недостатков. Компактность планов домов достигалась ценой сквозного проветривания квартир в одну и две комнаты и неблагоприятной ориентацией части жилищ. Зачастую комнаты в квартирах имели неудачную конфигурацию. Общая комната, выполнявшая большую функциональную нагрузку, была еще и проходным распределительным помещением, что создавало ряд неудобств. Спальные – приватные помещения имели столь малые площади, что, расположив в них только самую необходимую мебель, человек вынужден был передвигаться в них боком. Отсутствие стенных шкафов и антресолей создавало ряд дополнительных неудобств: не было предусмотрено места хранения домашней утвари.

 Необходимость включения в общую полезную площадь квартир 50% площади летних помещений – лоджий, веранд (как этого требовали ранее действующие нормы проектирования СНиП и – Л 1 - 62) приводила к резкому сокращению подсобных помещений (кухонь, ванных комнат, передних, кладовых), из-за чего квартиры были недостаточно удобными в эксплуатации.

Наличие в некоторых жилых комнатах слишком узких оконных проемов приводило к недостаточному дневному освещению внутреннего пространства. Выход помещений квартиры только на одну сторону фасада не обеспечивал в помещениях необходимого проветривания. Низкие потолки (2,40 м) также не способствовали проявлению у обитателей положительных ощущений, давили на человека.

Площади кухонь принимались, как правило, до 6 квадратных метров для всех категорий семей, хотя практика эксплуатации квартир показывала, что кухня служит местом, где семья ежедневно завтракает, обедает, ужинает и где должно быть предусмотрено удобное место для размещения обеденного стола.

Ширина передней в 1,2 м и коридора в 90 см были недостаточны – затрудняли передвижку мебели и даже двоим людям находиться в прихожей и тем более переодеваться было практически невозможно.

Серии типовых проектов 121-ЦНИИЭП, 467А, 467АС, П-44, КОПЭ отличались главным образом конструктивно-технической характеристикой, а их архитектурно-планировочные решения были однообразными.

Типовые проекты недостаточно учитывали природно-климатические условия регионов страны. Существенным недостатком крупнопанельных домов, были бетонные трехслойные стеновые панели со сквозными ребрами, образующие теплопроводные включения, что приводило к их остыванию и промерзанию зимой.

Домостроительные комбинаты продолжали выпускать комплекты изделий для ограниченного набора домов, причем, качество строительных деталей и монтажа во многих случаях были невысокими. Шумоизоляция просто не выдерживает никакой критики.

Первые этажи, за небольшим исключением, использовались под жилье. Если учесть, что первый этаж исключительно низко отстоит от земли, а многие дома своими фасадами выходят на красную линию улиц с напряженным транспортным и пешеходным движением, то становится очевидно, что такая ситуация вызывала у жильцов ощущение дискомфорта, им приходилось изыскивать дополнительные средства изоляции от внешнего мира. Создаваемую архитекторами «жизненную среду» в таких домах скорее можно назвать «антижизненной средой».

Такая ситуация устойчиво сохранялась вплоть до середины 90-х годов. Сейчас положение дел в этом вопросе еще более противоречивое. С изменением политического строя в стране была разрушена система государственного обеспечения жилищем. Четко прослеживаются две линии: жилище элитное, выстроенное вне норм и стандартов, и так называемое муниципальное жилище для малообеспеченных, построенное на основе жестких планировочных ограничений.

Особой популярностью пользуется жилье в домах массовой застройки по относительно доступным ценам. Причем, «массовая» – не значит по типу «хрущевок», которые ветшают через 30 лет эксплуатации. «Массовое жилье 21 века – это практически квартира повышенной комфортности». Довольно смелое заявление, так как выявленные ошибки в проектировании жилища «улучшенной планировки» 90-х годов имеют место и в новых постройках.

Примером тому может служить проект 11-этажного 7-секционного жилого дома на ул. Радищева в г. Екатеринбурге, который будет выстроен к 2008 г.

В этом доме лифтовые и межквартирные холлы лишены естественного освещения и проветривания, сложная конфигурация помещений скажется при расстановке мебели. Однокомнатная квартира оказались зажатой с двух сторон выступающими частями фасада, а это означает, что эти квартиры будут чрезмерно затененными. В двухкомнатной квартире приватное помещение объединено с кухней, а не с гостиной, что было бы логичнее. К помещениям четырехкомнатной квартиры с двух сторон примыкают два лестничных марша – значит можно прогнозировать негативные последствия. В четырех и трехкомнатных квартирах имеется по два санитарных узла, но они сконцентрированы в одном месте, а целесообразнее было бы отнести один из них в приватную зону. Лоджии во всех квартирах имеют вытянутую трапециевидную форму, острые углы которой будут создавать дополнительное затенение.

В многосекционных красивой, оригинальной архитектуры домах также имеется ряд недостатков во внутренней планировке жилых ячеек.

3-х комнатная квартира
Общая площадь - 110 кв.м
Жилая площадь - 51,3 кв.м
3-х комнатная квартира
Общая площадь - 158,9 кв.м
Жилая площадь - 81,2 кв.м
2-х комнатная квартира
Общая площадь - 81,2 кв.м
Жилая площадь - 54,3 кв.м
4-х комнатная квартира
Общая площадь - 163 кв.м
Жилая площадь - 90,8 кв.м

 Так, в элитном клубном доме «Тихвин» в г. Екатеринбурге на ул. Сакко и Ванцетти, 99 в ряде жилых ячеек кухни расположены в глубине квартиры и лишены естественного проветривания и освещения. Квинтэссенция «особости» – пентхаус в 24-25 этажей в жилом комплексе «Кольцо Екатерины» в г. Екатеринбурге.Здесь сделана попытка обеспечить гибкую планировку квартир, при которой жестко закрепленными остаются только место входа, кухня и санитарный узел, а остальная площадь может члениться перегородками в соответствии с потребностями и пожеланиями жильцов. Это хорошо и в то же время плохо, так как некомпетентность заказчикав и беспринципность проектировщиков приводят в результате к отрицательным эффектам неорганизованности внутренних пространств.

В настоящее время зачастую внутренним пространством квартиры и его объемом интересуются как поводом для организации внешней формы. В этих условиях не проявляется должного профессионального внимания к специфическим особенностям организации интерьера, а именно к восприятию формы изнутри, как отдельного помещения, так и их последовательного соединения, сочетанию их по величине, соответствию функциональным особенностям процесса, остроте восприятия деталей, размещению оборудования. Композиционные средства и приемы, используемые для интерьерных форм, оказываются недостаточными.

Проектная культура по-прежнему оперирует предельно элементарными параметрами жилой среды. Казалось бы, что может быть лучше, чем проектировать без норм и ограничений? Однако, снятие ограничительных оков не привело, как ожидалось, к расцвету творчества, а скорее наоборот, качество проектных работ снизилось. Дело в том, что на смену диктату государства пришел диктат денег.

Не случайно, все чаще говорят об упадке проектного энтузиазма, «усталости проектирования». В связи с этим, возникло понятие проектной культуры, которая призвана способствовать совершенствованию профессиональной культуры и творческого самосознания проектировщиков. Возможно, как было отмечено А.Г. Раппапортом в его статье «Границы проектирования», это заставит обратить их внимание на собственную культуру, вместо того, чтобы взирать на окружающий мир как на культуру в «бактериологическом смысле слова».

Проектируя среду, в которой люди живут и работают, всегда следует помнить о том, что люди могут подвергаться положительным или отрицательным воздействиям в той мере, в какой используемые ими физические объекты соответствуют особенностям человеческого тела, сенсорной и двигательной системам их поведения. Любое жилище накладывает ограничение на его обитателей, и разработанная по соответствующим проектам среда обитания может облегчить или усложнить выполнение жизненных функций.

Распространение технологических методов и форм на все виды жизнедеятельности сталкивается с незримым препятствием, которое называется « глубочайшей антропологической инерцией дома». Очевидно, что «машинная цивилизация» и «домашняя цивилизация» («культура обитания») – феномены совершенно разные, если не противоположные.

А ведь до сих пор мало известно о том, что же такое феномен «обитания». Нет ни одного углубленного исследования самого «акта обитания», феномена чрезвычайно сложного, богатого, не сводимого только к утилитарному использованию дома, но сообщающего функциональному действию культурную и символическую значимость.

По замыслу своему жилище должно обеспечить такие условия проживания, где многочисленные связи с окружающей средой контролировались бы человеком, были подвластны ему. Так, в рисунке «Эгоцентрическое очертание пространства» человек изображен в центре создаваемой им (паутины) среды, он хозяин положения и управляет нитями-связями по своему желанию. В действительности все обстоит не так. Сегодня человек все чаще оказывается не хозяином положения, а жертвой, попавшей в густую паутину неблагоприятных факторов естественного и техногенного происхождения.

Там, где в проектировании жилища учет человеческих факторов сводится к минимуму, там чаще происходят заболевания и несчастные случаи. При такой практике эффективность и надежность функционирования жилища, на которые рассчитывали проектировщики, становится незначительной.

Возникновение эргономического проектирования, а также участие в проектировании потребителей явилось реакцией на несовершенство существующих методов проектирования современного жилища и на разработки новой технологии. Решение проблемы создания жилой среды, наиболее полно отвечающей современным требованиям повышения качества жизни, будет возможным только при масштабном использовании эргономики как научной основы архитектурного проектирования. По сути говоря, эргономика становится основой методологии средового проектирования, поскольку именно она является соединительным звеном между базовыми понятиями «среда» (как конечный продукт проектного творчества) и «человек» (как его заказчик и потребитель).

Проектирование жилища и ранее велось с учетом эргономических требований, но происходило это формально, а нередко и вообще игнорировалось, да и эргономические требования носили исключительно коррективный характер. Сложившаяся к настоящему времени ситуация вызвала к жизни возникновение так называемой проективной эргономики. Последняя призвана разработать научно обоснованный инструментарий эргономического проектирования системы «человек – предмет – среда» и нейтрализовать тенденцию рецептурной эргономики, ограничивающей роль творческого начала.

 Архитектурное проектирование жилища сталкивается с эргономическими проблемами при решении следующих задач:
- определение соотношения между архитектурными структурами и моделями организации пространства; размеры, форма и другие общие свойства пространства; организация маршрутов передвижения, отвечающих требованиям выполнения деятельности и ее эффективности, охраны труда и безопасности; совместимость деятельности людей и окружающей среды;
- основные типы мебели, принадлежностей и оборудования и их конструктивные характеристики, влияющие на выполнение деятельности; результаты деятельности и получаемое от нее удовольствие; расположение мебели, приспособлений и оборудования;
- группы людей и виды деятельности, требующие специальные типы мебели, принадлежностей и их размещения, а также связанные с этим аспекты охраны труда и безопасности;
- отделка внутренних поверхностей, оказывающая влияние на восприятие и деятельность человека; - влияние температуры, движения воздуха, влажности, звука, шума, освещения и климатических условий;
- влияние новой продукции и развивающейся технологии на характеристики жилища.

 Решение этих задач при проектирование интерьера жилища должно начинаться с критического анализа сложившейся ситуации, на основе анализа целей проектирования с учетом человеческих факторов, критериев и требований, а принципиальным ответом на этот вопрос является эргономическая программа, разработанная американским специалистом Дж. Е. Харриганом. Именно содержание этой программы, которая включает еще и две группы исследовательских методов, которые представляют различные способы ответов на поставленные вопросы, поможет усовершенствовать среду обитания с точки зрения потребителя.

Проектировщик не может считать, что знает достаточно о проектируемом объекте, пока не получит определенное представление о его особенностях в максимально полном объеме. Каждый пункт в эргономической программе охватывает четко обозначенный круг проблем. Программа рассчитана на то, чтобы помочь проектировщику уяснить, какое значение имеют пространство, оборудование, организованная среда обитания для потребителей и их деятельности, чтобы предотвратить создание неэффективных, несовершенных и небезопасных условий, дать потребителю возможность реализовать свой собственный выбор и, в сущности, достичь оптимальной для человека окружающей среды. Эргономическое проектирование по обозначенным целям, задачам и содержанию – человекоориентировано.

Человекоориентированное проектирование разрабатывает проекты оборудования, среды для человека с его возможностями и особенностями, потребностями и предпочтениями, обусловленными культурой проживания.

Можно сформулировать три основные цели человекоориентированного проектирования. Первая цель направлена на расширение человеческих возможностей, а для этого требуется, чтобы возможности человека были определены и изучены.

Вторая цель состоит в том, чтобы человекоориентированные проекты помогли преодолевать человеческие ограничения. Следовательно, необходимо определить указанные ограничения и разработать соответствующие компенсаторные механизмы.

 Третья цель состоит в том, чтобы благоприятствовать принятию проекта теми, кто будет работать над созданием жилой среды. Для этого необходим наиболее полный учет в процессе проектирования предпочтений и индивидуальных различий людей, которые будут действовать в предполагаемой жилой среде.

Требования к изучению деятельности человека в среде обитания, рассматриваемые ранее в проектной практике как побочный и непредсказуемый результат проектирования, впервые начинают целенаправленно учитываться и исследоваться адекватными методами и средствами с начальных этапов общего процесса проектирования.

 Человекоориентиованное проектирование не подменяет и не отменяет архитектурное проектирование, а обусловливает изменение стратегии архитектурной мысли.

На основе эргономической программы должны быть сформулированы принципы проектирования жилища. Первое: необходимо рассмотреть психологическое значение функциональных процессов, безопасность и прогнозируемость работы человека. Во-вторых, человек должен полностью контролировать ситуацию в среде обитания и функционирование оборудования. В-третьих, жилище следует разработать таким образом, чтобы предоставить жильцам выбор, как его использовать; должна быть заложена возможность оставаться свободными в формировании своих собственных методов работы. А для этого внутреннее пространство квартиры необходимо организовать таким образом, чтобы предоставить им такую возможность. Это подразумевает, что следует предусматривать не один, а несколько возможных способов выполнения определенной задачи.

Реализация рассмотренных принципов позволит решить основную задачу эргономического проектирования, направленную на создание комфортной среды обитания и оптимизацию деятельности человека в собственном жилье.

Задачи, решаемые в процессе проектирования, должны детализироваться, уточняться, корректироваться и дополняться при последовательном переходе от одного этапа к другому. При этом проектирование и формирование среды должно происходить с ориентацией на эргономические критерии качества среды, которым должны соответствовать все эргономические компоненты среды.

Архитектура совместно с эргономикой способны охватить частные вопросы проектирования жилого пространства на новом уровне, используя для этого новые приемы многомерного и многоуровнего исследования среды обитания.

Методы исследования в эргономическом проектировании условно можно подразделить на три группы: аналитические, экспериментальные и расчетные. В своем большинстве они тесно переплетены между собой и применяются одновременно, дополняя и обогащая, друг друга. Методы системно-эргономического подхода дают возможность более детально рассмотреть специфику интерьера жилища и очертить возможные каналы притока знаний из различных научных областей установить способы трансформации знаний для преодоления их несовместимости. Эргономические исследования подчинены задачам архитектурного проектирования, и их результаты отличаются от традиционных научных знаний тем, что ориентированы, главным образом, на преобразовательно-проектное действие.

На практике возможно применение нескольких организационных форм эргономического проектирования. В одних случаях проектировщики и конструкторы сами решают некоторые задачи эргономического проектирования по эргономическим стандартам, справочникам. В других случаях они привлекают к проектированию в качестве консультантов профессиональных эргономистов. И третья форма, когда организуются междисциплинарные группы из проектировщиков, эргономистов и ученых смежных научных дисциплин – социологов, конструкторов, технологов и других специалистов для решения эргономических задач проектирования систем «человек – предмет – среда».

Третья форма наиболее эффективна при условии, что цели эргономического проекта ясны и приняты всеми участниками междисциплинарной группы. Сложность работы такой группы состоит в достижении приемлемых компромиссов. Однако эффективность групповой деятельности будет низка, если входящие в группу эргономисты не имеют проектных установок, не владеют проектно-ориентированным инструментарием (методы, средства, практические навыки), если они не умеют вживаться в общий замысел проекта, не несут ответственности за проект в целом и за последствия его практической реализации.

Из всего сказанного видно, что намечается такая тенденция, при которой проектирование оказывается все менее направленным на сам разрабатываемый объект и все больше – на те изменения, которые должен претерпевать интерьер квартиры в ходе освоения его обитателями внутреннего пространства квартиры. В связи с этим вряд ли стоит заявлять о каком то существенном изменении в эволюции жилища будущего. По-видимому, правильнее говорить об увеличении многообразия типов жилой среды на основе всестороннего учета человеческого фактора.

Проектирование жилища все более и более будет апеллировать к человеку не как к объекту со стандартным набором известных параметров, а как к индивидуальности со сложным комплексом духовных потребностей. Поскольку в настоящее время индивидуализация жилища стала очевидна, необходимо такое разнообразие композиционных решений, которое в достаточной мере могло бы способствовать «самовыражению» каждого человека в интерьере своего жилища. Но критерием оценки «художественности» должен быть не рыночный спрос, а взыскательный вкус специалиста. Совершенствование типологических качеств интерьера жилища предполагает не только улучшение показателей конкретного типа квартиры, но и во все большей мере прогнозирование показателей социальной эффективности.

 Одухотворенность будет отличительным качеством проектов будущего. В развитии жилища начинается качественно новый этап, ориентированный на удовлетворение сугубо личных потребностей человека.

References

1. Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера. – М.: Архитектура, 2004. – С.42-43

2. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: учебник. – М., 2001.

3. Чавойски Р., Першивы И. Наш дом. – Братислава,1988.

Citation link

Ожиганова Е.А. "ЧЕЛОВЕКООРИЕНТИРОВАННОЕ" ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЖИЛИЩА [Электронный ресурс] /Е.А. Ожиганова //Архитектон: известия вузов. – 2005. – №2(10). – URL: http://archvuz.ru/en/2005_2/52 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2005
Views: 70