Ural State University of Architecture and Art

ISSN 1990-4126

Architecton: Proceedings of Higher Education №2 (14) June, 2006

Theory of architecture

Babich Vladimir N.

DSc. (Engineering),
Senior researcher of the Research Unit,
Ural State University of Architecture and Art

Russia, Yekaterinburg, e-mail: v.n.babich@mail.ru

АЛГОРИТМ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ИЗУЧАЕМУЮ ПРОБЛЕМУ

Abstract

Диаграмма «причина-следствие» позволяет выявить и сгруппировать условия и факторы, влияющие на изучаемую проблему. Это инструмент для обработки и анализа вербальной (словесной) информации, получаемой обычно в ходе коллективного обсуждения возникающей проблемы.

Диаграмма «причина-следствие» (п-с), или как ее называют по имени автора схема Исикавы (Ишикавы), позволяет выявить и сгруппировать условия и факторы, влияющие на изучаемую проблему. Это инструмент для обработки и анализа вербальной (словесной) информации, получаемой обычно в ходе коллективного обсуждения возникающей проблемы. Сама диаграмма представляет собой ветвистую структуру (рис.1), напоминающую рыбий скелет.
 

Рис.1.  Схема Исикавы
 

Порядок построения диаграммы «п-с» можно представить в виде следующего алгоритма:

  • определение и формулировка проблемы, которая подлежит изучению и анализу;

  • определение главных причин, влияющих на проблему;

  • определение дополнительных причин, влияющих на проблему;

  • оценка и анализ главных и дополнительных причин, влияющих на проблему при помощи сбора дополнительных данных для более полного исследования;

  • анализ технологического процесса.

Четко определите и сформулируйте проблему, подлежащую изучению или анализу. Таким образом возникает задача, которая предполагает необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно недоступной цели. Для того, чтобы понять задачу, нужно знать, что представляет собой неизвестное, что дано и в чем состоит условие.

Объектом наших поисков может оказаться неизвестное любой природы или раскрытие истины, относящейся к любому виду вопросов: наша задача может быть теоретической или практической, серьезной или нет.

Чтобы решить ее, мы должны составить хорошо продуманную, согласованную схему операций (логических, математических или материально-обеспечивающих), начинающуюся с условия (предпосылки, причины) и заканчивающуюся заключением (следствием), ведущую от данных к неизвестному, от объектов, находящихся в нашем распоряжении, к объектам, которые мы собираемся достичь.

Далее мы попадаем на уровень связей. При графическом представлении решения элементы задачи (неизвестное, данные, вспомогательные неизвестные) символически обозначаются прямоугольниками, а соотношения, связывающие эти элементы – линиями, соединяющими эти прямоугольники. Таким образом, если проблема определена, то зафиксируйте ее на схеме и проведите стрелку к ней (рис.2).

Рис. 2.  Фиксирование проблемы
 

Определите главные причины (наиболее существенные факторы, причины первого порядка), влияющие на проблему. Это позволяет определить структуру основных причин, влияющих на проблему, и сформировать основу диаграммы «причина-следствие».

В общем случае на любую проблему обычно влияет, как минимум, семь основных причин:

  • руководство процессом (менеджмент);

  • исполнитель работ;

  • технологический метод;

  • исходные материалы и сырье;

  • оборудование и инструмент;

  • средства и методы контроля результатов;

  • рабочая или окружающая среда.

Например: застройка свободного участка города. Где именно? Познакомить всех участников подробно с помощью видео-, фотосъемки, вербального описания и выяснить их значимость и интерес.

Другими словами, для определения главных причин, влияющих на проблему, следует получить вполне определенную информацию от всех заинтересованных сторон по данному вопросу через их ответы на следующие вопросы:

  • обосновать функциональное назначение будущего здания;

  • выбор архитектурного стиля сооружения;

  • выбор высоты сооружения;

  • согласование (экологи, пожарники и т.д.);

  • применение строительных технологий;

  • средства контроля со стороны города, заказчика, ген. подрядчика;

  • применение строительных материалов;

  • влияние заказчика (администрации города и других заинтересованных лиц) на решаемую проблему.

Определение дополнительных причин (причин второго и следующих порядков) через анализ каждого из основных факторов. Необходимо направить усилия на то, чтобы установить все возможные дополнительные причины, которые создают изучаемую проблему. Подпричины (причины второго и более высоких порядков) должны быть отражены на диаграмме. Важно помнить, что в момент обсуждения должны предлагаться только причины, а не их решения. Каждая дополнительная причина должна быть отражена на диаграмме.

На рисунке 3 приведен пример диаграммы «причина-следствие» анализа ошибок при строительстве здания, включающий в себя главные и дополнительные причины.

Рис. 3. Диаграмма «причина-следствие»
 

Анализ ошибок должны осуществлять все заинтересованные лица, начиная от менеджмента и заканчивая теми, кто будет эксплуатировать это здание. В рассмотренном примере выделены семь главных факторов (причин, сфер), которые могут способствовать возникновению ошибок:

  • технологический метод;

  • материалы;

  • менеджмент;

  • оборудование;

  • исполнитель работ;

  • средства и методы контроля результатов работы;

  • условия работы, рабочая или окружающая среда.

Затем они подразделяются на причины второго и третьего порядков, которые выясняются после обсуждения с помощью анализа полученных результатов. Для окончательной оценки выявленных причин, необходимо некоторое время, чтобы осмыслить, взвесить, уточнить полученную информацию и классифицировать ее. После того, как диаграмма построена и факторы (причины), влияющие на проблему, определены, приступают к анализу факторов, которые включают в себя следующие шаги:

  • факторы ранжируют по значимости (по силе влияния на причину-следствие). Для этого может быть использован, например, метод диаграмм Парето;

  • определяются факторы, которые следует скорректировать, и устанавливается количественный уровень, до которого они могут быть доведены;

  • разрабатываются формы документов для слежения за корректируемыми факторами. Например, для этого могут быть использованы контрольные карты;

  • устанавливаются отделы, участки и лица, ответственные за корректировку фактов и наблюдение за ними.

Причины исследуемой проблемы должны быть оценены и проанализированы. Для этого может потребоваться сбор дополнительных данных, чтобы убедиться в том, насколько существенно влияние выявленных причин на проблему, верно ли определены причины, на которые следует обратить внимание в первую очередь, отследить эффект воздействия на эти причины, т.е. оценить улучшение.

При сборе дополнительных данных каждая из первоначально выявленных причин может быть исследована более подробно с помощью таких вопросов:

  • кто влияет на эту причину;

  • где, в каком месте;

  • когда, т.е. в какое время;

  • почему это важно;

  • как влияет эта причина: положительно или отрицательно (например, включить музыкальный фон и т.д.).

Другими словами, в случае, когда использование диаграммы «причина-следствие» не приведет сразу к обнаружению истинных причин проблемы, то каждая из первоначально выявленных (идентифицированных) причин должна быть исследована более подробно с помощью таких вопросов: кто, где, когда, почему, как – в отношении к каждой причине. При таком подходе каждая из причин становится следствием (проблемой) в новой диаграмме «причина-следствие». Проиллюстрировать сказанное можно, вернувшись к примеру диаграммы «причина-следствие» строительства здания. Из семи основных причин для дальнейшего анализа был выбран исполнитель работ, как наиболее вероятностная причина, сильно влияющая на проблему качества строящегося здания.

 Схема (рис.4) иллюстрирует этот подход. Процедура отбора и анализа отдельных факторов может быть использована, чтобы снять бесполезные для улучшения наслоения и дойти до сути проблемы (подобно тому, как мы, например, чистим лук).
 

Рис.4.  Диаграмма «причина-следствие» для фактора обучение персонала.
 

Диаграмма «причина-следствие» может быть использована для анализа технологического процесса, представляющего собой цепочку последовательных действий (операций, шагов). В этом случае часто неясно, какое событие или какой шаг процесса является главной причиной проблемы.

В качестве примера (рис.5) приведена диаграмма «причина-следствие» для анализа процесса изготовления бетонных блоков.

Рис.5. Изготовление бетонного блока.
 

Каждый шаг процесса исследуется на возможные причины. После того как причины, связанные с каждым шагом процесса, определены, выявляются и определяются основные причины изучаемой проблемы.

Каковы эти причины:

  • пропорции;

  • средства измерения (дозатор);

  • ингредиенты: цемент, песок, добавки, вода, арматура;

  • технологический узел: срок службы, наладка, тех. обслуживание, технология (скорость, время);

  • застывание (время, температура).

В заключение отметим, что диаграмму «причина-следствие» следует использовать как структурированную основу для координации коллективных действий (как алгоритм действия) по выявлению и разрешению проблемы.

Если процесс стабильный, то она поможет организовать и скорректировать усилия по улучшению процесса. Если процесс хаотичен (нестабилен) то диаграмма «причина-следствие» поможет найти факторы и области, которые помогут стабилизировать процесс. Изучение проблемы всегда следует начинать с построения диаграммы «причина-следствие».

Citation link

Бабич В.Н. АЛГОРИТМ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ИЗУЧАЕМУЮ ПРОБЛЕМУ [Электронный ресурс] /В.Н. Бабич //Архитектон: известия вузов. – 2006. – №2(14). – URL: http://archvuz.ru/en/2006_2/11 


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons "Attrubution-ShareALike" ("Атрибуция - на тех же условиях"). 4.0 Всемирная


Receipt date: 29.06.2006
Views: 63